Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отмена нейтрализации Чёрного моря ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Таким образом, осенью 1870 г. создалась ситуация, позволившая покончить с самым тяжёлым для России условием Парижского мира - запретом держать флот на Чёрном море. Это стало возможным после поражения Франции в войне с Пруссией. В результате самый мощный участник антирусской коалиции в Крымской войне - Вторая империя - был сокрушён. Обычно внимание России к режиму Чёрного и Азовского морей объясняется экономическими причинами. Это имеет некоторые обоснования. Вывоз хлеба через черноморские порты действительно постоянно увеличивался. Если в 1856 - 1860 гг. через них прошло 77,1% всего русского экспорта пшеницы (в среднем по 29,4 млн. пудов в год), то в 1860 - 1865 гг. эти показатели составили соответственно 80,4% (65,5 млн. пудов в год), а в 1866 - 1870 гг. - 85% [17, с. 23]. Но право иметь флот на море и укрепления по его берегам вряд ли могли защитить русскую торговлю: она могла быть блокирована простым закрытием Босфора. Поэтому правильнее будет сказать, что Россия преследовала военно-стратегические цели. Право на вооружение в этом регионе прежде всего усиливало оборону России от угрозы со стороны морской державы, которая могла владеть круглогодичной инициативой при нанесении удара на прибрежном пространстве почти в 2 тыс. км. Превращение Чёрного моря в театр боевых действий автоматически ставило на грань войны и русско-турецкие отношения, что превращало Османскую империю в заложника противоречий между Лондоном и Петербургом [1, с. 283]. В августе 1870 г. русский посол в Турции граф Н.П. Игнатьев в переговорах с великим визирем Али-Пашой поставил вопрос об отмене ограничений на Чёрном море на основе русско-турецкой договорённости. Турция медлила с ответом, поскольку великий визирь придерживался французской ориентации и совсем не ожидал быстрого разгрома Франции. Горчаков не хотел ждать окончания франко-прусской войны, потому что не слишком доверял благодарности Бисмарка. Он торопил решение вопроса об ограничительных статьях 1856 г. «Строить политический расчёт на сантиментах значило бы предаваться иллюзиям», - писал Горчаков в докладе Александру II [17, с. 177]. (27) октября в Царскосельском дворце состоялось заседание под председательством Александра II, на котором обсуждался вопрос о возможных действиях России. Император выступил с речью о необходимости отмены тяжёлых для России постановлений Парижского мира. И снова, как и в ноябре 1866 г., министр финансов Рейтерн рекомендовал занять крайне осторожную позицию. Его поддерживал и министр внутренних дел А.Е. Тимашев. Военный министр Милютин рекомендовал ограничиться только заявлением о восстановлении прав России на Чёрном море, чтобы не возникло необходимости применять силу в случае отказа Румынии подчиниться этому решению. В результате было решено отказаться от выдвижения требования о возврате Южной Бессарабии и об отмене демилитаризации Аландских островов, чтобы избегнуть осложнений, могущих привести к европейскому конфликту [8, с. 77].
(31) октября Горчаков отправил в ведущие европейские державы циркулярную ноту, где извещал, что ввиду многих нарушений Парижского мира 1856 г., совершённых другими державами, Россия больше не намерена соблюдать этот договор, в первую очередь статью о запрете содержать флот на Чёрном море. Циркулярная нота была отправлена в Великобританию, Австро-Венгрию, Италию, Турцию и Францию [14, с. 215 - 216]. В Пруссию депеша отправлена не была, поскольку ещё в 1866 г. Вильгельм обещал России поддержку в решении вопроса об отмене нейтрализации Чёрного моря в обмен на дружественную позицию России в австро-прусской войне. В телеграмме от 9(21) сентября 1870 г. Бисмарк признавал справедливость российских претензий [14, с. 216]. Реакция на русский циркуляр была повсеместно отрицательной, но наиболее резкой она была со стороны Великобритании. Пруссия также была недовольна, поскольку Горчаков выбрал для своей акции момент, выгодный России, а не Пруссии: её войска в это время оказались надолго скованы осадой Парижа. Пруссия же хотела отложить решение этого вопроса до конца войны с Францией. Однако великие державы не могли договориться о совместных мерах по противодействию России, поскольку ни одна из них не желала оказаться в одиночку втянутой в вооружённый конфликт с ней. Пруссия, хотя и была недовольна инициативой Горчакова, всё же не пошла на обострение отношений с Россией, поскольку, как уже говорилось выше, в данный период это был единственный союзник Пруссии. Как и предсказывал на Царскосельском совещании Горчаков, реакция на его депешу ограничилась «войной на бумаге» [8, с. 77].
Великобритания, хотя и протестовала, не могла ничего сделать, поскольку была лишена континентального союзника. Обладая мощным флотом, англичане имели сравнительно немногочисленную армию метрополии (около 100 тыс. чел.), возможность выделения экспедиционных сил из англо-индийской армии была незначительной (около 5 тыс. чел.) [1, с. 284]. Не имея возможности рассчитывать на поддержку Парижа и Вены, не желавшей вступать в войну, Лондон обратился за поддержкой к Берлину. Правительство Великобритании отправило запрос Бисмарку о том, намерен ли Северо-Германский союз присоединиться к конвенции от 16 апреля 1856 г. о сохранении ограничительных статей Парижского мира. Этот шаг британской дипломатии вызвал удивление Бисмарка, который считал выступление России несвоевременным и был более всего заинтересован в окончании войны с Францией. Предложение Великобритании было невыгодным для Пруссии: получалось, что она должна была объединиться со страной, которую она только что разбила и с которой продолжала вести войну, чтобы помешать своему единственному союзнику восстановить права на укрепление собственной территории во имя интересов Великобритании. Поэтому не удивительно, что на предложение британской стороны последовал категорический отказ, а на запрос о возможном нейтралитете Берлина в случае ухудшения русско-британских отношений был дан самый неопределённый ответ [1, с. 284]. Глава английского правительства Гладстон осознал бессилие английской дипломатии в сложившихся условиях и не допустил разрыва с Россией. Он решил выступить с позиций международного права: изменить договор только с общего согласия держав, его подписавших [14, с. 220]. Горчаков ответил, что в новых политических условиях в Европе Россия не может оставаться единственной державой, связанной неравноправным договором, который никто больше не соблюдает. Гладстону были сделаны успокоительные заявления о том, что Россия не собирается немедленно начинать восстановление флота на Чёрном море: у неё на это не было средств. В итоге было решено созвать в Лондоне конференцию, чтобы обсудить требование России об отмене нейтрализации Чёрного моря [14, с. 221]. (17) января 1871 г. конференция начала свою работу. Переговоры шли тяжело. Османский посол Мусурус настаивал на сохранении нейтрализации, поскольку это было очень выгодно для Турции, обладавшей флотом в Средиземном и Мраморном морях. Австрия предлагала в качестве компенсации предоставить Турции право открытия проливов и ввести в Чёрное море эскадру союзников, пропорциональную русским силам. Предполагалось также создать базу союзников в Синопе. Турция сочла это посягательством на свой суверенитет. Тогда австрийцы предложили увеличить число судов союзников в устье Дуная. Наконец, 1(13) марта был подписан акт, отменявший статьи 11, 13 и 14 Парижского договора. Был снят запрет на существование в Чёрном море русского и турецкого флота. Принцип закрытия проливов в мирное время был подтверждён с одной оговоркой: Турция получала право пропускать корабли союзных держав, если считала это нужным для осуществления положений Парижского трактата [15, с. 501 - 505].
Эта оговорка была принята под давлением Англии и имела открытую антирусскую направленность. Чёрное море открывалось для торгового судоходства всех стран; деятельность Дунайской комиссии продлевалась и регламентировалась; сохранялись и некоторые другие положения Парижского трактата. Успех, достигнутый российской дипломатией, был очень значительным: ей удалось избавиться от самого тяжёлого и позорного условия Парижского договора. Программа Горчакова была выполнена. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После прочтения первой главы курсовой работы следует сделать такие выводы: . Парижский мир поставил Россию в сложное внешнеполитическое положение. Он стал решающим фактором, оказывавшим влияние на внешнюю политику России в последующий период; . назначение Горчакова на должность министра иностранных дел способствовало выходу русской на качественно новый уровень развития; . внешнеполитическая программа Горчакова была удачной и единственно возможной в сложившихся условиях. Она не могла дать быстрых результатов, однако обеспечивала устойчивое положение России на международной арене; . первоначально Россия сделала ставку на союз с Францией. Во второй половине 1850-х гг. она успешно развивала сотрудничество с этой страной, что было обусловлено совпадением их интересов по ряду вопросов; . в конце 1850-х гг. начинается охлаждение отношений с Францией, вызванное тем, что Франция не выполнила своих обещаний о пересмотре условий Парижского мира в обмен на благожелательный нейтралитет России в австро-франко-итальянской войне 1859 г. Однако окончательного разрыва пока не происходит; . последним проявлением сотрудничества Франции и России были их совместные действия во время событий 1861 - 1862 гг. на Балканах. В целом можно сказать, что сотрудничество с Францией ограничилось лишь частными вопросами: поддержкой Черногории против османской агрессии, содействием образованию Румынского княжества, урегулированием сербо-турецких конфликтов и т.д.; . окончательный удар по сотрудничеству России и Франции нанесло польское восстание 1863 - 1864 гг. Дипломатическая интервенция Англии, Франции и Австрии привела к резкому обострению русско-французских отношений. Одновременно наметилось сближение России с Пруссией, первым проявлением которого стала Альвенслебенская конвенция;
. в связи с польским восстанием Россия оказалась почти в полной международной изоляции, и существовала угроза войны с коалицией европейских держав, к которой Россия не была готова. Но благодаря умелым действиям Горчакова и дипломатической поддержке со стороны Пруссии и США Россия смогла избежать войны. На основании прочтения материала второй главы можно выделить следующие важные моменты: . начиная с 1863 г., Россия берёт курс на развитие сотрудничества с Пруссией. При этом до 1867 г. предпринимаются попытки возобновить союз с Францией; . сообразуясь с новой внешнеполитической линией, Россия занимает благожелательный нейтралитет в войне Австрии и Пруссии против Дании и в австро-прусской войне. Ослабление Австрии было выгодно для России, поскольку она была одним из несущих звеньев «Крымской системы»; . в 1866 - 1867 гг. петербургский кабинет готов был поддержать притязания Франции на расширение восточных границ за согласие на пересмотр Парижского мира. Последней попыткой договориться с Францией можно считать поездку Александра II и Горчакова в Париж в июне 1867 г. Однако она не дала результатов: непримиримая позиция Наполеона III не позволяла даже начать конструктивный диалог по данному вопросу. После этого стало окончательно ясно, что добиться отмены ограничительных статей через союз с Францией не получится; . крупным успехом русской дипломатии стало создание в 1865 - 1867 гг. Балканского союза, включавшего почти все страны данного региона. В 1867 - 1868 гг. существовала перспектива всеобщего восстания балканских народов. Однако Россия не была готова к внешнеполитическим потрясениям и придерживалась принципа невмешательства, оказывая поддержку балканским странам деньгами, оружием и дипломатическими действиями. В силу ряда внешних и внутренних факторов Балканский союз оказался недолговечен, однако сама идея такого союза не утратила своей актуальности; . в 1866 г. перед Россией существовала возможность поднять вопрос об отмене ограничительных статей, однако из-за экономической и военной слабости России данную акцию решили отложить на более поздний срок; . в 1866 - 1868 гг. Россия идёт на дальнейшее сближение с Пруссией, что было вызвано не столько династическими связями, сколько обещанием Пруссии поддержать требование России об отмене нейтрализации Чёрного моря за благожелательный нейтралитет России. Основные выводы к третьей главе: . в войне Франции и Пруссии Россия заняла нейтралитет, как и обещала по договору 1868 г. В начале войны Россия, как и многие другие европейские страны, переоценивала военную силу Франции и опасалась её победы; . чрезмерное ослабление Франции было невыгодно России, однако победа Франции в союзе с Австро-Венгрией была бы ещё более невыгодной. Она привела бы к увековечению тяжёлых условий Парижского мира, а возможно, и к очередному обострению польского вопроса; . Горчаков выбрал удачный момент для того, чтобы добиться отмены ограничительных статей: Пруссия была ещё связана войной и не могла уклониться от принятых обязательств;
. Лондонскую конференцию можно с некоторыми оговорками назвать крупным дипломатическим успехом России. Она восстановила себя в качестве великой державы и получила возможность активизировать свою внешнюю политику. Подводя итог внешней политике России в 1856 - 1871 гг., можно сделать вывод, что в целом она была правильной, несмотря на некоторые просчёты. Безусловно, огромный вклад в дипломатические успехи России внёс А. М. Горчаков. Он реалистично оценивал международную обстановку и проявлял гибкость в наиболее сложных ситуациях. Благодаря этому Россия сумела избежать участия в крупных военных конфликтах и сохранить внутреннюю стабильность. Всё это привело к бескровной отмене ограничительных статей Парижского мира в 1871 г. Этот успех был достигнут дорогой ценой - согласием на объединение Германии и образование милитаристской Германской империи, представлявшей потенциальную угрозу для интересов России, Англии и Франции. Однако следует признать, что реальных исторических альтернатив в тот период не было. Поддержка действий Пруссии была единственным шансом для России добиться отмены нейтрализации Чёрного моря. Поэтому было бы несправедливо обвинять российскую дипломатию в недальновидности. Горчаков прекрасно отдавал себе отчёт в том, насколько опасным может оказаться усиление Пруссии, и сделал всё возможное, чтобы Франция не была слишком ослаблена. Это проявилось и в дальнейшем, во время «военной тревоги» 1875 г., когда Россия не допустила очередной войны между Францией и Германией. Однако предпосылки для тесного сближения России с Францией в то время ещё не сложились. В силу ряда причин Россия продолжала укреплять свои отношения с Германией. Это было обусловлено сохранявшимися англо-русскими противоречиями в Средней Азии и потребностью России в обеспечении безопасности своих западных границ. Всё это привело к заключению в 1873 г. «Союза трёх императоров» [].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айрапетов О. Р. Внешняя политика Российской империи (1801 - 1914). - Москва, Европа, 2006. - 668 с. 2. Бисмарк О. фон Ш. Мемуары князя Бисмарка/предисловия, примечания и перевод М. Полтавского. - Санкт-Петербург, Вестник иностранной литературы, 1900. - 232 с. . Бухаров Д. Н. Россия и Турция. - Санкт-Петербург, типография Ф. С. Сущинского, 1878. - 238 с. 4. Вяземская Е.К. Россия и Балканы (конец XVIII в. - 1918 г.). - Москва, ИСБ, 1990. - 249 с. 5. Гросул В.Я. Россия и формирование румынского независимого государства. - Москва, Наука, 1969. - 267 с. . Дегоев В. В. Кавказ и великие державы. 1829 - 1864 гг. - Москва, Рубежи XXI, 2008. - 551 с. . Дегоев В. В. Кавказский вопрос в системе международных отношений 30 - 60-х гг. XIX в. - Москва, 1988. - 420 с. . История внешней политики России. Вторая половина XIX в. - Москва, 1997. . Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX в. - Москва, Высшая школа, 1974. - 280 с. . Киняпина Н. С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России (вторая половина XVIII - 80-е гг. XIX в.). - Москва, МГУ, 1984. - 328 с. 11. Лопатников В. А. Пьедестал: Время и служение канцлера Горчакова. - Москва, Молодая гвардия, 2004. - 341 с. . Маниковский А.А. Боевое снабжение русской армии… Ч. 2 - Москва, 1922. 13. Международные отношения на Балканах. - Москва, Наука, 1974. - 331с. . Международные отношения на Балканах.1856 - 1878 гг. - Москва, Наука, 1986. - 414 с. . Мартенс Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. XV. - Санкт-Петербург, 1909 16. Милютин Д. А. Воспоминания. 1863 - 1864. - Москва, 2003. . Нарочницкая Л.И. Россия и отмена нейтрализации Чёрного моря. 1856 - 1871 гг. - Москва, Наука, 1989. - 222 с. 18. Россия и восточный кризис 70-х гг. XIX в. - Москва, МГУ, 1981. - 224 с. . Россия и Франция. XVIII - XX вв. - Москва, Наука, 1995. - 366 с. . Россия и Черноморские проливы (XVIII - XX вв.) - Москва, Международные отношения, 1999. - 556 с. . Рыжова Р. И. Русско-французские отношения в Европе после Крымской войны (1856 - 1859 гг.). - Москва, 1964. 22. Семанов С. Н. А. М. Горчаков - русский дипломат XIX в. - Москва, Соцэкгиз, 1962. - 115 с. . Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI - XIX вв. - Москва, 1958. - 244 с. 24. Хитрова Н. И. Черногория в национально-освободительном движении на Балканах и русско-черногорские отношения в 50 - 70-х гг. XIX в. - Москва, Наука, 1979. - 336 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.041 с.) |