Право как фактор социальной регуляции поведения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право как фактор социальной регуляции поведения личности



Самостоятельная работа 1.

Право как фактор социальной регуляции поведения личности

Правовая социализация и социальная справедливость.

       Социализация личности — процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в ходе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненные установки. Такая ценностно-нормативная ориентация личности формируется путем политического, трудового, нравственного и правового воспитания.

       Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.

       Высшим уровнем социализации личности является ее самореализация. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

       Социальная справедливость в значительной степени предоставляет возможности для самореализации личности в данных общественных условиях, что приводит к достижению социальной гармонии.

       Процессы формирования, социализации и самореализации личности диалектически противоречивы. Они отражают различные социальные коллизии, противоречия в борьбе отцов и детей, консервативного и прогрессивного, гуманного и агрессивного, стратегического и тактического, альтруизма и эгоизма и т. д. Эти и другие противоречивые тенденции присущи не только отдельному человеку, но и социальным группам, другим общественным формированиям.

       Понятие «социальная справедливость» характеризует как социальные достижения, так и социальные задачи, которые предстоит решать, чтобы привести всю систему общественных отношений к социальной гармонии.

       Преимущество одной общественной системы перед другой состоит в конечном счете в ее способности привести в действие стимулы, побуждающие каждого человека в полной мере раскрыть и использовать свой человеческий потенциал. Путь к этому один: поставить всех людей в такие условия, когда бы интересы отдельной личности, коллектива и общества максимально совпали. По сути дела, степень такого совпадения указывает на степень зрелости общества.

       Социальная справедливость — понятие многоплановое, весьма емкое. Но главное, что отражено в нем, — это представление о должном, соответствующем сущности общественного строя, — человечности целей и средств общественного развития.

 

Виды правосознания

- Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

- Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

- Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

- Массовое — правосознание обширных масс людей.

- Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Функции правосознания

- Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

- Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

- Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

- Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

 

Самостоятельная работа 2.

Проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп

Организованные преступные группы (ОПГ) и их психологическая характеристика.

       Борьба с организованной групповой преступностью — одна из актуальных проблем современного общества. Понимание социально-психологических особенностей возникновения и функционирования различных преступных групп (группировок), сообществ (преступных организаций), объединений преступных групп, созданных для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, внутригрупповых динамических процессов, происходящих в них, правильная психологоправовая, криминалистическая оценка их преступной деятельности является необходимым условием разработки наиболее эффективных приемов и методов борьбы с ними.

       Виды преступных групп.

       В зависимости от степени организованности, условий возникновения различают следующие виды преступных групп:

А. Случайные преступные группы, состоящие из двух и более исполнителей, совершающих преступления без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК), имеющие самый низкий уровень психологической сплоченности, возникающие спонтанно, случайно, нередко в неожиданно сложившейся обстановке. Поэтому такие группы называют еще диффузными.

       Общая характеристика преступной группы.В современной криминологии под традиционной преступной группой понимают неофициальную общность людей, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей. Преступная группа - это разновидность малой группы и при ее описании целесообразно обращать внимание на характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии. К ним относятся: численность и состав участников, организованность и структура, ценностные ориентации и групповые нормы, особенности взаимоотношений внутри группы и с другими сообществами, содержание деятельности.

       Нижний предел численности преступной группы определен уголовным законодательством: «совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления»6. Верхний предел численности некоторых организованных преступных групп достигает более 1000 человек.

Многие социальные психологи утверждают, что численность группы существенно не влияет на особенности проявления социально-психологических феноменов, однако криминальная практика это опровергает. При увеличении численности преступной группы возрастает не только ее криминальная опасность, но усиливаются взаимное влияние, внушаемость, чувство принадлежности, уверенность в себе и т.п. Увеличение численности группы предъявляет более высокие требования и к ее организованности, необходимости координировать действия ее членов.

Состав участников группы можно характеризовать такими параметрами: возраст, пол, национальность, криминальный опыт, социальный статус и т.п. В условиях социальной нестабильности общества возрастают детская безнадзорность, бродяжничество, попрошайничество и другие социальные пороки. Поэтому число криминальных групп несовершеннолетних растет.

Самостоятельная работа 3.

Психология осужденных.

Психология освобожденных.

Понятие реадаптацииосвобожденных. термин «реадаптация» возник в западной научной мысли.

Причем, как отмечается в литературе, терминология, определяющая направленность накопленных знаний по проблеме использования понятия «реадаптация», берет начало в Англосаксонских странах.

Чаще всего, термин «реадаптация», используется во Франции и странах французского языка. Там преобладает следующее понятие о реадаптации: реадаптация (readaptation) понимается как восстановление приспособляемости, в отличии от понятия «реабилитация» - восстановление утраченного.

По сути, реадаптация, в отличие от реабилитации, предполагает более активное участие в этом процесс объекта, на которого направлены усилия

Реадаптация, в ходе современных представлений системного подхода, понимается как динамическая система взаимосвязанных компонентов, которую нельзя свести к каким-либо 1-2 методам воздействия, в то время как реадаптация есть и то и другое (и метод и цель). По сути социальная реадаптация представляет социальную систему, объединяющую в себе медицинскую, психологическую и социальную модели.

Однако, существует и представление о сути реадаптации как одного из трех (3) этапов реабилитации:

1. Терапевтическое восстановление;

2. Реадаптация;

3. Реабилитация

Цель реадаптации в таком случае понимается как – восстановление личного и социального статуса индивида.

Существует также представлении о социальной реадаптации как об этапе психической адаптации

Также в литературе выделяют следующие принципы реадаптации:

Принципы реадаптации:

1. Принцип единства психологических, медицинских и социальных механизмов воздействия;

2. Принцип разноплановости

Этот принцип предполагает существование и взаимодействие различных сфер в которых протекают процесс реадаптации. Основа системы реадаптации – перестройка системы отношений личности и одновременно как бы приспособление индивида к основным сторонам жизни.

3. Принцип партнерства. Предполагает опосредование личностью всех воздействий и мероприятий. Стержневое содержание всех реадаптационных принципов – апелляция к личности

4. Принцип ступенчатости реадаптации, предполагает постепенный переход от одного реадаптационного мероприятия, к другому, от одной формы

Задачей реадаптации, является приспособление индивида на том или ином уровне, к условиям внешней среды, восстановление приспособляемости. Одним из главнейших методов реадаптации, является восстановление социальной активности личности.

В своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения понятия «реадаптация»:

Реадаптация — процесс повторного включения индивида в общественный контекст, восстановления приспособляемости и формирования у него компенсаторных социальных навыков после нарушения социальных контактов. были нарушены.

Теперь перейдем к определению понятия «реадаптация бывших заключенных»:

Естественно, что осужденный после освобождения вновь попадает в социум, законы которого он обязан соблюдать. Однако в силу ряда причин он не всегда оказывается в состоянии вести себя без правонарушений ввиду затрудненности с социальной адаптацией. Именно с этим связана актуальность проблемы реадаптации.

Следует отметить, что в современной науке по сей день не сложилось однозначного толкования указанного явления. В значительной мере можно говорить и том, что сама проблема реадаптации остается слабо вычлененной проблемой из комплекса вопросов, связанных с содержанием деятельности по исправлению осужденных. С нашей точки зрения, реадаптация представляет собой вполне самостоятельную научную проблему.

Различные ученые вкладывают различный смысл в понятие социальная реадаптация бывших осужденных. Приведем несколько различных точек зрения на этот вопрос:

Так, Н.А. Андреев пишет следующее:

«Под реадаптацией осужденных следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбывания наказания в обычные условия жизни общества без правонарушений с его стороны. В этом смысле реадаптация предполагает усвоение комплекса элементарных норм, ценностей, знаний, необходимых и достаточных для «включения» в жизнь общества".

 

Психологическая подготовка осужденных к условиям жизни на свободе.

Человек, попадая в новые условия, сталкивается с рядом трудностей различного порядка: социального, психологического и физиологического. На этот болезненный процесс уходит много времени и сил. Чтобы снять различные негативные последствия при попадании человека в новые условия, целесообразно провести специальную подготовку к вхождению в них.

Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что лицо, отбывающее или отбывшее наказание, попадая в новые условия жизни, встречается с трудностями, к преодолению которых оно чаще всего не готово. Результатом этого является поведение, не соответствующее требованиям норм морали и права. Известны факты, когда лица, долгое время отбывающие наказание, не хотят покидать место лишения свободы.

Психологическая подготовка – вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента.

Необходимо различать следующие виды психологической подготовки (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985):

1) к отбыванию уголовного наказания осужденными в ИУ определенного вида начиная со следственного изолятора;

2) при перемещении осужденных в рамках ИУ;

3) в связи с переводом осужденных из ВК в ИУ;

4) к освобождению по истечении срока наказания или в связи с условно-досрочным освобождением.

Психологическая подготовка к отбыванию уголовного наказания осужденным в исправительном учреждении определенного вида проводится уже в следственном изоляторе. Она предполагает: ослабление или снятие психических состояний, отрицательно влияющих на поведение заключенного в качестве подследственного и подсудимого в следственном изоляторе, формирование состояния раскаяния и установки вести себя честно и правдиво на следствии и в суде.

После осуждения в процессе психологической подготовки раскрываются дальнейшие перспективы и цели жизни осужденного: он узнает об условиях содержания в колонии, своих правах и обязанностях. При этом происходит формирование положительного отношения к воспитательной работе, общественно полезному труду, общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Психологическая подготовка при перемещении осужденных в рамках исправительного учреждения чаще всего осуществляется при изменении условий содержания в связи с прогрессивной системой отбывания наказания (например, при переводе со строгого на общий режим).

В случае улучшения условий содержания психологическая подготовка должна включать:

а) формирование положительного отношения к представленным льготам;

б) вызов у осужденного стремления оправдать оказанное ему доверие;

в) ознакомление осужденного с режимом, условиями жизни и работы в новом ИУ, с его новыми правами и обязанностями;

г) определение дальнейших перспектив жизни осужденного и последствий его отрицательного поведения (В.Ф. Пирожков, 1975).

Содержание и формы психологической подготовки, связанные с перемещением осужденных в рамках исправительного учреждения, зависят от его поведения; вида учреждения, где он отбывал наказание и куда переводится; срока лишения свободы; количества судимостей и т.п. Естественно, что психологическое влияние на осужденного условий содержания в колонии-поселении, где уголовное наказание отбывается в полусвободных условиях, значительно отличается от воздействия тюремного режима.

Наряду с общими целями, характерными для всех исправительных учреждений, содержание в колонии-поселении преследует и особенные:

а) стимулирование ресоциализации осужденных и твердого становления их на путь исправления;

б) подготовка осужденных к жизни на свободе;

в) прогнозирование их адаптации после освобождения.

Эти цели соответствуют назначению колоний-поселений – вести подготовку и проверку готовности осужденных жить на свободе. Колонии-поселения располагают для этого всеми возможностями: осужденные могут проживать здесь вместе со своими семьями, иметь личное хозяйство, учиться в заочных учебных заведениях. Особенно велика их роль в подготовке к освобождению лиц, утративших родственные связи на свободе.

По этому поводу как отечественные, так и западные ученые-пенитенциари-сты высказывают мнение, что для отдельных категорий преступников, утративших связи с родными и близкими вследствие длительного пребывания в местах лишения свободы, а также не имевших до ареста постоянного места жительства или не занимавшихся общественно полезным трудом, путь от режима мест лишения свободы к освобождению должен обязательно проходить через полусвободные и свободные условия жизни.

Еще однм видом психологической подготовки являются программы для несовершеннолетних осужденных, переводимых для дальнейшего отбывания наказания из воспитательных колоний в исправительные учреждения в связи с достижением ими совершеннолетия. Как известно, условия отбывания наказания в этих учреждениях значительно отличаются по объему кары и правоограничений, соотношению кары и воспитания, условиям труда и быта, общеобразовательного и профессионального обучения и требуют перестройки адаптивной системы «личность – социальная среда» (В.Ф. Пирожков, 1985). Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является приспособление и реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных условиях, требующих значительных усилий.

 

Самостоятельная работа 4.

Психология терроризма

История терроризма.

Понятия терроризм и террорист появились сравнительно недавно.

До самых недавних пор, слово терроризм — как, кстати, и партизанская война, употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой-либо конкретный смысл. Достаточно часто приходится слышать голоса, призывающие отказаться от изучения политического терроризма как особого явления на том основании, что на всем протяжении мировой истории в результате преступлений со стороны властей погибло гораздо больше людей, чем от рук террористов снизу. Возможно, так оно и есть, но, тем не менее, меня здесь интересует не проблема политического насилия в целом и не ужасы отдельных политических режимов, но гораздо более специфическое явление.

 

Самостоятельная работа 5.

Самостоятельная работа 6.

Психология потерпевших

Личность потерпевшего играет большую роль в деятельности органов следствия и правосудия. Она может рассматриваться с разных точек зрения, которые, тем не менее, взаимосвязаны. Наиболее актуальным здесь остается изучение личности потерпевшего на предварительном следствии в целях получения от него достоверных показаний. Такое изучение проводится как традиционными методами (наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, анализ документов), так и специальными (изучение уголовного дела, проведение судебно-психологической экспертизы и др.). Изучение личности потерпевшего и ее особенностей — комплексная проблема.

Потерпевшим признается физическое лицо, которому в результате, преступления причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Признание потерпевшим оформляется постановлением следователя (дознавателя) или суда. И всегда этому предшествует решение ряда психологических проблем.

Психологические особенности потерпевшего тесно связаны со всей совокупностью качеств, его характеризующих, но наиболее ярко они выявляются при взаимодействии с другой совокупностью личностных свойств, характеризующих преступника, причем при наличии определенных объективных обстоятельств, каким, безусловно, является сам факт правонарушения. Психологические особенности потерпевшего и их проявления должны рассматриваться как необходимые условия развития ответной реакции, где причиной выступают действия преступника. В то же время должно быть установлено и другое условие, при котором чем более значительна роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна асоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает нагляднее, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие порой до степени аффекта, ибо обратное воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости.

Еще недавно в юридической практике наблюдалась недооценка роли личности потерпевшего, так как его односторонне рассматривали как носителя только своих личных интересов. Между тем во всяком уголовном, да и гражданском деле в большем или меньшем объеме личности потерпевшего присущи общественные интересы. От структуры личности потерпевшего и его поведения во многом зависит осуществление преступных намерений асоциальной личностью, активной защиты от преступных посягательств, соблюдение общепринятых норм и т.д. Очевидно, что препятствуя преступной деятельности, потерпевший защищает не только свои, но и общественные интересы.

Раздел психология потерпевшего, при исследовании психологической характеристики последнего, обязательно изучает факторы формирования его личности, поведение до, в момент и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые должны стать достаточной защитой от преступного посягательства. Рассмотрим поведение потерпевшего более подробно.

Поведение потерпевшего на стадии предшествующей преступлению может характеризоваться негативными факторами, отражающими психологическое состояние личности потерпевшего — алкогольное, наркотическое и токсическое опьянение или их последствия, неопытность, самонадеянность, переутомление, недисциплинированность, плохое самочувствие или настроение, психические расстройства, а также психопатологические черты характера и индивидуальные особенности темперамента (слабость нервной системы, замедленная реакция в экстремальных ситуациях и т.д.).

Поведение потерпевшего на стадии совершения преступления (как и всякое поведение человека) находится в зависимости от влияния:

внешней среды (преступного нападения или иного воздействия);

внутренней среды, прежде всего индивидуальных особенностей личности, которые обеспечивают разнообразную гамму реакций на внешнее преступное воздействие (от обморочного состояния или оцепенения до самообороны или активного нападения на преступника и т.д.).

Поведение потерпевшего на стадии после совершения над ним преступления находится в большой зависимости от его эмоционального состояния, психологических особенностей, социальной значимости совершенных над ним действий и личностной оценки преступных посягательств.

 

 В последние годы в криминологических исследованиях уделяется большое внимание роли потерпевшего (жертвы) при расследовании и раскрытии преступления. Важное место в этом занимают виктимологические исследования.

Виктимология — научное направление в криминологии, изучающее личность потерпевшего, его роль в генезисе самого преступления, особенности поведения, межличностных связей и взаимоотношений с преступником в инкриминируемой ситуации.

Ежегодно проводимый анализ убийств показал, что в среднем 70% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более двух третей из них употребляли спиртные напитки и наркотики совместно с убийцами, каждый тринадцатый потерпевший не работал, 10% вели паразитический образ жизни, в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе в 15% — провокационным. Такие особенности личности и поведения потерпевших могли способствовать увеличению риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий.

При исследовании личности и особенностей поведения потерпевшего обычно применяют традиционный (обычный) и специальные методы.

Традиционный метод исследования личности и поведения потерпевшего можно условно поделить на две составляющие:

1. статистическую — включает пол, возраст, национальность, служебное положение и т.д.; ряд названных формальных признаков необходимо выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (возраст при половых преступлениях, служебное положение при оказании сопротивления и т.д.);

2. динамическую — изучает поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период самого события преступления и связь этого поведения с поведением преступника (например, интенсивность нападения в связи с неадекватной обороной, бегство от потерпевшего и т.п.).

Специальные методы исследования личности и особенностей поведения потерпевшего включают в себя: анализ следственной и судебной практики и статистики, изучение материалов уголовного дела, проведение судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз и др.

 

Самостоятельная работа 7.

Самостоятельная работа 8.

Понятие профессиограммы.

Профессиограмма - это научно обоснованные требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют эффективно трудится в данной профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

Построение профессиограммы является задачей специалистов-психологов. Вместе с тем каждый работающий человек вполне в состоянии время от времени обдумывать круг профессиональных задач, которые он выбирает для себя и оценивать состояние своей личностной готовности к этим задачам.

В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

- четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

- подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека: все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

- выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

- показывать возможные линии развития человека средствами профессии;

- показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

- иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

- описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть развиты.

 

Самостоятельная работа 1.

Право как фактор социальной регуляции поведения личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.069 с.)