Коллективы осужденных и их психологическая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективы осужденных и их психологическая характеристика.



Коллектив осужденных является важным фактором психологического воздействия на личность каждого из них, с ограниченными правами и возможностями, находящимся в изолированном от общества исправительном учреждении. Для эффективного воздействия такого коллектива на личность, необходимо исследовать структуру коллектива осужденных, взаимосвязи между отдельными его группами.

Коллектив осужденных не представляет, как уже отмечалось выше, однообразную массу. Он состоит из отдельных групп и личностей

Для того чтобы психологически верно воздействовать на коллектив осужденных, каждому сотруднику ИУ необходимо иметь ясное представление об его структуре, удельном весе каждой входящей в него группы, о месте личности в данном коллективе. Рассмотрим структуру коллектива осужденных.

Большие группы осужденных — это группа актива, группа резерва, группа пассива, группа трудновоспитуемых. Эти группы констатируют практически в каждом отряде осужденных, где они явно или скрыто обозначают себя.

Группа актива — это группа осужденных, которая твердо встала на путь исправления, принимает активное участие в трудовом процессе и общественной жизни и самое главное активными действиями невольно способствует перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа актива, тем легче администрации вести воспитательную работу и тем выше оценивается потенциал коллектива в целом.

Группа резерва — это группа осужденных, которая встала на путь исправления, принимает участие в трудовой деятельности, но инертна в жизни коллектива и не оказывает помощи администрации в перевоспитании других

Группа пассива — это группа осужденных, колеблющаяся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации в коллективе и волевых усилий администрации исправительного учреждения (нередко принудительных).

Группа трудновоспитуемых — это группа осужденных, которая не только не встала на путь исправления, но и уклоняется от участия в трудовом процессе, стремится противодействовать воспитательному воздействию администрации и активной части положительно настроенных осужденных. Эта группа совместно с осужденными из группы пассива может негативно действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных ее членов, целесообразно такую группу раздробить и прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.

Воспитатели контактируют с осужденным не только в больших группах прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.

Малые группы осужденных. Психологически становится понятным, что лишение свободы человека разрушает сложившуюся ранее систему отношений личности с другими людьми. В общении личности возникает «вакуум». Страдая от вынужденного одиночества, осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыскивать себе друга, товарища, единомышленника. При этом невольно он руководствуется или общими интересами, или общими целями совместной деятельности (работа на производстве, учеба в школе и т.д.), или одинаковым отношением к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством личной симпатии.  .     Друг из числа осужденных может выбираться также по национальному признаку, профессиональным интересам, схожести судеб (чаще всего в семейной жизни), возрастному признаку и т.д. Первоначально, как правило, осужденный ориентируется на одного человека, но так как тот уже связан с другим или с другими осужденными, образуется малая группа.

Небольшие группы осужденных возникают в исправительных учреждениях самостоятельно, независимо от администрации, стихийно. В коллективе осужденных различают три типа направленности малых групп: положительной, отрицательной и неопределенной. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются такие группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, здесь же со всей силой действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения.

 

Криминальная субкультура в исправительных учреждениях.

Криминальная субкультура, включая неформальные нормы поведения, установки, особый язык (жаргон) и т. п., выполняет те же функции, что и культура, однако во всем ей противоречива, являясь антиподом и питательной средой для существования преступных группировок, как в местах лишения свободы, так и на свободе. Учитывая тот факт, что знание криминальной субкультуры имеет важное значение для определения основных направлений использования профилактических мер в борьбе с идеологией криминальной среды, следует выделить наиболее важные, на наш взгляд, особенности этой субкультуры:

1. Уголовные традиции и обычаи. Социальная вредность уголовных традиций и обычаев заключается в том, что они затрудняют, а порой и блокируют применение мер профилактического характера в отношении лидеров и их ближайшего окружения. Именно лидеры криминальной среды, опираясь на существующие уголовные традиции и обычаи, создают преступные структуры, вырабатывают и проводят в жизнь субкультуру, характерную для криминальных формирований.

2. Субкультура осужденных в местах лишения свободы, характеризующаяся большой скрытностью внутренних организационных приемов, подкрепленных развитой многоступенчатой иерархической структурой. В ее основе лежат принципы деления осужденных на «чужих» и «своих», борьбы осужденных за приобретение определенного статуса, за привилегированное существование в криминальной среде.

3. Тайное (криминогенное) общение, включающее в себя способы передачи информации и постоянное осуществление связи между лидерами криминальной среды и возглавляемыми ими группировками. Специфика такого общения членов преступной группы заключается в том, что они умышленно используют условные средства общения для приготовления, совершения, а также маскировки преступлений.

Следует учитывать, что самоорганизация осужденных в местах лишения свободы, создание разного рода неформальных группировок – явление объективное, закономерное, обусловленное размещением в огромном пространстве значительного количества людей со сложными судьбами, психологическими свойствами и криминальной направленностью.

Не все группировки имеют отрицательную характеристику. По мнению практических работников учреждений УИС, многие из них существуют как вполне нормальное явление, определяемое необходимостью взаимоподдержки в сложных условиях бытия. Входящие в них осужденные, как правило, соблюдают установленный режим, участвуют в общественных организациях, в производственной деятельности. Такие группы могут создаваться для проведения досуга (музыкальный ансамбль, спортивный кружок и др.), распределения продуктов питания, противодействия агрессивным нападкам со стороны других осужденных либо просто по признаку землячества.

Однако под влиянием лидеров и авторитетов криминальных структур из числа осужденных создаются и в целях бойкотирования требований администрации, проведения массовых акций протеста, совершения правонарушений и преступлений. Эти группировки возникают и функционируют под воздействием традиций и обычаев криминальной среды, следования «воровским законам» и поддерживаются существующими организованными преступными группами, как в исправительных учреждениях, так и за их пределами.

 

Психология освобожденных.

Понятие реадаптацииосвобожденных. термин «реадаптация» возник в западной научной мысли.

Причем, как отмечается в литературе, терминология, определяющая направленность накопленных знаний по проблеме использования понятия «реадаптация», берет начало в Англосаксонских странах.

Чаще всего, термин «реадаптация», используется во Франции и странах французского языка. Там преобладает следующее понятие о реадаптации: реадаптация (readaptation) понимается как восстановление приспособляемости, в отличии от понятия «реабилитация» - восстановление утраченного.

По сути, реадаптация, в отличие от реабилитации, предполагает более активное участие в этом процесс объекта, на которого направлены усилия

Реадаптация, в ходе современных представлений системного подхода, понимается как динамическая система взаимосвязанных компонентов, которую нельзя свести к каким-либо 1-2 методам воздействия, в то время как реадаптация есть и то и другое (и метод и цель). По сути социальная реадаптация представляет социальную систему, объединяющую в себе медицинскую, психологическую и социальную модели.

Однако, существует и представление о сути реадаптации как одного из трех (3) этапов реабилитации:

1. Терапевтическое восстановление;

2. Реадаптация;

3. Реабилитация

Цель реадаптации в таком случае понимается как – восстановление личного и социального статуса индивида.

Существует также представлении о социальной реадаптации как об этапе психической адаптации

Также в литературе выделяют следующие принципы реадаптации:

Принципы реадаптации:

1. Принцип единства психологических, медицинских и социальных механизмов воздействия;

2. Принцип разноплановости

Этот принцип предполагает существование и взаимодействие различных сфер в которых протекают процесс реадаптации. Основа системы реадаптации – перестройка системы отношений личности и одновременно как бы приспособление индивида к основным сторонам жизни.

3. Принцип партнерства. Предполагает опосредование личностью всех воздействий и мероприятий. Стержневое содержание всех реадаптационных принципов – апелляция к личности

4. Принцип ступенчатости реадаптации, предполагает постепенный переход от одного реадаптационного мероприятия, к другому, от одной формы

Задачей реадаптации, является приспособление индивида на том или ином уровне, к условиям внешней среды, восстановление приспособляемости. Одним из главнейших методов реадаптации, является восстановление социальной активности личности.

В своем исследовании мы будем придерживаться следующего определения понятия «реадаптация»:

Реадаптация — процесс повторного включения индивида в общественный контекст, восстановления приспособляемости и формирования у него компенсаторных социальных навыков после нарушения социальных контактов. были нарушены.

Теперь перейдем к определению понятия «реадаптация бывших заключенных»:

Естественно, что осужденный после освобождения вновь попадает в социум, законы которого он обязан соблюдать. Однако в силу ряда причин он не всегда оказывается в состоянии вести себя без правонарушений ввиду затрудненности с социальной адаптацией. Именно с этим связана актуальность проблемы реадаптации.

Следует отметить, что в современной науке по сей день не сложилось однозначного толкования указанного явления. В значительной мере можно говорить и том, что сама проблема реадаптации остается слабо вычлененной проблемой из комплекса вопросов, связанных с содержанием деятельности по исправлению осужденных. С нашей точки зрения, реадаптация представляет собой вполне самостоятельную научную проблему.

Различные ученые вкладывают различный смысл в понятие социальная реадаптация бывших осужденных. Приведем несколько различных точек зрения на этот вопрос:

Так, Н.А. Андреев пишет следующее:

«Под реадаптацией осужденных следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбывания наказания в обычные условия жизни общества без правонарушений с его стороны. В этом смысле реадаптация предполагает усвоение комплекса элементарных норм, ценностей, знаний, необходимых и достаточных для «включения» в жизнь общества".

 

Психологическая подготовка осужденных к условиям жизни на свободе.

Человек, попадая в новые условия, сталкивается с рядом трудностей различного порядка: социального, психологического и физиологического. На этот болезненный процесс уходит много времени и сил. Чтобы снять различные негативные последствия при попадании человека в новые условия, целесообразно провести специальную подготовку к вхождению в них.

Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что лицо, отбывающее или отбывшее наказание, попадая в новые условия жизни, встречается с трудностями, к преодолению которых оно чаще всего не готово. Результатом этого является поведение, не соответствующее требованиям норм морали и права. Известны факты, когда лица, долгое время отбывающие наказание, не хотят покидать место лишения свободы.

Психологическая подготовка – вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента.

Необходимо различать следующие виды психологической подготовки (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985):

1) к отбыванию уголовного наказания осужденными в ИУ определенного вида начиная со следственного изолятора;

2) при перемещении осужденных в рамках ИУ;

3) в связи с переводом осужденных из ВК в ИУ;

4) к освобождению по истечении срока наказания или в связи с условно-досрочным освобождением.

Психологическая подготовка к отбыванию уголовного наказания осужденным в исправительном учреждении определенного вида проводится уже в следственном изоляторе. Она предполагает: ослабление или снятие психических состояний, отрицательно влияющих на поведение заключенного в качестве подследственного и подсудимого в следственном изоляторе, формирование состояния раскаяния и установки вести себя честно и правдиво на следствии и в суде.

После осуждения в процессе психологической подготовки раскрываются дальнейшие перспективы и цели жизни осужденного: он узнает об условиях содержания в колонии, своих правах и обязанностях. При этом происходит формирование положительного отношения к воспитательной работе, общественно полезному труду, общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Психологическая подготовка при перемещении осужденных в рамках исправительного учреждения чаще всего осуществляется при изменении условий содержания в связи с прогрессивной системой отбывания наказания (например, при переводе со строгого на общий режим).

В случае улучшения условий содержания психологическая подготовка должна включать:

а) формирование положительного отношения к представленным льготам;

б) вызов у осужденного стремления оправдать оказанное ему доверие;

в) ознакомление осужденного с режимом, условиями жизни и работы в новом ИУ, с его новыми правами и обязанностями;

г) определение дальнейших перспектив жизни осужденного и последствий его отрицательного поведения (В.Ф. Пирожков, 1975).

Содержание и формы психологической подготовки, связанные с перемещением осужденных в рамках исправительного учреждения, зависят от его поведения; вида учреждения, где он отбывал наказание и куда переводится; срока лишения свободы; количества судимостей и т.п. Естественно, что психологическое влияние на осужденного условий содержания в колонии-поселении, где уголовное наказание отбывается в полусвободных условиях, значительно отличается от воздействия тюремного режима.

Наряду с общими целями, характерными для всех исправительных учреждений, содержание в колонии-поселении преследует и особенные:

а) стимулирование ресоциализации осужденных и твердого становления их на путь исправления;

б) подготовка осужденных к жизни на свободе;

в) прогнозирование их адаптации после освобождения.

Эти цели соответствуют назначению колоний-поселений – вести подготовку и проверку готовности осужденных жить на свободе. Колонии-поселения располагают для этого всеми возможностями: осужденные могут проживать здесь вместе со своими семьями, иметь личное хозяйство, учиться в заочных учебных заведениях. Особенно велика их роль в подготовке к освобождению лиц, утративших родственные связи на свободе.

По этому поводу как отечественные, так и западные ученые-пенитенциари-сты высказывают мнение, что для отдельных категорий преступников, утративших связи с родными и близкими вследствие длительного пребывания в местах лишения свободы, а также не имевших до ареста постоянного места жительства или не занимавшихся общественно полезным трудом, путь от режима мест лишения свободы к освобождению должен обязательно проходить через полусвободные и свободные условия жизни.

Еще однм видом психологической подготовки являются программы для несовершеннолетних осужденных, переводимых для дальнейшего отбывания наказания из воспитательных колоний в исправительные учреждения в связи с достижением ими совершеннолетия. Как известно, условия отбывания наказания в этих учреждениях значительно отличаются по объему кары и правоограничений, соотношению кары и воспитания, условиям труда и быта, общеобразовательного и профессионального обучения и требуют перестройки адаптивной системы «личность – социальная среда» (В.Ф. Пирожков, 1985). Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является приспособление и реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных условиях, требующих значительных усилий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.025 с.)