Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.
В соответствии с международными стандартами и принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ) направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. Именно поэтому в уголовно-процессуальном законе России определен особый перечень обстоятельств, подлежащих установлению по всем делам о преступлениях несовершеннолетних. При этом в п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ законодатель говорит о необходимости установления уровня психического развития несовершеннолетнего и иных особенностей его личности. Установление уровня психического развития подростка предполагает установление степени его интеллектуального развития, соответствия его возрасту, причин задержки психического развития. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, необходимо также установить, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (ч. 2 ст. 421 УПК РФ). Следует учитывать, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы уровень умственного развития несовершеннолетнего соответствовал его «паспортному» возрасту. Подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 3 ст. 27 УПК РФ; ч. 3 ст. 20 УК РФ). Сформулировав указанное положение, законодатель попытался провести разделение между последствиями двух форм отставания несовершеннолетнего в психическом развитии: связанного и не связанного с психическими расстройствами
Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам с участием несовершеннолетних обычно назначается в следующих случаях: - для установления способности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; - для определения способности малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; - для определения способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных посягательствах понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
Самостоятельная работа 6. Психология потерпевших и свидетелей
Психология потерпевших Личность потерпевшего играет большую роль в деятельности органов следствия и правосудия. Она может рассматриваться с разных точек зрения, которые, тем не менее, взаимосвязаны. Наиболее актуальным здесь остается изучение личности потерпевшего на предварительном следствии в целях получения от него достоверных показаний. Такое изучение проводится как традиционными методами (наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, анализ документов), так и специальными (изучение уголовного дела, проведение судебно-психологической экспертизы и др.). Изучение личности потерпевшего и ее особенностей — комплексная проблема. Потерпевшим признается физическое лицо, которому в результате, преступления причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Признание потерпевшим оформляется постановлением следователя (дознавателя) или суда. И всегда этому предшествует решение ряда психологических проблем. Психологические особенности потерпевшего тесно связаны со всей совокупностью качеств, его характеризующих, но наиболее ярко они выявляются при взаимодействии с другой совокупностью личностных свойств, характеризующих преступника, причем при наличии определенных объективных обстоятельств, каким, безусловно, является сам факт правонарушения. Психологические особенности потерпевшего и их проявления должны рассматриваться как необходимые условия развития ответной реакции, где причиной выступают действия преступника. В то же время должно быть установлено и другое условие, при котором чем более значительна роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна асоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает нагляднее, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие порой до степени аффекта, ибо обратное воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости.
Еще недавно в юридической практике наблюдалась недооценка роли личности потерпевшего, так как его односторонне рассматривали как носителя только своих личных интересов. Между тем во всяком уголовном, да и гражданском деле в большем или меньшем объеме личности потерпевшего присущи общественные интересы. От структуры личности потерпевшего и его поведения во многом зависит осуществление преступных намерений асоциальной личностью, активной защиты от преступных посягательств, соблюдение общепринятых норм и т.д. Очевидно, что препятствуя преступной деятельности, потерпевший защищает не только свои, но и общественные интересы. Раздел психология потерпевшего, при исследовании психологической характеристики последнего, обязательно изучает факторы формирования его личности, поведение до, в момент и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые должны стать достаточной защитой от преступного посягательства. Рассмотрим поведение потерпевшего более подробно. Поведение потерпевшего на стадии предшествующей преступлению может характеризоваться негативными факторами, отражающими психологическое состояние личности потерпевшего — алкогольное, наркотическое и токсическое опьянение или их последствия, неопытность, самонадеянность, переутомление, недисциплинированность, плохое самочувствие или настроение, психические расстройства, а также психопатологические черты характера и индивидуальные особенности темперамента (слабость нервной системы, замедленная реакция в экстремальных ситуациях и т.д.). Поведение потерпевшего на стадии совершения преступления (как и всякое поведение человека) находится в зависимости от влияния: внешней среды (преступного нападения или иного воздействия); внутренней среды, прежде всего индивидуальных особенностей личности, которые обеспечивают разнообразную гамму реакций на внешнее преступное воздействие (от обморочного состояния или оцепенения до самообороны или активного нападения на преступника и т.д.). Поведение потерпевшего на стадии после совершения над ним преступления находится в большой зависимости от его эмоционального состояния, психологических особенностей, социальной значимости совершенных над ним действий и личностной оценки преступных посягательств.
В последние годы в криминологических исследованиях уделяется большое внимание роли потерпевшего (жертвы) при расследовании и раскрытии преступления. Важное место в этом занимают виктимологические исследования. Виктимология — научное направление в криминологии, изучающее личность потерпевшего, его роль в генезисе самого преступления, особенности поведения, межличностных связей и взаимоотношений с преступником в инкриминируемой ситуации. Ежегодно проводимый анализ убийств показал, что в среднем 70% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более двух третей из них употребляли спиртные напитки и наркотики совместно с убийцами, каждый тринадцатый потерпевший не работал, 10% вели паразитический образ жизни, в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе в 15% — провокационным. Такие особенности личности и поведения потерпевших могли способствовать увеличению риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий. При исследовании личности и особенностей поведения потерпевшего обычно применяют традиционный (обычный) и специальные методы. Традиционный метод исследования личности и поведения потерпевшего можно условно поделить на две составляющие: 1. статистическую — включает пол, возраст, национальность, служебное положение и т.д.; ряд названных формальных признаков необходимо выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (возраст при половых преступлениях, служебное положение при оказании сопротивления и т.д.); 2. динамическую — изучает поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период самого события преступления и связь этого поведения с поведением преступника (например, интенсивность нападения в связи с неадекватной обороной, бегство от потерпевшего и т.п.). Специальные методы исследования личности и особенностей поведения потерпевшего включают в себя: анализ следственной и судебной практики и статистики, изучение материалов уголовного дела, проведение судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.011 с.) |