Психолингвистическая экспертиза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолингвистическая экспертиза.



Психолингвистика возникла в 50-е годы XX в. как междисциплинарная наука о соотнесенности процессов порождения и восприятия текстов, конструкции этих текстов с психическим и психофизиологическим состояниями людей, включенных в процессы коммуникации. Одна из ее задач - атрибуция текста, т.е. установление его автора. Для этого следователь и суд прибегают, как правило, к помощи экспертов-криминалистов, назначая судебную почерковедческую экспертизу. Такая экспертиза выявляет признаки, особенности и детали, характерные для письма конкретного лица. Другие моменты, относящиеся к содержанию текста документов (логика, характер, содержание, тема и идея изложения), она не анализирует. Имеющийся опыт производства почерковедческих экспертиз свидетельствует о довольно высоком уровне их эффективности, но на сегодняшний день необходим выход за эти традиционно сложившиеся рамки [3].

Многие конкретные проблемы, стоящие перед юридической психологией в ее прикладном аспекте, не могут быть успешно решены без привлечения психолингвистики.

Общий метод психолингвистики заключается в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста (либо поведения, представленного как текст) определить отдельные психологические черты породившего его человека либо, в идеале, его целостный психологический портрет. При этом не имеет значения, в каком виде и на каком носителе был зафиксирован текст: на печатной машинке, карандашом на сигаретной пачке, в виде компьютерного файла или как-то иначе. Не имеет значения и то, что данный текст мог неоднократно переписываться, выучиваться и воспроизводиться вновь - ведущие индивидуальные характеристики языковой личности автора останутся неизменными.

Исследование письменной речи в уголовном процессе может помочь ответить на вопрос, принадлежит ли определенный текст именно данному автору, дать материал для выявления его личностных качеств. В отличие от экспертов-почерковедов, которые устанавливают идентичность почерков исполнителя исследуемого документа и подозреваемого, обвиняемого и т.д., эксперты-психолингвисты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его эмоциональное состояние, личностные и другие особенности. \

Атрибуция текста находит свое применение в:

1) составлении психологического портрета неустановленного преступника по тексту его речи;

2) судебно-психологической экспертизе (психолог выносит заключение помимо прочего и на основе содержательного анализа текста):

а) комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизе (одновременное участие психолога и лингвиста, каждый из которых отвечает на свои специфические вопросы);

б) судебной психолингвистической экспертизе: исследование предмета, обладающего психологическими и лингвистическими параметрами; использование специальных психолингвистических методик; проведение экспертизы психолингвистом - лицом, сведущим одновременно и в психологии, и в лингвистике;

в) комплексной судебной психолингвопочерковедческой / автороведческой (или психолого-лингвопочерковедческой / автороведческой) экспертизе. Это вид комплексной экспертизы, где объект и предмет исследований одновременно требуют специальных познаний в психологии, лингвистике и почерковедении / автороведении;

3) криминальной психологии: составлении психологического портрета исследуемой личности (установленной либо неустановленной) по тексту ее речи:

а) контактном профилировании - психологический портрет личности при непосредственном взаимодействии с ней;

б) дистанционном профилировании - опосредованное изучение личности, в том числе и через тексты ее речи;

4) коррекционной психологии;

5) психологии профессионального отбора.

4. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Данный вид экспертизы назначается тогда, когда для выяснения значимых для дела обстоятельств требуется проведение исследования, затрагивающего пограничные между психологией и психиатрией проблемы.

Важной особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является использование для заключения специальных познаний, относящихся к обеим научным дисциплинам, применение специфических методов, сложившихся в психиатрии и психологии, сопоставление и интеграция в единим заключении данных психологического и психиатрического исследования.

Основные задачи судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы следующие:

Установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, обнаруживающих изменения психической деятельности, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Данный вопрос может решаться в отношении лиц с раз-. личными формами эволютивногодизонтогенеза (психофизический инфантилизм, легкие степени олигофрении, психопатии) и остаточными явлениями органического поражения головного мозга (последствия черепно-мозговых травм, инфекций и т. п.).

Поводами для назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы в целях решения таких задач могут служить данные о перенесенном заболевании головного мозга, отставании или искажении психического развития, низком интеллектуальном развитии, сенсорных дефектах, недостаточном овладении активной речью, низкой памяти, нарушениях внимания, характерологических особенностях со склонностью к фантазированию, повышенной внушаемости, а также сомнения в способности правильно воспринимать факты, имеющие значение для дела, и давать о них показания.

Последний вопрос возникает в связи с конкретной, сложившейся при совершении противоправных действий ситуацией, требующей оценки (ее сложность, быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, повышенная эмоциональная напряженность в момент восприятия)

В комплексной экспертизе в компетенцию психиатра-эксперта входит установление наличия или отсутствия признаков нервно-психических расстройств, не исключающих вменяемости, и временных болезненных расстройств психической деятельности у подэкспертного в период, относящийся к совершению противоправных действий.

В компетенцию психолога входит два основных типа экспертных задач:

1) установление способности лица с указанными изменениями психической деятельности в конкретной сложившейся при совершении преступления ситуации правильно воспринимать отдельные факты или внешнюю сторону событий;

2) установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий, т. е. понимать их.

Поскольку возможность давать показания зависит не только от способности правильно воспринимать явления окружающей действительности, но и от свойств памяти человека, возможностей вербализации, характерологических особенностей, таких как склонность к домысливанию, фантазированию и др., психологических установок личности, в компетенцию психолога-эксперта входит исследование и этих сторон психической деятельности.

Преимущества комплексной психолого-психиатрической экспертизы в данных случаях заключаются в том, что психиатр и психолог, не выходя: пределы своей компетенции, могут конкрегнзировать свои выводы относительно способности лиц с психическими аномалиями правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела, и давать о них правильные показания. При этом следует подчеркнуть, что такого рода выводы нельзя считать утверждением о достоверности показаний свидетеля и потерпевшего.

Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих отклонения в психической деятельности, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

 

Самостоятельная работа 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.005 с.)