Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолингвистическая экспертиза.
Психолингвистика возникла в 50-е годы XX в. как междисциплинарная наука о соотнесенности процессов порождения и восприятия текстов, конструкции этих текстов с психическим и психофизиологическим состояниями людей, включенных в процессы коммуникации. Одна из ее задач - атрибуция текста, т.е. установление его автора. Для этого следователь и суд прибегают, как правило, к помощи экспертов-криминалистов, назначая судебную почерковедческую экспертизу. Такая экспертиза выявляет признаки, особенности и детали, характерные для письма конкретного лица. Другие моменты, относящиеся к содержанию текста документов (логика, характер, содержание, тема и идея изложения), она не анализирует. Имеющийся опыт производства почерковедческих экспертиз свидетельствует о довольно высоком уровне их эффективности, но на сегодняшний день необходим выход за эти традиционно сложившиеся рамки [3]. Многие конкретные проблемы, стоящие перед юридической психологией в ее прикладном аспекте, не могут быть успешно решены без привлечения психолингвистики. Общий метод психолингвистики заключается в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста (либо поведения, представленного как текст) определить отдельные психологические черты породившего его человека либо, в идеале, его целостный психологический портрет. При этом не имеет значения, в каком виде и на каком носителе был зафиксирован текст: на печатной машинке, карандашом на сигаретной пачке, в виде компьютерного файла или как-то иначе. Не имеет значения и то, что данный текст мог неоднократно переписываться, выучиваться и воспроизводиться вновь - ведущие индивидуальные характеристики языковой личности автора останутся неизменными. Исследование письменной речи в уголовном процессе может помочь ответить на вопрос, принадлежит ли определенный текст именно данному автору, дать материал для выявления его личностных качеств. В отличие от экспертов-почерковедов, которые устанавливают идентичность почерков исполнителя исследуемого документа и подозреваемого, обвиняемого и т.д., эксперты-психолингвисты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его эмоциональное состояние, личностные и другие особенности. \
Атрибуция текста находит свое применение в: 1) составлении психологического портрета неустановленного преступника по тексту его речи; 2) судебно-психологической экспертизе (психолог выносит заключение помимо прочего и на основе содержательного анализа текста): а) комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизе (одновременное участие психолога и лингвиста, каждый из которых отвечает на свои специфические вопросы); б) судебной психолингвистической экспертизе: исследование предмета, обладающего психологическими и лингвистическими параметрами; использование специальных психолингвистических методик; проведение экспертизы психолингвистом - лицом, сведущим одновременно и в психологии, и в лингвистике; в) комплексной судебной психолингвопочерковедческой / автороведческой (или психолого-лингвопочерковедческой / автороведческой) экспертизе. Это вид комплексной экспертизы, где объект и предмет исследований одновременно требуют специальных познаний в психологии, лингвистике и почерковедении / автороведении; 3) криминальной психологии: составлении психологического портрета исследуемой личности (установленной либо неустановленной) по тексту ее речи: а) контактном профилировании - психологический портрет личности при непосредственном взаимодействии с ней; б) дистанционном профилировании - опосредованное изучение личности, в том числе и через тексты ее речи; 4) коррекционной психологии; 5) психологии профессионального отбора. 4. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Данный вид экспертизы назначается тогда, когда для выяснения значимых для дела обстоятельств требуется проведение исследования, затрагивающего пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Важной особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является использование для заключения специальных познаний, относящихся к обеим научным дисциплинам, применение специфических методов, сложившихся в психиатрии и психологии, сопоставление и интеграция в единим заключении данных психологического и психиатрического исследования.
Основные задачи судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы следующие: Установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, обнаруживающих изменения психической деятельности, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Данный вопрос может решаться в отношении лиц с раз-. личными формами эволютивногодизонтогенеза (психофизический инфантилизм, легкие степени олигофрении, психопатии) и остаточными явлениями органического поражения головного мозга (последствия черепно-мозговых травм, инфекций и т. п.). Поводами для назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы в целях решения таких задач могут служить данные о перенесенном заболевании головного мозга, отставании или искажении психического развития, низком интеллектуальном развитии, сенсорных дефектах, недостаточном овладении активной речью, низкой памяти, нарушениях внимания, характерологических особенностях со склонностью к фантазированию, повышенной внушаемости, а также сомнения в способности правильно воспринимать факты, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Последний вопрос возникает в связи с конкретной, сложившейся при совершении противоправных действий ситуацией, требующей оценки (ее сложность, быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, повышенная эмоциональная напряженность в момент восприятия) В комплексной экспертизе в компетенцию психиатра-эксперта входит установление наличия или отсутствия признаков нервно-психических расстройств, не исключающих вменяемости, и временных болезненных расстройств психической деятельности у подэкспертного в период, относящийся к совершению противоправных действий. В компетенцию психолога входит два основных типа экспертных задач: 1) установление способности лица с указанными изменениями психической деятельности в конкретной сложившейся при совершении преступления ситуации правильно воспринимать отдельные факты или внешнюю сторону событий; 2) установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий, т. е. понимать их. Поскольку возможность давать показания зависит не только от способности правильно воспринимать явления окружающей действительности, но и от свойств памяти человека, возможностей вербализации, характерологических особенностей, таких как склонность к домысливанию, фантазированию и др., психологических установок личности, в компетенцию психолога-эксперта входит исследование и этих сторон психической деятельности. Преимущества комплексной психолого-психиатрической экспертизы в данных случаях заключаются в том, что психиатр и психолог, не выходя: пределы своей компетенции, могут конкрегнзировать свои выводы относительно способности лиц с психическими аномалиями правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела, и давать о них правильные показания. При этом следует подчеркнуть, что такого рода выводы нельзя считать утверждением о достоверности показаний свидетеля и потерпевшего. Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих отклонения в психической деятельности, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
Самостоятельная работа 8.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.005 с.) |