Нельзя назвать правомочным подход разработчиков, увязывающий уровень квалификации с добавлением (убавлением) трудовых действий (умений и знаний), поименованных в профессиональном стандарте педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нельзя назвать правомочным подход разработчиков, увязывающий уровень квалификации с добавлением (убавлением) трудовых действий (умений и знаний), поименованных в профессиональном стандарте педагога.



Действующий профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», требующий актуализации и устранения имеющихся в нём правовых противоречий, не дает возможности выделить предлагаемые разработчиками квалификации, подлежащие независимой оценке.

Объективно, на взгляд экспертов ЦС Профсоюза, представленные измерительные материалы не имеют принципиально иного уровня качества, существенных отличий от тех решений, которые предлагались на предыдущих этапах.

Есть реальные сомнения в том, что результаты выполнения содержащихся в представленных материалах заданий помогут педагогам в дальнейшем профессиональном росте, а именно это, по глубокому убеждению ЦС Профсоюза, – главная задача развития практики независимой оценки.

Так, материалы включают немало заданий, содержание которых и (или) подходы к оценки выполнения носят спорный характер, создают риски конфликтов по итогам проведения экзамена. Конечно, таких рисков избежать полностью нельзя, но и проявить большую ответственность и внимательность необходимо.

Проблема профессионального развития и качества педагогической деятельности напрямую связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога. В соответствии с действующим законодательством независимая оценка квалификации не может и не должна стать обязательным элементом аттестации педагогических работников, осуществляемой на основе оценки их профессиональной деятельности в соответствии с Порядком ее проведения, утверждаемым на федеральном уровне, а не оценки их квалификации[7].

 

Раздел 11

Об актуальных направлениях развития системы профессионального образования и возможных действиях Профсоюза

1. Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе высшего образования.

Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования[8] (далее – доклад) ежегодно готовится профильными Министерствами (Министерством Просвещения и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Доклад содержит информацию об основных направлениях и инструментах реализации государственной политики в сфере образования, количественных и качественных показателях, о принятых нормативных правовых актах в сфере образования. Доклад включает данные мониторинга системы образования, а также информацию, полученную в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований.

В качестве основных достижений и ключевых результатов в части высшего образования, достигнутых в 2019 году в рамках реализации основополагающих документов стратегического планирования[9], было отмечено, что:

Ø обновляется структура сети образовательных организаций
в соответствии с задачами инновационного развития через государственную поддержку ведущих университетов-лидеров, конкурирующих на глобальном рынке высшего образования, формирование группы конкурентоспособных на национальном уровне университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов;

Ø начата работа по обновлению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды;

Ø активно развивается экспорт образовательных услуг: численность иностранных студентов в российских образовательных организациях высшего образования с 2015/16 учебного года по 2019/20 учебный год выросла с 245 тыс. человек до 298 тыс. человек;

Ø обеспечиваются доведение показателей средней заработной платы отдельных категорий педагогических и научных работников государственных (муниципальных) образовательных организаций до уровня экономики субъектов Российской Федерации и мониторинг их не снижения.

По данным мирового рейтинга «Доклад о человеческом развитии» (Human Development Report, 2019[10]), одним из компонентов которого является индекс образования, Россия занимает 49 место среди 189 стран и входит в группу стран
с высоким человеческим потенциалом. Таким образом, Россия находится в тренде глобализации и интернационализации высшего образования и как часть мирового научно-образовательного пространства реагирует на общемировые тенденции в сфере высшего образования: усиление конкуренции на мировом рынке научно-образовательных услуг; значительное увеличение студенческой мобильности по всему миру; изменение роли университета в связи с переходом к экономике знаний - переход к новому типу университета, сочетающему в себе образовательную, научно-исследовательскую и социальную функции.

Основными инструментами реализации государственной политики в сфере образования являются разработка, реализация, и корректировка проекта отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и организация проектной деятельности в сфере образования.

Особую актуальность в контексте государственной политики на данном этапе приобретает разработка Стратегии развития высшего образования на долгосрочную перспективу с учетом проблем и вызовов современности, необходимости обеспечения научно-технологического прорыва, экономического роста страны, которая должна стать частью единого документа стратегического планирования сферы образования в целом.

В связи с разграничением полномочий в 2018 году между федеральными органами исполнительной власти в сфере образования, ответственным исполнителем Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с 2019 года определено Минпросвещения России, а Государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (далее – ГП НТР) – Минобрнауки России.

В структуре ГП НТР реализуется подпрограмма «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» (далее – Подпрограмма), целью которой определено эффективное воспроизводство кадров для научной, социальной сферы, базовых и высокотехнологичных отраслей экономики, а также создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Ключевыми целевыми ориентирами реализации Подпрограммы являются:

выполнение государственных гарантий на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе и социальных гарантий на предоставление стипендий обучающимся, установленных Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

обеспечение международной конкурентоспособности национальной сети образовательных организаций высшего образования и реализуемых образовательных программ;

обеспечение качества подготовки кадров с учетом приоритетов отраслевого и территориального развития;

принципиальное изменение роли образовательных организаций высшего образования в развитии системы непрерывного образования в Российской Федерации. Решение совокупности задач высшего образования, связанных с модернизацией высшего образования с учетом запросов реального сектора экономики и мировых образовательных и научно-технологических трендов, увеличением экспортного потенциала системы высшего образования, обеспечением доступности качественного высшего образования, развитием непрерывного образования на базе образовательных организаций высшего образования, обеспечивается посредством реализации:

1. четырех основных мероприятий:

·  «Развитие инфраструктуры высшего образования»,

·  «Обеспечение реализации образовательных программ и научной деятельности в системе высшего образования»,

·  «Стимулирование и социальная поддержка обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования»,

·  «Оценка и контроль качества высшего образования»;

2. ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016 - 2020 годах»;

3. трех федеральных проектов НПО – «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования»;

4. ведомственного проекта «Информационный портал, обеспечивающий расширение взаимодействия абитуриентов и образовательных организаций высшего образования, находящихся на территории Российской Федерации» («Поступай правильно»);

5. двух федеральных проектов Национальной программы – «Кадры для цифровой экономики» и «Информационная безопасность».

В 2019 году были реализованы все основные мероприятия Подпрограммы и мероприятия федеральной целевой программы; выполнена подавляющая часть контрольных событий, в том числе в сфере высшего образования, что позволило обеспечить решение поставленных на 2019 год задач, а также было подтвержено объективными статистическими данными, включая достижение большинства установленных значений соответствующих показателей.

Федеральные органы исполнительной власти в сфере образования выступают ответственными за разработку и реализацию национальных проектов, в том числе национального проекта «Образование», а также участниками входящих в их состав федеральных проектов. С результатами реализации федеральных проектов можно познакомиться в тематических разделах доклада о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году.

Обеспечение доступности высшего образования. Ключевой механизм обеспечения доступности высшего образования – формирование объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – КЦП). В целом доступность высшего образования для выпускников общеобразовательных организаций в 2019 году обеспечивалась на уровне не ниже 60% от общего объема КЦП (на 1 курс). Общий объем КЦП, установленный вузам по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры, стажировки на 2019/2020 учебный год, составил 524 564 бюджетных места, из них 442 262 места для очной формы обучения.

Из общего числа студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, 10,9% были зачислены в 2019/20 учебном году в рамках квоты целевого обучения.

Мониторинг целевого обучения 2019 года показал увеличение перечня заказчиков целевого обучения в 2 раза, а также изменение категорий заказчиков,
в частности, наблюдается увеличение заявок от муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, государственных бюджетных учреждений, дочерних организаций с государственным участием.

Расширение доступности качественного высшего образования достигается
в рамках реализации мероприятия по развитию информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» (далее – СЦОС) федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Ключевой задачей, создаваемой СЦОС, является обеспечение виртуальной академической мобильности. Развитие образовательного процесса в сетевой форме обучения должно повысить качество образования за счет использования учебных материалов и кадрового состава, а также обеспечить для обучающихся вариативность образовательных программ за счет формирования индивидуальных учебных планов.

Совместная работа Минобрнауки России и образовательных организаций высшего образования по повышению качества и расширению возможностей получения образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства, в условиях начавшейся в 2020 году
по всему миру пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предоставила возможность организовать образовательный процесс во всех вузах России с использованием электронных технологий в дистанционном (удаленном) режиме.

Первичные профсоюзные организации вузов проявили солидарность и всемерно содействовали администрации в процессе организации обучения
с помощью дистанционных технологий, контролируя соблюдение трудовых прав работников и студентов, осуществляя социальную поддержку
, организовывая и оказывая материальную помощь тем, кто в ней остро нуждался в условиях режима самоизоляции. Более подробно об основных итогах организации дистанционного образовательного процесса в системе высшего образования в условиях «стресс-теста» в пункте 6 данного раздела августовских материалов.

Обеспечение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году должно быть обеспечено вхождение не менее 5 российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. С 2019 года Проект 5-100 реализуется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» НПО.

В 2019 году осуществлялась поддержка 21 университета – участника Проекта 5-100, и обозначенный в Указе Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 г., плановый показатель – вхождение не менее 5 российских университетов
в первую сотню ведущих мировых университетов – согласно мировому рейтингу университетов перевыполнен:в топ-100 ведущих мировых рейтингов ARWU, QS, THE (институциональных, отраслевых, предметных) представлено 14 российских университетов, в том числе 8 университетов – участников Проекта 5-100. Наряду
с поддержкой ведущих университетов-лидеров, конкурирующих на глобальном рынке высшего образования, осуществляется работа по формированию группы конкурентоспособных на национальном уровне университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов.

На реализацию мероприятий программ развития 33 опорных университетов
в 2019 году выделена государственная поддержка в объеме 1,027 млрд. рублей.
Сегодня опорные университеты – это крупные центры интеллектуального притяжения субъектов Российской Федерации, обеспечивающие сохранение и развитие интеллектуального потенциала регионов. Продолжается реализация масштабного проекта по созданию национальных исследовательских университетов (далее – НИУ), старт которому дал Указ Президента Российской Федерации
от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».

Вместе с тем в целях повышения качества отраслевой подготовки назрела необходимость придания отдельным вузам статуса базовых отраслевых, на которые будет возложена функция совершенствования качества подготовки специалистов отрасли. Федеральным проектом «Молодые профессионалы» НПО предусмотрено проведение с 2020 года нового конкурсного отбора на поддержку опорных университетов. Новый этап реализации проекта предусматривает расширение охвата как вузов-участников, так и регионов: должны быть отобраны не менее 80 вузов
из не менее 40 регионов
. В настоящее время Минобрнауки России завершена разработка проекта «Программы стратегического академического лидерства», а также определение его целевой модели. Задачами опорных университетов станут разработка совместно с партнерами из реального сектора экономики современных и гибких образовательных программ, непрерывное профессиональное развитие своих сотрудников, интенсивное и результативное развитие сферы исследований и разработок, использование современных финансовых механизмов управления,
в частности, через формирование фондов целевого капитала, эффективное взаимодействие с региональными партнерами в интересах развития экономики и сохранения стабильной социальной ситуации. При проведении нового конкурсного отбора будет важна как роль университета в развитии экономики субъекта Российской Федерации, так и в развитии конкретной отрасли промышленности. Опыт работы опорных университетов в течение последних лет использован при разработке моделей региональных университетов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики регионов и социальной сферы. Предполагается появление вузов с новым статусом: «Национальный опорный университет», который будет равен «Национальному исследовательскому университету; включение в программу творческих вузов на особых условиях; появится статус «Кандидат на участие в программе». Для получения статуса Национального исследовательского университета и Национального опорного университета отдельным критерием выступает вклад в социально-экономическое развитие страны.

Также важным направлением государственной политики в сфере высшего образования в части обеспечения конкурентоспособности отечественного образования является разработка ФГОС высшего образования. Между тем наиболее ценным для большинства студентов в получении высшего образования становится не «получение профессии», а обретение способности быстро осваивать необходимый для конкретного вида деятельности набор компетенций. В основе кадровой модели будущего – набор междисциплинарных компетенций и гибкая система оценки квалификаций. Это связано с высокой скоростью устаревания знаний, наличием спроса на рынке труда на специалистов, обладающих несколькими смежными профессиями, а также большой долей выпускников, работающих не по специальности либо меняющих профессию. Развитие проектного обучения и персонализация траекторий обучения наблюдаются в основном в вузах, имеющих право на разработку собственных образовательных стандартов, в то время как большая часть университетов продолжает осуществлять массовую подготовку по образовательным программам, строго следуя требованиям действующих ФГОС высшего образования.

В рамках реализации федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Экспорт образования» НПО запланировано решение следующих основных задач, направленных на совершенствование и развитие высшего образования:

Ø поддержка и развитие лидерской группы российских университетов, обеспечение присутствия в глобальных рейтингах конкурентоспособных университетов, поддержка образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы;

Ø достижение целевого показателя места России в мире по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов - 13 место к 2021 году, 10 место
к 2024 году;

Ø поддержка региональных университетов, имеющих существенный научно-образовательный потенциал и включенных в стратегическую повестку развития своих регионов;

Ø сохранение единства системы научной аттестации, коллегиальности взаимодействия на общероссийских экспертных площадках научной аттестации, создание возможности для конкуренции и объективной оценки научных достижений в рамках общего правового и аттестационного пространства;

Ø оценка первых итогов внедрения новой модели аттестации, изучение опыта складывающихся практик реализации организациями права самостоятельного присуждения ученых степеней, подготовка обоснованных выводов, модельных рекомендаций, совершенствование нормативного правового обеспечения дальнейшего развития системы государственной научной аттестации;

Ø актуализация методики мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с учетом самозанятости и занятости
в специфических сегментах рынка труда, учитывающего удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников;

Ø создание в рамках национального проекта «Наука» к 2024 году
15 научно-образовательных центров мирового уровня, 4 НОМЦ, 3 центров геномных исследований мирового уровня, 3 научных центров мирового уровня,
выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития;

Ø обеспечение функционирования 3 национальных сетевых биоресурсных центров, 250 новых лабораторий, 30% из которых руководят молодые перспективные исследователи;

Ø запуск не менее 1 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития, не менее 50% из которых руководят молодые перспективные исследователи;

Ø увеличение численности иностранных студентовв российских образовательных организациях высшего образования к 2024 году до 445 тыс. человек.

Общероссийский Профсоюз образования принимает участие в согласовании нормативной правовой базы федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Экспорт образования» национального проекта «Образование», а первичные профсоюзные организации работников, обучающихся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций непосредственно участвуют в процессе реализации этапов выполнения данных проектов образовательными организациями.

2. Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования

Решение ключевых задач в сфере среднего профессионального образования (далее – СПО), осуществляется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», основной целью которого является модернизация СПО, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ с учетом региональных потребностей. К ключевым задачам отнесены:

Ø модернизация инфраструктуры организаций среднего профессионального образования (далее - СПО) за счет создания сети межрегиональных центров компетенций и региональных площадок сетевого взаимодействия по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения, центров опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП), мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной
из компетенций;

Ø внедрение практико-ориентированных подходов в реализации образовательных программ, в том числе за счет проведения мероприятий во взаимодействии с ключевыми работодателями и расширения их участия
в образовательном процессе и управлении образовательными организациями, внедрения технологий Ворлдскиллс в деятельность системы СПО, в том числе демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации.

Благодаря реализации этого проекта в субъектах Российской Федерации в 2019 году создано 14 ЦОПП, оснащенных современной материально-технической базой. С целью государственной поддержки модернизации СПО в 2019 году на создание не менее чем 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, выделены гранты в форме субсидий
из федерального бюджета 160 образовательным организациям из 65 субъектов Российской Федерации в объеме 3,0 млрд. рублей. За счет указанных средств
к декабрю 2019 года создано 800 мастерских (в рамках одного гранта предусматривается создание 5 мастерских по приоритетной группе компетенций). По результатам конкурсного отбора, проведенного в сентябре - ноябре 2019 г., победителями - получателями грантов в 2020 году признаны 160 заявок из 70 субъектов Российской Федерации с общим объемом финансирования
из федерального бюджета 4,4 млрд. рублей.

Кроме того, в 2019 году продолжили функционирование 7 межрегиональных центров компетенций и 44 региональные площадки сетевого взаимодействия
по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения, созданные в 2018 году в 44 субъектах Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий».

В декабре 2019 г. состоялся XIII Международный конгресс-выставка «GlobalEducation – Образование без границ», в ходе пленарных заседаний и тематических сессий которого обсуждались практические вопросы развития СПО и непрерывного образования в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы».

В 2019 году процедуру демонстрационного экзамена в составе ГИА
в соответствии с требованиями ФГОС СПО провели 223 образовательные организации, расположенные в 59 субъектах Российской Федерации, по 26 профессиям и специальностям СПО. Для сравнения: в 2018 году в процедурах демонстрационного экзамена участвовали 44 организации из 24 регионов по 9 профессиям. Таким образом, количество охваченных профессий и специальностей ГИА с использованием механизма демонстрационного экзамена выросло в 2,9 раза, а число образовательных организаций, применяющих данную процедуру, – в 8,6 раза. Уровень подготовки, соответствующий стандартам демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Россия, продемонстрировали в 2019 году более 17,3 тыс. выпускников организаций СПО (34%), в 2018 году - более 7,3 тыс. выпускников (28%), в 2017 году - более 2,3 тыс. выпускников (17,3%). В рамках методического сопровождения мероприятий федерального проекта утверждены распоряжениями Министерства просвещения Российской Федерации и направлены в субъекты методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена.

Разработка и актуализация ФГОС СПО проводится в соответствии с перечнем наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий, требующих СПО (ТОП-50), с учетом требований профессиональных стандартов по 42 укрупненным группам профессий и специальностей совместно с 38 советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Во ФГОС СПО сформулированы новые общие компетенции, учтены требования профессиональных и международных стандартов, передовых технологий, указаны требования
к результатам освоения образовательной программы, педагогическим работникам, материально-технической базе, основной литературе; введен в рамках ГИА обязательный демонстрационный экзамен, указаны минимальные требования
к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы
(умения, знания, практический опыт). С 1 сентября 2019 г. образовательные организации приступили к обучению студентов еще по 41 актуализированному ФГОС СПО.

Сформирован перечень из 89 компетенций Ворлдскиллс и обеспечено повышение квалификации 5 300 преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – Союз «Ворлдскиллс Россия»), сертифицированы
1 000 человек в качестве экспертов Ворлдскиллс в 2019 году.
Определены для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации 28 субъектов Российской Федерации, в которых на базе 92 образовательных организаций функционируют 132 стажировочные площадки.

В 2019 году проведен Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам по 56 компетенциям «Ворлдскиллс» в г. Казани. Всего
в соревнованиях приняли участие 1 354 конкурсанта из 64 стран мира, включая Россию. Национальная сборная Российской Федерации завоевала 14 золотых, 4 серебряных, 4 бронзовых медали и 25 медальонов за профессионализм, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Помимо этого, участники из России были отмечены медалями «За высшее мастерство», премией имени Альберта Видала и наградой «Лучший представитель страны».

В 2019 году была проведена Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО по 27 профильным направлениям, включающим 82 специальности СПО в рамках 24 укрупненных групп.

В 2019 г. в Москве прошел V Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". Участниками соревнований стал 1 501 человек из 84 субъектов Российской Федерации по 62 основным компетенциям.

Система СПО ориентирована на потребности региональных рынков труда.
С этой целью с 2016 года в 20 субъектах Российской Федерации был запущен проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (далее – Стандарт), позволяющий выстроить в субъекте Российской Федерации систему управления процессом подготовки кадров, механизмы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов и передовых технологий. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации
от 6 апреля 2018 г. № Пр-580 работа по обеспечению внедрения Стандарта продолжена во всех субъектах Российской Федерации. По итогам пилотной апробации Стандарта и на основе предложений федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Роструда), крупных промышленных холдингов (Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Росатом», Группы «Челябинский трубопрокатный завод», ПАО «Российские сети» и других) разработана обновленная версия Стандарта, предусматривающая ориентацию механизмов подготовки кадров под экономический рост регионов и типовая «дорожная карта» внедрения Стандарта в субъекте Российской Федерации. С целью тиражирования полученного опыта функционирует база эффективных практик кадрового обеспечения www.wikiregstandard.ru, где на текущий момент размещено более 250 практик от 25 субъектов Российской Федерации. Дальнейшая реализация ключевых элементов Стандарта будет продолжена в рамках 6 национальных проектов (программ): «Образование», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Наука» и «Цифровая экономика».

3. Общая характеристика системы профессионального образования

По данным форм федерального статистического наблюдения (далее – ФСН)
за 2019 год прием в образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, в 2019 году впервые превысил 1 млн. человек, и, таким образом,
в прошедшем учебном году по программам СПО обучаются более 3 млн. студентов. В связи с ростом востребованности и популярности образовательных программ СПО в ближайшие годы прогнозируется увеличение числа поступающих.

Система высшего образования охватывает 4,07 млн. студентов, в том числе
по очной форме обучения 2,4 млн. человек (58,6%) [11].
При этом, если численность студентов в системе среднего профессионального образования продолжает стабильно расти (прирост 120 тыс. человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом), в связи с ростом востребованности и популярности образовательных программ СПО, то численность студентов вузов имеет устойчивую тенденцию к сокращению (в 2019 году на 93 тыс. человек по сравнению с 2018 годом).

По источникам финансирования структура контингента студентов в высшем образовании на 01 октября 2019 года следующая: 1,83 млн. студентов (46,3%) обучаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, 2,18 млн. студентов (53,7%) обучаются по договорам
об оказании платных образовательных услуг.
Из общего числа студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, 10,9% были зачислены в рамках квоты целевого обучения.

Численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования за последние три года приведена в таблице 1.1.

 

Таблица № 1.1.

Численность студентов

(тыс. чел.)

год

2013г. 2017г. 2018г. 2019г.
всего 5 647 4 246 4 162 4 069

в том числе:

за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 2 127 1 843 1 849 1 828
по договорам об оказании платных образовательных услуг 3 450 2 341 2 250 2 178

 

Количество студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в 2018 году немного увеличилось (на 0,3%), при том, что общее сокращение численности студентов составило 2,0% в 2018 году за счет снижения численности обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг. Дополнив таблицу сведениями за 2019 год видим, что снижение контингента обучающихся наблюдается как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет снижения численности обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг и составляет уже 2,2% в 2019 году. В образовательных организациях СПО численность педагогических работников в последние три года сохраняется
на уровне 196 тыс. человек.

В образовательных организациях высшего образования работает 229,3 тыс. человек из числа профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), при этом тенденция к снижению численности ППС сохраняется. За 2019 год это снижение составило почти 7 тыс. человек при незначительной положительной динамике роста численности преподавателей и мастеров производственного обучения в СПО – на 1,3 тыс. человек.

В таблице 1.2. приведено распределение численности работников образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, по основным категориям персонала по результатам статистических данных формы ВПО-1 за последние три года.

 

 

Таблица № 1.2.

годы

Всего работников вузов

Руководящий персонал вузов

ППС

численность численность % от общей численности численность % от общей численности
2017 633 506 28 609 4,5% 245 078 38,7%
2018 607 903 29 104 4,8% 236 057 38,8%
2019 590 824 29 404 5,0% 229 334 38,8%

 

В докладе Правительства Российской Федерации предыдущего 2019 года содержался прогноз роста численности ППС с 2019 года, в среднем на 5,2 тыс. человек
в год, при этом численность ППС к 2024 году должна стать порядка 270 тыс. человек. Однако тенденция роста численности ППС пока не наблюдается, а идет планомерное снижение. При том, что, по-прежнему, начиная с 2016 года, мы наблюдаем рост численности руководящего состава в вузах. Менеджеров становится больше в вузах, а преподавателей и их помощников, представителей учебно-вспомогательного персонала (далее – УВП) на кафедрах - все меньше. И эта тенденция не может не тревожить Профсоюз, потому что, чем больше менеджеров в вузе, тем больше не профильных (не относящихся непосредственно к процессу обучения) задач ставится перед ППС и УВП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.051 с.)