Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нельзя назвать правомочным подход разработчиков, увязывающий уровень квалификации с добавлением (убавлением) трудовых действий (умений и знаний), поименованных в профессиональном стандарте педагога.
Действующий профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», требующий актуализации и устранения имеющихся в нём правовых противоречий, не дает возможности выделить предлагаемые разработчиками квалификации, подлежащие независимой оценке. Объективно, на взгляд экспертов ЦС Профсоюза, представленные измерительные материалы не имеют принципиально иного уровня качества, существенных отличий от тех решений, которые предлагались на предыдущих этапах. Есть реальные сомнения в том, что результаты выполнения содержащихся в представленных материалах заданий помогут педагогам в дальнейшем профессиональном росте, а именно это, по глубокому убеждению ЦС Профсоюза, – главная задача развития практики независимой оценки. Так, материалы включают немало заданий, содержание которых и (или) подходы к оценки выполнения носят спорный характер, создают риски конфликтов по итогам проведения экзамена. Конечно, таких рисков избежать полностью нельзя, но и проявить большую ответственность и внимательность необходимо. Проблема профессионального развития и качества педагогической деятельности напрямую связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога. В соответствии с действующим законодательством независимая оценка квалификации не может и не должна стать обязательным элементом аттестации педагогических работников, осуществляемой на основе оценки их профессиональной деятельности в соответствии с Порядком ее проведения, утверждаемым на федеральном уровне, а не оценки их квалификации[7].
Раздел 11 Об актуальных направлениях развития системы профессионального образования и возможных действиях Профсоюза 1. Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе высшего образования. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования[8] (далее – доклад) ежегодно готовится профильными Министерствами (Министерством Просвещения и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона
Доклад содержит информацию об основных направлениях и инструментах реализации государственной политики в сфере образования, количественных и качественных показателях, о принятых нормативных правовых актах в сфере образования. Доклад включает данные мониторинга системы образования, а также информацию, полученную в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований. В качестве основных достижений и ключевых результатов в части высшего образования, достигнутых в 2019 году в рамках реализации основополагающих документов стратегического планирования[9], было отмечено, что: Ø обновляется структура сети образовательных организаций Ø начата работа по обновлению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды; Ø активно развивается экспорт образовательных услуг: численность иностранных студентов в российских образовательных организациях высшего образования с 2015/16 учебного года по 2019/20 учебный год выросла с 245 тыс. человек до 298 тыс. человек; Ø обеспечиваются доведение показателей средней заработной платы отдельных категорий педагогических и научных работников государственных (муниципальных) образовательных организаций до уровня экономики субъектов Российской Федерации и мониторинг их не снижения. По данным мирового рейтинга «Доклад о человеческом развитии» (Human Development Report, 2019[10]), одним из компонентов которого является индекс образования, Россия занимает 49 место среди 189 стран и входит в группу стран
Основными инструментами реализации государственной политики в сфере образования являются разработка, реализация, и корректировка проекта отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и организация проектной деятельности в сфере образования. Особую актуальность в контексте государственной политики на данном этапе приобретает разработка Стратегии развития высшего образования на долгосрочную перспективу с учетом проблем и вызовов современности, необходимости обеспечения научно-технологического прорыва, экономического роста страны, которая должна стать частью единого документа стратегического планирования сферы образования в целом. В связи с разграничением полномочий в 2018 году между федеральными органами исполнительной власти в сфере образования, ответственным исполнителем Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с 2019 года определено Минпросвещения России, а Государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (далее – ГП НТР) – Минобрнауки России. В структуре ГП НТР реализуется подпрограмма «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» (далее – Подпрограмма), целью которой определено эффективное воспроизводство кадров для научной, социальной сферы, базовых и высокотехнологичных отраслей экономики, а также создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Ключевыми целевыми ориентирами реализации Подпрограммы являются: выполнение государственных гарантий на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе и социальных гарантий на предоставление стипендий обучающимся, установленных Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; обеспечение международной конкурентоспособности национальной сети образовательных организаций высшего образования и реализуемых образовательных программ; обеспечение качества подготовки кадров с учетом приоритетов отраслевого и территориального развития; принципиальное изменение роли образовательных организаций высшего образования в развитии системы непрерывного образования в Российской Федерации. Решение совокупности задач высшего образования, связанных с модернизацией высшего образования с учетом запросов реального сектора экономики и мировых образовательных и научно-технологических трендов, увеличением экспортного потенциала системы высшего образования, обеспечением доступности качественного высшего образования, развитием непрерывного образования на базе образовательных организаций высшего образования, обеспечивается посредством реализации:
1. четырех основных мероприятий: · «Развитие инфраструктуры высшего образования», · «Обеспечение реализации образовательных программ и научной деятельности в системе высшего образования», · «Стимулирование и социальная поддержка обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования», · «Оценка и контроль качества высшего образования»; 2. ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016 - 2020 годах»; 3. трех федеральных проектов НПО – «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования»; 4. ведомственного проекта «Информационный портал, обеспечивающий расширение взаимодействия абитуриентов и образовательных организаций высшего образования, находящихся на территории Российской Федерации» («Поступай правильно»); 5. двух федеральных проектов Национальной программы – «Кадры для цифровой экономики» и «Информационная безопасность». В 2019 году были реализованы все основные мероприятия Подпрограммы и мероприятия федеральной целевой программы; выполнена подавляющая часть контрольных событий, в том числе в сфере высшего образования, что позволило обеспечить решение поставленных на 2019 год задач, а также было подтвержено объективными статистическими данными, включая достижение большинства установленных значений соответствующих показателей. Федеральные органы исполнительной власти в сфере образования выступают ответственными за разработку и реализацию национальных проектов, в том числе национального проекта «Образование», а также участниками входящих в их состав федеральных проектов. С результатами реализации федеральных проектов можно познакомиться в тематических разделах доклада о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году. Обеспечение доступности высшего образования. Ключевой механизм обеспечения доступности высшего образования – формирование объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – КЦП). В целом доступность высшего образования для выпускников общеобразовательных организаций в 2019 году обеспечивалась на уровне не ниже 60% от общего объема КЦП (на 1 курс). Общий объем КЦП, установленный вузам по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры, стажировки на 2019/2020 учебный год, составил 524 564 бюджетных места, из них 442 262 места для очной формы обучения.
Из общего числа студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, 10,9% были зачислены в 2019/20 учебном году в рамках квоты целевого обучения. Мониторинг целевого обучения 2019 года показал увеличение перечня заказчиков целевого обучения в 2 раза, а также изменение категорий заказчиков, Расширение доступности качественного высшего образования достигается Ключевой задачей, создаваемой СЦОС, является обеспечение виртуальной академической мобильности. Развитие образовательного процесса в сетевой форме обучения должно повысить качество образования за счет использования учебных материалов и кадрового состава, а также обеспечить для обучающихся вариативность образовательных программ за счет формирования индивидуальных учебных планов. Совместная работа Минобрнауки России и образовательных организаций высшего образования по повышению качества и расширению возможностей получения образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства, в условиях начавшейся в 2020 году Первичные профсоюзные организации вузов проявили солидарность и всемерно содействовали администрации в процессе организации обучения Обеспечение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году должно быть обеспечено вхождение не менее 5 российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. С 2019 года Проект 5-100 реализуется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» НПО.
В 2019 году осуществлялась поддержка 21 университета – участника Проекта 5-100, и обозначенный в Указе Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 г., плановый показатель – вхождение не менее 5 российских университетов На реализацию мероприятий программ развития 33 опорных университетов Вместе с тем в целях повышения качества отраслевой подготовки назрела необходимость придания отдельным вузам статуса базовых отраслевых, на которые будет возложена функция совершенствования качества подготовки специалистов отрасли. Федеральным проектом «Молодые профессионалы» НПО предусмотрено проведение с 2020 года нового конкурсного отбора на поддержку опорных университетов. Новый этап реализации проекта предусматривает расширение охвата как вузов-участников, так и регионов: должны быть отобраны не менее 80 вузов Также важным направлением государственной политики в сфере высшего образования в части обеспечения конкурентоспособности отечественного образования является разработка ФГОС высшего образования. Между тем наиболее ценным для большинства студентов в получении высшего образования становится не «получение профессии», а обретение способности быстро осваивать необходимый для конкретного вида деятельности набор компетенций. В основе кадровой модели будущего – набор междисциплинарных компетенций и гибкая система оценки квалификаций. Это связано с высокой скоростью устаревания знаний, наличием спроса на рынке труда на специалистов, обладающих несколькими смежными профессиями, а также большой долей выпускников, работающих не по специальности либо меняющих профессию. Развитие проектного обучения и персонализация траекторий обучения наблюдаются в основном в вузах, имеющих право на разработку собственных образовательных стандартов, в то время как большая часть университетов продолжает осуществлять массовую подготовку по образовательным программам, строго следуя требованиям действующих ФГОС высшего образования. В рамках реализации федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Экспорт образования» НПО запланировано решение следующих основных задач, направленных на совершенствование и развитие высшего образования: Ø поддержка и развитие лидерской группы российских университетов, обеспечение присутствия в глобальных рейтингах конкурентоспособных университетов, поддержка образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы; Ø достижение целевого показателя места России в мире по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов - 13 место к 2021 году, 10 место Ø поддержка региональных университетов, имеющих существенный научно-образовательный потенциал и включенных в стратегическую повестку развития своих регионов; Ø сохранение единства системы научной аттестации, коллегиальности взаимодействия на общероссийских экспертных площадках научной аттестации, создание возможности для конкуренции и объективной оценки научных достижений в рамках общего правового и аттестационного пространства; Ø оценка первых итогов внедрения новой модели аттестации, изучение опыта складывающихся практик реализации организациями права самостоятельного присуждения ученых степеней, подготовка обоснованных выводов, модельных рекомендаций, совершенствование нормативного правового обеспечения дальнейшего развития системы государственной научной аттестации; Ø актуализация методики мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с учетом самозанятости и занятости Ø создание в рамках национального проекта «Наука» к 2024 году Ø обеспечение функционирования 3 национальных сетевых биоресурсных центров, 250 новых лабораторий, 30% из которых руководят молодые перспективные исследователи; Ø запуск не менее 1 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития, не менее 50% из которых руководят молодые перспективные исследователи; Ø увеличение численности иностранных студентовв российских образовательных организациях высшего образования к 2024 году до 445 тыс. человек. Общероссийский Профсоюз образования принимает участие в согласовании нормативной правовой базы федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Экспорт образования» национального проекта «Образование», а первичные профсоюзные организации работников, обучающихся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций непосредственно участвуют в процессе реализации этапов выполнения данных проектов образовательными организациями. 2. Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования Решение ключевых задач в сфере среднего профессионального образования (далее – СПО), осуществляется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», основной целью которого является модернизация СПО, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ с учетом региональных потребностей. К ключевым задачам отнесены: Ø модернизация инфраструктуры организаций среднего профессионального образования (далее - СПО) за счет создания сети межрегиональных центров компетенций и региональных площадок сетевого взаимодействия по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения, центров опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП), мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной Ø внедрение практико-ориентированных подходов в реализации образовательных программ, в том числе за счет проведения мероприятий во взаимодействии с ключевыми работодателями и расширения их участия Благодаря реализации этого проекта в субъектах Российской Федерации в 2019 году создано 14 ЦОПП, оснащенных современной материально-технической базой. С целью государственной поддержки модернизации СПО в 2019 году на создание не менее чем 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, выделены гранты в форме субсидий Кроме того, в 2019 году продолжили функционирование 7 межрегиональных центров компетенций и 44 региональные площадки сетевого взаимодействия В декабре 2019 г. состоялся XIII Международный конгресс-выставка «GlobalEducation – Образование без границ», в ходе пленарных заседаний и тематических сессий которого обсуждались практические вопросы развития СПО и непрерывного образования в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». В 2019 году процедуру демонстрационного экзамена в составе ГИА Разработка и актуализация ФГОС СПО проводится в соответствии с перечнем наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий, требующих СПО (ТОП-50), с учетом требований профессиональных стандартов по 42 укрупненным группам профессий и специальностей совместно с 38 советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Во ФГОС СПО сформулированы новые общие компетенции, учтены требования профессиональных и международных стандартов, передовых технологий, указаны требования Сформирован перечень из 89 компетенций Ворлдскиллс и обеспечено повышение квалификации 5 300 преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – Союз «Ворлдскиллс Россия»), сертифицированы В 2019 году проведен Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам по 56 компетенциям «Ворлдскиллс» в г. Казани. Всего В 2019 году была проведена Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО по 27 профильным направлениям, включающим 82 специальности СПО в рамках 24 укрупненных групп. В 2019 г. в Москве прошел V Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". Участниками соревнований стал 1 501 человек из 84 субъектов Российской Федерации по 62 основным компетенциям. Система СПО ориентирована на потребности региональных рынков труда. 3. Общая характеристика системы профессионального образования По данным форм федерального статистического наблюдения (далее – ФСН) Система высшего образования охватывает 4,07 млн. студентов, в том числе По источникам финансирования структура контингента студентов в высшем образовании на 01 октября 2019 года следующая: 1,83 млн. студентов (46,3%) обучаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, 2,18 млн. студентов (53,7%) обучаются по договорам Численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования за последние три года приведена в таблице 1.1.
Таблица № 1.1.
Количество студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в 2018 году немного увеличилось (на 0,3%), при том, что общее сокращение численности студентов составило 2,0% в 2018 году за счет снижения численности обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг. Дополнив таблицу сведениями за 2019 год видим, что снижение контингента обучающихся наблюдается как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет снижения численности обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг и составляет уже 2,2% в 2019 году. В образовательных организациях СПО численность педагогических работников в последние три года сохраняется В образовательных организациях высшего образования работает 229,3 тыс. человек из числа профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), при этом тенденция к снижению численности ППС сохраняется. За 2019 год это снижение составило почти 7 тыс. человек при незначительной положительной динамике роста численности преподавателей и мастеров производственного обучения в СПО – на 1,3 тыс. человек. В таблице 1.2. приведено распределение численности работников образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, по основным категориям персонала по результатам статистических данных формы ВПО-1 за последние три года.
Таблица № 1.2.
В докладе Правительства Российской Федерации предыдущего 2019 года содержался прогноз роста численности ППС с 2019 года, в среднем на 5,2 тыс. человек
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.051 с.) |