Особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году



1. Настоящий документ определяет особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году.

2. Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право в соответствии
со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации на оплату один раз в 2 года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (далее – компенсация расходов), но не воспользовавшиеся таким правом в 2020 году
в связи с осуществляемыми в 2020 году ограничительными мерами
по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (далее – ограничительные меры), могут реализовать это право в 2021 году.

Если указанный период, за который работнику предоставляется право
на компенсацию расходов, заканчивается в 2020 году и он его не использовал, право на компенсацию расходов в 2021-2022 годах реализуется в 2022 году.

Полученные работником средства, выплаченные ему работодателе м в 2020 году в качестве предварительной компенсации расходов, в случае если он не воспользовался ими в связи с ограничительными мерами, не подлежат возврату работодателю, если транспортная организация предусмотрела пролонгацию на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы (либо пролонгацию действия проездных и перевозочных документов на 2021 год) либо не возмещает средства за проездные и перевозочные документы.

Работники, оплатившие проездные и перевозочные документы, но не воспользовавшиеся ими в связи с ограничительными мерами, в течение 7 рабочих дней с даты выхода работника из отпуска (окончания периода осуществления мер, если они распространялись на такого работника):

возвращают работодателю средства, полученные на приобретение проездных и перевозочных документов, в случае их возмещения в денежной форме транспортной организацией (исходя из возмещенной суммы);

информируют работодателя о пролонгации транспортной организацией на 2021 год срока выполнения обязательств по перевозке пассажира исходя из суммы ранее внесенной провозной платы либо о пролонгации действия проездных и перевозочных документов на 2021 год;

информируют работодателя о том, что транспортная организация не возвращает средства за проездные и перевозочные документы и не продлевает срок выполнения обязательств по перевозке, с приложением соответствующих документов. При необходимости работодатель вправе запросить у транспортной организации предоставление соответствующих документов.

Способы информирования работодателя устанавливаются в локальных нормативных актах с учетом мнения представительного органа работников
(при наличии такого представительного органа).

Отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов или их экземпляров на бумажном носителе
(при оформлении в электронном виде), если работник воспользовался ими для проезда к месту использования отпуска и (или) обратно, представляется работником работодателю в течение 3 рабочих дней с даты выхода работника из отпуска
(с учетом периода осуществляемых по месту использования отпуска или по месту работы работника ограничительных мер, если они распространялись на такого работника).

 

Раздел 9

Участие Профсоюза в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда и образования.
Экспертиза и разработка нормативных правовых актов

1. О проекте федерального закона № 848142-7 «О внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)»

Центральным Советом Профсоюза было подготовлено и направлено в адрес Заместителя Председателя Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» Кузьминой Н. Н. заключение на проект федерального закона № 848142-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
(в части дополнения обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)».

В своём заключении Профсоюз указал, что авторами законопроекта предлагается расширить требования к состоянию здоровья педагогического работника, состоящего в трудовых отношениях и кандидата на должность педагогического работника в сфере общего и высшего образования, дополнив статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) положением, согласно которому указанные субъекты проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Одновременно Профсоюз обратил внимание, что трудовая деятельность педагогических работников не подпадает под перечень видов профессиональной деятельности, сопряженной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, и не связана с источником повышенной опасности. Таким образом, распространение перечня на педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций высшего образования приведёт
к их необоснованному отстранению и (или) не допуску к педагогической деятельности и является дискриминационным и избыточным.

Профсоюз не поддержал проект федерального закона № 848142-7
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)».

Таким образом, в том числе, благодаря высказанным замечаниям Профсоюза
7 июня 2020 при рассмотрении в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации этот законопроект был отклонён.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам»

Экспертами Профсоюза в начале 2020 года был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам» (далее – законопроект).

Законопроектом было предложено ввести институт повышенной ответственности всех участников образовательных отношений за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам (квалифицирующий признак), выражающееся в форме оскорбления и насильственных действий. При этом законопроект содержал комплексный подход по установлению ответственности и предполагал внесение изменений не только в Федеральный закон об образовании, но и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Уголовный кодекс Российской Федерации.

Законопроект вызвал общественный интерес и был широко освещён и обсуждался в СМИ.

Далее законопроект был передан на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по образованию и науке для рассмотрения и обсуждения с социальными партнёрами.

В июне 2020 года проект федеральною закона «О внесении изменений в статью 334 Уголовного кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья педагогических работников», подготовленный Профсоюзом в комплексе упомянутого выше законопроекта («законопроект-спутник»), был рассмотрен
в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Верховным Судом Российской Федерации были даны замечания юридико-технического характера по доработке законопроекта.

Экспертами Профсоюза был проведен детальный правовой анализ представленных замечаний и предложений для дальнейшей комплексной доработки норм законопроекта.

В результате в настоящее время законопроект разделен на два законопроекта (основной законопроект и «законопроект-спутник»), предусматривающие
в системном и правовом единстве внесение изменений как в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам, так и внесение изменений в уголовное законодательство в части установления ответственности за причинение вреда здоровью педагогическим работникам.

Следует отметить, что в условиях развития цифровых технологий и свободного доступа обучающихся к различным Интернет-ресурсам, а также массового перехода в режим дистанционного обучения в связи с пандемией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), участились случаи обнародования видео и фото материалов с участием педагогических работников на различных интернет-порталах и в социальных сетях (кибербуллинг).

Существующий механизм защиты чести и достоинства педагогического работника от унижения, в том числе содержащегося в публично демонстрируемом произведении в СМИ, в настоящее время не является достаточно эффективным.

В связи с этим законопроектом предлагается усилить ответственность
за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации в отношении педагогического работника, состоящего в трудовых, служебных отношениях
с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющего обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, как квалифицирующий признак субъекта правоотношений.

Законопроектом-спутником предлагается установить в уголовном законодательстве повышенную ответственность за преступления против физической неприкосновенности личности, выражающиеся в насильственных действиях (побои) в отношении педагогических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Законопроекты в настоящее время подготовлены для дальнейшего публичного обсуждения с последующим внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном порядке.

О некоторых вопросах правового регулирования проведения государственной итоговой аттестации (ГИА)

В 2019 году в некоторых субъектах Российской Федерации стала проявляться негативная практика исключения региональными органами Пенсионного фонда России (далее – ПФР) из специального стажа для досрочного назначения педагогическим работникам страховой пенсии периодов их участия в проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). По инициативе Профсоюза была создана рабочая группа, в состав которой вошли руководители и специалисты Минпросвещения России, Рособрнадзора, Минтруда России, ПФР и Профсоюза.
С целью выявления указанной проблемы правовым отделом аппарата Профсоюза проведен анализ судебной практики в регионах по вопросу исключения данных периодов из числа периодов, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Профсоюз настоял на принятии мер по фактам ухудшения правового положения педагогов.  Письма Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 25 марта 2019 г. № 183 «О содействии недопущению ухудшения правового положения педагогических работников, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации» и от 25 апреля 2019 г. № 259, направленные в адрес заместителя Председателя Правительства РФ – координатора Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений Т.А. Голиковой).

В результате переговоров внесено изменение в законодательство: период участия педагогов в проведении ГИА отнесен к педагогической работе. Это стало основанием для разъяснений Пенсионного фонда РФ о том, что периоды участия педагогов в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежат включению в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости. (Письмо Пенсионного фонда РФ (Чирков С.А.) от 27 мая 2019 г. № С4-25-24/10565
«О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников», направленное в адрес отделений Пенсионного фонда).4.

Экспертами аппарата Профсоюза был проведен мониторинг порядка и размера выплаты компенсаций педагогическим и иным работникам образования за участие
в организации и проведении ГИА в субъектах Российской Федерации.

В результате проведенной работы участниками рабочей группы было внесено предложение о совместной разработке Профсоюзом, Минпросвещения России, Рособрнадзором методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогических работников, привлекаемых к проведению ГИА в рамках соответствующей межведомственной рабочей группы Минпросвещения России.  

Разработанные методические рекомендации согласованы с профильными федеральными органами исполнительной власти и подписаны заместителем Министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюком, заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации А.А. Музаевым, Председателем Профсоюза Г.И. Меркуловой. Эти рекомендации направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, письмом заместителя Министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюка
от 04.02.2020 г. № ВБ-175/08; одновременно они были направлены и в региональные (межрегиональные) организации Общероссийского Профсоюза образования.

Методические рекомендации носят разъяснительный характер, не являются нормативным правовым актом.

В настоящее время в виду отсутствия единого механизма привлечения педагогических работников к проведению ГИА на федеральном уровне Профсоюз продолжает уточнение правового механизма этой работы в целях совершенствования условий привлечения педагогических работников к проведению ГИА.

Продолжается активная проработка вопроса о возможном внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части дальнейшего регулирования вопросов порядка и условий привлечения педагогических работников к организации и проведению ГИА.

4. О Федеральном законе от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений
о трудовой деятельности в электронном виде»

В связи со вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона
от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» правовым отделом аппарата Профсоюза образования, с учётом разъяснений Минтруда России, подготовлены разъяснения о порядке выбора работником между продолжением ведения работодателем его трудовой книжки в бумажном виде или отказом от ведения трудовой книжки в бумажном виде и предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии с требованиями новой статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации в электронном виде. Разъяснения направлены в адрес региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза письмом № 112 от 21.02.2020 за подписью заместителя Председателя Профсоюза М.В. Авдеенко.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».

ЦС Профсоюза подготовил и направил в адрес Заместителя Координатора профсоюзной стороны РТК, Заместителя Председателя Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» Кузьминой Н. Н., а также в адрес ответственного Секретаря РТК Жаровой Н. В. заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)» (далее – законопроект).

Законопроект подготовлен в развитие реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, концепция и механизмы которой закладываются в проектах федеральных законов: № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и
№ 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятых
17 апреля 2020 года в первом чтении в Государственной Думе. Сообщаем, что ранее на указанные проекты федеральных законов ЦС Профсоюза направлял замечания и предложения (письмо от 22.01.2020 г. № 37) в адрес Заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Духаниной Л. Н., а также председателя экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета Государственной Думы по образованию и науке Инглези А. А..

Сообщаем также, что в настоящее время активно развивается и в отдельных сферах уже проходит пилотное внедрение (охрана труда) реформа контрольно-надзорной деятельности, цель которой – повышение уровня безопасности и устранение избыточной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. (основание: поручение Президента Российской Федерации от 30.12.2015 г.
№ Пр-2724, неоднократные поручения Правительства Российской Федерации
от 2016 года и распоряжения Правительства Российской Федерации, в том числе
по реализации механизма «регуляторной гильотины» от 2019 года).

Правительством Российской Федерации были подготовлены проекты упомянутых федеральных законов № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и № 851072-7
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – проекты федеральных законов), которые направлены на устранение недостатков действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе регулирование вопросов профилактики нарушений обязательных требований; неоправданный акцент
на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием, а также на устранение недостатков действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следует отметить, что указанные проекты федеральных законов имеют рамочный характер, предполагают наличие массива отсылочных норм и устанавливают основные понятия и механизмы контрольно-надзорной деятельности.

При этом указанные проекты федеральных законов рассматриваются в пакете с отраслевыми проектами нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по отдельным отраслям.

Одним из таких законопроектов является проект федерального закона
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».

Данным законопроектом предлагается систематизировать содержащиеся
в трудовом законодательстве обязательные требования
, установленные в целях регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (далее – обязательные требования в сфере труда). Под обязательными требованиями в сфере труда законопроектом предлагается понимать установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, условия, ограничения, запреты, иные обязанности, применяемые при регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При этом в законопроекте определён порядок установления обязательных требований в сфере труда, а также предусматривается перечень обязательных требований (групп требований) в сфере труда применительно ко всем институтам трудового законодательства.

Законопроектом устанавливаются непосредственно обязательные требования к выполнению работодателем самих норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), что позволяет государственным инспекторам труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при осуществлении проверки выявлять не факт соблюдения (или не соблюдения) работодателем норм трудового законодательства, а выполнения требований (норм), содержащихся в ТК РФ.

Однако в своем заключении, поддержав концепцию законопроекта в целом, Профсоюз обратил внимание на отдельные позиции, которые, по мнению Профсоюза, требуют уточнений и доработки.

Следует отметить, что в настоящее время федеральные законы № 850621-7
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» приняты и подписаны Президентом Российской Федерации, но пока не вступили в действие.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)» в настоящее время проходит общественное обсуждение.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удалённой работы»

ЦС Просоюза подготовил и направил в адрес Заместителя Координатора профсоюзной стороны РТК, Заместителя Председателя ФНПР Кузьминой Н. Н., а также ответственного Секретаря РТК Жаровой Н. В. замечания и предложения
к проекту федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».

16 июня 2020 года в Государственную Думу депутатами межфракционной группы «Солидарность» А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, а также другими депутатами и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы» (далее – законопроект).

Напоминаем, что определение дистанционной (удаленной) работы уже содержится в ТК РФ, при этом для устранения правовых коллизий, существующих на сегодняшний день в теории и практике применения законодательства, данные понятия признаются тождественными. Законопроектом чётко разграничиваются понятия: дистанционная (удаленная) работа; временная дистанционная (удаленная) работа (режим работы, предусматривающий временное выполнение трудовой функции работника, вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя); комбинированная дистанционная (удаленная) работа (режим работы, включающий работу на стационарном рабочем месте и дистанционную (удаленную) работу).

Также в законопроекте регламентируется отказ от требования подписывать трудовой договор о дистанционной (удаленной) работе с использованием квалифицированной электронной цифровой подписи (ЭЦП), стоимость и порядок оформления которой несет дополнительную финансовую нагрузку.

Важной новеллой является изменение и дополнение норм, связанных
с дополнительными основаниями расторжения трудового договора
с дистанционным работником
(ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ), особенность установления которых зачастую приводит к незаконному увольнению работников. Законопроектом предлагается скорректировать данную дискриминационную норму для дистанционных работников на норму, в соответствии с которой основания расторжения трудового договора с дистанционным работником могут устанавливаться только ТК РФ.

Устанавливается порядок взаимодействия работника и работодателя, связанный с рабочим временем дистанционных работников, вводится понятие времени отдыха для дистанционного работника и ограничения привлечения его к работе в этом время работодателем.

Также одной из важных позиций законопроекта является регулирование оплаты труда дистанционных работников вне времени, установленного порядком взаимодействия работника и работодателя, в случае производственной необходимости. Если работник привлекается к работе во время отдыха, оплата его работы осуществляется в порядке, установленном для оплаты сверхурочной работы, в соответствии со статьей 152 ТК РФ.

Профсоюз поддержал проект федерального закона «О внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в целях совершенствования регулирования работы, временно организованной на удаленном рабочем месте, подготовленного ФНПР

ЦС Профсоюза в адрес Заместителя Председателя ФНПР Кузьминой Н. Н., а также ответственного Секретаря РТК Жаровой Н. В. было подготовлено в порядке информации правовое заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предложенный Федерацией Независимых Профсоюзов России (далее – законопроект ФНПР, законопроект),
в целях совершенствования регулирования работы, временно организованной
на удалённом рабочем месте.

Законопроектом ФНПР предлагалось законодательно закрепить возможность временного выполнения работниками своих трудовых функций вне стационарного рабочего места с сохранением размера заработной платы посредством заключения
с работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору в виде временной удалённой работы. По мнению ЦС Профсоюза, законопроект нуждается в существенной доработке. Законопроектом ФНПР предлагается особенности регулирования труда работников, временно направляемых на удалённую работу, выделить в отдельную статью – «статья 723». Изменение условия трудового договора о месте выполнения трудовой функции. Временная удалённая работа» главы 12. Изменение трудового договора Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), поскольку такой труд имеет отличную
от дистанционного труда правовую природу. При этом в рамках статьи законопроекта отдельные права работников предлагается регулировать фрагментарно нормами, которые уже существуют в трудовом законодательстве, например, обеспечение безопасных условий и охраны труда работников, выполняющих свои трудовые функции удаленно (ст. 212 ТК РФ), порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе
(ст. 312.3 ТК РФ) и прочее.

В этой связи Профсоюз отметил, что понятие удалённой работы в трудовом законодательстве отсутствует, поскольку в сущности такая работа является режимом дистанционной работы, на который может быть переведён работник путем подписания письменного соглашения сторон о возможности удаленной работы
в случае возникшей необходимости, например, личных обстоятельств, изменения места жительства работника и прочее. Условия организации труда при режиме удалённой работы регулируются положениями ТК РФ, касающимися прав дистанционных сотрудников (глава 491 ТК РФ).

Также законопроектом предусматривалось положение, с которым Профсоюз принципиально не мог согласиться. Так, в частности, заключивший дополнительное соглашение о временном выполнении трудовой функции вне стационарного рабочего места работник обязан организовать своё рабочее место по месту фактического пребывания и создать необходимые бытовые условия для полноценного выполнения трудовой функции.

В этой связи Профсоюзом было отмечено, что по общему правилу
в соответствии с частью 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием – программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами определяются трудовым договором о дистанционной работе (ст. 312.3 ТК РФ) или же определяются соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).

В связи с чем Профсоюз настоял на исключении из законопроекта указанного положения, поскольку оно ухудшает положение работника по сравнению
с действующим трудовым законодательством.

Таким образом, Общероссийский Профсоюз образования, понимая необходимость внесение изменений в правовое регулирование вопросов, связанных с дистанционным трудом, не счёл возможным поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предложенный Федерацией Независимых Профсоюзов России в представленной редакции.

Раздел 10

О взаимодействии ЦС Профсоюза с Советом по профессиональным квалификациям в сфере общего образования

 

В 2019 году была реализована инициатива Профсоюза по созданию СПК
в сфере образования. 25 сентября 2019 года НСПК принял решение о его создании. Учитывая, что в соответствии с Положением о Совете по профессиональным квалификациям в сфере образования (утв. 28.10.2019 г.) к компетенции данного органа управления отнесены, в первую очередь. разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований, в целях защиты трудовых прав и профессиональных интересов работников, в состав СПК включён представитель Профсоюза –заместитель Председателя Профсоюза Т.В.Куприянова; в большинство комитетов, созданных по уровням образования, и комиссий, образованных исходя из задач обеспечения деятельности СПК, входят еще 12 представителей Профсоюза,

Наиболее активное взаимодействие ЦС Профсоюза с СПК в сфере образования осуществляется по вопросам разработки и актуализации профстандартов. Участие в работе СПК представители Профсоюза стараются использовать с целью влияния на политику в части изменения подходов к содержанию и построению макета ПС для сферы образования с учетом специфики вида деятельности и в целях определения отраслевой рамки квалификаций в сфере образования.

1. Напоминаем, что 1 июня 2020 года, наконец, Минюст России зарегистрировал (регистрационный № 58533) приказ Минтруда от 21.12.2019 г.
№ 832 н «О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Общероссийский Профсоюз образования также внес свой вклад в принятие решения об отмене применения профстандарта, создавшего множество проблем и для педагогических работников, и для администрации организаций высшего образования в решении вопросов кадрового обеспечения образовательного процесса и деятельности этих организаций с учетом непродуманных требований этого профстандарта.

Важно отметить, что ходе общественно-профессионального обсуждения проекта вышеназванного профстандарта эксперты Профсоюза, и выступая на различных дискуссионных площадках, и оформляя свое мнение в виде экспертных заключений, открыто заявляли о несогласии с предложенными в нем разработчиками требованиями к квалификации (образованию).

Обращаем Ваше внимание на то, что 05.12.2019 г. на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Минтруду России было предложено признать утратившим силу профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 26О8н. Одновременно было предложено Совету по профессиональным квалификациям в сфере образования совместно с базовыми экспертными организациями Национального совета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» подготовить в 1 квартале 2020 года предложения по перечню необходимых профессиональных стандартов
в сфере профессионального образования и организовать в установленном порядке разработку проектов соответствующих профессиональных стандартов.

В конце марта 2020 года председатель Совета Л.Н.Духанина предложила членам Совета поддержать предложение о приоритетной разработке в 2020 году профессиональных стандартов в профессиональном образовании на основе предложенного группой разработчиков базовых экспертных организаций НСПК перечня профессиональных стандартов.

Представитель Профсоюза Т.В.Куприянова – член СПК в сфере образования, не поддержав предложение, вынесенное на голосование 31.03.2020 г., направила обоснование своего решения, подкрепленное мнением экспертов Профсоюза.

Прежде всего, было отмечено, в материалах к предложенному перечню профессиональных стандартов в профессиональном образовании, подготовленных представителями базовых экспертных организаций НСПК, не проявились понятные концептуальные основы разработки предлагаемых профстандартов, которые можно было бы обсуждать и использовать для формирования отраслевой рамки квалификаций взамен единого макета, утвержденного Минтрудом России, применение единой структуры которого при разработке уже отмененного профстандарта вызвало столько заслуженных нареканий со стороны педагогических работников, руководителей организаций высшего образования, профсоюза и всего педагогического сообщества.

Вместе с тем, п редложенное в перечне описание профстандартов для сферы профессионального образования не соответствует и нормативно принятому макету описания профстандарта. Отсутствуют: наименование вида профессиональной деятельности, описание основной цели вида профессиональной деятельности, отнесение к видам экономической деятельности, описание (или хотя бы наименования) обобщенных трудовых функций. Это делает затруднительным понимание сущности описываемого вида профессиональной деятельности, различий и особенностей каждого профстандарта из предложенного перечня.

Так, предлагаемый перечень необходимых профстандартов в сфере профессионального образования сформирован на основе уровней профессионального образования: среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения и не учитывает иной принцип дифференциации должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, представленных в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 года №678.

Следует отметить, что в профстандартах, сформированных по уровням профессионального образования, возможность дифференциации обобщенных трудовых функций, например, преподавателя, при их определении (описании)
в разных профстандартах, где предусмотрена в качестве возможной эта должность, осложнена и весьма сомнительна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.044 с.)