Блаженъ тотъ странник жизни скоротечной, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блаженъ тотъ странник жизни скоротечной,



ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТ I Я

ХХ СТОЛЁТ I Я

СТАРЕЦЪ

АЛЕКС I Й УМАНСК I Й

Издано для благотворительнаго разпространен\я

Москва, 2014г.

 

 

Кондакъ, гласъ 1:

О блаженне и Христа ради юродиве человёче Бож i й Алекс i е, Уманскимъ чудотворцемъ нареченный, по водамъ же, яко по сушё ходивый и за грешныхъ насъ, предъ Господомъ просивый, подай намъ руку помощи, и спастися намъ отъ бёдъ и напастей помози, отъ лютыхъ безбожныхъ и начертан i я злохитраго антихриста сохрани, и спасти помози души наша.

Молитва

Прп. Алексiю Уманскому.

О велик\й угодниче Христовъ, - человёче Божiй Алексiе, во Уманской веси многоцелёбныя своя мощи упокоивый и милости по молитвамъ твоимъ ко Господу намъ източающiй. Простри намъ руку помощи, - умоли Господа грёховъ намъ оставленiе даровати; кротость, смиренiе, терпёнiе и послушанiе Святой Воле Господней стяжати, и направити ны на пути Промысла Его о насъ грёшныхъ. Умири наши страсти, и недуги душевныя и телёсныя уврачуй. Умоли Всеблагаго Господа ко спасенiю насъ направити. Отъ сетей и начертанiя злохитраго и коварного антихриста намъ сохранитися помози, и отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ защити. Бури наша душевныя и житёйскiя умиротвори, яко и море по твоимъ ко Господу молитвамъ утишалося, - тако и насъ утёши, да сподобимся пёти съ тобою вкупе во Царствiи Небесномъ Господу Отцу и Сыну и Святому Духу: Алиллуiа, Алиллуiа, Алиллуiа.

Предислов\е

Старецъ Алекс\й прославился подвигами и чудесами во времена гонен\й на Церковь въ ХХ вёкё.

Много изпытан\й пришлось перенести старцу Алекс\ю, много страдан\й выпало на его долю. Но, съ помощью благодати Бож\ей, онъ имёлъ такую вёру, которая могла горы сдвинуть съ мёста.

Его пламенная любовь ко Христу не страшилась ни пытокъ, ни страдан\й, ни голода, ни холода, ни ненависти людей, потерявшихъ вёру въ Бога.

А его духовнымъ очамъ было открыто то, что обычно закрыто завёсой тайны передъ многими людьми. Старецъ Алекс\й имёлъ даръ чудотворен\я, даръ изцёлен\я, даръ прозорливости, даръ пророчества и даръ любви къ Богу и ближнимъ.

… У насъ не было цёли разполагать свёден\ями о чудесахъ и подвигахъ старца Алекс\я въ строго б\ографическомъ порядкё, тёмъ болёе, что мног\е годы жизни старца Алекс\я намъ неизвёстны, или отсутствуютъ данные о точныхъ датахъ тёхъ или иныхъ событ\й. Но и тё свёден\я, которые намъ удалось собрать, думаемъ, порадуютъ вёрующаго во Христа православнаго читателя, любящего Бога и Его вёрныхъ служителей.

Блаженъ тотъ странник жизни скоротечной,                                                                          

Чья жизнь, какъ сердце дётское чиста,

Кто до границъ загробной Жизни Вёчной                                                                                                

Не возропталъ подъ тяжестью креста.                                                                         Кто ближнему слуга былъ неизмённый,                                                                                                  

Молитвы чьи, какъ чистый фим\амъ                                                                                       Безгрёшной жертвы Авеля, смиренный                                                                             

Возносятъ столпъ душистый къ небесамъ                                                                                                                 

Ничтожный сынъ земли непостоянный

Не осквернивъ души своей грёхомъ,                                                                                                  

На брачномъ пиршествё, какъ гость желанный                                               

Возсядетъ онъ съ Превёчнымъ Женихомъ.

ГЛАВА 1

Дётство, отрочество, юность.

Въ 1924 году, въ бёдной и маловёрующей семьё      Никулиныхъ, родился четвертый сынъ, Алексёй.

Родители его Несторъ и Мавра жили въ городё Каменскё, Мать его въ то время работала въ прислугахъ, а отецъ работалъ каменщикомъ. Часто отцу приходилось уёзжать въ поискахъ работы надолго изъ дома. Мать маленькаго Алеши, Мавра оставалась съ дётьми. Въ работё по дому ей помогалъ ея старш\й сынъ. Алексёй росъ очень слабенькимъ ребенкомъ.

И вотъ семья Никулиныхъ переёзжаетъ въ городъ Шахты Ростовской области. Въ 1940 году старш\й братъ Алексёя женился и съ женой ушелъ на квартиру, такъ какъ хата родителей была маленькая. Въ 1941 году зимой умерла мать Алексёя. Онъ остался съ отцомъ. Послё смерти Мавры, отецъ продалъ хату и уёхалъ.

Изъ письма племянницы

старца Алекс\я.

Въ 1948 году послё долгого времени пр\ёхалъ къ намъ дядя Алексёй, но уже крёпко вёрующимъ. Онъ много намъ разсказывалъ о вёрё во Христа, и какъ онъ былъ въ Черниговё, въ К\евё, а больше всего на Кубани въ станицё Уманской, и встречался со священниками, гонимыми за вёру. У него была послушница Ефросин\я. Въ городё Таганрогъ у него была кел\я, гдё онъ молился. Господь Iисусъ Христосъ далъ ему даръ прозорливости. Въ 1949 году его вмёстё съ моимъ папой (это старш\й братъ старца Алекс\я) посадили въ тюрьму за вёру въ Бога. Моего дядю Алексёя сильно пытали, ставили ногами на разкаленную сковороду, и онъ все терпёлъ. Во время одного допроса дядя Алексёй сказалъ слёдователю, пытавшего его: «Твоя жена умерла». Слёдователь ему не повёрилъ. Но вскорё ему сообщили, что у него умерла жена. Послё этого случая слёдователь больше не пыталъ дядю Алексёя. Просидёлъ дядя Алексёй въ тюрьмё 7 лётъ. Послё тюрьмы онъ вернулся къ намъ въ Шахты. Прожилъ у насъ мёсяцъ и уёхалъ. Только черезъ много лётъ папа его разыскалъ. Онъ находился въ городё Звёрево въ психбольницё.

Глава 2

Какъ Ефросин\я стала послушницей старца Алекс\я

У одного благочестиваго прозорливаго человёка по имени Павелъ была послушница Ефросин\я. Однажды онъ говоритъ Ефросин\ё: «Богу угодно, чтобы ты была послушницей другого старца. Иди туда-то, - и сказалъ ей куда надо идти,- ты его встретишь у дороги».

И она со своей дочкой пошла выполнять послушан\е. Со старцемъ Алекс\емъ она встретилась у дороги. Онъ ей сказалъ, что Богу угодно, чтобы она была его послушницей. И сказалъ ей, чтобы она звала его отцомъ Алекс\емъ.

Такъ Ефросин\я стала послушницей старца Алекс\я.

Послушан\е старцу - это очень трудный подвигъ. Старецъ обличалъ другихъ людей въ грёхахъ, а доставалось ни въ чемъ неповинной Ефросин\ё. Обличая другихъ людей въ грёхахъ, старецъ Алекс\й говорилъ, что его послушница согрёшила такими-то грёхами. И при этомъ онъ ее ругалъ и даже билъ.

Все это онъ дёлалъ для того, чтобы обличая человёка въ грёхахъ, не ожесточить при этомъ его сердце, но довести его до стыда и разкаян\я въ своихъ грёхахъ, а послушницё готовилъ венец за кротость, терпен\е и готовность нести наказан\е, когда не было ея вины.

И вотъ однажды Ефросин\я не выдержала столь труднаго подвига - страдать за чуж\е грёхи и ушла отъ старца Алекс\я къ себё домой.

Пришла домой и вдругъ ослёпла. Она поняла, что это ее Богъ наказалъ за грёхъ, что не захотёла нести подвига послушан\я. И разкаялась въ томъ, что самовольно ушла отъ старца. Ефросин\я попросила провожатыхъ отвести ее къ старцу Алекс\ю. И когда вернулась къ нему, то упала передъ нимъ на колени, плакала и просила прощен\я и изцёлен\я.

Старецъ Алекс\й ее спрашиваетъ:

-А ты вёришь, что я могу тебя этой смердящей рукой изцёлить?

-Вёрю, - отвётила она.

Старецъ Алекс\й плюнулъ, сдёлалъ брен\е изъ плюновен\я, помазалъ ей этимъ брен\емъ глаза, какъ и Господь нашъ Iисусъ Христосъ дёлалъ, изцёляя слёпыхъ, и она прозрёла.

ГЛАВА 3

Странники

Насаждая воинственный атеизмъ въ странё, враги Христа старались стерёть съ лица Земли Вёру въ Бога, а вёрующихъ въ Бога людей показать въ самомъ неприглядномъ свётё, какъ людей темныхъ, отсталыхъ, невёжественныхъ; возпитывая въ молодомъ поколён\и не только невёр\е въ существован\е Бога, но и отвращен\е ко всякой святынё, ко всему, что связано съ Богомъ и Его Святой Церковью.

Но въ это тяжелое богоборческое время было много тайныхъ христ\анъ, такъ какъ открыто говорить о Богё было опасно. Среди тайныхъ христ\анъ были и священники.

Православные христ\ане тайно встречались, скрываясь отъ постороннихъ глазъ, чтобы другъ отъ друга услышать Бож\е Слово, по которому въ суетё земной тосковала и томилась, горящая любовью къ Богу, душа.

… Однажды старецъ Алекс\й сказалъ Ефросин\ё: «Господь благословилъ сёять Бож\е Слово по Росс\и. Идемъ странствовать».

Подвигъ странств\я такой же тяжелый, какъ и подвигъ послушан\я.

У Ефросин\и былъ домъ подъ К\евомъ. Изъ послушан\я старцу она бросила домъ. Передъ отъёздомъ она собрала вещи и сложила ихъ въ мешки; получилось три мешка съ вещами.

Пришли на вокзалъ. Два человёка сторожатъ мешки, а два стоятъ у кассы. (Кто былъ четвертымъ человёкомъ свёден\й не сохранились. Только извёстно, что на вокзалё ихъ было четверо).

Настала ночь. Пришла очередь сторожить мешки старцу Алекс\ю и дочери Ефросин\и, во святомъ крещен\и названной Валентиной, но которую старецъ Алекс\й по какимъ-то причинамъ называлъ Варваркой.

Варварка уснула держась за мешокъ. Утромъ проснулась - мешки завязаны, а вещей нётъ. Варварка заплакала, а старец ъ Алекс\й ее уговариваетъ: «Не плачь, поёдемъ въ Черниговъ къ сестрамъ, они тебё дадутъ кофточку и юбочку. Какъ же съ тремя мешк ами странствовать?!..»

Когда они пр\ёхали въ Черниговъ, то сестры дали дёвочкё кофту и юбку.

ГЛАВА 4

Молитва о дождё

Это было въ 50-хъ годахъ ХХ столёт\я. Ёхалъ старецъ Алекс\й изъ К\ева съ послушницей своей и ея дочерью на паровозё.

ГЛАВА 5

Покупка пива

Благочестивый подвижникъ Христовъ съ Ефросин\ей и Варваркой сошли съ поёзда въ городё (назван\е котораго уже забылось). Варваркё въ то время было 8 лётъ.

Смотрятъ, а тамъ стоит бочка, пиво продаютъ. Они направились туда. Варварка идетъ и мысленно про себя ропщетъ: «Мы цёлую недёлю ничего не ёли, а онъ насъ пивомъ надумалъ поить, сейчасъ будемъ пьяными отъ пива».

Старецъ Алекс\й подошелъ къ бочкё съ пивомъ, досталъ деньги изъ мешка и купилъ Ефросин\ё и Варваркё по полъ-литровому бокалу, а себё стаканъ пива.

Такъ какъ старецъ Алекс\й былъ аскетъ, онъ очень мало ёлъ, поэтому онъ взялъ себё меньше, а такъ какъ они были хоть и послушницы, но люди м\рск\е, то онъ имъ взялъ больше.

Каша

Старецъ Алекс\й и съ нимъ 5 человёкъ братьевъ и сестеръ по Вёрё въ Бога шли изъ села Петрушина.

Они проголодались. Ст. Алекс\й предлагаетъ: «Давайте зайдемъ въ домъ отдыха и на кухнё попросимъ, чтобы насъ накормили»,

Зашли. Старецъ Алекс\й попросилъ повариху, чтобы она ихъ накормила. А она говоритъ: «Я бы васъ накормила, но у насъ ничего нётъ, мы уже и котлы помыли».

А старецъ Алекс\й настойчиво нёсколько разъ повторилъ: «Да тамъ есть, есть. Иди, иди, тамъ есть».

Она чтобы онъ не докучалъ ей, пошла посмотрёть. Приноситъ большую чашку каши и говоритъ: «Удивительно, откуда она взялась?!.. Я ведь точно знаю, что не было. Мы уже и котлы помыли».

Такъ по молитвамъ Старца Алекс\я они сами каши наёлись и еще много осталось, другимъ людямъ отдали.

Чудо у костра

 «Семьдесятъ лётъ, прошедш\е съ октября 1917 года стали временемъ безпримёрныхъ гонен\й за Вёру, превзошедшихъ даже гонен\я первыхъ вёковъ христ\анства. Сонмомъ мучениковъ преизполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая въ дни жестокихъ изпытан\й чистоту и крёпость Вёры». (Истоки зла. По плодамъ ихъ узнаете ихъ. (Мф; гл. 7,16) (Москва, 2002 г.)

… Старецъ Алекс\й, Ефросин\я съ дочерью своей Варваркой скрывались въ лёсу отъ враговъ Христовыхъ, преслёдующихъ Церковь - вёрующихъ въ Господа Iисуса Христа.

… И вотъ сидятъ они у костра и грёются. Ко стеръ догоралъ. И вдругъ Старецъ Алекс\й говоритъ: «Тихо сидите у костра, творите Iисусову молитву и не шевелитесь». А самъ всталъ на молитву.

Вскорё они увидёли, что «охотники» за вёрующими прочесываютъ лёсъ. Подходятъ они къ костру, обошли костеръ съ двухъ сторонъ, разговаривая между собой, и такъ же продолжая бесёду пошли дальше. Такъ по молитвё Старца Алекс\я Господь «закрылъ» имъ глаза.

+++

Раба Бож\я Раиса узнала, что къ Мар\и приходили люди, потому что пр\ёзжалъ туда благодатный подвижникъ Христовъ Старецъ Алекс\й, имёвш\й даръ изцёлен\я и прозрён\я.

Хотя возрастомъ онъ въ эти годы былъ еще молодъ, но по опыту духовной жизни, думаемъ, что онъ былъ уже старцемъ. А чаще бываетъ такъ, что человёкъ по возрасту уже старецъ, а въ духовной жизни онъ еще младенецъ, которому еще нужно «молоко», а не твердая пища.

+++

Старецъ Алекс\й прислалъ Ефросин\ю въ Уманскую съ приглашен\емъ, чтобы собрались всё вмёстё братья и сестры во Христё, взяли съ собой у кого, что есть и пр\ёхали къ нему въ Таганрогъ поминать родителей.

Они всё собрались и поёхали, это было въ 1948 году. Въ Таганрогё у старца Алекс\я была кел\я, которую ему выдёлила одна благочестивая семья.

Гдё бы онъ ни ёздилъ, а когда пр\ёзжалъ въ Таганрогъ, то находился тамъ. Хозяева, у которыхъ жилъ Старецъ Алекс\й встречали гостей радушно, привётливо, посадили ихъ за столъ, а старецъ Алекс\й говоритъ имъ: «Досыта не наёдайтесь. Начальникъ вокзала пригласилъ къ себё священника, пёвчую и насъ. У него будетъ освящен\е дома, послё котораго онъ насъ всёхъ приглашаетъ на трапезу».

И не только начальникъ вокзала приглашалъ къ себё старца Алекс\я, у него въ Таганрогё было много знакомыхъ и всё принимали его. Онъ и сестеръ изъ Уманской водилъ къ нимъ. Вотъ идутъ они по Таганрогу: «Въ этотъ домъ пойдемъ,- говоритъ старецъ Алекс\й, -здёсь намъ хлёба дадутъ. Въ этотъ домъ тоже пойдемъ, здёсь фрукты намъ дадутъ. А въ этотъ домъ не пойдемъ. Тамъ ругаются».

На видъ ему было лётъ 35-40. Этотъ мужчина шелъ съ посохомъ въ рукахъ. За плёчами у него была небольшая котомка, размёромъ съ булку хлёба, но поднимался онъ съ большимъ трудомъ, какъ будто бы несъ за плёчами очень большой грузъ. Лицо у него было сильно загорёвшее темно-бурачнаго цвёта.

Старецъ Алекс\й еще раньше говорилъ имъ, что они увидятъ того страдальца, который толкнулъ Господа Iисуса Христа, когда Онъ, измученный подъ тяжестью Креста, приселъ отдохнуть у его дома.

И вотъ теперь старецъ Алекс\й показалъ на него, когда онъ поднимался въ гору, а они спускались къ морю и сказалъ, что это тотъ самый человёкъ, который толкнулъ Господа Iисуса Христа.

Всё сестры оглянулись и стали смотрёть ему вслёдъ. Братъ Иванъ Б., очень хотёлъ увидёть, и теперь у него было большое желан\е его разсмотреть, но старецъ Алекс\й, по какой-то ему одному извёстной причинё, отвелъ Ивана въ сторону. И друг\е сестры тоже его не разглядёли. Только сестра Раиса Кочумова его хорошо разглядёла. Старецъ Алекс\й говорилъ, что Отецъ Небесный наказалъ этого человёка за Сына Своего Iисуса Христа, и онъ долженъ ходить до Страшнаго Суда, когда Богъ во славё пр\идетъ судить живыхъ и мертвыхъ. И онъ будетъ свидётелемъ у Господа.

Симеонъ Богопр\имецъ прожилъ на землё 300 лётъ, а этотъ человёкъ ходитъ по землё уже почти 2000 лётъ.

… А вот и море! Азовское море!.. Когда старецъ Алекс\й съ сестрами и братьями спускались съ горы къ морю, то море было спокойное, а когда подошли къ морю, то море взволновалось. Уже начинало темнёть. Скоро на землю ляжетъ ночь. Старецъ Алекс\й предложилъ изкупаться въ морё. А волны были так\е больш\е, что накрывали съ головой, кто не побоялся, зашелъ дальше въ море, кто побоялся - немножко.

У Мар\и Мацоры въ морё развязался бинтъ. Вышла она изъ моря, посмотрёла на свою больную ногу и удивилась, гдё еще совсемъ недавно была рана, теперь ее не было. А на берегу Раиса почувствовала, что отъ старца Алекс\я идетъ благоухан\е.

… И вотъ насталъ день отъёзда. О, какъ имъ не хотелось разставаться со своимъ благодатнымъ наставникомъ. Но ничего не подёлаешь, пришло время ёхать домой.

Мар\я Мацора вышла изъ дома, а потомъ вернулась и печально сказала: «О, Алекс\й, я последн\й разъ переступаю къ Вамъ порогъ».

А прозорливый старецъ ей говоритъ: «У тебя тамъ дома уже переступили порогъ». И когда она пр\ёхала домой, то оказалось, что ее обворовали воры.

Чудо на пароходё

Штормъ.

Изъ Таганрога въ станицу Уманскую старецъ Алекс\й послалъ по послушан\ю Ефросин\ю.

Что между ними есть и нами.

Впослёдств\и этого плотникъ сталъ священникомъ. А на старости лётъ онъ вмёстё съ женой принялъ монашество.

Въ К\евё есть такой кварталъ, который называется Крещятикъ.

Однажды рано утромъ с.Алекс\й говоритъ Ефросин\ё и Варваркё: «Пойдемъ на Крещятикъ.

Когда они туда пришли, въ это время рано утромъ шелъ на службу священникъ. С.Алекс\й останавливаетъ его и говоритъ: «Сейчасъ будешь танцевать съ Ефросин\ей»,- я не буду, - возражаетъ священникъ и проситъ, - не задерживайте меня, я спёшу на службу».

- Нётъ будешь, иначе будетъ еще хуже, - предупреждаетъ с.Алекс\й.

- Играй, Варварка! - приказываетъ онъ ей.

А Иванъ посовётовалъ брату, чтобы онъ по прежнему жилъ съ женой супружеской жизнью, когда это разрёшается по уставу Церкви, а то она найдетъ себё другого, а ты будешь въ этомъ виновенъ, такъ какъ уклонялся отъ жены.

Вскорё отъ с.Алекс\я пришло письмо, гдё онъ обнаруживаетъ даръ прозрён\я въ такихъ словахъ: «Михаилъ, не мудрствуй, а слушайся своего брата Ивана.»

Однажды три женщины, разговаривая съ сестрами, назвали с.Алекс\я лжепророкомъ. Вскорё отъ с. Алекс\я приходитъ письмо, гдё онъ обнаруживаетъ даръ прозрён\я въ такихъ словахъ: пришла вёсточка на учен\е и проповёдь, подкрёплен\е вамъ отъ смердящего лжепророка, не доведи Господи, с.Алекс\я.

Раба Бож\я В., будучи на работё, сидёла на доскахъ и сквернословила. Вскорё приходитъ письмо отъ с.Алекс\я, гдё онъ пишетъ: «На доскахъ не надо сквернословить, т.е. говорить уличные и неподобные слова, не принадлежащ\е Бож\ему закону». Конечно, не только на доскахъ нельзя сквернословить, но и во всякомъ другомъ мёстё. Но вотъ именно въ этихъ словахъ: на доскахъ, - онъ показалъ свой даръ прозрён\я, что ему извёстно, какъ Вёра, сидя на доскахъ, говорила плох\е гнилые слова.

Письма с.Алекс\я, подобно псалмамъ Давида и писан\ямъ другихъ св.мужей, поражаютъ красотой слога и глубиной мысли. Они содержатъ въ себё и наставлен\я, и пророчества, и открываютъ даръ прозрён\я великаго въ смирен\и старца, учащего смирен\ю и любви.

«Но Любовь въ Господа и любовь между собой - это самое главное для спасе н\я да … да …». И запастись любовью между собой, безъ нее молитва и постъ, что дырявая бочка. Сколько воды не лей въ нее, держать не будетъ.

Къ сожален\ю, письма с.Алекс\я въ большинствё своемъ до насъ не дошли, только малая часть писемъ сохранилась. Объ этомъ с.Алекс\й тоже предсказалъ заранёе:

«Сколько ни читай, столько будетъ тамъ, всего хватитъ, а неразумный рабъ прочитаетъ и порветъ или закидаетъ».

Братъ Михаила Иванъ стопку писемъ с.Алекс\я закопалъ въ землю. Почему онъ это сдёлалъ и зачёмъ - никому не извёстно.

Ложное обвинение.

Старецъ Алекс\й носилъ вериги на тёлё и они постукивали. Его же оклеветали въ томъ будто бы онъ носитъ рац\ю за спиной. И коммунисты написали о немъ книгу, будто бы онъ связанъ съ заграницей. Ужасная клевета! У него даже посохъ м`роточилъ, когда его забрали въ КГБ. Этотъ посохъ тамъ и остался, а его посадили - не посмотрёли на то, что и вериги, и посохъ, свидётельствуютъ о его жизни, несвязанной съ м\ромъ.

Подъ слёдств\емъ. Судъ.

Старецъ Алекс\й находился подъ слёдств\емъ. Подъ слёдств\емъ находились и нёкоторые сестры и братъ Иванъ.

Ей приговоръ дали 25 лётъ.

Старецъ Алекс\й всталъ и говоритъ: «Семь лётъ отсидятъ и всё выйдутъ».

Черезъ семь лётъ была амнист\я для политическихъ заключенныхъ - и всё они, какъ и предсказалъ с.Алекс\й, вышли на свободу.

Тюрьма.

Находясь въ тюрьмё с.Алекс\й принялъ на себя подвигъ юродства.

Въ тюрьмё его изпытывали тёлесными изтязан\ями. Какими были пытки неизвёстно, но только у с.Алекс\я послё тюрьмы появился горбъ на спинё.

Въ тюрьмё установили наблюден\е за каждымъ словомъ и поступкомъ с.Алекс\я. Врачи провёряли его каждое слово и дёйств\е, чтобы выяснить - дёйствительно онъ юродивый или притворяется. На него была заведена книга контроля, въ которую заносили наблюден\я за заключеннымъ больнымъ.

… Его послушница Ефросин\я пролежала нёсколько лётъ, парализованная въ постели. Когда с. Алекс\й сидёлъ въ тюрьмё, она умерла.

Валентина пр\ёхала въ тюрьму сообщить ему о смерти своей матери, она просила, чтобы ей дали свидан\е съ заключеннымъ Никулинымъ Алексёемъ Несторовичемъ.

Она сказала число и мёсяцъ.

Начальникъ открылъ книгу контроля за больнымъ, а тамъ отмёчено, что именно въ этотъ день заключенный ходилъ цёлый день и плакалъ: «Не угодилъ я Господу, умерла Ефросин\я».

Съ удивлен\емъ начальникъ отвётилъ, что Никулинъ переведенъ въ психбольницу въ г. Звёрево Ростовской области.

Данные о томъ, когда посадили с.Алекс\я въ тюрьму и сколько лётъ онъ отсидёлъ въ тюрьмё не сохранились.

Въ психбольницё.

Въ психбольницё с.Алекс\й, какъ вёрный ученикъ Христа, проявлялъ дёла милосерд\я и любви къ душевнобольнымъ людямъ, но былъ суровымъ обличителемъ грёховъ начальства.

Къ какому-то празднику въ психбольницу выписали для больныхъ апельсины. Но эта «благодать» попала въ невёрные руки. Больнымъ апельсины не выдавали. Зато часть апельсиновъ подёлилъ медперсоналъ, а часть апельсиновъ была отправлена на хранен\е въ погребъ.

С.Алекс\й явился къ завёдующему и сказалъ: «Отдай апельсины больнымъ, иначе всё апельсины сгн\ютъ».

Вскорё приноситъ кто-то изъ медработниковъ с.Алекс\ю кулекъ съ апельсинами. Но онъ отказался: «мнё не надо, вы больнымъ положенное имъ отдайте», но его не послушались. И апельсины дёйствительно сгнили.

Иной родъ

Когда кто-то изъ сестеръ и братьевъ пр\ёзжали къ с.Алекс\ю въ психбольницу и привозили ему передачу съ продуктами, то имъ приходилось наблюдать такое:

Старецъ Алекс\й выкладывалъ всё продукты на столъ, приглашалъ нёкоторыхъ больныхъ и кормилъ ихъ. Ёли они съ большой жадностью (они хватали со стола одно, не доевъ хватали другое). Больные, которыхъ приглашалъ с.Алекс\й ёли, а онъ самъ къ пищё не притрагивался, пока они насытившись, не уходили. Больные ничего старцу кромё объёдковъ и крошекъ не оставляли. И все это лежало на столё, перемешанное въ большомъ безпорядкё. Когда больные уходили, старецъ молился, благословлялъ, т.е. крестилъ столъ и садился вкушать пищу. Но прежде чёмъ начать ёсть, наводилъ на столё порядокъ, онъ спокойно, не торопясь перебиралъ за ними остатки отъ трапезы больныхъ: косточки отъ рыбы выбиралъ и складывалъ отдёльно, также выбиралъ косточки отъ вишни, а среди косточекъ отъ рыбы, косточекъ отъ вишни также разбиралъ и другие объёдки, и другихъ отходовъ, онъ съ большой бережливостью выбиралъ крошечки хлёба и доёдалъ ихъ.

Нёкоторые люди обвиняли с.Алекс\я въ томъ, что будто бы онъ находился въ прелести, что будто бы всё сверхъестественные чудеса ему помогали бёсы творить, а не Богъ.

Мы хотёли бы задать вопросъ этимъ людямъ: «А смогли бы они вотъ такъ, какъ с.Алекс\й доёдать объёдки за чужими людьми, да еще такими, какъ эти душевно-больные люди?

Какое надо имёть смирен\е, какую любовь къ людямъ и какую сердечную чистоту, чтобы не побрезговать и не возгнушаться доёдать объёдки за грёшными людьми?!

По дорогё домой.

Тетрадь вторая

Для старца Надежда приготовила самую лучшую постель. Онъ легъ отдохнуть, черезъ время она приходитъ, а онъ все сбросилъ на полъ, по какой-то причинё, Господь знаетъ, да и онъ самъ. Михаилъ сказалъ: «Постели ему постель попроще»

Надежда сшила ситцевый комплектъ бёлья и так\е же салфетки. Старецъ Алекс\й это принялъ. Спалъ онъ безъ подушки. Въ другой разъ пришла, приглашать его обёдать, а онъ опять всю постель сбросилъ на полъ.

Надежда спрашиваетъ его: «Почему Вы сбросили постель?» Онъ стоитъ на колёняхъ на диванё и показываетъ пальцемъ сверху внизъ: «Смотри, смотри какой рубецъ!» Черезъ время умеръ родной братъ Михаила - Иванъ. И шовъ у него былъ отъ самаго горла до самаго низа. Михаилъ говоритъ: «Вотъ тебё и рубецъ».

У старца Алекс\я надъ губой была раночка, Надежда спросила у него:

- Откуда эта раночка у Васъ?

- Въ психбольницё одинъ мужчина ударилъ - отвётилъ старецъ.

- Такъ а Вы ему что же? Въ смыслё дали ему сдачи?

- А я за него Господу Богу помолился.

Надежда была удивлена кротостью и смирен\емъ старца Алекс\я. Она въ то время не очень хорошо знала заповёдь Бож\ю о любви къ врагамъ и поэтому отвётъ старца ее очень удивилъ.

… Иногда старецъ Алекс\й выбёгалъ изъ комнаты и срочно требовалъ: «Братъ Михаилъ, братъ Михаилъ, молиться давай!» И послё узнавали, что въ это время было какое - то искушен\е у кого - то изъ сестеръ или братьевъ.

Въ дётствё отъ вёрующихъ людей Надеждё приходилось слышать, что есть так\е люди, которые могутъ знать и предсказывать, что было и что будетъ. Но встретить такого человёка ей довелось впервые.

Вотъ какъ-то собрались они сесть пообёдать. Послё молитвы старецъ Алекс\й благословляетъ свою пищу маленькимъ крестикомъ, а Михаилъ рядомъ съ нимъ сидитъ и говоритъ: «Отецъ Алекс\й, благословите и мнё». Онъ ему благословилъ.

Надежда подумала: «Что это Миша человёку надоедаетъ? Я вотъ сама благословлю». А потомъ думаетъ: «Можетъ это такъ надо, чтобы отецъ Алекс\й благословилъ?!» и подаетъ ему свою тарелку. А онъ ей говоритъ: «А ты, сама себё» Она сразу огорчилась, устрашилась и поняла, что онъ ея помыслы знаетъ.

Однажды удалось ей купить шоколадные конфеты, а ихъ въ тё годы давали въ строгомъ ограничен\и, со скандаломъ въ очереди. Михаилъ сразу попросилъ у жены конфетку. А она ему отвёчаетъ: «Ты всё кушаешь, это будетъ старцу Алекс\ю».

На ужинъ подаютъ старцу Алекс\ю къ чаю конфеты, а онъ беретъ и угощаетъ ими Михаила и Надежду.

А въ другой разъ за обёдомъ старецъ неизвёстно откуда взял кулёк с конфетами и печеньем и высыпал из кулька на столъ и говоритъ: «Это вамъ къ чаю». Супруги очень удивились: откуда у с. Алекс\я взялся кулекъ со сладостями?

За очереднымъ обёдомъ Надежда стала уговаривать старца Алекс\я, чтобы онъ побольше ёлъ: «Кушайте, поправляйтесь, да поёдемъ въ К\евъ къ мощамъ святыхъ: А онъ отвёчаетъ ей: «Далеко, далеко …» И, дёйствительно, стало такъ далеко, что К\евъ сталъ зарубежнымъ городомъ. Такъ и не съёздили. Онъ зналъ напередъ, что поёздка не состоится.

Послёдн\е дни жизни старца Алекс\я.

Старецъ Алекс\й при жизни у супруговъ Михаила и Надежды не разу не чихнул, не кашлянулъ, ни разу у него не было ни одного плевка, и во всемъ была аккуратность и чистота до послёдняго воздыхан\я.

Какъ-то Михаилъ пригласилъ Димитр\я, чтобы онъ помогъ ему изкупать старца Алекс\я.

Димитр\й принесъ старцу теплое бёлье, очень красивое. Старецъ Алекс\й сталъ настойчиво отказываться: «У меня все есть, мнё не надо. Спросите вотъ, хоть у сестрицы». Онъ зналъ, что ему уже не нужно будетъ бёлье.

Раба Бож\я В. узнала, что Михаилъ привезъ изъ психбольницы старца Алекс\я. И вотъ она, и съ ней еще одна женщина М., пошли къ Михаилу и Надеждё, чтобы попросить провёдать старца Алекс\я. Пришли - а хозяевъ нётъ дома,- на дверяхъ замокъ. Но они знали, что старецъ Алекс\й дома подъ замкомъ. Они вспомнили, что имъ объ этомъ говорили. Встали они на крыльцо и молились, и имъ было такъ хорошо здёсь, что не хотёлось уходить. Пришли рабъ Бож\й Михаилъ съ женой и ихъ впустили къ старцу Алекс\ю. Старецъ все натягивалъ одёяло на лицо. Въ слёдующ\й разъ М. и подруга пришли къ старцу, а онъ опять натягиваетъ одёяло на лицо. И скоро послё этого умеръ, закрылся землей.

Незадолго до смерти, это было Великимъ постомъ, видя слабость старца, Надежда предложила скоромную пищу. «Можетъ быть Вамъ курочку или молока, сметанки?» Онъ отъ всего отказался. А когда она принесла ему постную пищу, онъ съ послушан\емъ встанетъ, помолится, перекреститъ и чуть-чуть, как\е-то крохи хлёба отщипнетъ и говоритъ: «Я уже сытъ.» Благодаритъ Бога и ложится. Въ послёднее время, нёсколько дней передъ кончиной, онъ пилъ святую воду и ёлъ просфоры, а въ послёдн\й день вообще ни къ чему не прикоснулся.

Все время онъ лежалъ тихо. Мы узнали о томъ, что онъ умираетъ, увидёвъ, что у него синёютъ ногти. Михаилъ сказалъ мнё, что уже попросилъ у него прощенье. И Надежда тоже пошла просить у него прощен\я:

- Отецъ Алекс\й, простите меня ради Христа въ первый, второй и въ трет\й разъ.

Онъ лежалъ повернутый къ стёнё и тихо прошепталъ:

- Богъ проситъ, Богъ проситъ, Богъ проситъ.

Я жила у духовной  сестры.

Г. Г. разсказывала мнё о старцё Алекс\ё. А потомъ, когда привезли его, онъ былъ очень слабеньк\й и раба Бож\я Н, у которой онъ жилъ, жалёла его и не всёхъ пускала къ нему, чтобы его не тревожили. Но меня съ мамой обёщала пустить, на этотъ день мнё пришла телеграмма, чтобы я ёхала на соборован\е въ Копанскую. Я подумала, что старца Алекс\я я еще увижу, а соборован\е послёднее въ посту и уёхала въ Копанскую. Когда я пр\ёхала изъ Копанской, приходитъ ко мнё духовная сестра В. и разсказываетъ какъ они были у старца Алекс\я. Я пожалёла, что не была съ нимъ. Она ушла, а я стала выбирать золу изъ котла, а сама плачу и мысленно разговариваю со старцемъ Алекс\емъ. Говорю ему: «Я такая грёшная, что не удостоилась побывать у Васъ и рада бы къ Вамъ сходить, да меня плох\е, скверные помыслы замучили. Вотъ приду къ Вамъ, да какую-нибудь гадость подумаю на Васъ. Нётъ, я къ Вамъ не пойду поэтому. Идти къ прозорливому старцу съ такими помыслами?! Да я же отъ стыда сгорю!»

И вдругъ мнё является старецъ Алекс\й такъ, какъ пишутъ въ книгахъ: когда выходитъ душа въ видё облачка, а силуэтъ человёка говоритъ умирающимъ голосомъ: «А ты приди ко мнё, и я тебя приму» А я опять: «Нётъ, отецъ Алекс\й, я не приду!» И онъ не сталъ видёнъ. На утро прибёгаетъ раба Бож\я В. и сообщаетъ, что отецъ Алекс\й умеръ. Я очень сожалёла, что не была у него при жизни, но я его очень люблю и часто прошу у него руку помощи, и онъ мнё всегда помогаетъ.

Когда старецъ Алекс\й умеръ, врачи заставили его везти въ моргъ.

Привезли его тёло въ моргъ, врачъ посмотрёлъ на него и чуть не заплакалъ:

- Гдё же онъ былъ? Такой худой и измученный.

Знаменательный сонъ.

Когда старецъ Алекс\й былъ еще живъ, Н. много разъ собиралась поговорить съ нимъ о Богё и о Вёрё во Христа, и ни разу не сложился у нихъ такой разговоръ.

А послё его смерти, гдё-то послё Пасхи, передъ Радоницей (день поминовен\я усопшихъ, черезъ недёлю послё Пасхи), ей снится сонъ:

«Вижу я, будто мы втроемъ съ братомъ и сестрой, пошли убирать могилку старца Алекс\я, -разсказываетъ она, - и видимъ, что тамъ не могилка, а рака. А у уголковъ раки штукатурка отходитъ, я предлагаю: «Давайте уголочки поставимъ и обтянемъ жестью». И вотъ снимаемъ одинъ слой кирпича, потомъ второй. Послё втораго слоя видимъ, что старецъ Алекс\й лежитъ, какъ покойникъ со сложенными руками, но тёло его живое. Онъ приснился маленькаго роста, тёло - бёлое, щеки - розовые, губы - красные. Я почему - то не удивилась этому, какъ будто бы та къ и надо. И вдругъ онъ открываетъ одинъ глазъ, потомъ другой, опускаетъ одну ногу, а потомъ другую.

Встаетъ изъ раки и присаживается на корточки. Я, находясь въ метрахъ трехъ отъ него, прошу, чтобы онъ разсказалъ мнё о Богё. А онъ говоритъ:

- Любовь. Любовь. Любовь.

А мнё все еще непонятно. Мнё бы хотёлось, чтобы онъ проповёдь разсказалъ о Богё и побольше. И я говорю ему:

-Отецъ Алекс\й, скажите что-нибудь еще.

Посмертные чудеса

Разсказываетъ раба Бож\я А.

Я служила въ церкви псаломщикомъ. Старецъ Алекс\й вскорё послё смерти мнё приснился и просилъ у меня воды. Я ему купила минеральной воды и поставила на панихидный столъ. Ему, конечно, нужна была моя молитва, какъ и всё угодники Бож\и любятъ, когда къ нимъ ходятъ на могилку и молятся. Я сейчасъ хожу, то одна, то съ кёмъ-нибудь, и носимъ ему «водичку», то есть молитву, а взамёнъ беремъ цёлебную водичку, которая освещается, постоявъ на его могилкё.

Какъ-то мы пришли на могилку съ одной дёвочкой. Начали читать канонъ о болящихъ. Вдругъ прилетёли птички и кружились надъ могилкой старца Алекс\я и пёли пока мы молились, а потомъ улетёли. И въ другой разъ мы были съ братьями и сестрами и читали акафистъ Спасителю. И также прилетёли птички и кружились надъ могилкой, прославляя вмёстё съ нами Господа и его угодника. Братья и сестры удивились, такъ какъ они были у отца Алекс\я на могилкё первый разъ.

Когда приходишь на могилку старцу Алекс\ю, то тамъ такая благодать, что уходить не хочется. И совсёмъ не хочется кушать. А если мы беремъ что-то съ собой изъ ёды, то кушаемъ очень мало, т.к. пища благодатная - отецъ Алекс\й благословилъ. Маленьк\е дётки, приходивш\е на могилку къ старцу, говорили: «Какой вкусный хлёбушекъ, когда онъ полежитъ на могилкё отца Алекс\я».

Разсказываетъ раба Бож\я Надежда

 Была я въ городё Тимашевскё Краснодарскаго края, ёздила къ сыну. Вдругъ начался сильный проливной дождь. Я въ это время шла по улицё, укрылась подъ крыльцомъ чужого дома, и какой-то парень тоже прибёжалъ ко мнё подъ крыльцо спрятаться отъ дождя. Я кричу: «Отецъ Алекс\й руку въ помощь мнё подай, укроти дождь, мнё надо быстрёе добраться домой!» И сразу дождь прекратился. Парень сталъ меня разспрашивать объ отцё Алекс\и, и я ему кратко кое-что разсказала о немъ.

У рабы Бож\ей В. были маленьк\е дёти. Былъ Рождественск\й сочельникъ, когда по уставу церкви не разрёшается вкушать пищу до первой вечерней звёзды. Дёти просили кушать, В. сказала дётямъ: «Идите, спросите благословен\я у отца Алекс\я, если онъ благословитъ, тогда я вамъ дамъ покушать». Дёти подошли къ фотограф\и отца Алекс\я, висёвшей на стёнё. Сначала обратился къ старцу по- дётски, маленьк\й Ефремъ:

«Отецъ Алекс\й, можно мнё покушать, а то я очень-очень кушать хочу.» В. спрашиваетъ сына: «Ну что разрёшилъ?» А онъ говоритъ «разрёшилъ», «Тогда иди кушай»- говоритъ ему В.

Дочь постарше подошла и тоже проситъ старца Алекс\я. Мать спрашиваетъ: «Ну что разрёшилъ?» А она отвёчаетъ «Нётъ, мнё не разрёшилъ.»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.107 с.)