Трудовые действия и необходимость общественного сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовые действия и необходимость общественного сознания.



 

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции,

присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность

умственных и чувственных образов, непосредственно предстающих перед

субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую

деятельность.

Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-

трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей

реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и

решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного;

из него же проистекают и все специфические особенности человеческой

психики. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на

природу, стал, превращаясь в субъект истории, выделять себя из природы и

осознавать свое отношение к природе и другим людям. Через посредство своего

отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться к

самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность становилась все

более сознательной: направленная в труде на определенные цели, она все

более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность

действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с

целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая

коренным образом отличает его деятельность от несознательного,

«инстинктивного» в своей основе поведения животных. Возникновение

человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно

объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с

процессом становления человека как исторического  существа. Развитие

трудовой деятельности привело к развитию более совершенных движений,

совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для

труда потребовалась все более совершенная координация движений и в

процессе труда она развивалась.

Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой

деятельности речь явилась существенным стимулом развития человеческого

мозга и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь

личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается

результатами общественного опыта: наблюдения, и знания всех людей

становятся или могут благодаря речи стать достижением каждого. Огромное

многообразие стимулов, которое получает человек, дало толчок для

дальнейшего развития его мозга.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как

продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный

труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из

поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта,

его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда

необходимо было общественное, материализованное в речи сознание.

Необходимое для общественного труда, оно в процессе труда и развивалось.


Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Социализация индивида как присвоение культурного опыта. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе.

совместный труд предполагает разделение труда. разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие.

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Для успешного выполнения действия необходимо развитие "беспристрастного" типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание "объективных устойчивых свойств" этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания - речи и языка.

Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова "сознание". Ведь со-знание - это совместное знание.

. Материальная культура.                                                                            

Культура - преобразованная природа. Признаки культуры: орудия труда, захоронения, наскальные рисунки и т.д. Культура - средство преобразования природы. Культура необходима при совместной деятельности. Культурный опыт может быть только общественным, его передача закреплена генетически, т. е. он - исторический (общественно-исторический опыт). 3 вида человеческого опыта.

1. видовой, врожденный, генетический опыт (общее с животными).

2. индивидуально изменчивый, преобразованный опыт (общее с животными).

3. опыт, полученный совместно и передаваемый особыми средствами из поколения в поколение.

4. Духовная культура.

Трудовая деятельность невозможна без особого вида коммуникаций - знаков, необходимы специальные приспособления для сохранения совместных знаний, необходимы средства совместного управления и коммуникации совместных знаний. Знаки - средства совместной деятельности, обеспечивающие взаимодействие участников труда. Знаки - средства сохранения и воспроизведения сознания. Знак заменяет предмет и действие с ним, позволяет оперировать с объектом мысленно. Знаки позволяют оперировать предметами без материального контакта с ними - помимо реального, объективного мира появляется мир мысленный - возможность мышления, построения знаний о мире. Мир удваивается. Возможность познавательной деятельности – приобретение, передача и сохранение знаний. С появлением знаков появляется возможность познания как самостоятельной деятельности, а с появлением речи появляется мышление.

У животных предпосылки речи – сигнальная, аффективная речь – отражает непосредственное эмоциональное состояние, но нет знака.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.008 с.)