Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовые действия и необходимость общественного сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно- трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, стал, превращаясь в субъект истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных. Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа. Развитие трудовой деятельности привело к развитию более совершенных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для труда потребовалась все более совершенная координация движений и в процессе труда она развивалась. Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась существенным стимулом развития человеческого
мозга и сознания. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения, и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достижением каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает человек, дало толчок для дальнейшего развития его мозга. Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе труда и развивалось. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Социализация индивида как присвоение культурного опыта. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе. совместный труд предполагает разделение труда. разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Для успешного выполнения действия необходимо развитие "беспристрастного" типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание "объективных устойчивых свойств" этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания - речи и языка.
Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова "сознание". Ведь со-знание - это совместное знание. . Материальная культура. Культура - преобразованная природа. Признаки культуры: орудия труда, захоронения, наскальные рисунки и т.д. Культура - средство преобразования природы. Культура необходима при совместной деятельности. Культурный опыт может быть только общественным, его передача закреплена генетически, т. е. он - исторический (общественно-исторический опыт). 3 вида человеческого опыта. 1. видовой, врожденный, генетический опыт (общее с животными). 2. индивидуально изменчивый, преобразованный опыт (общее с животными). 3. опыт, полученный совместно и передаваемый особыми средствами из поколения в поколение. 4. Духовная культура. Трудовая деятельность невозможна без особого вида коммуникаций - знаков, необходимы специальные приспособления для сохранения совместных знаний, необходимы средства совместного управления и коммуникации совместных знаний. Знаки - средства совместной деятельности, обеспечивающие взаимодействие участников труда. Знаки - средства сохранения и воспроизведения сознания. Знак заменяет предмет и действие с ним, позволяет оперировать с объектом мысленно. Знаки позволяют оперировать предметами без материального контакта с ними - помимо реального, объективного мира появляется мир мысленный - возможность мышления, построения знаний о мире. Мир удваивается. Возможность познавательной деятельности – приобретение, передача и сохранение знаний. С появлением знаков появляется возможность познания как самостоятельной деятельности, а с появлением речи появляется мышление. У животных предпосылки речи – сигнальная, аффективная речь – отражает непосредственное эмоциональное состояние, но нет знака.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.013 с.) |