Характеристики индивидуального сознания: значение и личностный смысл. Значение как единица анализа сознания. Развитие индивидуального сознания в антропогенезе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики индивидуального сознания: значение и личностный смысл. Значение как единица анализа сознания. Развитие индивидуального сознания в антропогенезе.



Индивидуальное сознание (И.с.) - создание конкретной личности, принадлежащей к определенному об-ву, классу, различн. соц. группам и коллективам. В И.с. обществ. бытие отражается и осознается через призму индивидуального своеобразия бытия отдельной личности. И.с. представляет собой единство познания, рез-том к-рого является система знаний личности, составляющих ядро, способ существования сознания и переживания, формирующего отношение личности к различн. сторонам объективного мира, - людям, их взаимоотношениям. На основе этого единства создается субъективный опыт личности в виде обобщенного отражения внешнего вида в знаниях и отношениях, а также становится возможной и регуляция всех ее проявлений в деятельности, поведении, общении. Конкретное содержание И.с., существующее в форме убеждений, взглядов, понятий, эмпирич. знания личности, обусловлено воздействием и взаимодействием общих и специфич. факторов соц. и материального бытия личности, каждый историч. период развития об-ва, с характерным для него экономич. укладом, выдвигает соответствующие типы И.с. В классовом об-ве каждый человек как представитель своего класса выражает прежде всего интересы и потребности данного класса. В классовом об-ве можно выделить типы И.с. представителей основных классов. Однако по содержанию И.с. - единство соц.-типич. и индивидуализированного. Соотношение этих двух сторон И.с. отражает место и роль  личности в об-ве. Помимо непосредственного личного опыта в становлении содержания И.с. существенную роль играет совокупный опыт человечества и прежде всего обществ. сознание эпохи. Но если обществ. сознание охватывает все стороны обществ. бытия, то И.с. никогда не может подняться до осознания всего обществ. бытия и вместить в себя все содержание обществ. сознания. Вместе с тем между обществ. и индивидуальным сознанием существует внутренняя необходимая взаимосвязь, к-рая объединяет общее и отдельное. Обществ. сознание существует лишь в И.с. и через него, и далеко не все, что составляет содержание И.с., включается в общественное, т. е. И.с. неполно входит в обществ. сознание. Процесс усвоения личностью содержания обществ. сознания детерминирован рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся условия обществ. и личного материального бытия и той духовной атмосферы, к-рая создается в данном об-ве и выражается в господствующих идеях, морали, традициях, нац. обычаях и др. Субъективные детерминанты усвоения личностью содержания обществ. сознания составляют ее психологич. особенности в целом, а также такие соц.-психо-логич. характеристики, как мировоззрение, убеждение, соц. потребности, интересы и т. д.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятель-ное осознание субъектом бытия и усвоение им существу-ющей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индиви-дом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детер-минации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания - память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

Все познается в сравнении, и познание человеком самого себя не исключение. В сравнении всего того, что объединяется понятием "мое" со всем тем, что объединяется понятием "не мое" рождается понятие "я". Здесь начинает свое развитие индивидуальное сознание современного человека, здесь начинало свое развитие и индивидуальное сознание ископаемых людей. Здесь же начинала свое развитие и общественная власть, которая первоначально не могла иметь никакой иной формы, как только форму покровительства осознавшей свое материнство матери своим детям.

И индивидуальное сознание, и общественная власть зарождаются в виде правосознания, и, в первую очередь, в виде осознания вопросов принадлежности определенных объектов определенным индивидам, то есть в виде осознания понятий "мое - не мое", "мой ребенок - не мой ребенок".

Сознание человека возникает и развивается в процессе общественной жизни. Ведущую роль в развитии сознания человека играет образ жизни людей. Применяя на различных ступенях развития человеческого общества различные способы производства средств к существованию и вступая в связи с этим в различные отношения друг с другом, люди тем самым развивали и свою духовную жизнь.

Каждый отдельный человек обладает индивидуальным, только ему принадлежащим сознанием. Но это индивидуальное сознание в своем содержании обусловлено общественным сознанием, т. е. совокупностью политических, философских, эстетических, религиозных представлений и идей, характерных для данного общества, уровнем развития науки, техники и культуры, достигнутым обществом в данный период его развития, и т. д.

В классовом обществе общественное сознание, являясь надстройкой над экономическим базисом данного общества, имеет классовую природу. В связи с этим индивидуальное сознание отдельного человека, поскольку оно обусловливается общественным сознанием, приобретает классовые черты: в своих представлениях, идеях, стремлениях каждый человек в той или иной степени выражает представления, идеи, стремления, характерные для определенного класса общества.

Общественное сознание принадлежит обществу и как таковое изучается в его различных формах науками об обществе. Психология изучает содержание, развитие и закономерности индивидуального сознания, в том числе и его обусловленность общественным сознанием, т. е. зависимость содержания и уровня развития индивидуального сознания от образа жизни, характера деятельности и от воспитания человека.

В сознании человека нет ничего, что не было бы создано и развито в процессе общественного существования человека. Интеллект, который проявляет человек в своем поведении, есть интеллект, развившийся исторически, в процессе развития общества, в условиях общественных отношений между людьми, а не просто интеллект, определяемый условиями только биологического существования, как это имеет место у животных.

«Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не относится ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.009 с.)