Методы исследования потребностей и мотивов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования потребностей и мотивов.



 

1. экспериментальные методы: оптимум мотивации, когнитивный диссонанс

          2. наблюдения: иногда испытуемый об этом не знает

          3. естественные эксперименты

          4. беседы

          5. слушание

          6. самоотчеты

          7. массовые исследования

          8. тесты, опросники, проективные методы: см далее ->

 

          Существует довольно много различных методов диагностики эмоционально-

          мотивационной сферы личности, однако выделяют два основных

          направления:

          1) Стандартизированные тесты:

                          а. Опросник Басса-Дарки

                          б. Тест Юмористических Фраз (ТЮФ)

                          в. Мотивационный профиль личности

          Это тесты, основанные на статистически полученных данных, на нормах,

          полученных в результате обработки массовых результатов.

          2) Индивидуальные диагностические процедуры (проективные и диалоговые

          методики).

                          а. Тест фрустрации С.Розенцвейга

                          б. Рисунок Несуществующего Животного (РНЖ) -??? всю жизнь

                                         его пользовал как креативный тестинг + графический

                                         интеллект!

                          в. Пиктографическая мнемотехническая методика

                          г. Тест Сонди (Сзонди)

                          д. Проективная техника измерения мотива достижения

                          + Роршах?

          Это методики, в которых решающую роль играют опыт и интуиция

          диагноста.

          Многие из перечисленных тестов взяли за основу разработанный Мюрреем

          Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ). Давались картинки, тестируемый

          составляет по ним рассказ, этот рассказ потом и анализируется под

          углом актуализированных в нем проблем.

          Опросник Басса-Дарки.

          Опросник на исследование агрессии (ТАТ и Роршах не дают линейной связи

          между показателями агрессии и агрессивным поведением). В 1957 году -

          появляется этот самый тест - первый, который рассматривает агрессию

          как комплексный феномен. 75 вопросов, 8 индексов агрессии:

          а. Физическая сила, направленная на кого-то другого.

          б. Косвенная агрессия (сплетни, злые шутки - на кого-то, кулаком по

                          столу или просто крики - не на кого).

          в. Склонность к раздражению (готовность к проявлению вспыльчивости при

                          малейшем раздражении).

          г. Негативизм (направленность против авторитетов).

          д. Обида (зависть и ненависть к окружающим, ко всему миру,

                          обусловленная причиненными страданиями).

          е. Подозрительность (окружающие хотят причинить вред - недоверие).

          ж. Вербальная агрессия (ссоры, крики, визги, проклятия, ругань).

          з. Чувство вины (сам испытуемый плохой и поступает злобно).

          На основе этих шкал выделяется два оценочных индекса:

                          1. Враждебность 

                          2. Агрессивность.

          Всем хорошо опросник, только шкалы лжи нету.

 

          Тест Розенцвейга.

          Направлен на изучение индивидуальных особенностей реакции личности на

          фрустрацию. Индивидуальные переменные - направления реакций (аффекты,

          по задумке автора), типы этих реакций (на какие ситуации испытуемый

          направляет свое внимание), степень социальной адаптации, степень

          толерантности к фрустрации. Методика - нечто среднее между             

          ассоциативным экспериментом и ТАТ'ом. Сходства с TAT'ом - наглядность,

          направленность на глубокие аспекты личности, с Ассоциативным тестом -

          тщательная и удобная формализация полученных ответов по специальным

          оценочным критериям. Вполне стандартизированна. Стимульный материал:

          24 лаконичных по графике рисунка - комиксы, в которых место для реплик

          остается пустым. Экспериментатор дает ситуации, испытуемый вписывает

          в пустые клеточки первый пришедший в голову ответ, первую реакцию на

          пред'являемую ситуацию. Ситуации фрустрирующие, условно делятся на

          два типа:

          1. СуперЭгоБлокинговые - фрустрация суб'екта в результате упрека или

                          обвинения, направленных ему со стороны другого лица. При этом

                          подразумевается, что "обвинитель" сам был фрустрирован

                          каким-либо обстоятельством (8 рисунков).

          2. ЭгоБлокинговые - суб'ект испытывает фрустрацию за счет наличия

                          неприятного обстоятельства, препятствия или разочарования

                          в результатах своих или чужих действий (16 рисунков).

          На тест дается 15-20 минут. У случае индивидуального тестирования

          могут быть и "дополнительные вопросы", т.е. просьбы нечто уточнить.

          Результаты:

          По направленности -

          1. Внешненаправленные или экстрапунитивные - "сам дурак!"

          2. Внутрьнаправленные или интеропунитивные - "ну и редиска же я..."

          3. Ненаправленные или импунитивные - "весь мир бардак!" или "то ли

                          еще будет" или "ну и ладно, так получилось..."

          По типам:

          1. Препятственно-доминантный тип - "во всем виноват забор"

          2. Эго-защитный тип - "я сам виноват" или "ты виноват" и т.д.

          3. Потребностно-настойчивый тип - "все будет хорошо"

          Из этих 6 оценочных категорий выделяется 9 факторов.

          Получаются не структурно-личностные образования, а индивидуальные

          динамические характеристики.


26 \27 Некоторые определения некоторых авторов, могущие быть полезными при сдаче экзамена по курсу “Общая психология: Мотивация и Эмоции”.

Спиноза, Бенедикт (1632-1677)

Аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а также идеи таких состояний.

Вундт, Вильгельм (1832-1920) – “Когнитивная психология сознания”

Джемс, Уильям (1842-1910) /Ланге/ – “Периферическая теория эмоций”

Телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, переживание этих изменений, по мере того как они происходят, называется эмоцией. Каждому оттенку эмоции соответствует свой уникальный комплекс изменений в теле.

Клапаред, Эдуард (1873-1940) - “Модифицированная периферическая теория эмоций”

Эмоция есть не что иное, как осознание формы, или “гештальта”, многочисленных органических впечатлений. Эмоции возникают тогда, когда какая-то причина препятствует приспособлению. Эмоция – смесь адаптивных и неадаптивных реакций, связанная с регрессом поведения.

Чувства – аффективные нюансы, позволяющие определять ценность вещей; реакции или установки, способные полезно ориентировать поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.008 с.)