Макдауголл , Уильям (1871-1938) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макдауголл , Уильям (1871-1938)



Эмоции – простые составляющие сложных чувств; комплекс телесных приспособлений, облегчающих и поддерживающих телесную активность, направленный на цель и отражающийся в переживаниях организма.

Сложные чувства, как и простые, возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Первичные формы чувств – удовольствие и страдание – возможно, в примитивном виде, были взаимоисключающими.

Сартр, Жан-Поль (1905-1980) – “Феноменологическая теория эмоций”

Эмоциональное сознание – изначальная форма сознания мира. Эмоциональное поведение не лежит в том же плане, что и все другие поведения, оно не является эффективным, а стремится посредством самого себя сообщить объекту, не меняя его в реальной структуре, другое качество, меньшее (или большее) присутствие. В эмоции именно тело, руководимое сознанием, меняет свои отношения к миру с тем, чтобы мир изменил свои качества.

Эмоция – способ существования сознания (взамен логического, детерминистского) – способ понимания мира, связанный с превращением его в некий “магический” мир (или наоборот, возникающее при неожиданном осознании мира как “магического”), допускающий мгновенные глобальные изменения. Эмоция – это поведение тела, которое находится в неком состоянии. Эмоция каждый миг возвращается к объекту и тем питает себя. Взволнованный субъект и волнующий объект объединены в неразрывный синтез. Эмоции бывают настоящие и нет. Настоящая эмоция сопровождаются чувством убедительности, из нее нельзя выйти, т.к. она должна сама себя исчерпать. Ненастоящая эмоция характеризуется некой театральностью (разыгрывается субъектом). При рефлексии сознания, эмоция предстает как его структура, упорядочивающая сознание, извращая причинно-следственные связи.

Селье, Ганс (р.1907) – “Генерализованный адаптационный синдром”

Эмоция зависит от:

1) индивидуальных особенностей субъекта;

2) фактора времени – стремительно развивающийся аффект или стойкое настроение;

3) качественных особенностей потребности. Эмоции возникающие на базе социальных потребностей – чувства.

Функции эмоций:

1) Переключающая – состоит в том, что при конкуренции двух мотивов, их борьба воспринимается как борьба двух эмоций, в которой вероятность победы одной из них зависит как от величины потребности, так и от вероятности достижения цели.

2)       Подкрепляющая – подкреплением успешного поведения может служить само наступление положительного эмоционального состояния. Эмоции играют, поэтому, решающую роль при выработки условных рефлексов.

3)       Компенсаторная (замещающая) – при возникновении эмоционального возбуждения вегетативные изменения (повышение кровяного давления, выброс гормонов и т.д.), как правило, превышают реальные нужды организма. Положительные эмоции компенсируют недостаток в удовлетворении потребностей, способный привести к застою.

Изард, Кэролл (…) – “Теория дифференциальных эмоций”

Эмоция (базовая, дискретная) – сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Процесс взаимодействия этих компонентов является результатом эволюционно-биологических процессов.

· Интерес

· Радость

· Удивление

· Печаль

· Гнев

· Отвращение

· Презрение

· Страх

· Стыд/Смущение

· Вина

Эмоциональный паттерн – комбинация двух или нескольких базовых эмоций, которые при определенных условиях разворачиваются одновременно или в определенной последовательности и взаимодействуют между собой таким образом, что каждая из включенных в паттерн эмоций оказывает мотивационное воздействие на индивида и его поведение.

Драйв – мотивационное состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в тканях организма. Например, голод, жажда, усталость. Мотивационная интенсивность всех драйвов, кроме сексуального и драйва к избеганию боли, по своей природе циклична. Только два драйва – избегание боли и сексуальное влечение – обладают некоторыми характеристиками эмоций.

Аффект – общий, неспецифический термин, описывающий все мотивационные состояния и процессы. К аффективной сфере относятся базовые эффекты, эмоциональные паттерны, физиологические драйвы, а также процессы и результаты их взаимодействия.

ЭМОЦИИ

Психологи всегда интересовались природой и объяснением эмоциональных переживаний. Хотя не многие теории выдержали испытание временем, некоторые все еще представляют определенный интерес.

Теория Джемса — Ланге. Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Хотя теория Джемса — Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют «десензитизирующую терапию», поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.

Теория Кеннона — Барда. Неудовлетворенный теорией Джемса - Ланге, физиолог У.Кеннон предложил свою собственную «нейральную» теорию эмоций. Критикуя теорию Джемса — Ланге, Кеннон отметил прежде всего тот факт, что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с внутренними органами; висцеральные изменения, сопровождающие эмоции, могут иметь место и в неэмоциональных состояниях; наконец, внутренние органы относительно нечувствительны. Теория Кеннона — Барда прослеживает связь эмоций с функцией гипоталамуса, активирующего автономную нервную систему. Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса — Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Однако и Кеннону не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.

Атрибутивная теория эмоций. Чтобы искусственно вызвать определенное эмоциональное состояние у животных, Кеннон вводил им адреналин, а физиолог Г.Маранон делал то же самое с людьми. То, что переживали его испытуемые, Маранон назвал «холодной эмоцией» — «как бы эмоцией». Испытуемые говорили: «Я чувствовал, как будто я был испуган» или «Я чувствовал, как будто меня ожидает большое счастье». В условиях, когда эмоциональные состояния вызывались искусственно, они не переживались как настоящие. Поскольку Mаранон не давал своим испытуемым подходящего основания для эмоциональных ощущений, подлинных эмоциональных реакций на адреналин не возникало. Другими словами, испытуемые нуждались в чем-то, чему можно было бы приписать (атрибутировать) свои чувства.

Когнитивная теория эмоций. Адреналин вызывает многие из тех физиологических изменений, которые сопровождают эмоции. В экспериментах с введением адреналина было показано, что на фоне одинакового физиологического действия препарата на всех испытуемых эмоциональный эффект был неоднозначным и зависел от специфики познавательных процессов испытуемых, т. е. от того, как они интерпретировали свое состояние. Испытуемые, которым заранее сообщили о введении именно адреналина и о характере его действия, не поддавались эмоциональному влиянию; те же, которые думали, что получают витаминный препарат с каким-то побочным эффектом, вели себя так же, как и специальные «подсадные утки», включенные в эксперимент в качестве контрольной группы. В результате испытуемые, находящиеся рядом с теми «утками», которые демонстрировали эйфоричное поведение, вели себя таким же образом, тогда как находящиеся вблизи тех, кто выражал негодование, тоже становились агрессивными. Следовательно, то, что мы чувствуем (или думаем, что чувствуем), во многом связано, во-первых, с нашим пониманием того, что мы делаем, и ситуации, в которой находимся, а во-вторых, с тем, как другие ведут себя в той же ситуации. По этой причине люди иногда пьянеют от безалкогольного напитка, если принимают его за алкогольный, особенно в пьяной компании.


28 Теории эмоций в отечественной психологии. НЕНАДО

 

С.Л. Рубинштейн. Эмоция отражает отношение человека к миру в форме непосредственного переживания; эмоция отражает состояние субъекта и его отношение к объекту.  

Два вида потребностей:

ü Проявляются в виде органических ощущений и могут порождать эмоции.

ü Сами выражаются в форме чувства, которое является сигналом о наличии потребности.

Знак эмоции зависит от удовлетворения/неудовлетворения потребности, интереса.

Структура эмоционального переживания:

- Собственно аффективный

- Волевой (выражается в стремлении)

- Интеллектуальный

Функции эмоций:

1) Оценочная. Эмоция сигнализирует о мотивационной значимости объекта для субъекта.

2) Побуждающая. Пример: аффект.

3) Организующая/дезорганизующая деятельность. Чаще бывает организующая.

4) Регулирующая. Сохранение прошлого опыта.

Эмоциональная амбивалентность (амбивалентность чувств) – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующее его одновременным приятием и отвержением, например переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти. Амбивалентность чувств появляется при конфликте потребностей.

Эмоции и деятельность. Эмоции возникают в процессе деятельности, например, в процессе удовлетворения потребности. Характер, структура, состав эмоций определяется деятельностью.

Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности.

Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.

Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

1). Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение состояния организма.

2). Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.

3). Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное: сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!). это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

А.Н. Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Эмоция – отношение мотива к результатам деятельности. Эмоции имеют инстинктивную природу.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события.

Факторы, вызывающие аффект:

§ Угроза физическому существованию;

§ Угроза социальному статусу;

§ Угроза чему-либо, имеющему глубокий личностный смысл для субъекта.

Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты К.Г. Юнга, А.Р. Лурия (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)).

Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении.

ü Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

ü Способность к обобщению и коммуникации: эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).Коммуникация: мимика, пантомимика, звуки. Язык эмоций не врожден, а социально и культурно обусловлен (разное эмоциональное, в том числе мимическое поведение в разных культурах).

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств (любовь к Родине, эстетические чувства и проч.).

П.К. Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Эволюция эмоций. Эмоция играет важную роль в приспособлении животных к окружающим условиям.

Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.

В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций?  Основой жизни является возникновение и удовлетворение тех или иных потребностей. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор.

Каков механизм создания положительной эмоции? Основа: представление о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции. Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие. Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

П.В. Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В тоже время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений.

С точки зрения автора этой теории, эмоция – это отражение мозгом человека и животных актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Информационная теория эмоций на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов:

ü Спроса (потребности),

ü Предложения (возможности удовлетворения этой потребности).

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

 

Э = f (П, (Ин - Ис)…)

Где:

Э – эмоция, ее степень, качество, знак.

П – сила и качество актуальной потребности.

Ин – информация о необходимых средствах нужных для удовлетворения потребности.

Ис – информация о средствах субъекта, которыми он располагает в данный момент.

(Ин - Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного онтогенетического опыта.

1. Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена (П = 0), а при наличии потребности – если система вполне информирована (Ин = Ис).

2. При дефиците наличной информации (Ин < Ис)появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации (Ин = 0).

3. Положительная эмоция возникает, когда (Ин > Ис).


29 Теории эмоций в зарубежной психологии. НЕНАДО

 

«Периферическая» теория эмоций Джемса-Ланге – одна из первых теорий, в которой сделана попытка связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Эта теория была выдвинута независимо и почти одновременно американским психологом У. Джемсом (в 1884 году) и датским анатомом Г. Ланге (1885). Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: стимул (причина, ситуация) → ощущение → внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: стимул → телесное изменение → ощущение.

Джемс: «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим».

Ланге большое внимание уделял сосудодвигательной системе. У него органические (телесные) изменения – изменения в мышцах и сосудах (вазомоторные реакции). 

Критика теории Джемса-Ланге:

1. Висцеральные изменения слишком медленно возникают, чтобы вызвать эмоцию.

2. Органические изменения являются стандартной реакцией; различные (например, страх и гнев) сопровождаются одинаковыми органическими изменениями.

3. Сходные органические реакции возникают и при эмоциональных, и при неэмоциональных явлениях.

4. Исследования Маранона. Введенный в кровь испытуемым адреналин вызывал органические изменения, которые должны были влиять на эмоцию. Испытуемые сообщали о сердцебиении, комке в горле, дрожи и т.п., следовательно у них проявлялось состояние как бы эмоции, но собственно эмоции не наблюдалось. Существует различие между восприятием органических изменений и психологических эмоций.

5. Опыты Кэннона и Шеррингтона. Кэннон работал с кошками и перерезал у них симпатическую нервную систему (от органов к коре), а Шеррингтон – с собаками и перерезал блуждающий нерв и спинной мозг. Реакции сохранялись. Критерии существования эмоции: 1). Объективная реакция; 2). Субъективное переживание.

6. Данные из области патологии. Клинические наблюдения Вильсона. Расхождение между эмоцией как субъективного переживания и эмоцией как внешней реакцией: больной печален внутренне и при этом смеется. Нарушение таламической области:

ü Нарушения какой-либо части зрительного бугра приводит к повышению эмоциональной чувствительности.????

ü Опухоль зрительного бугра вызывает «маскообразность выражения лица», т.е. отсутствие мимики.

ü Опухоль половины зрительного бугра вызывает «половинчатую мимику».

Таламическая теория (Кэннон, Бард, Данн) в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга – таламус. Согласно этой теории при восприятии событий, вызывающие эмоции, нервные импульс сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся. Часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Т.о., эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

«Круг Пейпеца». Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. и принадлежит американскому невропатологу Дж. Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Она получила название круга Пейпеца (см. рисунок).

Позднее Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней некоторые другие структуры мозга лимбической системой (limbus – край).

Критика. Однако красивая гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.). Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Данные клинической нейропсихологии показывают, что при поражении (опухоль, кровоизлияние, механическое повреждение) гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, таким как корсаковский синдром (неспособность к запоминанию текущих событий). В настоящее время известно, что функция лимбической системы мозга не ограничивается только эмоциональными реакциями, но также принимает участие в поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза), регуляции цикла сон-бодрствование, процессах обучения и памяти, регуляции вегетативных и эндокринных функций.

Активационная теория. Центральную роль в обеспечении эмоций в активационной теории Линдсли играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждения нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Выраженная эмоциональная реакция возникает при активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие проявления эмоциональных реакций – наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.

Конфликтная теория Клапареда. Основные положения теории:

· Чувства играют организующую роль в поведении; они соотносят нас с окружающей ситуацией.

· Эмоции играют дезорганизующую роль. Эмоции расстраивают поведение, делают его регрессивным. Эмоции возникают в экстремальной ситуации и неадекватны.

· Ощущения несут информацию о внешней и внутренней ситуации.

Теория эмоций Ч. Дарвина. Одним из первых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был выдающийся естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные реакции.

Три принципа:

1. Эмоции отражают состояние нервной системы.

2. Если проявление эмоции в прошлом благоприятно подействовало, то в будущим эта эмоция будет проявляться вместе с фактором, благоприятно подействовавшим на результат в прошлом. Пример: оскал.

3. Принцип антитезы. Привычка выполнять противоположные действия под влиянием противоположных импульсов.

Теория эмоций З. Фрейда. См. ответ на вопрос № 3.

Феноменологическая теория Ж.-П. Сартра. Это оппозиционная теория к

ü Позитивистскому подходу (подходу, основанному на постулировании роли фактов),

ü Теории эмоций Джемса-Ланге.

Философский базис – феноменология Э. Гуссерля. Суть феноменологии вообще – перейти от изучения фактов к изучению сущностей, которые раскрываются в значении.

Эмоция существует в той мере, в которой она что-либо означает, существует в мире, значит для психической жизни субъекта.

Эмоция – это особый род поведения в ситуации конфликта. Суть конфликта: привычные способы действия не приводят к результату. Индивид, лишенный средств взаимодействия со средой не в силах принять ситуацию.

Эмоциональное сознание всегда направлено на объект окружающего мира, на объектную ситуацию. Эмоции объектны (или, в терминологии А.Н. Леонтьева, – предметны), эмоция сохраняется пока предмет сохраняет значимость. Т.о. предмет (объект) питает эмоцию.

Значение эмоций коренится в сознании, носит функциональный характер: эмоция – ирреальное преобразование мира, меняющее себя и, как следствие, относящиеся к миру. 

Виды эмоциональных состояний:

1. Конструирование «магии мира»

2. «Впадение» сознания в магическое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.088 с.)