Работа 5. Латинский квадрат и прямоугольник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 5. Латинский квадрат и прямоугольник



Цель работы: Научиться выполнять дисперсионный анализ данных полевого опыта, заложенного методом латинского квадрата и прямоугольника. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.

Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:

- в каких случаях целесообразно закладывать опыты латинским квадратом и прямоугольником;

- схему (модель) дисперсионного анализа опыта, заложенного латинским квадратом;

- схему (модель) дисперсионного анализа опыта, заложенного латинским прямоугольником.

 

Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:

- выполнить дисперсионный анализ опыта, проведенного методом латинского квадрата и сделать выводы;

- выполнить дисперсионный анализ опыта, проведенного методом латинского прямоугольника и сделать выводы.

 

Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, уясните сущность и освойте технику расчетов при дисперсионном анализе данных полевого опыта, заложенного методом латинского квадрата и прямоугольника.

Пример 1. Урожайность картофеля, ц/га (латинский квадрат 4 х 4)

Ряды

Столбцы

Сумма по

Средние по вариантам

1 2 3 4 рядам, Р вариантам, V
1 159/1 181/2 162/3 189/4   1  
2 178/3 176/4 160/1 183/2   2  
3 172/2 172/1 169/4 193/3   3  
4 132/4 189/3 192/2 149/1   4  
Суммы по столбцам         ƩХ=  

Варианты: 1. Густота посадки 1 – 50; 2 – 70; 3 – 90; 4 – 120 тыс/га.

 

Пример 2. Урожайность сахарной свеклы, т/га (латинский квадрат 4х4)

Ряды

Столбцы

Сумма по

Средние по вариантам

1 2 3 4 рядам, Р вариантам, V
1 19,3/1 30,4/2 40,8/3 51,0/4   1  
2 41,1/3 52,4/4 19,0/1 30,0/2   2  
3 29,0/2 20,0/1 50,0/4 40,0/3   3  
4 59,8/4 41,0/3 28,0/2 19,0/1   4  
Суммы по столбцам         ƩХ=  

Варианты: 1 – Контроль; 2-4 – Дозы NPK.

 

Пример 3. Урожайность зелёной массы кукурузы, т/га (латинский квадрат 4х4)

Ряды

Столбцы

Сумма по

Средние по вариантам

1 2 3 4 рядам, Р вариантам, V
1 36,1/1 38,1/2 75,3/3 90,7/4   1  
2 78,5/3 88,1/4 33,4/1 36,3/2   2  
3 40,3/2 30,5/1 86,6/4 77,8/3   3  
4 80,6/4 75,3/3 42,4/2 35,6/1   4  
Суммы по столбцам         ƩХ=  

Варианты: 1– Контроль; 2-4 – Дозы NPK.

 

 

Пример 4. Урожайность ячменя, ц/га (латинский квадрат 5х5)

Ряды

Столбцы

Сумма по

Средние по вариантам

1 2 3 4 5 рядам, Р вариантам, V
1 35,9/4 36,1/3 36,5/1 30,4/2 33,8/5   1  
2 33,3/2 28,8/1 34,9/5 28,7/3 32,7/4   2  
3 35,1/5 32,4/2 37,6/4 30,0/1 29,6/3   3  
4 27,4/1 30,7/4 28,2/3 25,7/5 26,3/2   4  
5 27,2/3 28,0/5 27,5/2 27,0/4 26,3/1   5  
Суммы по столбцам          

ƩХ=

Варианты: 1 – Без удобрения; 2-5 – Способы внесения удобрений.

 

Выполнение работы

Пример №____________

 

Вспомогательные таблицы для вычисления сумм квадратов отклонений

(А= ____)

Ряды

Столбцы, х1=Х-А

Суммы

1 2 3 4 5 Р V
1              
2              
3              
4              
5              
Суммы С          

Ʃх1=

 

Таблица квадратов

Ряды

Столбцы, х12

Квадраты сумм

1 2 3 4 5 Р2 V2
1              
2              
3              
4              
5              
Квадраты сумм С          

(Ʃх12)=

ƩP2=

ƩС2=

ƩV2=

 

Общее число наблюдений N= l n=

Корректирующий фактор  =

Суммы квадратов отклонений

Общая СY = Ʃx12 – C =

Рядов CP = ƩP2 : l – C =

Столбцов CC = ƩC2 : l – C =

Вариантов CV = ƩV2 : n – C =

Остаток CZ = CY – CP – CC – CV =

 

Таблица дисперсионного анализа

Дисперсия Суммы квадратов Степени свободы Средний квадрат Fф= S2v/ S2 F05 по таблице
Общая          
Рядов          
Столбцов          
Вариантов     S2v=    
Остаток     S2=    

 

Для оценки существенности частных различий вычисляют:

а) ошибку опыта

б) ошибку разности средних

=

НСР05 = t05Sd =

 

Урожайность_________________

Варианты Урожайность, Отклонение от стандарта ц/га Группа
1      
2      
3      
4      
5      

НСР05 =______________

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.015 с.)