Результаты дисперсионного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты дисперсионного анализа



Дисперсия Суммы квадратов Степени свободы Средний квадрат Fф= S2v/ F05 по таблице
Общая   (N-1)=      
Повторений   n-1=      
Вариантов   l-1= S2v=    
Остаток   (n-1)*(l-1)= =    

 

 

Для оценки существенности частных различий вычисляют:

а) ошибку опыта

б) ошибку разности средних

НСР05 = t05Sd =

НСР01 = t01Sd =

Итоговая таблица

Вариант Средние преобразованные, Х1 Отклонение от стандарта Средние в исходных величинах, Х Отклонение от стандарта
         
         
         
         
         

НСР05=

НСР01=

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

 

 

Работа 9. Ковариационный анализ

Цель работы: Научиться выполнить ковариационный анализ. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.

Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:

- когда применяется ковариационный анализ;

- этапы при выполнении ковариационного анализа;

- что понимают под ковариационным анализом.

Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:

- провести ковариационный анализ данных, оценить существенность частных различий в выровненных условиях эксперимента.

Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, проведите ковариационный анализ данных, представленных в таблицах, определите НСР05 и сделайте вывод.

 

Шифр задания к работе

№ задания Повторность № задания Повторность
1 1234 6 1235
2 2345 7 1236
3 3456 8 1356
4 1456 9 2346
5 1256 10 1345

 

Пример 1. Урожайность яблок (кг с дерева) в год предварительного учета (Х) и в год опыта (У)

Варианты

Повторность

1 2 3 4 5 6

1

Х 74 82 65 104 96 101
У 91 102 94 126 106 123

2

Х 89 59 114 112 101 80
У 112 104 148 142 130 111

3

Х 98 80 126 134 124 90
У 134 115 158 167 148 123

4

Х 65 85 99 118 110 113
У 122 148 144 166 144 150

5

Х 63 68 62 110 95 79
У 145 134 48 154 129 136

 

Пример 2. Густота стояния Х (тыс/га) и урожайность картофеля У (т/га)

Варианты

Повторность

1 2 3 4 5 6

1

Х 63 65 67 65 63 65
У 39 42 44 40 36 41

2

Х 55 62 56 56 66 61
У 32 40 34 32 45 39

3

Х 61 60 63 69 62 62
У 35 39 40 41 29 45

4

Х 68 61 64 68 63 66
У 39 40 42 36 44 44

5

Х 56 58 69 62 69 59
У 33 32 43 33 42 27

 

Выполнение работы

Пример №__ Задание №_____

 

Вариант

Повторения

Суммы

Vx и Yy

Средние

1 2 3 4

1

Х            
У            

2

Х            
У            

3

Х            
У            

4

Х            
У            

5

Х            
У            

ƩPx

        ƩX= =

ƩPy

        ƩY= =

 

1. Подчитываем суммы и средние по рядам и столбцам и проверяем правильность вычислений:

 

ƩVx= ƩPx= ƩX=

ƩVy= ƩPy= ƩY=

 

2. Вычисляем суммы квадратов по ряду Х, Y и суммы произведений XY

Суммы квадратов ряда Х

 

Общее число наблюдений N= l n =

СY= Ʃx2 – C =

CP=ƩPх2 : l – C =

CV=ƩVх2 : n – C = 

CZx= CY – CP – CV =

 

Суммы произведений Х Y

С=(ƩХ)(ƩY):N=

СY= ƩХY – С =

CP=ƩPхPy: l – С =

CV=ƩVх Vy: n– С =

CZxy= CY – CP – CV =

Суммы квадратов ряда Y

СY= ƩУ2 – C =

CP=ƩPу2 : l – C =

CV=ƩVу2 : n – C = 

CZy= CY – CP – CV =  

3. Результаты записываем в таблицу ковариационного анализа и вычисляем коэффициент регрессии byx

 

 

Результаты ковариационного анализа

Дисперсия

Суммы квадратов

Степени свободы

Коэф.

регрессии

Средний квадрат

Fф

F05

Х2 XY Y2
Общая         -      
Повторений         -      
Вариантов         -      
Остаток I         -   - -
Регрессия - -            
Остаток II - -     -   - -

Сумма квадратов для регрессии Св

Остаток II = Остаток I – Cв=

 

Внесение поправок для приведения средних данных (урожаев) в опыте к выравненным условиям предварительного учета

Варианты Х Средние фактические Y Корректированные Y1=Y+
1          
2          
3          
4          
5          
  =    

 

Для оценки существенности частных различий вычисляют:

а) ошибку опыта

б) ошибку разности средних

НСР05 = t05Sd =

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

 

 

Работа 10. Вычисление критерия χ2 (ХИ-квадрат)

Цель работы: Научиться проводить расчёты критерия χ2. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.

Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:

- когда применяется критерий χ2;

- как рассчитывается критерий χ2;

- при изучении каких признаков используется χ2.

Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:

- рассчитать критерий χ2 и сделать вывод.

Задание 1. При скрещивании двух сортов гороха во втором поколении получили f 1 =_____ желтых семян; f 2 =______ зеленых семян; сумма = _______.

Соответствуют ли результаты опыта теоретически ожидаемому отношению желтых к зеленым как 3:1?

Соотношение 3:1 берется в качестве Hо, которую необходимо доказать.

 

Список индивидуальных заданий:  После получения задания от преподавателя, вычислите теоретические частоты (F) и критерий соответствия (χ2) и сделайте вывод.

Вариант Желтые Зеленые Вариант Желтые Зеленые
1 420 230 11 555 210
2 350 140 12 658 198
3 785 210 13 452 101
4 450 239 14 290 98
5 480 250 15 487 211
6 440 190 16 425 186
7 356 125 17 353 139
8 389 146 18 369 140
9 422 198 19 390 150
10 454 145 20 344 110

Выполнение работы

 

Исходя из соотношения 3:1, определяют теоретически ожидаемые частоты F и фактическое значение ХИ-квадрат.

F1=3/4∙_____=

F1=1/4∙_____=

Сумма=_______

 

Вычисление теоретических частот (F) и критерия

соответствия (χ2) по таблице 2 х 2

Показатель

Семена

Сумма

желтые зеленые
Ожидаемое расщепление (Н0) 3 1 4
Наблюдаемые частоты (f)      
Теоретические частоты (F)      
Разность (f-F)     -
Квадрат разности (f-F)2     -
Отношение (f-F)2/F     = χ2

 

при (с-1)∙(k-1) = (2- 1)∙(2-1)=1 степени свободы;

с – число строк в аналитической таблице;

k – число колонок в аналитической таблице.

 Теоретическое значение χ052=______ (по таблице)

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Во втором поколении дигибридного скрещивания при неполном доминировании двух параллелей расщепление по фенотипу ожидается в отношении (1: 2: 1)2 или 1:2:2:4:1:2:1:2:1. В опытах по изучению наследования признаков у земляники  получено следующее количество растений, отличающихся друг от друга по краске ягоды и форме чашечки (таблица). Определить по критерию χ2 соответствие эмпирического расщепления теоретически ожидаемому.

Список индивидуальных заданий: После получения задания от преподавателя, вычислите теоретических частоты (F), критерий соответствия (χ2)  и сделайте вывод.

Вариант

Форма чашечки

Сумма

нормальная промежуточная листовидная нормальная промежуточная листовидная нормальная промежуточная листовидная

красная ягода

розовая ягода

белая ягода

Ожидаемое расщепление (Н0) 1 2 1 2 4 2 1 2 1 16

Наблюдаемые частоты (f)

1 26 46 21 60 89 48 22 55 28 395
2 38 86 35 75 154 83 45 79 48 643
3 28 63 24 51 110 60 25 49 34 444
5 31 69 28 59 120 67 35 68 25 502
6 51 108 42 92 201 95 39 105 55 788
7 25 59 30 41 101 56 21 45 29 407
8 18 46 23 39 85 47 17 37 25 337
9 36 44 28 54 121 53 27 65 34 462
10 44 80 39 90 180 76 46 94 47 696

 

Показатель

Форма чашечки

Сумма

нормальная промежуточная листовидная нормальная промежуточная листовидная нормальная промежуточная листовидная

красная ягода

розовая ягода

белая ягода

Ожидаемое расщепление (Н0) 1 2 1 2 4 2 1 2 1 16
Наблюдаемые частоты (f)                    
Теоретические частоты (F)                    
Разность (f-F)                   -
Квадрат разности (f-F)2                   -
Отношение (f-F)2/F                      = χ2

при (с-1)∙(k-1) = (2- 1)∙(9-1) = 8 степени свободы.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Обследовано 156 полей озимой пшеницы на зараженность корневой гнилью. Существенно ли различие в пораженности пшеницы, высеянной по чистым и занятым парам?

 

Пораженность озимой пшеницы в связи с видами паров

и вычисление ожидаемой численности полей F по таблице 2 х 2

 

Вид пара

Заражение

Сумма

Процент зараженных полей

слабое сильное слабо сильно
Чистый f1=36 F1=   f2=25 F2= 61 61    
Занятый f3=45 F3=   f4=50 F4= 95 95    
Сумма 81 81 75 75 156 156    

 

F1=(____∙_____): 100=

F2=(____∙_____): 100=

F3=(____∙_____): 100=

F4=(____∙_____): 100=

 

Разности (f-F)

Вид пара

Заражение

Сумма

слабое сильное
Чистый     0
Занятый     0
- 0 0 -

 

 

при (с-1)∙(k-1) = (2- 1)∙(2-1)=1 степени свободы;

с – число строк в аналитической таблице;

k – число колонок в аналитической таблице.

Теоретическое значение χ052=3,84 (по таблице)

 

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка________________

Подпись преподавателя___________________

Дата_____________________

Работа 11. Планирование полевого опыта

Цель работы: Научиться планировать закладку и проведение полевого опыта. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.

Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:

- этапы планирования исследований;

- требование к опыту;

- требование к схеме опыта;

- основные элементы методики полевого опыта;

- методы закладки опытов и способы размещения вариантов;

- использование оценки плодородия почвы при разработке элементов методики полевого опыта.

Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:

- сформулировать тему опыта, рабочую и нулевую гипотезу;

- разобрать схему опыта;

- разобрать методику полевого опыта;

- разобрать план закладки опыта и проведения агротехнических мероприятий;

- составить программу наблюдений, учетов, анализов;

- предложить способ статистической обработки результатов исследований.

Выполнение работы

Тема опыта: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая гипотеза: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нулевая гипотеза: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема опыта (перечень вариантов)

Повторность опыта (с обоснованием), метод размещения вариантов и повторений

Схематический план размещения опыта

(указать размеры делянок, защиток и повторений)

Площадь опытной делянки__________________________________________ м2.

Форма делянки (указать соотношение сторон) ____________________________

Площадь учетной делянки__________________________________________ м2.

Общая площадь опыта_____________________________________________ м2.

Общее число делянок ______________________________________________ м2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.104 с.)