Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.



Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

 

Тема занятия № 2. Общие пути обмена аминокислот.

 

Работа: Определение активности трансаминаз.

Цель занятия: Усвоить общие пути обмена аминокислот, их значение.

Рекомендации по самоподготовке:

1. Формулы 20 аминокислот.

2. Дезаминирование аминокислот, его виды, биологическая роль.

3. Реакции трансаминирования, их биологическое значение.

4. Особенности строения трансаминаз, роль витамина В6 в реакциях трансаминирования.

5. Реакции декарбоксилирования аминокислот, их продукты. Значение биогенных аминов в организме.

6. Принцип метода определения активности трансаминаз.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дезаминирование аминокислот:

а) механизм окислительного дезаминирования, ферментативный и неферментативный этапы реакции, коферментная форма витамина РР.

б) непрямое дезаминирование аминокислот.

2. Трансаминирование аминокислот в организме человека:

а) механизм действия аминотрансфераз. Коферментные формы витамина В6.

б) биохимическое значение реакций трансаминирования.

в) определение активности аланин- и аспартатаминотрансфераз в диагностических целях.

3. Декарбоксилирование аминокислот:

а) декарбоксилазы аминокислот, их кофермент.

б) значение декарбоксилирования аминокислот на примере образования физиологически активных соединений: биогенных аминов, гормонов, медиаторов.

в) декарбоксилирование аминокислот в процессе гниения белков в кишечнике.

Основная учебная литература:

1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www. studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html

2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html

Методические материалы:

1. Каминская, Г. А. Биологическая химия. Руководство к лабораторным занятиям / Г. А. Каминская, К. А. Ефетов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Симферополь: CSMU Press, 2007. – 100 c.

I, II медицинские факультеты

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

 

Тема занятия № 3. Обмен отдельных аминокислот. Энзимопатии.

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

Тема занятия № 4. Основные источники аммиака в организме и пути его обезвреживание. Цикл мочевины.

 

Работа: Количественное определение мочевины.

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

 

Тема занятия № 6. Строение нуклеиновых кислот. Переваривание нуклеопротеинов. Катаболизм пуринов и пиримидинов. Репликация.

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

Тема занятия № 7. Транскрипция. Биосинтез белка. Генетический код. Постсинтетическая модификация белка. Особенности биосинтеза белка у эукариот.

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

Тема занятия № 8. Регуляция биосинтеза белка. Молекулярная патология.

Работа: Определение фенил-ПВК в моче.

Цель занятия:

1) рассмотреть функционирование оперона в условиях индукции и репрессии;

2) разобрать причины возникновения некоторых наследственных заболевания.

Рекомендации по самоподготовке:

1. Используя схему строения оперона рассмотреть его функционирование в условиях индукции и репрессии.

2. Разобрать механизм возникновения молекулярных болезней. Для этого необходимо знать, что изменение активности ферментов или нарушение их синтеза часто является причиной возникновения энзимопатий.

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Схема строения оперона.

2.Регуляци биосинтеза белков по типу индукции на примере лaк-оперона.

3.Регуляция синтеза белков по типу репрессии на примере гис-оперона.

4. Особенности структуры ДНК эукариот.

5. Отличия процессов репликации и транскрипции у эукариот.

6. Причины возникновения молекулярных болезней.

7. Энзимопатии углеводного обмена (гликогенозы, дисахаридозы, фруктоземия, галактоземия).

8. Нарушения метаболизма липидов.

9. Врожденные дефекты гемоглобина (серповидно-клеточная анемия, талассемия).

 

Основная учебная литература:

1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html

2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html

Дополнительная учебная литература:

2. Березов, Т. Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – 704 с.

Методические материалы:

1. Каминская, Г. А. Биологическая химия. Руководство к лабораторным занятиям / Г. А. Каминская, К. А. Ефетов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Симферополь: CSMU Press, 2007. – 100 c.

I, II медицинские факультеты

Цель занятия:

1) закрепить основные знания по молекулярной биологии и обмену белков в организме.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 МЕТАБОЛИЗМ АМИНОКИСЛОТ И БЕЛКОВ

1. Обмен белков. Азотистый баланс, его виды. Переваривание в желудочно-кишечном тракте. Роль протеолитических ферментов. Всасывание и транспорт продуктов гидролиза.

2. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Кислотность желудочного сока (рН). Определение кислотности желудочного сока. Клинико-диагностическое значение.

3. Реакции трансаминирования и синтеза заменимых аминокислот в организме. Роль витамина В6 в этом процессе. Диагностическое значение определения трансаминаз.

4. Декарбоксилирование аминокислот. Образование биогенных аминов: гистамина, серотонина, ГАМК. Роль биогенных аминов.

5. Дезаминирование аминокислот и образование аммиака в организме. Пути его обезвреживания. Количественное определение мочевины в сыворотке крови. Диагностическое значение.

6. Обезвреживание аммиака в организме. Цикл мочевинообразования. Значение процесса его связь с другими метаболическими путями.

7. Обмен фенилаланина, тирозина. Использование тирозина для синтеза катехоламинов, тироксина, меланина. Нарушение обмена фенилаланина.

8. Обмен серосодержащих аминокислот; серина; триптофана.

9. Диаминокарбоновые и моноаминодикарбоновые кислоты (аргинин, лизин, гистидин, аспарагиновая и глутаминовая кислоты). Строение. Превращение, участие в обмене.

Цель занятия:

1. Анализировать механизмы действия, особенности синтеза и секреции стероидных и тиреоидных гормонов.

2. Трактовать влияние этих гормонов на обменные процессы в организме.

3. Разобрать особенности биосинтеза эйкозаноидов и их влияние на метаболические процессы.

 

Рекомендации по самоподготовке:

1. Гормоны щитовидной железы. Биосинтез, секрецияю Влияние на метаболические процессы: обмен углеводов, липидов и белков. Гипер- и гипотиреоз.

2. Гормоны стероидной природы. Привести примеры из группы кортикостероидов и половых гормонов.

3. Общая схема действия гормонов стероидной природы (действие на уровне регуляции транскрипции).

4. Эйкозаноиды – гормоны местного действия. Схема синтеза и роль в организме.

Вопросы для самоконтроля:

1. Гормоны щитовидной железы (Т3 и Т4). Почему при гиперпродукции этих гормонов повышается температура тела?

2. Гормоны коры надпочечников. Минералокортикоиды – их роль в водно-солевом обмене.

3. Глюкокортикоиды и их роль в поддержании уровня сахара в крови при недостатке углеводов в пище.

4. Половые гормоны (прогестеронБ эстрогены, андрогены). Синтез, пути инактивации, роль в организме.

5. Гормоны местного действия – производные арахидоновой кислоты – простагландины, простациклины, тромбоксаны, лейкотриены

Основная учебная литература:

1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html

2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html

 

Дополнительная учебная литература:

1. Березов, Т. Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф.

Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – 704 с.

2. Николаев, А. Я. Биологическая химия: учебник / А. Я. Николаев. – 3-е изд.

перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агенство, 2004. – 566 с.

 

Методические материалы:

1. Каминская, Г. А. Биологическая химия. Руководство к лабораторным занятиям / Г. А. Каминская, К. А. Ефетов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Симферополь: CSMU Press, 2007. – 100 c.

I, II медицинские факультеты

Цель занятия:

1. Изучение белкового состава сыворотки крови.

2. Усвоить основные функции белков крови.

3. Изучить принципы разделения белков крови.

4. Усвоить основные функции крови.

5. Понять механизм поддержания кислотно-основного состояния.

6. Изучить регуляторные системы организма.

 

Рекомендации по самоподготовке:

1. Необходимо знать на какие фракции можно разделить белки сыворотки крови электромиграционными методами.

2. Нужно знать особенности структуры альбумина и его транспортные функции, а также характеристику альфа- и бета- глобулинов, иммуноглобулинов. Классификация, структура, роль.

3. Изучить основные буферные системы крови, которые должны обеспечить постоянство рН: бикарбонатную, гемоглобиновую и белковую.

4. Кровь обеспечивает постоянство осмотического давления, белки крови определяют ее онкотическое давление. Нужно знать роль онкотического давления крови в обмене воды.

5. Кровь обеспечивает транспорт различных веществ в организме:

а) вещества, извлекаемые из депо в организме (углеводы, липиды, аминокислоты);

б) вещества, образующиеся в ЖКТ при распаде белков, жиров, углеводов;

в) транспорт липидов и их транспортные формы;

г) гемоглобин (транспорт кислорода и углекислого газа), строение и особенности функционирования; кооперативный эффект связывания кислорода гемоглобином;

д) транспорт гормонов, витаминов и других биологически активных веществ;

е) транспорт метаболитов;

6. Необходимо знать, что защитная функция определяется: белками-иммуноглобулинами, лизоцимом и клетками крови.

7. Регуляторная функция заключается в образовании в крови и транспорте кровью различных биологически активных веществ: гормонов, кининов, ангиотензина и др.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Электрофоретические методы (электрофорез, изоэлектрическое фокусирование).

2. Методы хроматографии.

3. Альбумин. Его характеристика и роль.

4. Альфа-глобулины (альфа1-кислый гликопротеин, ингибиторы протеиназ, церулоплазмин, гаптоглобин).

5. Бета-глобулины (трансферрин, гемопексин).

6. Липопротеиды.

7. Ферменты плазмы крови.

8. Иммуноглобулины. Характеристика классов. Роль. Концентрация в крови.

9. Структура иммуноглобулинов G.

10.  Функции крови.

11.  Характеристика плазмы крови.

12.  Небелковые азотистые компоненты крови. Азотемия.

13..Безазотичные органические компоненты крови (углеводы, липиды, органические кислоты).

14.  Электролитный состав плазмы крови.

15.  Буферные системы крови.

16.  Нарушения кислотно-основного состояния.

Основная учебная литература:

1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://w ww.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html

2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html

 

Дополнительная учебная литература:

1. Березов, Т. Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф.

Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – 704 с.

2. Николаев, А. Я. Биологическая химия: учебник / А. Я. Николаев. – 3-е изд.

перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агенство, 2004. – 566 с.

 

Методические материалы:

1. Каминская, Г. А. Биологическая химия. Руководство к лабораторным занятиям / Г. А. Каминская, К. А. Ефетов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Симферополь: CSMU Press, 2007. – 100 c.


I, II медицинские факультеты

Цель занятия:

1. Изучить основы обмена веществ в почках.

2. Уметь определять патологические компоненты мочи.

 

Рекомендации по самоподготовке:

1. Необходимо знать, что важная роль в обеспечении водно-солевого обмена и кислотно-основного равновесия принадлежит почкам. Нарушение функции почек приводит к развитию патологии.

2. Изучить особенности обмена в почечной ткани и его влияния на поддержание гомеостаза в организме. Для этого нужно:

а) изучить механизмы регуляции водно-солевого баланса почками;

б) изучить механизмы регуляции кислотно-щелочного равновесия;

в) понять роль почек в регуляции артериального давления.

3. Изучить методы выявления различных патологических компонентов мочи и уметь связывать их появление с различными патологическими состояниями.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Механизмы реабсорбции воды и ионов в почечных канальцах.

2. Гормональная регуляция реабсорбции воды и ионов почками.

3. Взаимосвязь между экскрецией ионов почками и кислотно-основным равновесием в организме.

4. Ренин-ангиотензиновая и каллекреин-кининовая системы.

5. Качественная реакция на присутствие белка в моче (причины протеинурии).

6. Качественная реакция на кровь (причины гематурии).

7. Качественные реакции на ацетоновые тела.

8. Выявление глюкозы в моче.

9. Выявление уробилина в моче.

 

Основная учебная литература:

1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html

2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html

 

I, II медицинские факультеты

Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.062 с.)