В раннем возрасте при различных локализациях нарушений наблюдается сходная симптоматика и неговорящие дети могут быть: уо, алаликами, аутичными, зпр, слабо-слышащими. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В раннем возрасте при различных локализациях нарушений наблюдается сходная симптоматика и неговорящие дети могут быть: уо, алаликами, аутичными, зпр, слабо-слышащими.



Чтобы разобраться в структуре дефекта надо:

1). Исключить патологию слуха;

2). Определить состояние интеллекта.

Стребьева «Ранняя диагностика УО» использует ряд наглядно-практических задач:

- колечки одного цвета разной величины (собери пирамидку. Цель: проследить адекватность действий);

- матрешки 2-3 составные (цель: исследовать способность делить на части и составлять целое);             

- доска Сегена, сорцеры (цель: исследовать практическую ориентировку в форме);            

- коробка форм, куб с прорезью для форм (исследовать способность к оперированию пространств.признаков предмета);

- 2 набора для конструирования (1 для взрослого, 1 для ребенка); цель: исследование праксиса (целенаправленного действия);

- счетные палочки;

- разрезные картинки (цель: исследовать целостность восприятия);

- цветные кубики (цель: исследовать практическую ориентировку в цвете);

- коробочки с шариками (цель: исследовать группировку по величине (коробка-шарик-крышечка);

- рисование (предложить нарисовать 2-2,5 года –черкание, каракули; 2,5-3 года – нарисуй травку, дорожку, ниточку к шарику, клубок)

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:

- изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

-выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

- выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

- оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико- синтаксического ее оформления;

- определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта». Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой включает следующие пункты:

1. ФИО

2.  Данные раннего развития: а) общего (кратко);  б) речевого (подробно по периодам):

3. Слух

4. Зрение

5. Интеллект

6. Строение органов артикуляции

7. Состояние общей моторики

8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время

9. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя, владеет ли развернутой речью.

10. Заключение.

Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации. Этот сбор данных занимает достаточно большой объем времени. Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести движения из органов (губ, языка, мягкого неба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны, а так же легкость перехода от одного движения к другому).

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия используем согласно речевой карте. Другим методическим приемом будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные игровые задания игрового и учебного плана.

Полноценное понимание речи – необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную.  

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), мы ориентируемся на то как понимает ребенок:

а) название различных обиходных предметов;

б) обощающие слова (одежда, посуда, мебель, транспорт, овощи и т.д.); 

в) фразы обиходного характера;

г) небольшой рассказанные или прочитанный текст.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем:

а) словарь; 

б) грамматический строй речи;

в) звукопроизношение;

г) фонетический слух;

д) слоговую структуру слова;

е) голос, его темп и плавность.

Анализируя ответы детей определяем бедность или богатство словаря (название предметов и их действий, качеств, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т.д.) Для обследования звукопроизношения подбираются картинки так, чтобы в их названиях входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слова. Для обследования подбирается необходимый иллюстративный материал.

«Альбом» Иншаковой, «Альбом обследования дошкольника» Т.А.Ткаченко

«Речевые карты» используются Фотековой, Безруковой, Стребьевой.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.005 с.)