Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение цветковых растенийСодержание книги Поиск на нашем сайте
Цель: сформировать умения определять вид семейства растений, собранных во время экскурсий. Оборудование: лупы, пинцеты, определители, цветковые растения разных семейств. Методические рекомендации Семейство и вид растений можно установить по определительным таблицам. Они построены по единому плану: за каждой цифрой — тезой — следует знак О — антитеза, где даны противоположные признаки один из которых обязательно правилен для определяемого растения. Каждая теза и антитеза составляют одну ступень. Прочитайте тезу и антитезу и решите, что больше соответствует признакам растения, которое вы определяете. В конце каждой тезы или антитезы стоит цифра — номер той ступени, на которую нужно перейти. На новой ступени проведите такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения. Продолжите работу до тех пор, пока теза или антитеза не закончится названием определяемого растения. Видовое название растения состоит из двух слов. Первое слово соответствует названию рода, а второе — названию собственно вида. Определительные карточки некоторых семействрастений смотрите в приложении 1. Отличительные признаки семейств растений(однодольных и двудольных) рассмотрены в таблице 7 [4]. Некоторые из цветковых растений, наиболее часто встречающиеся
Рис. 6. Цветковые растения: 1 — клевер; 2 — гулявник лекарственный; 3 — пижма обыкновенная; 4 — тыисячелистник обыкновенный; 5 — кульбаба осенняя; Таблица 7 Отличительные признаки семейств растений классов Однодольные и Двудольные
Продолжение таблицы
Ход работы Задание 1. Определениерастений. Рассмотрите строение соцветий, цветков и плодов растения. Определите, к какому семейству оно относится. С помощью определительной таблицы установите видовое название растения. Задание 2. Определение растений пресного водоема. Рассмотрите листья и стебли растений. Используя определитель, установите название растения. Задание 3. Оформление гербария растений с этикетками. Список рекомендуемой литературы: 4, 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19. 2.7 Изучение приспособленности растений Цель: выявить основные черты приспособленности растительных организмов к среде обитания. Оборудование: растения природных сообществ, собранные в разных ярусах. Методические рекомендации В процессе эволюции у каждого организма возникли приспособления к существованию в определенных условиях. Эти приспособления называют адаптациями. Основные адаптации растений: различная окраска цветков и определенное их строение, привлекающие опылителей; восковой налет на листьях, уменьшающий испарение и потерю воды; колючки и ядовитые вещества в листьях, предохраняющие от поедания, и др. Практическая работа проводится с материалом, собранным на экскурсиях в разных природных сообществах. Ход работы Задание 1. Описание растений. Рассмотрите растения (гербарии) разных природных сообществ: луговые растения — клевер, тимофеевку; лесные травянистые растения — кислицу, землянику; растения водоемов — осоку, рогоз. Вспомните, каковы условия обитания растений в природном сообществе. Обозначьте основные черты, развившиеся как приспособления видов к этим условиям обитания. Задание 2. Опишите преимущества, приобретенные этими растениями в процессе адаптации. Подумайте, в результате каких изменений эти приспособления могли возникнуть. Приведите доказательства относительной приспособленности растений к условиям среды. Задание 3. Заполните таблицу 8. Таблица 8
Список рекомендуемой литературы: 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19. Определение насекомых Цель: изучить признаки основных отрядов насекомых, сформировать умение классифицировать насекомых до отрядов или вида. Оборудование: насекомые для определения, относящиеся к разным отрядам: стрекозы, кузнечики или кобылки, медоносные пчелы, домашние или навозные мухи, слепни, лесные зеленые клопы,жуки-плавунцы, бабочки-белянки,жуки-навозники; пинцеты, лупы, препаровальные иглы. Методические рекомендации Основные признаки, по которым насекомое относят к определенному отряду — тип развития, строение крыльев, ротовой аппарат — можно узнать из таблицы 9[4, 17]. Таблица 9 Характеристика основных отрядов насекомых
Грызущий ротовой аппарат характерен для личинок почти всех отрядов, некоторых жуков, кузнечиков и тараканов. Лижущий — у пчел, шмелей, сосущий — у бабочки, колюще-сосущий — укомара. Конечности насекомых в связи с различным образом жизни видоизменяются Для определения насекомых используйте рисунок 7 [19].
Рис. 7. Представители насекомых: 1 — кузнечик; 2— саранча; 3— муха; Ход работы 1. Установите, к какому отряду относится изучаемое насекомое,используя определительные карточки (приложение 2). 2.По результатам работы заполните таблицу 10. Таблица 10 Характеристика важнейших отрядов насекомых
Список рекомендуемой литературы: 4, 9, 11, 15, 17, 18, 19, 22.
Парк – искусственный биоценоз (экскурсия в городской парк). Цель: закрепитьпонятие о природномкомплексе; расширитьзнания о парке, ярусах растительности; формироватьумениевыявлятьвзаимосвязимежду компонентами природы, развиватьнавыкинаблюдения и фиксации; определить их значение видового разнообразия древесных и кустарниковых породдля озеленения и экологического состояния города. Оборудование: ботанические папки, определители. Методические рекомендации В парке растения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания, т. е. образуют растительное сообщество. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав сообщества, различаются отношением В верхнем ярусе леса — деревья, олиственные кроны которых находятся в наиболее благоприятных условиях освещения. Под пологом деревьев первого яруса — низкорослые и теневыносливые древесные породы, образующие второй ярус или подлесок. Втретьем ярусе — низкорослые кустарники, кустарнички и высокие травянистые растения, образующие травянисто-кустарничковый ярус. В самом низу располагаются низкорослые травы и ярус мхов и лишайников. Для того чтобы обнаружить мелких беспозвоночных животных нужно рассмотреть кору деревьев и кустарников. Если тряхнуть крону кустарника или дерева на подставленный зонт, то можно собрать менее заметных животных. Часто животные прячутся под деревом или корой пня. Летающих насекомых ловят сачком. Просеивание через сито опавшей листвы, хвои, мха позволит обнаружить мелких наземных беспозвоночных: пауков, клещей, многоножек и т. п. Позвоночных животных наблюдать трудно, но можно отыскать и рассмотреть следы их жизнедеятельности. На высокоствольной ели можно увидеть гнезда лесного голубя-вяхиря, дупло белки. Еловые шишки — пища для белок, дятлов, клестов, лесных мышевидных грызунов. У каждого животного особые следы. На небольших елочках можно обнаружить гнезда зяблика, дрозда славки. В трухлявых деревьях делают дупла хохлатая синица, малый пестрый дятел, гаичкаНа хорошо освещенных полянах, на пнях можно встретить ящериц Ход работы Задание 1. Изучение растительности парка. 1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы площадки (10×10 м), на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите на данном участке ярусное расположение растений и опишите, какие их виды составляют эти ярусы. 3. Опишите лесообразующую породу дерева на площадке, ее систематическое положение. 4. Определите морфологические особенности органов растения: 1) толщину его ствола, примерную высоту растения; 2) характер листьев, форму листовой пластинки, жилкование, тип ветвления; 3) приспособленность к условиям жизни в лесу. 5. Соберите несколько экземпляров растений, относящихся к разным систематическим группам, для их гербаризации и последующего изучения. Задание 2. Изучение фауны парка. 1. На выделенной площадке просейте лесную подстилку и изучите обитающих в ней беспозвоночных. Выберите 2—3 насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения, сделайте вывод о среде обитания насекомого. 2. Рассмотрите все растения второго яруса и найдите следы жизнедеятельности позвоночных животных. 3. На основе проведенных наблюдений сделайте перечень видов животных, встречающихся в сообществе. Как эти виды размещены в пределах местообитания.
Список рекомендуемой литературы: 1, 4, 6, 11, 13,14, 16, 19.
Охрана природы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.221.194 (0.01 с.) |