Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика района практики↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Введение Учебно – методические рекомендации «Учебная полевая практика» содержат систематизированный материал, отражающий специфику подготовки будущих учителей начальных классов.Пособие поможет подготовить студентов к будущей практической работе — преподаванию предметов естественно-научного цикла образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе. Главная цель пособия — способствовать совершенствованию профессионально-педагогической подготовки студентов, что предполагает их включение в активный познавательный процесс, в овладение наиболее эффективными методами и приемами учебной и научно-исследовательскойдеятельности в процессе изучения той части предмета естествознания, которая связана с землеведением, основами ботаники, зоологии и экологии. Оно содержит подробное содержание каждого дня, методические рекомендации к проведению полевого практикума, краткие теоретические сведения, ход работы, задания по темам программы, схемы, таблицы, карточки, рисунки для определения некоторых растений и насекомых, список используемой литературы. Особое внимание обращено на вопросы экологии растений, животных и их охраны — это поможет будущему учителю в воспитании у учащихся экологической культуры, убеждения в необходимости рационального использования растений, животных, их охраны, подготовит студентов Студенты во время прохождения практики получают наглядные представления о многих природных процессах и их взаимосвязях, учатся фиксировать факты, анализировать природные явления, опираясь на самостоятельные наблюдения в природе, обобщать виденное и делать правильные выводы. Экскурсии в природу не могут быть заменены другой формой обучения, ведь они всегда методически индивидуальны и практически неповторимы. Экскурсиям предшествует инструктаж, в ходе которого преподаватель знакомит студентов с правилами поведения, кратким содержанием деятельности, о работе с инструментами и необходимым оборудованием,
Содержание
Краеведение Общая характеристика района практики Цель: научить студентов составлять описание физико–географического положения района практики; развивать навыки работы с дополнительной литературой; воспитывать познавательный интерес к своей малой родине. Оборудование: самостоятельно подобранная литература, геграфические карты города. Методические рекомендации: Изучение района практики предполагает умения находить соответствующую литературу по истории, геграфии, развитию города по следующим компонентам: 1.Физико- географическое положение города Стаханова Луганской области (или место проживания)2.Общая площадь города, численность населения и его состав 3. Климат, рельеф водоемы. Полезные ископаемые, промышленность.4.Сферы занятости населения.5. Исторические сведения о городе Стаханов.
Наблюдения за погодой
В конце месяца подвести краткий итог наблюдений по пунктам:
а) минимальная t воздуха;
б) максимальная t воздуха;
в) средняя t воздуха; Список рекомендуемой литературы: 2, 3,11, 12, 19, 21, 23. Методические указания Горные породы, рельеф и почвы — важнейшие компоненты природного комплекса, которые в значительной мере определяют ландшафт местности. Поэтому необходимо проводить работы по наблюдению, сбору, коллекционированию и описанию образцов. Основная часть земной поверхности сложена осадочными породами разного возраста. Если на поверхность выходят магматические или метаморфические породы, то на экскурсии используют молоток на длинной ручке (0,7 м). Изучая горные породы, рельеф и почвы, необходимо обратить внимание на зависимость характера рельефа от состава и особенностей залегания горных пород на влияние горных пород и рельефа на состав и строение почв. Изучение горных пород ведется в местах выхода на видимую поверхность. На ровной поверхности, не расчлененной оврагами, балками, речевыми долинами, горные породы скрыты под толщей рыхлых отложений. Для их изучения необходимо найти искусственные обнажения: колодцы, карьеры. Для изучения горных пород геологи делают специальные разрезы — бурят скважины, роят траншеи, из которых берут образцы горных пород — керн. Рельеф Земли — продукт сложного взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов, которые проявляются в пространстве и во времени. Горные породы считаются важным фактором рельефообразования, слагающими земную поверхность. Результатом хозяйственной деятельности человека являются антропические формы рельефа, например, карьеры и т. п. В ходе полевой практики можно ограничиться изучением наиболее типичных форм:овраг, речная долина, карьер, холм.В процессе водной эрозии образуются овраги. Речные долины образуют ложбины и имеют уклон по течению от верховья к низовьям. В долине различают дно и склоны.Карьеры образуются после разработки полезных ископаемых открытым способом. Если овраг большой, то экскурсия проходит на некоторой части. Основные особенности оврага: наличие ответвлений; форма вершины (остроконечная или овальная), в средней части и устье форма склонов зависит от состава слагающих его горных пород (осыпающиеся — в песчаных толщах, крутые склоны — в песках и лессовидных суглинках, отлогие — в глинистых отложениях), обнажены или задернованы склоны Ход работы Задание 1. Изучить обнажения горных пород: адрес обнажения; описание обнажения; зарисовка обнажения; взятие образцов. Адрес фиксируется относительно устойчивых ориентиров — рек, населенных пунктов, строений и т. д.— с указанием направлений и расстояний от них. На карте или плане местности обнажение можно нанести условным знаком. Вид обнажения может быть: овраг, карьер, заброшенный колодец, обрыв, склон речной долины, осыпь и т. д. Измеряют рулеткой высоту и ширину обнажения. Крутизну склона определяют на глаз или с помощью эклиметра. Отмечается связь обнажения с формами рельефа, это могут быть — долина реки, водораздел, моренный холм и т. п. Скрытую осыпью поверхность обнажения необходимо расчистить лопатой для того, чтобы открылись границы между пластами. Описание обнажения лучше всего вести сверху вниз. По расчищенной части обнажения рулеткой измеряют каждый пласт и записывают в полевой дневник.По выходам ключей фиксируют глубину залегания подземных вод. Делают схематический рисунок обнажения. Пласты нумеруют сверху вниз с указанием размера (мощности) каждого.
Профиль № 1
Рис. 3. Масштаб горизонтальный 1:1 500 (1 см—15 м),
Ход работы Задание 1. Определение направления сторон горизонта по компасу. Самым точным способом общего ориентирования на местности является ориентирование по компасу. Для того чтобы определить направление сторон горизонта по компасу необходимо сделать следующее: 1) удалить на расстояние 1—2 м от компаса все металлические предметы; 2) установить компас в горизонтальной плоскости на ладони или планшете; 3) вращая компас в горизонтальной плоскости, добиться совмещения северного конца магнитной стрелки компаса с буквой С. В этом положении компас сориентирован и теперь по нему можно определять стороны горизонта. Задание 2. Ориентирование по солнцу с помощью часов. С помощью наручных механических часов вы можетеопределить направление линии север — юг в данный момент времени. Для этого необходимо сделать следующее: 1) положить часы в горизонтальной плоскости и направить часовую стрелку на солнце; 2) мысленно построить угол между маленькой часовой стрелкой Список рекомендуемой литературы: 3, 11, 19, 21. Ход работы Задание Изучение родника. 1. Местоположение родника (овраг, долина реки и т. д.). Положение на карте. 2. Определение типа родника — нисходящий, восходящий. 3. Описание характера местности — рельеф, тип растительности. 4. Определение температуры воды. 5. Нахождение дебита родника. 6. Расчистка родниковой чаши. Определение физико-химических свойств родника. Температуру воды определяют обыкновенным термометром. Термометр должен находиться в воде 5—10 мин. Цвет и прозрачность воды определяют следующим образом: воду наливают в стакан тонкого стекла, ставят на лист белой бумаги и смотрят на содержимое сверху вниз. Вода может быть бесцветной, зеленоватой, желтоватой, бурой, голубоватой. Просматривая воду на свет, устанавливают, прозрачная она или мутная. Химический состав воды распознают на глаз и по запаху. Белый налет на камнях и листьях травянистых растений около источника указывает на содержание в воде карбонатных пород (известняка, мела). При наличии железистых соединений вода имеет ржавый оттенок, соединений марганца — черный. Газ в источнике выдает себя выделением пузырьков из воды. Органические вещества определяют по гнилостному (болотному) запаху. Если вода содержит сероводород, то она имеет запах тухлых яиц. Обычно вода источников лишена запаха. Для оценки жесткости воды используется мыльный раствор. В бутылку с водой добавляют немного мыльного раствора, бутылку взбалтывают — в жесткой воде мыльная пена почти не образуется, в мягкой ее будет много. Определение дебита родника. Наиболее простой способ измерения расхода воды — объемный. Для этого определяют время, в течение которого наполнится сосуд: кружка, банка соответствующего объема. Частное от деления объема сосуда на время наполнения сосуда (в секундах) даст величину дебита родника за 1 с. Умножив частное на соответствующее число секунд в часе, сутках, вычисляют количество выходящей воды Ботаника и зоология Ход работы 1. По литературным данным определить особенности функционирования растений в весенний и летний периоды. 2. Во время экскурсии в природу провести наблюдение за особенностями приспособления растений к существованию в фитоценозах с различными экологическими условиями (в весенний, летний период жизни в соответствии с определенными функциями). 3. В результатах работы необходимо охарактеризовать физиологические основы процессов, обеспечивающих особенность функционирования растений в это время года. Сформулировать вывод. Сообщество пресного водоема Цель: знакомство с видовым составом и морфобиологическими особенностями водных и околоводных растений и животных, характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания. Оборудование: сачки, ботанические папки, лопатки, морилки, лупы. Методические рекомендации Растения водоемов в отличие от наземных имеют ярко выраженные приспособления к жизни в воде. При этом следует отметить, что растения связаны не только с водой, но и с почвой и атмосферой. В зависимости от того, к какой среде и в какой мере растения приспособлены, они располагаются дальше от берега или ближе к нему, на большей или меньшей глубине. Растения в водоеме распределяются по зонам. Наиболее интересна первая (прибрежная) зона глубиной до 1 м, которую можно назвать земноводной. Иногда она пересыхает, поэтому растения приспособлены к жизни в условиях непостоянного затопления. Часто встречающимися растениями первой зоны являются: ситник, осока, частуха, рдест, стрелолист, водяная сосенка, гречиха земноводная и др. Здесь же наблюдается наибольшее разнообразие животных, где обитают многочисленные водные беспозвоночные: губки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски. Из позвоночных можно встретить земноводных: гребенчатого и обыкновенного тритона, прудовую и озерную лягушек. Иногда неподалеку от воды или в самой воде встречаются ужи, которые охотятся на земноводных. Из птиц можно встретить чаек — озерную и сизую, а также крачек. По следам жизнедеятельности (кормовой столик— это кочка, выступающая над водой, на которой остаются недоеденные стебли водных растений) нетрудно определить пребывание водяной крысы (ондатры). Ход работы Задание 1. Изучение растительности водоема. 1. Рассмотрите расположение растений в водоеме и определите видовое разнообразие растений первой зоны водоема. 2. Выкопайте с помощью лопатки растение с корнем, преобладающее в первой зоне. Определите его систематическое положение. 3. Определите морфологические особенности вегетативных органов растения: 1) развитие корневой системы, к какому типу она относится; 2) высоту растения, характер расположения стебля; 3) тип листа, форму листовой пластинки, жилкование, листорасположение, длина и ширина листьев; 4) какие приспособления позволяют растению жить в условиях непостоянного затопления. 4. Соберите 3—4 экземпляра наиболее распространенных в данном сообществе видов растений для их последующего изучения и определения. Задание 2. Изучение животного мира пресного водоема. 1. На небольшой глубине рядом с водными растениями взмахните сачком по воде и рассмотрите добычу. Изучите личиночные стадии пойманных насекомых. 2. Понаблюдайте за передвижениями насекомых в воде. Определите, какие их виды наиболее часто встречаются около водоемов. Возьмите нескольких насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения исделайте вывод о среде обитания насекомого. 3. Рассмотрите другие виды животных, встречающиеся в сообществе. Каким образом они размешены в пределах местообитания. Список рекомендуемой литературы: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19. 20, 22.
Охрана природы Заключение Важнейшие экологические проблемы современности определяют необходимость особого, нового отношения человека к окружающему миру. Но сколько бы знаний ни пытаться передать молодому поколению, они возможно останутся невостребованными, если только не будут подкреплены практическими исследованиями непосредственно в природе. Важны не только практические знания, но и умение наблюдать, видеть, проводить собственные исследования, логично мыслить и принимать правильные решения. Этому можно и нужно учить. Такая цель ставилась при создании данного пособия. Молодому поколению необходимо осознать, что каждый лист растения, капля росы, каждый червячок, муравей, да и сам человек — удивительные объекты природы, полные тайн, которые интересно познавать, необходимо любить и охранять. Список используемой литературы 1. Голубкина, Н. А. Лабораторный практикум по экологии / Н.А.Голубкина, М.А.Шаминаю.— М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. — 56 с. 2. География Саратовской области / под ред. С.Г. Воскресенского. — Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1997. — 224 с. 3. Долгачева, В. С. Ботаника / В.С.Долгачева.— М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 416 с. 4. Естествознание: энциклопедический словарь /сост. В.Д. Шолле. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 543 с. 5. Еленевский, А.Г. Ботаника. Систематика высших или наземных растений: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Г. Еленевский.— М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 463 с. 6. Еленевский, А.Г. Определитесь сосудистых растений Саратовской обл.(Правобережье Волги) / А. Г. Еленевский, В. И. Радыгина, Ю. И. Буланый. — М.: Изд-во МПГУ, 2007.— 80с. 7. Еленевский, А.Г. Растения Саратовского Правобережья (конспект флоры) / А.Г. Еленевский. — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та., 2000.— 72 с. 8. Заяц, Р.Г. Биология для абитуриентов / Р.Г. Заяц [и др.].— Мн.: Юнипресс, 2002. — 736 с. 9. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.И. Коробкин. — Ростов н/Д, 2002. — 384 с. 10. Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников / 11. Нехлюдов, А. С. Полевая практика по природоведению / А. С. Нехлюдов,В. И. Севастьянов, А. Л. Филоненко-Алексеева[и др.]. — М.: Просвещение, 1986.— 224 с. 12. Никонова, М. А. Землеведение и краеведение / М.А. Никонова, П.А. Данилов. — М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 240 с. 13. Новиков, В.С.Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учителя / В.С. Новиков.—М.: Просвещение, 1985. — 238 с. 14. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 189 с. 15. Плавильщиков, Н. Н. Определитель насекомых /Н.Н.Плавильщиков.— М., 1994. 16. Попова, Е.В.Ботаника: лабораторные занятия: учеб.-методич. пособие для студ. пед. фак-тов спец. 013200 «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Попова.— Балашов: Николаев, 2008. — 60 с. 17. Попова, Е.В. Зоология: лабораторные занятия: учеб.-методич. пособие для студ. пед. фак-тов спец. 013200 «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Попова.— Балашов: Николаев, 2008. — 48 с. 18. Потапов, И. В. Зоология с основами экологии животных / И. В. Потапов.— М.: Академия, 2005. — 374 с. 19. Практикум по естествознанию и основам экологии / Р. А. Петросова, В. П. Голов, М.А. Никонова, П.М. Скворцова. — М.: Изд.центр «Академия», 2000. — 128 с. 20. Практикум по физиологии растений для студентов биологического факультета /сост. С.А. Степанов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 64 с. 21. Ратобыльский, Н.С. Практические задания по землеведению и краеведению / Н.С. Ратобыльский. — Мн.: Вышэйшая школа, 1978. — 128 с. 22. Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных /Е.Н. Степанян. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 324 с. 23. Хромов, С. П. Метеорология и климатология / С.П. Хромов, М.А. Петросянц. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 528 с.
Приложения Приложение 1 Приложение 2 Определительная карточка отрядов насекомых 1 Крыльев одна пара. На месте задней пары крыльев жужжальца. Ротовой аппарат в виде хоботка. Брюшко без хвостовых придатков отряд Двукрылые 0 Крыльев две пары……………………………………………………..…………2 2 Крылья однородные ……………………………………………………………..3 0 Крылья разнородные …………………………………………………………….6 3 Крылья перепончатые, прозрачные …………………………………………….4 0 Крылья непрозрачные, покрыты чешуйками. Ротовые органы в виде нечленистого хоботка, в покое свернутого спиралью отряд Чешуекрылые (бабочки) 4 Ротовые органы грызущие или грызуще-лижущие, но всегда с развитыми верхними челюстями......................................................................................................5 0 Ротовой аппарат в виде хоботка, верхних челюстей нет. Хоботок членистый, в покое лежит на брюшной стороне тела, между основаниями ног. Крылья в покое складываются кровлеобразно отряд Равнокрылые 5 Крылья одинаковой длины, в покое не могут складываться вдоль тела; на крыльях большое количество ячеек (более 20). Голова подвижная с большими глазами и короткими усиками, брюшко на конце с церками отряд Стрекозы 0 Крылья в покое могут складываться вдоль тела. На крыльях небольшое количество ячеек (до 20) отряд Перепончатокрылые 6 Ротовые органы грызущего типа..........................................................................7 0 Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Передние крылья в основной половине кожистые, а в вершинной части — перепончатые, в покое складываются плоско на спине отряд Полужесткокрылые (клопы) 7 Передние крылья кожистые, длинные, ланцетовидной формы, задние — перепончатые, широкие, в покое складываются веерообразно под передними. Задние ноги прыгательные или копательные. На конце брюшка имеются церки отряд Прямокрылые 0 Передние крылья твердые, роговые без жилок (надкрылья) отряд Жесткокрылые (жуки) Тема: «Работа с коллекцией полезных ископаемых (нахождение основных видов полезных ископаемых по внешним видам, признакам)».
Цель. Закрепить теоретические знания по теме «Полезные ископаемые уметь находить и кратко характеризовать внешние признаки полезных ископаемых, изучаемых в начальных классах общеобразовательной школы.
Оборудование. Коллекции полезных ископаемых.
Инструктаж. Используя коллекцию полезных ископаемых, научиться определять основные группы полезных ископаемых по их внешним признакам. Следует помнить, что полезные ископаемые подразделяются на три группы:
1) топливные (торф, уголь, нефть, газ);
2) рудные (руды черных и цветных металлов);
3) неметаллические полезные ископаемые (строительные, сырье для химической промышленности и др.).
Ход выполнения работы
1. Используя внешние признаки, найти полезные ископаемые и ознакомиться с их свойствами.
Введение Учебно – методические рекомендации «Учебная полевая практика» содержат систематизированный материал, отражающий специфику подготовки будущих учителей начальных классов.Пособие поможет подготовить студентов к будущей практической работе — преподаванию предметов естественно-научного цикла образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе. Главная цель пособия — способствовать совершенствованию профессионально-педагогической подготовки студентов, что предполагает их включение в активный познавательный процесс, в овладение наиболее эффективными методами и приемами учебной и научно-исследовательскойдеятельности в процессе изучения той части предмета естествознания, которая связана с землеведением, основами ботаники, зоологии и экологии. Оно содержит подробное содержание каждого дня, методические рекомендации к проведению полевого практикума, краткие теоретические сведения, ход работы, задания по темам программы, схемы, таблицы, карточки, рисунки для определения некоторых растений и насекомых, список используемой литературы. Особое внимание обращено на вопросы экологии растений, животных и их охраны — это поможет будущему учителю в воспитании у учащихся экологической культуры, убеждения в необходимости рационального использования растений, животных, их охраны, подготовит студентов Студенты во время прохождения практики получают наглядные представления о многих природных процессах и их взаимосвязях, учатся фиксировать факты, анализировать природные явления, опираясь на самостоятельные наблюдения в природе, обобщать виденное и делать правильные выводы. Экскурсии в природу не могут быть заменены другой формой обучения, ведь они всегда методически индивидуальны и практически неповторимы. Экскурсиям предшествует инструктаж, в ходе которого преподаватель знакомит студентов с правилами поведения, кратким содержанием деятельности, о работе с инструментами и необходимым оборудованием,
Содержание
Краеведение Общая характеристика района практики Цель: научить студентов составлять описание физико–географического положения района практики; развивать навыки работы с дополнительной литературой; воспитывать познавательный интерес к своей малой родине. Оборудование: самостоятельно подобранная литература, геграфические карты города. Методические рекомендации: Изучение района практики предполагает умения находить соответствующую литературу по истории, геграфии, развитию города по следующим компонентам: 1.Физико- географическое положение города Стаханова Луганской области (или место проживания)2.Общая площадь города, численность населения и его состав 3. Климат, рельеф водоемы. Полезные ископаемые, промышленность.4.Сферы занятости населения.5. Исторические сведения о городе Стаханов.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.223 (0.013 с.) |