Комплекс основных характеристик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс основных характеристик



Пояснительную записку начинаем с указания нормативных правовых актов и государственных программных документов. Список в пункте 1.1. Положения.

Далее указываем направленность. О направленности мы уже говорили выше. В пояснительной записке данную характеристику прописываем одной строкой: направленность программы – художественная. Никаких характеристик направленности здесь не требуется. Так как в этой части программы мы первый раз размещаем полное название ДООП, то, целесообразно указать и сокращенное. Например: направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Изучаем город» (далее – программа «Изучаем город») – туристско-краеведческая.

Указываем уровень освоения содержания программы. Например: стартовый уровень освоения содержания программы на первом году обучения и базовый на втором. Или: программа разноуровневая: 1 год обучения – стартовый уровень освоения содержания программы; 2 год обучения – базовый; 3 год обучения - продвинутый. Или: программа стартового уровня освоения содержания

Далее поговорим об актуальности программы. Актуальность – это соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы.

В толковом словаре значение слова «актуальность» (от позднелат. actualis - фактически существующий - настоящий, современный) раскрывается так: важный, значительный, интересный. В этой части пояснительной записки педагог объясняет необходимость создания ДООП, ее своевременность, соответствие потребностям государства, общества и учащегося. Могут быть указаны документы разного уровня. В любом случае должно быть понятно, почему в современных условиях необходима данная программа. Описание актуальности не рекомендуется делать обширным, вполне достаточно двух-трех абзацев.

При написании актуальности возможно использование следующих фраз (языковых клише):

- актуальность программы обусловлена… запросом родителей и детей…;

- актуальность данной проблемы возрастает в связи с..., связанными с...;

- в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования…;

- интерес к проблеме обусловлен…;

- одной из актуальных проблем … в настоящее время является … а ее разрешение позволит…

- в связи с… большое значение приобрели вопросы….

Пример: «В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает особое значение и неразрывно связано с жизнью человека. На протяжении долгого времени в нем формировались различные стили и направления, которые постепенно приобретали самостоятельность.

В настоящее время особую популярность среди молодежи приобретает современная хореография. Это танцевальное направление дает возможность подрастающему поколению приобщиться не только к культуре и искусству, но и здоровому образу жизни, спорту.

Данная программа легко вводит учащихся в мир современного танца, знакомит с различными стилями и направлениями, способствует интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Содержание программы направлено на физическое и эстетическое развитие детей и подростков, предусматривает систематичность и последовательность обучения, помогает естественному развитию организма ребенка, последовательно формирует танцевальные способности.

В процессе обучения у учащихся устраняются двигательные блоки, мышечные зажимы и психологические барьеры, увеличиваются гибкость и подвижность тела, развиваются чувство ритма, координация движений и танцевальная выразительность. Учащиеся постепенно приобретают эмоциональную отзывчивость на музыку и навыки социально-активной личности.

Разнообразные танцевальные композиции помогают учащимся развивать способность к импровизации и умению фантазировать в танце, быть компетентной и творческой личностью, способной к самореализации не только в танце, но и в будущем в других видах деятельности.

Таким образом, освоение содержания программы учащимися способствует развитию личности учащихся и решает актуальные задачи современного образования и общества».

Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2, п.15); количество учащихся в объединении и их возрастные категории зависят от направленности программы, что определяется локальным нормативным актом организации (Приказ № 196, п.9);

Описание характеристик адресата программы важная составляющая пояснительной записки. Обратите внимание на то, что на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам принимаются дети без отбора, на добровольной основе. Смотрим примеры.

Адресат программы. Данная Программа рассчитана на детей возраста – 12-18 лет. Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Обязательным условием приема детей в объединение является наличие медицинской справки, дающей допуск к занятиям с физическими нагрузками, соревнованиям и походам.

Количественный состав группы первого года обучения – 12-15 человек, второго – 12-10 человек, последующих – 10-8 человек.

Для учащихся, уже имеющих подготовку (занимавшихся ранее в школьных туристско-краеведческих кружках или объединениях учреждений дополнительного образования), возможно зачисление по результатам тестирования и проверки практических туристских навыков, спортивной подготовки, умения плавать в группу соответствующего базового или продвинутого уровня.

Состав групп является постоянным. В учебно-тренировочных выездах, походах и соревнованиях состав групп может быть переменным.

Адресат программы. По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте 10-17 лет. Набор свободный, отбор детей по уровню музыкальных способностей не ведется. В объединение, в основном, приходят дети с выраженным интересом к музыкальным занятиям на гитаре, с желанием проявить собственные творческие способности или же это запрос родителей. Возрастные особенности учащихся обуславливают мотивацию на неформальное общение, продуктивную творческую деятельность.

Объем и срок освоения програм мы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы и количество учебных часов по годам обучения (и по уровням освоения содержания программы).

Информация излагается кратко и сжато. Указывается общее количество учебных часов, количество лет (или месяцев), необходимых для ее освоения. Указывается количество учебных часов по годам обучения и по уровням освоения содержания программы. Смотрим пример!

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Общий объем часов по программе – 756 часов, стартовый уровень освоения содержания программы (первый, второй год) – 216 часов, базовый (третий год) – 324 часа.

Формы обучения: занятие, при необходимости указывается другие формы обучения: экскурсия, семинар, лекция, конференция. Дополнительно указывается очное, очно-заочное или дистанционное обучение

Указываются формы обучения! Не формы работы, не формы занятий и т.д. Основной формой обучения в дополнительном образовании является ЗАНЯТИЕ!

ВНИМАНИЕ! Занятие - это форма обучения, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.

Вспомогательными формами обучения являются экскурсия, конференция, семинар и т.д. При экспертизе обратить внимание, что их выбор должен быть обоснован. Индивидуальное, групповое занятие – это уже формы организации обучения. Их указывать в пояснительной записке не обязательно. Смотрим пример.

Формы обучения. Основной формой обучения в объединении является очное занятие, также возможно – заочное и очно-заочное занятие.

Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий, количество часов и занятий в неделю. Режим занятий определяется на основе требований СанПиН. В приложении 3 приведен «Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования».

Пример: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Учебный час составляет – 45 минут. Между учебными часами предусмотрен 10 минутный перерыв.

Цель – учитывает направленность, уровень освоения содержания программы, должна быть конкретна, перспективна и реальна, формулируется от существительного, так как обозначает процесс развития учащегося, на который направлена реализация программы и тот практико-ориентированный процесс, который будет осуществляется при освоении содержании программы;

Очень важная часть и пояснительной записки, и всей программы!

Что является показателями качества целеполагания?

Обратите внимание, что формулировку цели мы прописываем как существительное. Почему. Есть несколько подходов к формулировке цели и задач. Один из них, когда цель понимается как процесс развития ребенка: формирование, развитие, воспитание, обеспечение. На этот процесс и направлены усилия, прежде всего, педагога, а затем и ребенка. Разберемся, что такое абстрактные цели. Это обозначение процесса, который никак не может быть обеспечен в рамках реализации одной программы. Например, всестороннее развитие личности. А вот процесс «формирование познавательного интереса» или «развитие творческих способностей» вполне возможно обеспечить в рамках реализации ДООП. Формулировка цели зависит от уровня освоения содержания программы. Смотрим пример!

Цель стартового уровня освоения содержания программы: развитие устойчивого интереса к занятиям эстрадной песней, овладение вокальными приемами.

Цель базового уровня освоения содержания программы: развитие музыкальных и творческих способностей, совершенствование уровня музыкальной грамотности, вокальной техники посредством включения учащихся в исполнительскую деятельность.

Цель продвинутого уровня освоения содержания программы: развитие творческой индивидуальности и самостоятельности учащегося в исполнении эстрадной песни на основе обогащения репертуара в творческой музыкальной среде.

Цель ДООП в дополнительном образовании содержит указание на тот вид деятельности или предметную область, за счет которой и обеспечивается процесс, на который направлены усилия педагога и ребенка. Без этого будет непонятно, чем же займутся педагог и ребенок. И еще. Через указание вида деятельности или предметно-тематической области происходит уточнение цели, обозначается желаемый конечный результат. Рассмотрим, как это происходит. Педагог ставит цель: развитие творческой самостоятельности… и творческой индивидуальности учащихся…. Цель сформулирована корректно, она, в принципе, достижима в рамках реализации программы. Но за счет чего и в чем будет конечный результат? Ведь эти процессы осуществляются на протяжении всей жизни человека. Добавим вид деятельности: развитие творческой самостоятельности в создании образа, в работе над ролью и над драматургическим произведением, и творческой индивидуальности учащихся посредством участия в социально-значимом театральном творчестве. Цель стала конкретной и достижимой. Ниже, в примере выделены указание на вид деятельности. Смотрим пример!

Цель программы: развитие физических и нравственных качеств учащихся, формирование готовности к участию и проведению безопасных водных путешествий, достижению высоких спортивных результатов в водном туризме.

Задачи – это способы поэтапного достижения цели; задачи формулируются от глагола и отвечают на вопрос: что нужно сделать чтобы достичь цели? Задачи при формулировании лучше не разделять по типам, принятом в традиционном «знаниевом» подходе (обучающие, развивающие, воспитывающие). Но при этом задачи обязательно отражают установки на воспитание и развитие, а не только на обучение! Цель и задачи должны соотноситься с планируемыми результатами.

Конкретизация цели происходит на этапе постановки задач. Задачи обозначают действия по достижению цели. Формулируются от глагола: научить, привить, развить, формировать, воспитывать и т.д.

Смотрим пример:

- дать знания о терминах театрального искусства (сцена, зрительный зал, занавес, кулисы, артист, сценическая речь, танец, словесное действие, артикуляционная гимнастика, сценическое внимание, образ героя, этюд, поступок, роль, реквизит, костюм, жест, репетиция, предлагаемые обстоятельства);

- формировать интерес к театральному искусству, коллективной творческой деятельности;

- формировать интерес и стремление к приобретению опыта принесения практической пользы своим трудом и творчеством другим людям;

- познакомить и помочь принять правила поведения в театре-студии, на занятиях, на сцене, за кулисами;

- учить начальным основам сценической речи, сценического движения, ритмики, актерского мастерства;

- познакомить с основными видами репетиций (техническая, музыкальная, прогонная) и видах театрализованных представлений (спектакль, шоу-программа, костюмированное представление, концертная программа);

- учить выполнять несложное задание в группе ребят на основе дружелюбного и продуктивного общения.

Содержание программы. Учебно-тематический план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием часов теоретических и практических занятий), оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения отдельно.

Содержание программы должно быть направлено на достижение ее целей и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно-тематическим планом, включая описание теории и практики по каждому разделу и каждой теме; соответствует целеполаганию и планируемым результатам освоения программы.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

- содержание составляется согласно учебно-тематическому плану (УТП);

- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УТП;

- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

- материал следует излагать назывными предложениями;

- содержание каждого года обучения оформляется отдельно;

- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

Планируемые результаты: определяются с учетом практико-ориентированного характера обучения в дополнительном образовании, нацеленном на подготовку «ученика умеющего», которому знания нужны для применения их на практике. Поэтому планируемые результаты формулируются в том, что будет знать, понимать и может продемонстрировать учащийся после завершения обучения на соответствующем уровне освоения содержания программы.

Планируемые результаты должны быть прописаны по всем задачам и строго им соответствовать. Однако не по количеству задач, а по смыслу!

Смотрим пример!

Смотрим пример!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.037 с.)