Структура сознания. Функции сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура сознания. Функции сознания.



      Методы исследования – приемы и средства получения достоверных фактов и сведений, используемых для построения научных теорий, концепций и разработки конкретных практических рекомендаций.

      В конце 80-х годов XIX векав психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие ставить научный эксперимент и контролировать его условия. Сначала это были простые механические устройства, затем электроприборы, в настоящее время используются аудио- и видео- техника, а так же применяются и общие традиционные методы:

      Наблюдение – метод для сбора первичных данных.

      Виды:

· внешнее (наблюдение со стороны);

· внутреннее (самонаблюдение, метод интроспекции);

· свободное (не имеет определённой программы, может менять объект);

· стандартизированное (строго по продуманной программе);

· включенное (исследователь сам выступает качестве участника процесса, за которым ведётся наблюдение);

· стороннее (не предполагает участие исследователя).

Опрос – метод, при котором испытуемый отвечает на ряд вопросов.

Виды:

· устный (когда ведётся наблюдение за отвечаемым; более эффективный, но требует времени);

· письменный (позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространённый - анкета);

· свободный (может быть как устный, так и письменный, перечень вопросов неограничен, позволяет менять тактику исследования);

· стандартизированный (вопросы и возможные ответы предусмотрены заранее, более экономичен во времени);

· анамнез (от лат. слова – «по памяти») – сведения о прошлом пациента, получаемые от него самого или от хорошо знающих его лиц.

Тесты – специализированные методы исследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

Виды:

· тест-опросник (заранее отобранные и проверенные вопросы);

· тест-задание (оценка человека на основе того, что он говорит, делает; может сознательно повлиять на результат);

· проективный тест (цветовой, рисуночный; создаются неопределённая ситуация; тест слабо осознаётся испытуемым).

Эксперимент – создаётся искусственная ситуация в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее оценить.

Виды:

· естественный (создаётся ситуация, соответствующая жизненному поведению);

· лабораторный (не всегда соответствует жизненному поведению и психологии людей);

· констатирующий (выявляет наличие факта изучаемого процесса или свойства);

· развивающий (помимо выявления свойства или процесса способствует развитию).

Кроме этого в психологии применяются различные приемы обработки данных, их логического и математического анализа.

Деятельность. Активность. Структура деятельности.

 

      Категория деятельности является одной из фундаментальных категорий в научной психологии.

      Активность – общее понятие, характеризующее взаимодействие человека с окружающим миром.

      Деятельность – активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

      Структура деятельности: включает в себя внешний и внутренний планы:

· внешний:  мотив, цель, средства осуществления цели;

· внутренний:действия, операции.

Мотив – побуждение к чему либо.

      Цель - осознанный образ желаемого результата, т.е. результата, который хочется достигнуть (конечный результат).

      Действия – процесс, направленный на реализацию цели. (двигательные, мыслительные, чувственные).

      Операции – способы выполнения действий.

      При любом изменении мотива меняется вся структура деятельности. Цель может быть разной, но мотив один и тот же. При изменении мотива может измениться цель.

      Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение.

 

      Источником активности человека являются его потребности – состояния в форме нужды в определённых условиях человеческого бытия.

Потребности

     
 


             биологические                                   социальные

            

                                            духовные                                 материальные

 


             познавательные               эстетические

             ( интеллектуальные )          ( нравственные )

     Мы живем в социальном бытие, опираясь на биологические потребности, которые приобрели социальный характер. Чисто человеческий характер приобрели д уховные потребности (эстетические – потребности прекрасного; позволяют человеку любоваться красотой бытия мира, самому выразить это красками, музыкой, скульптурой; познавательные – познание всех связей, отношений, которые существуют в окружающем мире ).

      Потребности  являются глубокими внутренними образованиями в человеке. В сознании они отражаются в виде мотивов.

      Мотив – предмет удовлетворения потребностей, представленный в сознании человека.

Мотивы

            

осознаваемые                                                        неосознаваемые

· желание                                                      влечение

· интерес                                                      установка

· мечта                                                       конформизм

· убеждение                                             внутригрупповая внушаемость

 

     Влечение – возникает потребность, которая начинает стучаться в сознание, человека что-то беспокоит, но что, он не понимает.

Установка – неосознанное предрасположение к совершению определённого вида конкретной деятельности в заданных условиях. Одно и то же действие, или одного и того же человека можно трактовать совершенно противоположным образом.

Конформизм – соглашательство (англ.) неосознанное принятие человеком тех суждений или образов действий, которые он наблюдает в окружающей его группе людей, всегда соглашается с окружающими. Это маскировка себя с разладом всей группы.

Внутригрупповая внушаемость – неосознанное заражение человеческими эмоциями, которое возникает в больших слабоорганизованных или неорганизованных группах людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.01 с.)