Физиологическая основа темперамента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологическая основа темперамента.



       Люди издавна пытались найти органическую основу темперамента.

      Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 4 веке до н.э.,  объяснял феномен темперамента соотношением в организме различных жидкостей. Он считал, что у одних может преобладать сангва (греч.) – кровь, у других флегма – плазма, у третьих – холес – желчь, у четвертых – мелана холес – черная желчь. Отсюда и названия темпераментов, терминология которых сохранилась до наших дней.

 

 

      В начале ХХ века русский ученый И. Павлов выделил 2 типа высшей нервной деятельности:

ВНД

     
 

 


                сильный                                                    слабый

 

 

 


неуравновешенный            уравновешенный

                

                             подвижный                   спокойный

 

К.Г.Юнг

     
 

 


             экстраверт                                                      интроверт

 (внутренний мир заполнен общением        (обращен в свой собственный                        

 с другими людьми – холерик,                       внутренний мир – флегматик,

сангвиник)                                                     меланхолик)

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

      Любопытно, что благополучные семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениям отличаются противоположными темпераментами. Универсальными партнерами являются флегматики, к ним подходит любой тип, кроме своего собственного.

"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко. Человек является носителем всех типов темперамента, какой-то из них может доминировать. Крайние проявления с возрастом сглаживаются. Самовоспитание, самоконтроль помогают человеку строить гармоничные отношения с окружающими. Врожденные свойства не исчезают, а компенсируются самоконтролем и условиями среды.

      Если темперамент подчеркивает природные особенности человека в его отношении к различным событиям, то характер выявляет социальное начало в человеке, его отношение к жизни.

       В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

     Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.

   Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является врожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

      Различают характер определённый (наличие у человека одной или нескольких ярко выраженных черт) и неопределённый (выраженность черт отсутствует или слабая).

      Структура характера:

1 группа: отражается отношением человека к действительности (к другим людям, к себе, к труду, к предметам культуры)

2 группа: волевые черты характера, определяющие умение и готовность человека управлять своим поведением. Это готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, решительности, дисциплинированности.

      Карл Леонгард считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера заострены, что при критической обстановке приводит к конфликтам и нервным срывам.

      Крайняя выраженность нормы черты характера, вслед за которой следует патология, называется акцентуация характера. Часто встречается у подростков.

Виды акцентуаций характера:

Гипертимный. Люди склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние. Не терпят власти над собой, тенденция к доминированию, лидерству. В патологии – невроз навязчивых состояний.

Ригидный. Застревающий тип. Люди злопамятные, сильно одержимы одной идеей. Иногда могут давать аффективные вспышки, проявлять агрессию. В патологии – паронояльный психопат.

Эмотивный. Преувеличенная эмоциональная чувствительность, резкая смена настроения по незначительному поводу. От настроения зависит все: работоспособность, самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера, способны глубоко чувствовать, переживать. В любви ранимые как никто другой. Болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими.

Педантичный. Черты ригидности, трудно переключаются с одной эмоции на другую. Любят, чтобы всё было на своих местах. Идея порядка, пунктуальности и аккуратности – главный смысл жизни. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, раздражительны, агрессивны В патологии – эпилептоидная психопатия.

Тревожный. Люди меланхолического или холерического склада с очень высоким уровнем тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности, пугаются ответственности, опасаются неприятностей для себя и близких, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

Циклотимный. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое – длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.

Демонстративый. В патологии – психопатия истерического типа. Сильно выражен эгоцентризм, стремление быть в центре внимания. Если нет способностей выделиться, привлекают внимание антисоциальными поступками. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду, могут быть определены внешне.

Неуравновешенный. Склонность к повышенной импульсивности, эмоциональности. В патологии – эпилептоидная психопатия.

Дистимный. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощаются в контактах и предпочитают одиночество.

Экзальтированный. Склонность к аффективной экзальтации, близко к демонстративности (но там из-за характера и темперамента). Большой диапазон эмоциональных состояний в крайних проявлениях.

 

Вопросы для самоподготовки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.011 с.)