Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность и индивидуальность. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
«Самое изумительное из того, что создала природа, - это личность человека». Гете В бытие человека можно выделить три основных уровня его существования: биологический, психологический и социальный. Биологический (природный) пользуется понятием индивид – это понятие для характеристики человека как представителя человеческого рода (любой живущий человек на земле).
Для характеристики бытия человека на социально-психологическом уровне используется понятие личность – это сознательный индивид, вступающий в общественные отношения, осуществляющий совместную деятельность и общение с другими людьми в человеческом обществе.
В любом определении понятия личности подчеркивается социально-общественная характеристика бытия человека. Это понятие, которое характеризует принадлежность человека человеческому обществу.
Не всякий индивид может быть личностью. Различия:
1. Если индивидом человек рождается, то личностью он может стать только в условиях обучения и воспитания в человеческом обществе.
2.Календарное время индивида и жизни личности могут не совпадать.
3.Возможны случаи бытия личности без своего физического носителя индивида (литературные, мифические герои).
4.Если телесное бытие индивида неделимо, то личность одного и того же человека может разделяться. Один и тот же индивид может быть носителем нескольких личностей (шизофрения).
Большое количество теорий и понятий личности в психологии объясняется тем, что каждый автор руководствуется собственным образом человека, его предназначением в мире и смыслом жизни. Чтобы все знать о человеке, достаточно ответить на три основных вопроса: 1. Что человек хочет? 2. Что человек может? 3. Что он есть на самом деле? Первый вопрос – о направленности личности (интересы, стремления, мечты, убеждения, мировоззрение). Второй вопрос – о способностях этого человека. Третий вопрос – об особенностях личности этого человека (темперамент, характер, волевые качества, эмоциональные особенности).
Структура личности: способности и направленность темперамент и волевые потребности личности характер качества
Все это вместе является «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве. Формирование личности в онтогенезе проходит определённые этапы: 1 этап – формирование основного стереотипа. К 3-м годам появляются представления о действительности и о себе, но еще нет полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в 1 лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны, с 7-11 лет ребёнок способен планировать свою деятельность в уме. 2 этап – формирование стереотипа личности (до 15-16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия. 3 этап – формирование социального (общественного) стереотипа личности (16-21 год), характеризуется зрелостью чувств, во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных).
Социальная структура личности характеризуется, прежде всего, направленностью, позицией и притязаниями личности.
Направленность личности – совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Различают уровень (общественную значимость) направленности и её формы (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения).
Позиция личности – определенные положения, которые личность занимает в системе доступных ей социальных отношений. Она проявляется в социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, в производственном коллективе и т.д.) для реализации социального статуса (совокупность прав и обязанностей человека, определяя его положение в обществе и общественных отношениях, регламентирован правилами и нормами поведения).
Притязания личности – те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь. С понятием личности тесно связано понятие индивидуальность. Используется в двух случаях: 1. В дифференцированной психологии (психологии индивидуальных различий) для того, чтобы подчеркнуть конкретные особенности данного свойства у человека.
2. Индивидуальность – характеристика уникальности неповторимости каждого человека, в совокупности его индивидуальных и личностных особенностей. Это особенная и непохожая на других личность в полноте её духовных и физических свойств. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приёмов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.
Вопросы для самоподготовки: Дать определение личности. Дать определение индивида.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.006 с.) |