Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы формирования психологии как науки.Стр 1 из 8Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЛЕКЦИИ) Новосибирск 2019 ТЕМА: «Введение. Предмет психологии, её место в системе наук». Основные вопросы: Из истории психологии. Этапы формирования психологии как науки. Структура современной психологии. Предмет психологии. Поведенческий подход в психологии. Задачи современной психологии. Путь развития и утверждения психологии как науки был довольно сложным и длительным. На развитие психологии оказала влияние борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. В зависимости от того, какое мировоззрение доминировало на том или ином этапе исторического развития общества, определились уровень и качество исследований и толкование полученных результатов. Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделяет каждый предмет душой. Животные, человек, явления природы, считали они, имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа – «двойник» человека. Первобытные люди говорили о существовании души как «тела в теле», т.е. душа в их представлениях чётко не отделяется от тела. Первый известный труд по психологии принадлежит древнегреческому учёному Аристотелю. В своих работах он пользовался такими понятиями как «ощущение», «память», «чувства». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, т.к. имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать её нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей. Первый этап в развитии психологии – психология как наука о душе. имеет древнегреческое начало (psyche – «душа», logos – наука). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Согласно легенде, сын Афродиты Эрот влюбился в очень красивую молодую девушку - Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, устроив Психее ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить испытания Афродиты. Эроту удалось убедить Зевса – превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать, назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Третий этап – психология как наука о поведении. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть; а именно: поведение, поступки, реакции человека. Четвертый этап – становление психологии как науки. Возникает в 60-70-х годах XIX века. Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах формирования и развития психики в процессе онтогенеза (Вильгельм Вундт – основатель первой научной психологической лаборатории). Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов, состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком, мир особых идеальных явлений, самых сложных из всех существующих на Земле. Перечислить этапы формирования психологии как науки. Основоположник научной психологической лаборатории. Дать определение психики. Перечислить и охарактеризовать уровни поведения. Охарактеризовать структуру современной психологии. Методы исследования в психологии. Деятельность. Активность. Структура деятельности. Основные виды деятельности. Потребности. Виды потребностей. Мотив. Виды мотивов. Характеристика сознания. Потребности биологические социальные
духовные материальные познавательные эстетические ( интеллектуальные ) ( нравственные )
Мы живем в социальном бытие, опираясь на биологические потребности, которые приобрели социальный характер. Чисто человеческий характер приобрели д уховные потребности (эстетические – потребности прекрасного; позволяют человеку любоваться красотой бытия мира, самому выразить это красками, музыкой, скульптурой; познавательные – познание всех связей, отношений, которые существуют в окружающем мире ). Потребности являются глубокими внутренними образованиями в человеке. В сознании они отражаются в виде мотивов. Мотив – предмет удовлетворения потребностей, представленный в сознании человека. Мотивы
осознаваемые неосознаваемые · желание влечение · интерес установка · мечта конформизм · убеждение внутригрупповая внушаемость
Влечение – возникает потребность, которая начинает стучаться в сознание, человека что-то беспокоит, но что, он не понимает. Установка – неосознанное предрасположение к совершению определённого вида конкретной деятельности в заданных условиях. Одно и то же действие, или одного и того же человека можно трактовать совершенно противоположным образом. Конформизм – соглашательство (англ.) неосознанное принятие человеком тех суждений или образов действий, которые он наблюдает в окружающей его группе людей, всегда соглашается с окружающими. Это маскировка себя с разладом всей группы. Внутригрупповая внушаемость – неосознанное заражение человеческими эмоциями, которое возникает в больших слабоорганизованных или неорганизованных группах людей. Дать определение мотива. Дать определение сознания. Психология и возраст. Период детства. Отрочество. Юношеский период. Период зрелости. Пожилой возраст. Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами, так и с социальными. Проблемы соотношений биологического и социального в формировании психики: 1. Биогенетический подход (Гальтон – всё в ребёнке заложено от природы). 2. Социологический подход (Ж.Ж.Руссо утверждал, что человек – «tabula rasa», чистая доска). 3. Биосоциальный подход (Л. Выготский - важность наследственных и социальных факторов). Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются многими условиями: · системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни; · отношениями с окружающими; · знаниями и умениями, которыми он овладевает; · метрическим возрастом. Возраст хронологический не всегда равен психологическому. Психологический возраст обуславливается закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеет конкретное историческое происхождение.
Проблемы несовпадения хронологического и психологического возраста не позволяют создать универсальную систему периодизации психического развития. Другие из причин – меняющиеся социальные условия, акселерация. Существуют возрастные периодизации: · Ж. Пиаже – интеллектуальное развитие ребёнка; · Б. Эльконин – ведущий тип деятельности; · З.Фрейд – психосексуальное развитие; · Э. Эриксон – этапы социализации, жизненные кризисы.
Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития: 1. Пренатальный период ( внутриутробное развитие ).
Период начинается с 28-ой недели жизни. Вся кожная поверхность плода готова к приёму тактильной информации. Плод рано способен получать информацию об окружающей среде, изменение положения тела, изменение температуры, вкусовые и обонятельные ощущения. Особенно богата звуковая сфера. Ребёнок слышит звуки из вне, сердцебиение матери, переживает её эмоциональное состояние. Поэтому очень важно постоянно обращаться к ребенку как можно более ласковым и спокойным голосом. Нужно постоянно легонько поглаживать живот, потому что любое прикосновение он тоже чувствует и очень часто на него по-своему реагирует, улыбаясь или хмурясь при этом. Перинатальный период является чрезвычайно важным для развития человека в последующем, так как к концу беременности заканчивается внутриутробное формирование плода, в процессе родов плод подвергается воздействию многих факторов, а в течение первых 7 дней проходит адаптацию к внеутробной жизни.
2. Период детства включает стадии: 0 – 1 года; акт рождения – первый кризис в жизни ребёнка. Ребёнок теряет в весе. Давление на мозг во время движения плода играет роль пускового механизма для запуска многих пусковых центров. У новорождённых хорошо развито обоняние, с первых часов ребёнок способен распознавать звуки разной интенсивности и отличать голос матери, с 4-ого дня проявляет предпочтение человеческому лицу. Пережив кризис, у ребёнка наступает комплекс оживления. По Фрейду – оральная стадия. (Эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия).
Депривация – л ишение или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Виды: 1) сенсорная (ребёнок испытывает сенсорный голод, т.е. не получает достаточного количества раздражителей зрительных, слуховых, осязательных и др., что необходимо, т.к. в процессе поступления и переработки информации происходит упражнение структур мозга и органов чувств). 2) двигательная (развитие движений в детстве формирует ядро личности, я-системы, развивает интеллект; ограничение ведёт к глубокой моторной отсталости, задержке личностного развития. Ребёнок должен получать массаж, плавание, гимнастику). 3) ВТД – эмоциональное общение со взрослыми. Отсутствие губительно для ребёнка, т.к. происходит формирование доверия.
· от 1 до 3-х лет; период развития и функциональной независимости речи. Расширяется словарный запас (до 1,5 тысяч слов), ребёнок экспериментирует с предметами (символическое мышление), но мышлению свойствен эгоцентризм. Происходит формирование самосознания и самооценки. Проявляется интерес к своей внешности. ВТД – предметно-манипулятивная деятельность. Кризис 3-хлетнего возраста «Я САМ». Словом «нельзя» обрубается инициатива – формируется комплекс неполноценности или развитие агрессии. По Фрейду – анальная стадия. Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция - «Сверх - Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость.) · от 3-х до 6-7 лет; ВТД – сюжетно-ролевые игры. Освоение мира человеческих отношений. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Развиваются все познавательные процессы. К 6-7 годам «феномен Пиаже». Подготовка ребенка к школе. По Фрейду - Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Интересуются отличиями. Зарождаются новые черты личности - самонаблюдение, благоразумие и др.
· от 6-7 до 10-11 лет; ВТД – учение. От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Кризис 6-7 лет имеет 2 формы (готовность ребёнка к школе и неготовность), от чего зависит его дальнейшее формирование развитие личности и обучение.От 5 до11 лет по Фрейду – латентный период как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение. Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил. Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия - со взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений. Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживанииявляется основной в этом возрасте. Важно, чтобыкаждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
Отрочество. · Подростковый (пубертатный) периодс 10-11 до 13-14 лет. В медицине с 10 до 20 лет. Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы, по крайней мере, в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток, очевидно, иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст». Переходный возраст включает в себя два ряда процессов:
ü различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой – ребенком); ü существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики; ü социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное – завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т. д.). Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки – все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность – учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно. Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу. Главное психическое образование – идентификация (со сверстниками, со взрослыми с собой). Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются продуктивными для формирования самостоятельной личности. Возникает реакция аффилиации (потребность в общении, эмоциональном контакте). Кризис полового созревания. По Фрейду – Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство – чувство «мы». Деление на «мы» и «они»(взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников. Особую роль в общении со сверстниками, прежде всего противоположного пола, играет «телефонное» общение (13-14 лет). Общение по телефону часто смягчает многие проблемы, обеспечивают подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки – сфера самоконтроля резко сужается – он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.
У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям.
· Ранний юношеский возраст с 13-14 до 16-17 лет. ВТД – интимно-личностное общение. Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. Наряду с потребностью в общении в раннем юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению. Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.
4. Юношеский период с 17 до 23-25 лет. ВТД – труд. Кризис – рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Одна из главных особенностей юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Юношеский возраст считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей. Мы и Они (взрослые) – одна из ведущих тем юношеской рефлексии, основа формирования особой юношеской субкультуры. Актуальна потребность освобождения от контроля и опеки родителей – процессы обособления, стремления обособиться от влияния семьи, освободиться от зависимости. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Поскольку идет интенсивное освоение
5. Зрелость. · Ранняя (23-35 лет). Кризис близких отношений или изоляции свойствен для любого возраста. Кризис 30 лет – кризис смысла жизни. · Средняя (35-45 лет). Кризис 40 лет – генеративность или застой. · Поздняя (45-60 лет). С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, если во временном промежутке жизни 15-23 года наблюдается значительный рост контактов, в основе которых лежала необходимость удовлетворения познавательной потребности, то затем имеет место их заметное уменьшение. Наиболее интенсивный период непосредственного общения приходится на возраст 23-30 лет. После этого возраста круг общения человека уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей. Общение людей зрелого возраста охватывает все аспекты взаимосвязей, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры, постоянно совершенствуются и обогащаются. Общение в зрелом возрасте характеризуется всеми признаками и способами передачи информации, опосредуется совместно выполняемой деятельностью, носит осознанный ролевой характер, порождает все виды межличностных отношений. В результате общения взрослых контакты и межличностные отношения становятся более определенными и устойчивыми, осуществляется объединение (или размежевание) людей, вырабатываются более устойчивые правила и нормы поведения. Именно в зрелом возрасте окончательно складывается профессиональная карьера. Уровень достижения взрослым человеком своего состояния (физического, умственного, творческого, психологического, социального) зависит от особенностей его развития и саморазвития, системы жизненных обстоятельств и отношений с другими людьми и их влияния на личность. 6. Пожилой возраст. От 60 до 75 лет – пожилой возраст. После 75 лет наступление старости. После 85 лет преклонный возраст. Пожилой возраст – один из самых сложных периодов жизненного пути человека. Это период, когда все физиологические, психологические и социальные функции человека увядают, но также, это пора подведения итогов, передача опыта молодому поколению. Психологические особенности людей пожилого возраста базируются на множестве факторов. Прежде всего, это образ жизни и социальная адаптивность. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование. Ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются. Российский ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста. Согласно данной категоризации старость - это постепенное отделение от социума и полная эмоциональная изоляция.
Один из основателей российской психологии Б.Г. Ананьев [2] объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей "умирание" происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, что ведет к "сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности". По сравнению с долгожителями, сохраняющими личность, "некоторые "начинающие" пенсионеры в 60-65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшегося вакуума и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др. Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия. Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии. Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других – самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом. Зрелость и психологический возраст. Выделяют 3 вида: хронологический (паспортный); физический (биологический), психологический. Психологический возраст – показатель душевной молодости, или зрелости, или старости, который у большинства людей отличается от календарного.
Вопросы для самоподготовки: Психические явления. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. 5. Психические образования. Репрезентативные системы. Расстройства восприятия. Нарушения ощущений. Нарушения внимания. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдаёт себе отчёт в том, что он, так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум машины… Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина, вкусовые качества соли и сахара. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия, решать трудные задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы можем вообразить то, что вообще не существует. Человек не только познаёт окружающий мир, но и имеет своё отношение к предметам и явлениям этого мира, переживает при этом определённые чувства. Каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой – спортом; один проявляет способности в области математики, а другой – в области литературы; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой – ленив и высокомерен. Всё это – восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики. Психические явления состоят из четырех блоков, взаимосвязанных между собой: Психические процессы (восприятие, ощущения, внимание, память, воображение, мышление, речь) Психические свойства (темперамент, характер, способности) Психические состояния (эмоции, чувства, воля) Психические образования (знания, умения, навыки) Расстройства внимания. Причины расстройства внимания: · утомление, уровень натренированности; · отравление алкоголем, никотином и др. интоксикациями; · заболевания, влияющие на ЦНС (инфекции, интоксикации, эндокринная система, нарушение обмена веществ); · невнимательность, рассеянность (у детей); · в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания. Память и внимание обеспечивают целостное развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной деятельности. Вопросы для самоподготовки: Дать определение ощущений. Дать определение внимания. Процессы памяти. Нарушения памяти. Воображение, виды. Мышление, виды мышления. Нарушения мышления. Речь Виды речи. Функции и свойства речи. Нарушения речи. Память. Память – процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком его индивидуального опыта.
Классификация основных видов памяти: По характеру психической активности:
двигательная эмоциональная образная словесно- логическая
Двигательная – память на движения и их системы, является основой многих видов деятельности человека. Образная – связана с сохранением в сознании образов представлений, деятельностью органов чувств (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). Словесно-логическая – основа мышления человека (слова, понятия; связи и отношения между ними, выражающиеся в различных звуковых системах). Эмоциональная – опыт прошлых переживаний человека. Память на чувства и переживания. По цели деятельности:
непроизвольная произвольная
Непроизвольная – вид памяти, при котором запечатление информации, происходящей без сознательных целей. Произвольная – вид памяти, при котором запечатление информации происходит в том случае, когда ставится сознательная цель использова
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.133 с.) |