Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чем научный текст отличается от ненаучного?↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Монография Научная статья Научный отчет Рецензия, обзор, реферат Тезисы На основе опубликованных данных решается и основной вопрос новоевропейской науки — вопрос о научной новизне и приоритете, вопрос, который был чужд античному и средневековому ученому. На сегодняшний день считается, что индекс цитирования Хирша (в Веб оф сайнс и Скопус) — самые надежные показатели значимости ученого. В России попытались в 2006 г. создать российский «аналог» — систему РИНЦ. Для обществоведов и гуманитариев это особо важный пункт. Почему? …. Научные журналы возникли в XVII в. как «открытые письма» научному сообществу о сделанных открытиях. Журналы придали процессуальный вид обсуждению вопроса о приоритете — отныне автором стал считаться тот, кто первым напечатал свое сообщение публике. В настоящее время в базе РИНЦ — свыше 37 тыс. журналов, в том числе 7700 — российские. Что бы ни воображали по поводу своей миссии в мировой науке интеллектуалы, их задача заключается в том, чтобы к 300 тысячам статей, публикуемых по социальным и политическим наукам в течение года, прибавить еще несколько своих статей. Многие специалисты, участвующие в производстве знания, вообще не публикуются, другие публикуются, но не цитируются — таких большинство. По ориентировочным оценкам 4/5 публикаций вообще не воспроизводятся в какой-либо форме в последующем литературном потоке и растворяются в нем, казалось бы, бесследно. Однако это не значит, что они не нужны. Каждый специалист немножко надеется, что открывает истину в последней инстанции, но в отличие от дилетанта или любителя строго придерживается правил научного метода. Кроме того, он хорошо сознает, что его работа будет преодолена, и сам стремится пойти дальше уже сформулированных им и его предшественниками выводов. В 1918 г. в своей знаменитой лекции «Наука как призвание и профессия» в Мюнхенском университете М. Вебер сказал: «Каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому она служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые "вопросы", оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто должен служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя "наслаждение" своими художественными качествами или оставаясь средствами обучения научной работе. Но быть превзойденными в научном отношении — не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность». Скажем так: цель научных занятий состоит в добросовестном служении универсальной категории истины и отстранении, — часто требующем не просто незаинтересованности, но мужества, — от ценностей, пристрастий и тому подобных не имеющих значения обстоятельств. Эти обстоятельства воспроизводства научного знания обозначаются как «внешняя экспертиза» — в отличие от «экспертизы внутренней», где имеет значение только знание и ничто иное. Отсюда, в частности, следует, что наука — не работа, а служба, и подготовка публикации — служебный акт, подчиненный своеобразному «воинскому артикулу». Слайд 3 Критерии научности текста: достоверность информации, выверенность текста, основанная на фактах, доказательность, объективность верифицируемость фактов, неангажированность и объективность автора, учет многообразия факторов и мнений, пора на научные методы. Язык науки и его способность выражать сложные ситуации в сжатой форме... есть то, что является главным объектом развития. Н. Винер От научной работы логично ожидать анализа разработки темы и научной дискуссии по теме. Это позволяет автору определить свою роль в изучении проблемы и свое место в спектре ее оценок. Слайд 4 Научное исследование должно обладать такими базовыми характеристиками, как: универсальность (возможность распространить результаты исследования на большое количество объектов); воспроизводимость (возможность повторить исследование и получить тот же результат); контролируемость; измеряемость; системность. Одной из ключевых характеристик научного исследования является интеллектуальная честность автора: он четко определяет, какими правилами руководствуется (методология), как проводит анализ (методы), характеризует источники и литературу во всей доступной ему полноте (с учетом возможностей интернета, доступно очень много). Интеллектуальная честность побуждает автора представлять всю систему фактов и аргументов, а не только то, что соответствует его гипотезе.
Возьмем, к примеру, волнующую и необъятную проблему «Интернет как пространство политических и гражданских коммуникаций». Академическое исследование группы ученых уже ставит более высокую планку: «Публичный дискурс в блогосфере: анализ политики и мобилизации». Например, такие исследования проводил в 2010-2011 гг. Центр Беркмана Гарвардского университета применительно к Рунету. Если гарвардские ученые использовали совокупность количественных и качественных методов, сложные информационные технологии для обработки нескольких миллионов блогов, а ваша база данных составляет два-три десятка, что может быть общего в научности таких изысканий? Гарвардцы исследовали блоги разной направленности, как проправительственные, так и оппозиционные - либеральные, националистические. Девиз науки — терпимость и гуманность, ибо наука чужда фанатизма, преклонения перед авторитетами, а стало быть деспотизма. Л. С Берг Как правило, научно доказуемые данные являются базой для конкретных действий. В случае с Интернетом оценки и выводы могут стать обоснованием для ограничения тех или иных секторов, регламентации со стороны государства, усиления контроля. А могут стимулировать развитие интернет-ресурсов в целях политической мобилизации или гражданского просвещения. Или организовать людей на совместные действия для оказания помощи действительно нуждающимся людям. Или помочь сделать выбор. Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию. Ф. Жолио-Кюри Слайд 5 Проблема научной объективности — одна из самых сложных в науке. В известной степени ученый похож на Мюнхгаузена, вытаскивающего себя за волосы из болота: любой исследователь имеет собственные взгляды, политические ориентации, симпатии и антипатии, абстрагироваться от которых ему не так-то легко. На помощь приходит обращение к источникам и литературе, где выражены другие взгляды и позиции. Они помогают преодолеть односторонность, принять во внимание разнообразие оценок, провести корректировку выводов. Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Леонардо да Винчи Этим ученый отличается от журналиста и публициста, равно, как и политика, для которых важно привлечь внимание к проблеме любой ценой, увлечь читателя, обратить его в свою веру, мобилизовать на конкретные действия. Одна из самых серьезных проблем — это проблема единства научного текста. Если он похож на набор кубиков или груду паззлов, которые никак не соотносятся друг с другом, текст следует отправить в корзину. Объект и предмет сами по себе, цель работы сформулирована параллельно им, а структура работы выстроена причудливым образом, не имеющим отношения ни к тому, ни к другому. Еще хуже обстоит дело с методологией и методами. Из работы в работу со времен пишущей машинки и уж тем более в эпоху интернетовского copy/past переходят формулировки, от которых сводит скулы не одному поколению ученых. Методы индукции и дедукции (очевидно, благодаря Шерлоку Холмсу), общенаучные методы (кто бы объяснил, что это такое, а не просто перечислил), исторический, хронологический, сравнительный, логический — каких только нагромождений не встретишь при обозначении методологии и методов исследования. Странно, что до сих пор никому не пришло в голову включить в число используемых методик и подходов здравый смысл. Вроде того, что писал в своем уме и в трезвой памяти. Хотя, с другой стороны, в этом ворохе пестрых кусков околонаучного текста как раз здравого смысла и не хватает. Современные продвинутые пользователи и аргонавты web.2.0 и web.3.0 оказываются столь же далеки от понимания значимости взаимосвязи между всеми этими компонентами, как и многие представители поколения их бабушек и дедушек. Всем им кажется, что подобную абракадабру придумали нудные преподаватели для того, чтобы запутать их молодые и свежие умы. На самом деле, распутать этот клубок не столь уж и сложно. Надо только понять научную логику и следовать ей. Впрочем, для многих такой совет подобен известному рецепту, как получить мраморную скульптуру: взять кусок мрамора и отсечь от него все лишнее. В какой-то мере так оно и есть. Для того, чтобы определиться с тем, какую скульптуру предполагается извлечь из глыбы, какой материал для этого взять, каким инструментом пользоваться и какую последовательность действий избрать, скульптору может быть достаточно вдохновения, наития, врожденных способностей, таланта. Хотя профессионализм тоже не помешает. Чтобы ответить на аналогичные вопросы применительно к научной статье, надо подготовить синопсис. Слайд 6. Синопсис Само слово переводится обычно как обзор, каталог. В идеале синопсис представляет собой самостоятельный научный текст. Синопсис может быть своего рода презентацией уже написанного текста, но в научном плане, как правило, синопсис представляет собой продуманный и структурированный план исследования. Его неотъемлемые элементы: тема; актуальность (научная и практическая); объект и предмет; цель и задачи; степень изученности проблемы; источниковая база; методология и методы; предполагаемая структура работы. Важный элемент — гипотеза, которую вы предлагаете после изучения более-менее обширного материала и которую надлежит верифицировать (проверить). Ключевой момент — чтобы все эти элементы были взаимосвязаны, взаимозависимы, обеспечивая единство научного текста. Синопсис представляет собой своего рода исследовательскую модель, которую формирует и формулирует автор. Выбор темы — самостоятельная и сложная задача. Бывает, что подходящая формулировка никак не приходит в голову, тогда можно попробовать сначала определить объект и задачи, потом цель и предмет, и тогда вырисовывается адекватная формулировка темы. Адекватная области науки, в рамках которой выполняется исследование; не затертая до дыр предшественниками и сохранившая актуальность; посильная для исследователя. «Тайны мироздания» и «Актуальные проблемы социальных наук» из списка вычеркиваем решительно. В синопсисе все элементы и сюжеты отражены кратко, конспективно, однако, требования к формулировкам не менее строги, чем в полном тексте. Полный текст невозможен без хорошего синопсиса. Синопсис может отразить все достоинства текста после его написания.
Научная актуальность Распространенная ошибка — автор начинает объяснять актуальность тем, что ему лично это интересно. Заинтересованность — это хорошо, но отношения к актуальности не имеет никакой. Второй вариант — рассказывать, что это важно для общества, государства, региона, университета, фирмы, политиков, НКО, молодежи и т.п. Такой вариант может относиться к политической, социальной, культурной значимости темы. Он может стимулировать подготовку практических рекомендаций для заинтересованных лиц или групп или институтов. Научная проблема не тождественна политической проблеме. Речь идет о том, что предлагаемое исследование может внести в развитие конкретной области знания, на какие актуальные вызовы дать ответы, как будет способствовать приращению научного знания. Объект и предмет Объектом научного исследования в социальных и гуманитарных науках может быть все, что связано с жизнью и деятельностью человека. Города и села, окружающая среда, социальные группы и политические движения, мода и музыка, известные своими делами деятели и анонимные толпы могут выступить в качестве объекта научного исследования. Но чтобы исследование стало научным, нужно поставить научную проблему и определить предмет анализа. А вот здесь уже вступает в силу дисциплинарная специфика. Скажем, объектом являются молодежные движения. Тогда историка будут интересовать исторические условия, факторы и особенности формирования и развития таких движений. Психолог сосредоточится на ценностных ориентациях и установках, присущих молодежным движениям. Культуролога заинтересуют молодежные субкультуры как почва для молодежных движений. Политолог подвергнет анализу влияние молодежной политики на движения или взаимодействие молодежных движений с политическими партиями и организациями. Социолог озадачится соотношением молодежных движений с социальными структурами. Возможны варианты. В науке нет строгих демаркационных линий, подобных пограничным барьерам со сторожевыми постами. Выбор предмета фокусирует внимание исследователя на том, что является приоритетным для его дисциплины. Он определяет иерархию целей. В обозначенной молодежной проблематике все перечисленные сюжеты могут быть в той или иной степени выбраны исследователем и так или иначе охвачены содержанием работы. Следует учитывать, что в современной науке общепризнанным является междисциплинарный подход, когда одна область науки заимствует не только методы, но и концепты других. Так, методы экспертного опроса и фокус-групп широко используют не только социологи, но и политологи, психологи, специалисты в сфере ГМУ и молодежной политики и др. Институционализм в неоинституциональной версии разветвился на исторический, социологический, экономический. Многие авторитетные ученые, такие, как Т.Парсонс, Р.Дарендорф, Э.Гидденс, считаются своими в разных областях знания. Междисциплинарность стала неотъемлемой характеристикой состояния науки. И все же предмет исследования имеет значение. С содержательной точки зрения определение предмета очерчивает то поле, в рамках которого намерен работать исследователь. Когда поле очерчено, то можно выдвигать цели и ставить задачи.
Цель и задачи Сугубо формальное правило: цель шире задач, а задачи в своей совокупности сформулированы так, что их решение позволяет достичь цели. Важный момент: цель должна быть достижима и постижима (вспомним простейшие правила Умберто Эко: тема должна соответствовать склонностям конкретного студента; основные тексты должны быть достижимы; основные тексты должны быть постижимы; избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента). Бессмысленно ставить в качестве цели научной работы, например, постижение смысла жизни или определение тайных побуждений политических лидеров. Эти цели недостижимы. Но можно нацелиться на характеристику определения смысла жизни мыслителями разных эпох и на то, как позиционируют политические деятели свои замыслы и действия. Простая проверка на наличие научной логики: как соотносится постановка целей и задач с объектом и, в особенности, с предметом. Если в работе предмет определен как специфика взаимодействия российских молодежных движений с политическими партиями, а в качестве цели обозначена характеристика тенденций развития молодежных движений в современном мире, то нарушение логики очевидно. Это ровно то, что получило в народе название: «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Работа над единым научным текстом, разработка синопсиса может уточнить то, что сам автор не слишком хорошо понимал. Например, автор характеризует актуальные в современном мире националистические партии и движения, при этом его интересуют, прежде всего, конкретные люди и их действия, соответствие заявленных ими целей и лозунгов характеру деятельности, но он продолжает считать, что цель его работы — характеристика типов и разновидностей национализма. Подготовка синопсиса, анализ источников и литературы, соотнесение целей и задач с используемым эмпирическим материалом помогут ему понять, что его объектом является не национализм как теоретический и идеологический конструкт, а националистические партии и движения как акторы исторического и политического процесса.
Источниковая база Проблема достижимости цели и задач напрямую связана с характером источниковой базы. Теперь не обязательно ехать в архивы и перелистывать пыльные страницы фолиантов, поскольку многие из них отсканированы и выложены в электронные библиотеки. Тем важнее правильно оформленные ссылки и сноски. И все же ограничений множество. Как и возможностей. Надо правильно ими воспользоваться и соотнести возможности доступа к тем или иным источникам и поставленные цели и задачи. Слайд 7 Два ключевых момента: Слайд 8. Методология означает систему определенных правил и процедур, на которых основывается исследование. В процессе развития социальных и гуманитарных наук наработано множество теоретических подходов, оснований научного анализа человека и общества, исторических и политических процессов и институтов. Они не просто разные, но нередко диаметрально противоположные. Гуманистический или техницистский подход? В одном человек рассматривается как субъект, а в другом - как объект воздействия. Институциональный или социокультурный? Первый предполагает характеристику институтов, при котором субъективные факторы остаются за скобками, а второй рассматривает институты в качестве контекста. Что выбрать? Каждый из подходов имеет свои достоинства и свои ограничения. История науки - это история становления, развития, трансформации, нередко - борьбы подходов. Так, теории модернизации, получившие популярность в 1960-1970-е годы, имели очевидную западноцентричность. Модернизация рассматривалась в их рамках как процесс копирования и экспорта западных демократических институтов и практик незападны.ми странами. Как симметричный ответ были сформулированы теории зависимости, согласно которым развитые страны живут за счет третьего мира, консервируют там самые архаичные черты и стремятся сохранить его зависимость от западного мира. Они, по сути, имели ту же односторонность, как и теории модернизации, только с другими нормативными оценками. В современной науке используются понятия «жесткого» и «мягкого» методологического подходов, когда под первым понимается эссенциализм, убежденность в существовании социальных реалий, в то время, как под вторым - варианты к онструктивизма, оценивающие большинство социальных понятий как конструкты. В таком случае большое значение придается интерпретативным методам. Так, при анализе идентичности и различных ее измерений преобладающим подходом является конструктивистский: идентичности рассматриваются как социальные конструкты, формируемые конкретными акторами в определенных целях и контекстах. Более того, например, если вы будете настаивать на эссенциалистском подходе в отношении тендерной идентичности, т.е. на объективной обусловленности и реальности принадлежности к мужскому или женскому полу, то с точки зрения гендеристского подхода, получите обвинения в шовинизме и гетеронормативности. В гендеристике доминирует представление, что идентичность, особенно гендерная, исторически, социально и культурно обусловлена и сугубо ситуативна не только в социуме, но и в жизни конкретного индивида. А исследователи региональной идентичности глубоко убеждены в эссенциалистском ее характере, считая, что место проживания определяет идентичность значительно сильнее, нежели какие бы то ни было акторы с их стратегиями и сценариями. Южанин отличается от северянина, островитянин от жителя гор повсеместно и воспринимают они друг друга нередко как иностранцев. Некоторые исследователи предлагают компромисс в виде двухуровневой модели региональной идентичности, в которой один уровень - культурный (эссенциалистский), а другой - стратегический (конструктивистский). Вот и подумайте, как писать о собственной идентичности в контексте своего региона: голая эмпирика без методологических одежд будет выглядеть очень бедной. Еще одна линия методологического раскола лежит между сторонниками нормативного подхода и энтузиастами дескриптивного. В значительной мере он обусловлен факторами вненаучного, а точнее политического характера, но проявляется в сфере методологической, или даже в области политической теории. Как уже говорилось, теории модернизации были преимущественно западноцентричными, они рассматривали процесс перехода общества от традиционного к современному как копирование незападными странами западного опыта, который считался универсальным. В нормативной политической теории сложились представления о сущности политических феноменов, таких, как власть, государство, гражданское общество, демократия, и наборе характеристик этих феноменов. Соответственно, анализ других, незападных обществ осуществлялся (нередко и сейчас) как своего рода инвентаризация: есть ли там то, что описано в нормативной теории. Чаще всего выяснялось, что нет. Инвентаризация через «нет» рассматривала иные варианты как девиантные. Поиск методологических подходов привел к формированию новых концептов, например, «демократий с прилагательными», которые, в свою очередь, вызывают резкую критику нормативистов как попытка реабилитировать отклонения от демократической нормы. Как правило, исследователь социальных феноменов стоит перед проблемой ценностного выбора. Однако нормативный подход в ряде случаев оказывается не слишком продуктивным. В социальных науках постсоветских стран это ранее всего поняли элитологи: если в посткоммунистических странах нет объекта (элиты), соответствующего критериям нормативной теории, то кто тогда осуществляет управление государством и обществом? В таком случае для исследователей продуктивней дескриптивный подход: описывать все, как есть, не пытаясь подвести под идеал-типическую норму. Очевидно, что выбрать можно только один из этих подходов. Совместить их нельзя. Методология является и средством научной коммуникации, поскольку позволяет ученым делиться опытом, развивать исследовательский инструментарий, научную логику. Важно понимать специфику методологических подходов, различия между ними и делать правильный выбор. А выбор обусловлен предметом, целями и задачами. Если в работе ставится цель дать оценку политического режима в конкретной стране в определенный период, то психоаналитический подход однозначно не подойдет. В тексте о националистических организациях теории национализма окажутся на втором плане по сравнению с акторным подходом, а исследователю молодежного движения придется выбирать между социокультурным, политико-управленческим, структурно-функциональным подходами в зависимости от предмета и цели. Методологию и методику исследования часто называют исследовательским инструментарием. Для простоты восприятия можно сравнить его с инструментом. Если вам нужно выкопать яму, то вы возьмете лопату, а не грабли. Если же нужно собрать траву, то лопатой это сделать затруднительно, а граблями сподручно. Или в использовании насадок при приготовлении еды: для взбивания сливок режущие ножи в блендере бесполезны, а вот венчик даст хороший результат, Так и научный инструментарий: правильно подобранный и соотносимый с предметом, целью и задачами он работает исправно и плодотворно. Еще одна загвоздка заключается в том, что подчас в тексте представлены хорошие и добротные разделы с обзором методологии, но при анализе эмпирического материала о них напрочь забывают. Получается, как в неаппетитном анекдоте: мухи отдельно, котлеты отдельно. Между тем, теоретический и эмпирический материал должны быть неразрывно связаны: теории служат рамками (фреймом), которыми вы руководствуетесь при анализе данных, а эмпирический материал, в свою очередь, позволяет уточнить и проверить применимость данной методологии. И может быть все так хорошо, если выбрать подходящую методологию и верифицировать ее при анализе эмпирического материала. Даже если вдруг обнаружится, что в чистом виде методология недостаточна, что ее необходимо сочетать с другими подходами, то само по себе такой вывод и рекомендации могут быть признаны значимым научным достижением. Так, исследования Интернет-пространства как пространства социального и политического взаимодействия социологами и политологами первоначально проводились преимущественно на основе концептов информационного общества. Этого оказалось недостаточно и понадобилось привлечь сетевой подход в плане социальных сетей. Но и этого стало мало. Тогда появились концепты электронного правительства и электронной демократии. Обнаружилось, что Интернет сам состоит из множества разных сегментов, которые, скорее, находятся в разных отношениях с властными иерархиями. Кроме того, люди, даже воспитанные социальными сетями, никогда не живут только в них. А за пределами сетей необходимо постоянное и даже рутинное взаимодействие с властными иерархиями и иными моделями взаимодействия в семье, на работе, учебе и т.д. Разумеется, люди каким-то относительно естественным для себя образом умеют соединять все это в пространстве не только личной, но и групповой и общественной жизни. Соответственно, необходимо научиться исследовать и понимать - каким образом происходит взаимопроникновение и взаимовлияние многообразия моделей взаимодействия, имеющих как он-лайн и офф-лайн происхождение в разных сферах, в том числе в сфере публичной и политической активности, жизни современного общества. А значит, разрабатывать методологию и методику анализа.
Методы. Методики В любом словаре вы найдете определение методов как основного способа сбора, обработки и анализа данных. Например, количественные или качественные? Какие предпочтительней? Все опять же зависит от предмета, целей и задач и связано с методологией. Институционалисты и неоинституционалисты ратуют за приоритет количественных методов или, по крайней мере, за обязательное их использование при анализе исторических и политических процессов. Широкая база данных, компьютерные технологии, сложные формулы дают, на их взгляд, определенную гарантию подлинно научного характера исследования, поскольку позволяют верифицировать результаты. С точки зрения других методологических школ, в большинстве случаев увлечение количественными методами и технологическими изысками не дает значимых научных результатов. После два-дцатистраничного описания технологии исследования и архитектуры формул может следовать вывод, представляющийся в высшей степени тривиальным. Например, в аналитической статье о типах политических лидеров и взаимоотношениях с последователями коллектив американских авторов делает резюме, что не все политики руководствуются интересами избирателей в своей практической деятельности. Тоже мне, бином Ньютона, - воскликнет любой здравомыслящий человек. Многое определяет источниковая база. Если это массив данных, то использование количественных методов совершенно необходимо. Слайд 9 Изученность проблемы. Характеристика литературы Слайд 10 Слайд 11. Другие авторы представляют модель в виде цепочки: выбор теории, сбор данных, анализ данных, обобщение, проверка гипотезы. Слайд 12. Но можно наглядно всего представить единство научного текста в виде детской пирамидки, на конус которой нанизаны колечки разного цвета и ширины. Научная проблема представляет собой тот самый конус. Объект, предмет, цели, задачи, методология, методы нанизываются на этот конус, составляя целостную и логически выстроенную конструкцию. Собрать пирамидку — тест на сообразительность и терпеливость малыша. Для представления единого и стройного научного текста тоже нужны и сообразительность, и терпение. Требуется постоянное сопоставление предмета, цели и задач, методов и методологии, соответствие источниковой базы поставленной научной проблеме, выверен-ность структуры работы в соотнесении ее с намеченными задачами, верификация избранной методологии в отношении используемого эмпирического материала. Зато когда все это логически выстроено, то проблем с защитой не возникнет, рецензенты отметят системность мышления, квалификация будет признана соответствующей требованиям. И будет вам счастье, как бывает счастлив ребенок, впервые собравший казавшуюся трудной пирамидку. Наука, как и добродетель, сама себе награда. Чарлз Кингсли Слайд 13 Алгоритм написания статьи Статья начинается с заглавия. Сформулировать заглавие не так просто, как кажется на первый взгляд. Самая распространенная ошибка здесь — неадекватное представление содержания научного материала в заглавии. Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет исследования, который должен отчетливо отделяться от объекта исследования. Предмет исследования — это совокупность существенных признаков (или переменных), которые изучались авторами сообщения. Вопрос об объекте — это вопрос о том, кому эти признаки принадлежат, кто исследовался. Если в заглавии статьи раскрывается не предмет, а объект изучения, оно является неадекватным. Иначе говоря, предмет — это изучаемые параметры, а объект — это изучаемое явление в целом. В заглавии принято указывать, во-первых, предмет, во-вторых, объект исследования. Смысловую арматуру заглавия образуют ключевые слова — именно они помогут коллегам распознать статью среди тысяч других. Заглавие не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, перегруженным ключевыми словами. Типичные ошибки: «К вопросу о …» «Проблемы ….» Одна из распространенных ошибок при формулировании заглавий — использование «публицизмов». Публицизмы — это красивые слова и словосочетания, рассчитанные на восприятие профессионально неподготовленным читателем — профаном. Как правило, публицизмы несут выраженную метафорическую нагрузку. В этом не было бы ничего плохого, если бы подобного рода термины в заглавии были релевантны предмету, т. е. давали возможность распознать тему публикации. Чаще всего публицизмы не информативны. Это не относится к статьям, выполненным в духе эзотерического эссе, которые нельзя озаглавить иначе, чем «Взгляд и Нечто». Заглавия «Слагаемые успеха», «Если заглянуть глубже», «Творя и познавая», «Руками коллектива» пригодны на все случаи жизни. Однако в некоторых случаях публицизмы допускаются и, более того, оправданы. Пример: «Почему Россия — «несвободная страна, Или о том, как нас посчитали»». Что прочтет в названии непрофессионал? Что прочтет специалист в области индексов и политических режимов? В обществоведческих журналах часто встречаются публицистические «орнаменты» заглавий. К ним относятся, например, выражения «Мифы и реальность», «Опыт и проблемы», «Опыт анализа…». Позитивная функция «орнаментов» состоит в том, что заглавие приобретает стилистическую завершенность, а отрицательная — в создании помех при предметизации и систематизации статьи. Если ученый провел массовое обследование, но затрудняется в определении того, что он хотел узнать, может оказаться полезным словосочетание «Социальный портрет…». К сожалению, прочитав такое заглавие, невозможно установить, о чем идет речь в публикации. Образцовые с точки зрения информативности заглавия включают набор дескрипторов первого уровня. Например: «Правила, ресурсы и процессы легитимации: некоторые вопросы политического конфликта, порядка и изменения»; «Знание, доминирование и уголовное наказание»; «Легализация социальных клик»; «Сыновья, дочери и межпоколенческая поддержка на Тайване». Все приведенные заглавия обладают высокой степенью коммуникативности с точки зрения доступа к пользователю через предметные индексы информационно-поисковых систем, хотя и не являются привлекательными для слуха. Слайд 14. В научных журналах используются ключевые слова — обычно 5–7. Расширением заглавия являются аннотации, содержащие уже не пять—семь дескрипторов, а около 100–200 слов, подробно описывающих предмет исследования. Естественно, что возможности точного распознавания тематического адреса публикации увеличиваются во много раз, не говоря уже о том, что чтение аннотации позволяет компетентному исследователю уяснить основную идею работы за несколько минут. ПРИМЕР: Слайд 15 После того как сформулировано заглавие, остается лишь написать статью. Композиция научной статьи обычно включает семь разделов. Во-первых, необходимо дать краткий историографический очерк изучаемого вопроса, сославшись на авторитеты в данной области, и обрисовать нынешнее состояние его разработки. Здесь целесообразно указать на противоречия в теории и различные версии интерпретации данных. Во-вторых, в статье формулируются гипотезы, которые, как ожидается, опровергнут определенные теоретические версии. В-третьих, описывается инструментарий, с помощью которого будут проверяться гипотезы (методология, концепции, методы). Особое значение в этом разделе имеет анализ концептуальных переменных — их соответствие измерительным операциям, релевантность, надежность, устойчивость, валидность. В-четвертых, дается описание объекта исследования с акцентом на интересующих исследователя компонентов. В-пятых, представляются полученные результаты и производится обсуждение данных, включая различные версии их интерпретации. В-шестых, формулируются итоговые выводы. В-седьмых, оформляется вспомогательный аппарат публикации. Слайд 16 Кроме аналитических статей, излагающих результаты исследования, ученым часто приходится писать обзоры, рефераты, рецензии. Казалось бы, это второстепенная работа, непосредственно не связанная с передовыми рубежами науки. Однако именно рецензирование и реферирование обеспечивают признание научных результатов в качестве значимых в профессиональном сообществе. Структура рецензии не менее сложна, чем структура аналитической статьи. Во-первых, изложению существа вопроса предпосылается краткая справка об авторах рецензируемой книги, их предыдущих работах, принадлежности к определенному научному направлению или школе. Во-вторых, рассматривается история проблемы: кто, где, когда разработал теорию и методы исследования данной области; какие идеи получили экспериментальное подтверждение, а какие были опровергнуты; в чем заключаются принципиальные расхождения между современными исследовательскими подходами к теме. В-третьих, рецензент должен изложить основные положения и выводы работы и, если возможно, вывести формулу ее научной новизны. Для бол
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.021 с.) |