Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Типичные ошибки и погрешности в мотивации и стимулировании персоналаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Конспект лекции по дисциплине Б1.В.ОД.3 МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (наименование дисциплины)
Лекция 7. Типичные ошибки и погрешности в мотивации и стимулировании персонала Актуальность темы Знание правил мотивирования сотрудников необходимо в работе менеджера. Однако эти знания не предохраняют от неловких и деструктивных действий, к которым часто по разным причинам прибегает руководство различных организаций. В результате персонал становится демотивированным к продуктивной деятельности, а коллектив оказывается на грани распада. Поэтому совершенно необходимо знать наиболее типичные ошибки при мотивировании персонала. Термин «Демотивация персонала» применяется в двух значениях. 1. Демотивация – это комплексная система наказания сотрудников за совершенные проступки во время работы или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей. 2. Демотивация – действия и меры, в результате применения которых у персонала исчезает мотивация к эффективному труду и к продолжению работы на данном рабочем месте. Демотивация – расхолаживание, отстраненность, внутренний саботаж, ежедневная тайная итальянская забастовка, наличие без присутствия, изображение без содержания, самосовершенствующееся корпоративное ИБД (Имитация Бурной Деятельности). Демотивация – потеря интереса к деятельности, угасание произвольного внимания и концентрации на задаче, потеря желания действовать. Демотивацию можно описать как апатию, нежелание улучшать деятельность, равнодушие к результатам работы. Наиболее распространенные действия, влияющие на развитие демотивации Агрессивный стиль руководства, деструктивная критика действий сотрудника, игнорирование его идей и инициатив, недоверие к сотруднику как к специалисту, ущемление прав и несправедливость по отношению к сотруднику. Внутренние причины демотивации Установка на избегание неудач Люди, у которых преобладает избегание, как правило, ориентированы на поиск ошибок и/или негатива, они нацелены на избегание рисков. Формулировка избегания – «для того, чтобы не». Примеры: Я работаю, чтобы не жить не хуже остальных. Надо не высовываться, чтобы не поручили лишнего.
Стратегия на избегание не позволяет человеку найти в себе ресурсы для инициативы, для активной коммуникации внутри организации. Установка на результат Людей, в большей степени ориентированных на результат, мотивирует высокая планка целей. Люди результата имеют одно НО. Добившись поставленных на входе целей, они начинают скучать и тухнуть. Зачастую ставить себе новые цели им не так интересно, как принимать озвученный внешний вызов. Им нужен внешний, значимый человек, который поставит новую планку. А очень часто в компании никто не озадачен данным вопросом. Установка на выстроенные процедуры и пассивность Некоторые сотрудники предпочитают использовать типовой путь или способ решения рабочей задачи. При этом готовность активно влиять на происходящее у них низкая. Человек, сталкиваясь с трудностью, старается принять эту сложность и научиться жить с ней, а не менять сложившиеся обстоятельства. Данная стратегия мешает человеку принять на себя ответственность за происходящее в компании и занять активную позицию.
ДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ, ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ СОТРУДНИКОВ Недостижимые бонусы Создание системы стимулирования с завышенными требованиями может демотивировать персонал. Если руководство пытается навязать сотрудникам обязательства, за которые они не готовы нести ответственность, желаемый результат все равно не будет достигнут.
Мотивирование страхом Страх – очень плохой мотиватор. Никто не хочет идти на работу как на казнь, постоянно испытывая страх. От такой работы сотрудник постарается избавиться при первой возможности. Страх потерять действует лишь до тех пор, пока человек не почувствовал, что терять ему нечего. Попытки внушить персоналу долговременный страх могут очень дорого обойтись компании.
Злопамятность Часто возникают ситуации, когда нарушение фиксируется и постепенно формируется «досье» сотрудника (хотя бы и только в голове руководителя), в котором собирается многолетний негатив.
Чисто психологически плохое всегда регистрируется охотнее, чем хорошее. Сотруднику часто напоминают о его ошибках и погрешностях, которые совершены давно, иногда много лет назад, чтобы подчеркнуть великодушие руководства, которое этого сотрудника «терпит». В результате и сам сотрудник будет постоянно помнить давние обиды и ждать случая уйти.
Истерика сверху донизу Руководитель среднего звена, получив «накачку» от вышестоящего начальства, не может высказывать при этом начальстве своих негативных эмоций, а «копит» их в себе. Зато потом, обращаясь к собственным подчиненным, он выплескивает эти эмоции на них. Таким образом, вместо мотивирования персонала он лишь заражает персонал собственной истерикой. Такой эффект бывает в том случае, когда управление воспринимается как среда для проявления садомазохистских отношений.
Необдуманные новации Всё, что внедряется, изменяется, делается без должной подготовки, анализа ситуации в компании, анализа функции, апробации и оценки последствий не сиюминутных, а отложенных во времени. Компания внедряет нечто модное, дающее результаты мгновенно, а то и вообще панацею от всех HR проблем (такие тоже продаются некоторыми консультантами), и часто компании становится еще хуже «от опечатки». Когда в организации постоянно происходит «перестройка ради перестройки», это становится бедствием для персонала.
Частая смена «правил игры» Показатели премирования пересматриваются чуть ли не каждый месяц, иногда уже в середине, а то и в конце отчетного периода. Постоянно меняются формы отчетности, по которым происходит премирование, и вводятся новые правила их ведения. Не удивительно, что в этой ситуации персонал не проявляет особого рвения.
«Докажи, что не верблюд» Сотрудник, чтобы доказать свое право на получение бонуса, должен составлять громоздкие отчеты, составление которых по трудоемкости сравнимо с самой дополнительной работой, за которую предлагается бонус. В этом случае велика вероятность того, что сотрудник махнет рукой и на бонус, и на отчеты.
«После дождичка в четверг» Бонус, который полагается сотруднику, выплачивается с большой задержкой – в конце финансового года, а то и в следующем году, причем сроки выплаты этого бонуса многократно переносятся. Такой бонус не стимулирует сотрудника, потому что расценивается им как чистое издевательство.
План – одно, жизнь – другое Формально сотрудник действует, исходя из составленного и утвержденного плана. Фактически, из-за плохой организации труда, он вынужден выполнять массу всевозможных поручений, никак не отраженных в плане. В результате план либо выполняется чисто формально, либо не выполняется вовсе, а сотрудник проникается убеждением, что он работает даром.
Работа «для проверки» Усилия сотрудников сосредоточены в основном на том, чтобы избежать неприятностей при всевозможных проверках, призванных повысить «качество работы». В результате постоянная «борьба за качество работы» не оставляет ни сил, ни времени, ни других ресурсов для самой работы.
Такое положение характерно для т.н. аддиктивных организаций, то есть организаций, построенных на отношениях зависимости.
Аддиктивная организация «В деятельности аддиктивных организаций присутствуют элементы контроля и большого недоверия к людям, которые в ней работают. Например, фирма, не доверяющая самостоятельности своих членов, строит свою деятельность на постоянных проверках разных уровней их работы. Осуществляемый контроль основывается на учете формальных показателей (последние, однако, не всегда включают наиболее важные для производственного процесса и его развития компоненты). Внимание проверяющих фиксируется на выполнении «пунктов» плана или программы с учетом лишь количественных показателей деятельности. Эти проверки становятся самоцелью организации. Они отвлекают членов организации от работы; к тем, кто их осуществляет, появляется враждебное отношение, создаются условия для возникновения конфликтов и напряжения. Все эти явления снижают продуктивность работы организации» (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева)
Любимчики и «стукачи» Нередко руководители, считая, что им необходим постоянный контроль за тем, что происходит в коллективе, прибегают к услугам «стукачей». «Стукач», пользуясь особой близостью к руководителю, получает права «любимчика». Коллектив об этом узнает очень быстро, «любимчика» ненавидят и презирают, а руководитель теряет остатки авторитета, даже если обладал им раньше.
«Кругом враги» Руководитель постоянно опасается интриг и подсиживаний со стороны подчиненных, и всем своим поведением дает это понять. В этом случае он получит и то, и другое. Одержимый манией преследования руководитель мотивирует подчиненных не к продуктивному труду, а к стремлению избавиться от него самого.
«Ошибка с умыслом» Если подчиненный совершает ошибку (а не ошибается только тот, кто не работает), то от этой ошибки у его непосредственного начальника могут возникнуть неприятности. Поэтому любая ошибка подчиненного рассматривается как умышленное действие, как результат специально организованного заговора с целью опорочить собственное начальство. Это высказывается подчиненному в глаза, причем часто это делается публично.
Оценка личности Если подчиненный совершил ошибку, то начальник, делая ему по этому поводу «разнос», оценивает не действия сотрудника, а его личность.
Иными словами, делается публичный вывод, что подчиненный – недобросовестный, неумный человек, ни на что не способный работник.
Проекция Начальник, делая «разнос» подчиненному, судит о его поступках по себе. Тем самым он приписывает подчиненному собственные грехи и недостатки. Подчиненный же не только заметит это сам, но и не преминет поделиться эти открытием со своими сослуживцами и коллегами. После этого о каком-либо личном авторитете руководителя уже не приходится говорить.
Лишение свободного времени Руководство считает, что у сотрудника просто не должно быть времени на любые мысли, кроме как о работе. Приветствуется неоплачиваемая сверхурочная работа и работа в выходные. Создание в компании атмосферы нетерпимости к тем, кто уходит вовремя (значит, они не сильно загружены или делаю всё поверхностно). «Пусть просто сидят, изображают работу, но не нервируют остальных». Проведение корпоративного обучения в выходные дни. «Как еще превратить ваших сотрудников в «команду» кроме как, заставляя их проводить по 12-16 часов в день и по 6-7 дней в неделю. Других способов этого не придумано. Не верьте всякой глупости, что можно по-другому. Да, еще не забудьте вычитать деньги за обучение или за то, что во время обучения сотрудник выпил и съел». «Сделайте слово "отпуск" ругательным, для ухода в отпуск ставьте условия с вызовом (не получается с первого раза, пересмотрите мультфильм "Золушка"). Отправляйте в отпуск не более чем на 3-4 дня. Кстати, именно после отпуска у сотрудника появляются разные глупые мысли об уходе из компании или об увеличении вознаграждения. Так что, чем меньше отпуск, тем в большей безопасности компания. Но если не отпустить в отпуск не удалось, давайте сотруднику домашнее задание, пусть продолжает участвовать в совещаниях, пускай будет в постоянном доступе. Не ваши проблемы как он это обеспечит – должен, и всё. За время нахождения в отпуске не платите вовсе или платите символически (он же отдыхает, а не работает)».
Требование максимального участия от сотрудников во всевозможных конкурсах Участие в конкурсах происходит под страхом штрафов, а то и увольнения из компании, если уж очень часто игнорируют конкурсы. Конкурсы проводятся ради конкурсов, для отчетности, а не для сотрудников или для какой-то реальной пользы.
Эффект домино В случае, если сотрудник, на которого возложена львиная доля обязанностей в организации, не выдерживает этого и увольняется, то эти обязанности перекладываются на следующего (по степени продуктивности) сотрудника. Тогда увольняется и он. Те же обязанности возлагаются на плечи третьего сотрудника, и он тоже увольняется. Таким образом, через короткое время разбегается весь коллектив.
Отсутствие начальника Если временное отсутствие руководителя на рабочем месте (в командировке, на конференции и т.п.) приводит к тому, что производительность труда возрастает, это говорит о том, что руководитель не соответствует своей должности. Если в отсутствие руководителя производительность труда резко падает – это говорит о том же.
Тотальный контроль Склонность к тотальному контролю — весьма распространенная среди управленцев болезнь. Она заразна, несмотря на очевидную объективную невозможности контролировать все и всех. Кроме бессмысленной потери времени руководителем, тотальный контроль порождает такие явления, как постоянный страх, чувство вины и раздражение. Это ни в коей степени не способствует качественной работе. Если вы хотите, чтобы все свои силы ваши сотрудники направляли на то, чтобы скрыть свои ошибки, а не на то, чтобы их исправить, используйте тотальный контроль. Если вы хотите разорить своего конкурента и внести раздор в его коллектив, сделайте так, чтобы он стал использовать тотальный контроль.
Авральный режим работы Руководитель постоянно отдает распоряжения типа: «Все бросай и немедленно делай то-то. Это срочно!». Не дав работнику завершить начатое, руководитель дает новое «сверхсрочное» задание, и так до бесконечности. В результате в организации «все завалено брошенными проектами», а реальных достижений нет. Работа выполняется быстро, но плохо, «на скорую руку и на долгую муку»; с неизбежностью возникают и конфликтные ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Дополнительная литература 1. Васильева, М. Г. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций // Управление персоналом. - 2009. - №10.- С. 54-56. 2. Захаров, Н. Мотивационные ресурсы управления 3. Лобаскова, Н. Мотивация труда работников промышленных предприятий: рациональные пути // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №5.- С. 105-111. 4. Маусов, Н. Мотивация персонала и результативность труда 5. Ревенков, А. Мотивация трудовой деятельности
Составитель ________________________ Д.А. Севостьянов (подпись) «____»__________________2015 г.
Конспект лекции по дисциплине Б1.В.ОД.3 МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (наименование дисциплины)
Лекция 7. Типичные ошибки и погрешности в мотивации и стимулировании персонала Актуальность темы Знание правил мотивирования сотрудников необходимо в работе менеджера. Однако эти знания не предохраняют от неловких и деструктивных действий, к которым часто по разным причинам прибегает руководство различных организаций. В результате персонал становится демотивированным к продуктивной деятельности, а коллектив оказывается на грани распада. Поэтому совершенно необходимо знать наиболее типичные ошибки при мотивировании персонала. Термин «Демотивация персонала» применяется в двух значениях. 1. Демотивация – это комплексная система наказания сотрудников за совершенные проступки во время работы или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей. 2. Демотивация – действия и меры, в результате применения которых у персонала исчезает мотивация к эффективному труду и к продолжению работы на данном рабочем месте. Демотивация – расхолаживание, отстраненность, внутренний саботаж, ежедневная тайная итальянская забастовка, наличие без присутствия, изображение без содержания, самосовершенствующееся корпоративное ИБД (Имитация Бурной Деятельности). Демотивация – потеря интереса к деятельности, угасание произвольного внимания и концентрации на задаче, потеря желания действовать. Демотивацию можно описать как апатию, нежелание улучшать деятельность, равнодушие к результатам работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.085 с.) |