Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общественно-историческая школа
Группирует вокруг себя преимущественно философов и историков, причем разных направлений: и идеалистического, и материалистического. Эта школа уходит своими корнями к Канту, Гегелю, Гумбольдту. Видными ее представителями в Западной Европе были немецкий философ и историк культуры Освальд Шпен-глер, английский философ и социолог Герберт Спенсер, английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби, а в России — Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев.
Данилевский Николай Яковлевич (1822— 1885), публицист, социолог и естествоиспытатель, автор оригинальной концепции человеческой культуры. Культурологические идеи Данилевского формировались под воздействием естественных наук, а также при знакомстве с многообразием культур различных народов, с которыми в XIX в. столкнулись европейцы. В 1869 г. он изложил свою концепцию в книге «Россия и Европа». Данилевский — один из многих русских умов, предвос-
хитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. Его взгляды на культуру, в частности, созвучны концепциям Шпенглера и Тойнби и опережают их на несколько десятков лет.
В основе концепции Данилевского лежит идея о смене в ходе истории различных культурно-исторических типов, которые основываются на религии, государственной власти, экономике и духовной культуре. Для Данилевского понятия «культурно-исторические» или «локально-исторические» типы и «цивилизации» практически тождественны. Данилевский перенес понятие биологии и ее принципы на историю. Как и биологические виды, культурно-исторические типы проходят стадии возмужания, дряхления и гибели. Подобно живому организму они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, не могут консолидироваться между собой, т. к. у них нет общей системы ценностей, хотя они и могут подвергаться определенным культурным влияниям. То есть Данилевский отрицает существование единой общечеловеческой культуры. Каждый тип проходит путь от подготовительного, «этнографического» состояния, длящегося около 1000 лет, через государственность (примерно 400 лет) до цивилизованного уровня — 50— 100 лет, когда происходит расцвет всех творческих возможностей. Завершается цикл длительным периодом упадка или разложения. С точки зрения автора, в истории человечества можно выделить всего десять таких культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, или древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, германо-романский. Не успели завершить свое развитие два американских типа: мексиканский и перуанский. Десять названных типов завершили свой жизненный путь. Одной из позднейших стала европейская романо-германская культурная общность, которая клонится к упадку. Качественно новым, перспективным типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе. Данилевский полагал, что русский народ несет мессианскую идею возрождения культуры. Славянский культурно-исторический тип находит-

ся в стадии развития и придет на смену умирающей западноевропейской цивилизации.
Герберт Спенсер (1820— 1903), представитель классической социологической школы XIX в., является создателем так называемой «органической теории общества». Эта теория уподобляет общество биологическому организму (о чем говорил и Данилевский). Неотъемлемым признаком развития европейских государств он считал прогресс. Принадлежит к оптимистическому направлению в культурологии. С точки зрения Спенсера, общество развивается под влиянием чувств, которыми руководствуются люди в своей жизни. Если общество в целом служит на благо составляющим его индивидам, обеспечивает им свободу участия в социальных действиях, то такому обществу обеспечено прогрессивное развитие. Это явилось основой для формирования концепции Шпенглера, хотя он видел в прогрессе европейского общества путь к закату его культуры. Г. Спенсер является одним из основоположников функционалистской концепции в рамках общественно-исторической школы.
Освальд Шпенглер (1880— 1936) — автор сенсационного труда «Закат Европы» (1918, 1921 — 1923) — рассматривает культуру как спаянный организм, имеющий внутреннее единство и обособленный от других подобных ему организмов — культур. Из чередования отдельных культур и состоит исторический процесс. Шпенглер отрицает наличие преемственности от одной культуры к другой. Всякое плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Их существование лишь свидетельство единства проявления культуры во всем ее многообразии. Шпенглер выделяет 8 культур, достигших полноты своего развития и имевших законченную судьбу: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, античную, западноевропейскую, арабскую, или византийско-исламскую, культуру майя в Центральной Америке. Каждая из этих культур просуществовала приблизительно тысячу лет, пройдя все стадии развития: детство, юность, зрелость, увядание. Последнюю стадию, за которой следует гибель культуры, Шпенглер определяет как цивилизацию, понимая ее исключительно как технико-механическое явление. Вся культурологическая концепция Шпенглера стро-
| | | |  | | |  | ится на противопоставлении культуры и цивилизации. Если культура представляет собой душу народа, исторически сложившуюся целостность, индивидуальность, то цивилизация — это затухание культуры, вырождение, застой, когда «бесплодие» сменяет творческий порыв, холодный интеллект приходит на смену душе, героические деяния сменяются утилитарной работой. В 20-е гг. «Закат Европы» воспринимался как предсказание гибели западноевропейского общества, которое, по Шпенглеру, уже находилось в стадии цивилизации, а значит, упадка и увядания культуры. В Европе техника победила духовность. Жизнь стала бездушной, подчиненной опеке рассудка. На смену западноевропейской культуре идет новая — русско-сибирская. Под новой культурой подразумевалось социалистическое общество. Правда, что из этого получится, тогда никто не знал, можно было только строить догадки. Возможно Шпенглер видел новую культуру, идущую на смену западной, в «варварской» России потому, что в то время Россия оставалась крестьянской страной, а для Шпенглера культура в современной ему мире сохранялась лишь в крестьянстве, живущем вне стен больших городов, представлявшем «единственный сохранившийся пережиток культуры».
Некоторые идеи Шпенглера использовали идеологи фашистской Германии, оправдывая покорение многих народов тем, что их культура гибнет, вырождается, а они несут миру новую душу, или обосновывая уничтожение миллионов людей тем, что их массовая бесплодная, умирающая культура не имеет ценности.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889— 1975) —автор 12-томного «Исследования истории». Под влиянием Шпенглера он также представлял развитие человечества в качестве смены различных культур, или цивилизаций, что у Тойнби является синонимами. Позднее он, в отличие от Шпенглера пришел к заключению о существовании единой общечеловеческой культуры. Все известные цивилизации или культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом), суть ветви одного человеческого «древа истории». Каждая локальная культура выступает как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Всемирно-историческое
развитие предстает в виде движения от локальных культур к единой общечеловеческой культуре. Сначала Тойнби насчитывал до нескольких десятков самостоятельных культур, позднее остановился на 13, получивших наиболее законченное развитие. Заслуга Тойнби состоит в том, что он одним из первых раскрыл диалогическую (двойственную) сущность развития культуры, тогда как все предыдущие концепции основывались на истории культуры как монологе одного единственного начала. Диалогическая сущность культуры, по Тойнби, состоит в концепции развития в форме «Вызова и Ответа». Тойнби видит в истории реализацию божественного начала, стремящегося к совершенству своего культурно-исторического воплощения, но сталкивающегося при этом с внешними препятствиями, с противостоящей внешней необходимостью. Внешней мир бросает культуре вызов, ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания. То есть препятствие превращается для творца в условие прогресса (Тойнби приводит притчу о борьбе Бога и Дьявола). На «вызовы» отвечают прежде всего отдельные выдающиеся личности данного народа и «творческое меньшинство». При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Если «творческое меньшинство» не способно ответить на «вызовы» истории, оно перестает пользоваться авторитетом и навязывает свою власть силой оружия, превращаясь в «господствующую элиту». Масса населения становится «внутренним пролетариатом», который в борьбе с элитой разрушает данную цивилизацию. Тойнби стремится раскрыть возможность альтернатив в развитии культур, т. к. возможны разные Ответы, даваемые творческим человеческим духом на один и тот же Вызов, который бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека, ведь человек, по Тойнби, несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению.
Не отрицая поступательного развития человечества, Тойнби видел его прежде всего в духовном совершенствовании, в религии, которая в будущем станет еди-
ной общечеловеческой религией. Тойнби отвергал своими работами «европоцентризм» и тем более расизм, сочувственно относился к национально-освободительному движению, выступал за взаимопонимание между всеми народами, за их культурное самоопределение, позволяющее сохранять многоцветие мира, предостерегал от угрозы его «вестернизации». Его взгляды на культуру были более оптимистическими.
Натуралистическая школа
Эта школа пытается объяснить сущность культуры и ее развитие через психобиологическую природу человека, преувеличивает биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов. Основными представителями ее являются австрийский невропатолог, психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, швейцарский психолог Карл Густав Юнг, австрийский зоолог Конрад Лоренц, немецкие ученые Гинбергер, Карл фон
Фраш.
Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.
Зигмунд Фрейд (1856 — 1939)— основоположник психоанализа и нового научного направления, получившего название «фрейдизм». Это научное направление стремится применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Фрейд и его последователи рассматривают культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран». Фрейд наиболее глубоко проработал взгляды Фридри ха Ницше (1844 — 1900) на культуру и человека. И Ницше, и Фрейд являются представителями пессимистического взгляда на культуру. По мнению Ницше, XVIII и XIX века прошли для духовной жизни Европы под знаком упадка и создали такую форму мышления, как нигилизм. Его сущность заключается в обесценивании высших идеалов из-за господства рационализма, морали стадного человека и стремления к социальному равенству. Ницше нельзя определенно отнести к натуралистической школе. Центральное место в культурологической концепции Ницше занимает жизнь, основу
которой образует воля. Понять волю можно только с помощью искусства. Ницше отрицает полезность науки для развития культуры. Он различает два линии в искусстве, повлиявшие на развитие европейской культуры: линию природного стихийного дионисийского начала и линию аполлоническую — критическую и рациональную, где господствует тезис «все — в меру». Трагическое мировосприятие, основанное на борьбе аполлонического и дионисийского начал, позволило древним грекам добиться огромных успехов. Но теоретический разум уничтожил истоки процветания древнегреческой культуры. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он природное существо, а культура создана для подавления и порабощения его природных сил. На основании этого Ницше провозглашает свою новую теорию сверхчеловека, могучая воля которого есть единственный критерий добра и зла. Воля к власти и создание сверхчеловека — конечный смысл жизни и культуры. Сверхчеловек освобожден от общественного влияния и морали стада, он несет ответственность только перед самим собой, для него нравственность и христианская религия — цепи, сбросив которые он станет по-настоящему свободным, осознает красоту своего бытия, достигнет единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса. Беда западной культуры заключается в победе аполлонического начала, и ее спасет через возрождение искусства победа дионисийского начала. Ницше отводит искусству роль противоядия нигилизму. Подобно Руссо, Ницше против цивилизации, за возврат к природе, но не против культуры, а во имя ее спасения. Здесь кажущееся противоречие между этим выводом и утверждением, что культура поработила все природные силы человека. У Ницше впервые вырисовываются контуры различия культуры как способа реализации всей полноты человеческого духа и цивилизации как формы его угасания.
Фрейд, развивая взгляды Ницше на западную культуру, подчеркивает, что в условиях западной культуры человек имеет неустойчивую психику, т. к. страдает от противоречий между витальными потребностями и выработанными обществом нормами культуры. Эти
нормы, табу, навязывают человеку невропатическое поведение. Чтобы избежать этого, человек вынужден перемещать свою биологическую энергию из витальных потребностей в искусство, науку, политику. Стихийные влечения Фрейд обозначил термином «либидо» и объявил их главной направляющей силой человеческого поведения. А так как человек ищет выхода также в искусстве, науке, политике и др., неудовлетворенность человеческих влечений является двигателем культуры. Бессознательное, открытое Фрейдом в человеке и названное им «Оно», активно вмешивается в человеческую жизнь. Наше «Я», руководствуясь принципом реальности, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». Использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры Фрейд назвал «сублимацией» (отлат. «sublimo» — возвышаю).
Точка зрения Ницше и Фрейда была подхвачена и развита представителями самых разных направлений философии и культурологии. В США и Канаде последователи Фрейда создали особую школу культурного психоанализа, наиболее известным представителем которой является Эрих Фромм (1900— 1980). Он попытался привнести в психоанализ Фрейда концепцию отчуждения человека, что приближает его к марксизму. Благодаря включению личности в культуру, она приобретает определенные социальные черты, и это обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества.
Развивает ницшеанскую философию, а следовательно, взгляды на культуру, направление экзистенциализма (философии существования). Это направление также резко критикует европейскую культуру. Представители этого направления Мартин Хайдеггер (1886 — 1976), по мнению которого главная беда западной культуры заключается в подчинении человека предметам, мнению общества, т. е. продуктам цивилизации, порождающей диктатуру безликости, а также французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905— 1980), считавший, что любая культура ведет к разрушению человеческой свободы, а следовательно, его достоинства. Свобода человека всегда противостоит обществу, культуре, всей цивилизации.
Крупнейший последователь Фрейда, швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 — 1961), критикуя фрейдовский «пансексуализм», пишет, что бессознательное представляет собой необозримый резервуар нашего «я», который связывает сознание со сферой инстинктивной жизни. Основная работа Юнга, разрабатывающая проблемы культуры, — «Архетип и символ». Он считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Коллективное бессознательное передается по наследству и состоит из ассоциаций и образов, имеющих историческую природу. В отличие от сознания в бессознательном человек непосредственно встречается с прошлым и будущим. И из древнейших, и из грядущих времен в бессознательном формируются вневременные схемы, по которым выстраиваются образы и чувства живущих и ранее живших людей. Эти схемы Юнг условно назвал архетипами культуры — психические структуры коллективного бессознательного или общечеловеческие первообразы (образ матери-земли, злого духа, вечно испытывающего человека). В этих архетипах заключаются коллективный исторический опыт, изначальные представления о мире, выражающиеся в мифологии, верованиях, сновидениях, магии, алхимии, произведениях литературы и искусства. Сама история человечества хранится в бессознательном, утверждает Юнг. Когда же люди утрачивают связь с архитипической символикой, тогда наступает кризис культуры, т. е. кризис отношения сознания к бессознательному. Сопротивляясь отдалению от природы, человек прибегает к магии, заклинаниям, чтобы восстановить утраченную гармонию с органическим миром. Для Юнга жизнь народа подвластна психологическому закону. Социально-политический кризис западноевропейских стран Юнг пытался объяснить вторжением архетипов в жизнь общества. Следствиями этого вторжения, по его мнению, являются и фашизм, и коммунизм, т. к. и тот, и другой используют символику _._ (свастика, звезда), поклонение вождям, массовые ше-и£ ствия. Юнг трактует понятие «либидо» как психичес-
кую энергию вообще. Юнговские понятия «коллектив-
ного бессознательного» и «архетипов», так же как гегелевский мировой разум, гумбольдтская национальная душа, объясняют своеобразие культуры и исторических судеб отдельных народов. Бессознательным обусловлена и духовная культура, творчество. Творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа. То есть архаический прообраз переводится на язык современности.
К. Юнга, несомненно, можно отнести к пессимистам во взгляде на культуру. Коллективное безумие современности, чем Юнг считал и фашизм, и коммунизм, — закономерное следствие европейской культуры, ее прогресса в овладении миром с помощью науки
и техники.
Продолжили объяснение бессознательного Р. Барт, а также Ж. Лакан, чей структурный психоанализ выделяет в психике слои реального, воображаемого и символического.
Другие ученые-биологи пошли еще дальше в поисках истоков культуры. Если Фрейд и Юнг искали их в психике человека, то австрийский зоолог Конрад Ло ренц (1903—1989), голландский ученый Н. Тинберген (р. 1907), немец Карл фон Фриш (1886 — 1982) выводили истоки культуры из инстинктов на примере поведения животных. Они являются создателями новой науки — этоХогйи, изучающей поведение, нравы животных в естественных условиях. Наблюдения за животными они перенесли на человека и отождествили инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (необходимость строительства убежищ-гнезд, нор и т. д., коллективность быта). Так появилась теория «инстинктивных основ человеческой культуры». По Лоренцу, культурные ритуалы и нормы поведения человека появились в результате естественного отбора.
Истоки разрушительных проявлений человеческой культуры (склонность к насилию, революции, эгоизм, ксенофобии в виде расизма и национализма) этологи видят в унаследованных от животного царства инстинктах (борьба за существование, борьба за самку, инстинкт своей территории).
К натуралистической школе примыкает английский _. этнограф и социолог польского происхождения Бро - UU
нислав Каспер Малиновский (1884— 1942). Он основал «функциональное направление» в этнографии, обосновав свою теорию в книге «Научная теория культуры». По его мнению, в культуре не может быть ничего лишнего, случайного, все имеет функциональное оправдание, даже на первый взгляд негативные явления (внебрачные половые связи). Занимаясь исследованием примитивных племен Новой Гвинеи и Меланезии, он пришел к выводу, что культура первоначально зародилась как ответ на элементарные биологические потребности человека в еде, жилище, одежде, создании потомства. Тем самым человек преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Кроме того, культура, по Малиновскому, — это совокупность ответов на основные и производные потребности. В соответствии с этим культура есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные задачи. Одна из главных задач культуры, по Малиновскому, — закрепление, развитие и передача потомкам помимо первичных — физиологических и психологических — потребностей также и вторичных потребностей (собственно духовных). Малиновский назвал их «социальными императивами», составляющими в совокупности общественный опыт. Основным условием существования человеческой цивилизации он считал равновесие форм организации общественной жизни, гармонию социальных институтов. В целом понимание культуры как единого саморегулирующегося организма, предложенное Малиновским, находится на стыке натуралистической школы в культурологии и социологической. Мы отнесли его к натуралистической школе потому, что он в качестве одной из первооснов культуры выдвигает биологические потребности.
Социологическая школа
Представители этой школы видят истоки культуры в общественной природе и организации человечества. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.
Эта школа сформировалась несколько позже двух предыдущих. Идеи ее основных представителей базировались на эволюционистской концепции развитии
культуры. В частности, большую роль в формировании этой школы сыграла культурологическая теория англичанина Эдуарда Бернетта Тайлора (1832—1917), хотя в чистом виде его нельзя причислить к этой школе. Его основные труды о культуре первобытного человеческого общества — «Первобытная культура», «Антропология». Тайлор таким образом определяет культуру: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека»6. Он считал, что наука о культуре есть наука о реформах. К развитию культуры он применял эволюционистский подход. Он рассматривал культуру как процесс непрерывного поступательного развития, цепь превращения материальных и духовных ценностей из менее совершенных в более совершенные. Непрерывные цепи идей и предметов, находя отражение в языке, образуют в нем так называемые семиотические ряды — одно из важнейших понятий в сформировавшейся позже символической школе культуроведения. Э. Тайлор не отрицал возможностей регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. В изучении культур Тайлор пытался применить естественно-научную систематику. Единицами изучения для него были или отдельные элементы материальной культуры, или явления духовной культуры (мифы, ритуалы). Более конкретно Тайлор занимался происхождением религии — важнейшим элементом всякой культуры. Он создал анимистическую теорию происхождения религии — утверждение о происхождении всякой религии от веры первобытного человека в способность души отделяться от тела. Эта теория вызвала бурные споры среди исследователей культуры. По мнению Тайлора, из первичной идеи души позднее развились более сложные религиозные представления — о духах природы, растений, о загробном мире, о Боге.
6 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989. С. 36.
Непосредственными представителями социологической школы являются англо-американский поэт То мас Стернз Элиот, немецкий экономист и социолог Альфред Вебер, американский социолог Толкотт Пар-сонс, русско-американский социолог и историк культуры Питирим Сорокин.
Концепции отдельных представителей этой школы часто пересекаются и дополняются выводами ученых других культурологических школ.
Томас Стернз Элиот (1888— 1965), англо-американский поэт, посвятил свои сочинения определению культуры. Его самая известная книга: «Заметки к определению культуры» (1948). Под культурой он понимал образ жизни данного народа, живущего в одном месте. Культура проявляется в социальной системе, в привычках и обычаях народа, религии, характерных искусствах. Но это еще не сама культура, по мнению Элиота. Он пишет: «...культура есть нечто большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований».
Элиот, так же как и многие другие исследователи культуры, констатировал общий упадок европейской культуры к середине XX в. По его мнению, в результате всеобщей стандартизации и утилитарного подхода к жизни культура утратила нравственные и интеллектуальные богатства. Он выступает против «массификации» культуры и призывает к поддержке культурной элиты. Только так можно сохранить созидательную энергию человечества. Элиот считал, что только духовная элита в отличие от непросвещенной массы способна на культурное созидание. Причем элита не принадлежит к определенному классу, она постоянно пополняется из «низов» общества. Но само существование элиты предполагает принадлежность к привилегированному слою общества, а уже в него вливается творческая энергия представителей других слоев.
Питирим Александрович Сорокин (1889— 1968) является примером подобного обогащения духовной элиты из социальных низов. Необычайно интересна его биография. Америка и Европа считают его американским выдающимся ученым. В нашей стране его принято называть русско-американским социологом и историком культуры. Он был выдворен из нашей страны в
1922 г. печально знаменитым «философским пароходом» и добился выдающихся успехов в научной деятельности в США. Питирим Сорокин вышел из беднейших слоев коми-зырянского народа, освоил грамоту лишь в 14 лет, был крестьянином, вступил в партию эсеров и вскоре стал одним из ее лидеров, одно время был секретарем Керенского в его бытность главой правительства. Прошел путь от крестьянина до профессора Петроградского университета. Отнесясь к октябрьскому перевороту отрицательно, он долго время скрывался в лесах, т. к. был обвинен большевиками в покушении на Ленина. Затем написал открытое письмо о своем разрыве с эсерами, вернулся в 1919 г. в Петроград и организовал первый в стране социологический факультет в университете, став его деканом. После выдворения из страны и короткой работы в Берлине и Чехословакии он, переехав в США, создали возглавил в Гарвардском университете социологический факультет и стал всемирно признанным авторитетом в области социологии и культурологии.
Сорокин предложил своеобразную концепцию культуры. Он подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с культурным развитием. Его труды — «Динамика общества и культуры», «Общество, культура и личность», «Власть и нравственность», «Человек. Цивилизация. Общество». В методологическом плане концепция Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби, рассматривая историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, где едины ценности, нормы и значения. Однако в отличие от них он допускал наличие прогресса в общественном развитии.
Он также диагностирует состояние западной культуры как кризисное: «Солнце западной культуры закатилось. Громадный вихрь накрыл собой все человечество». Однако он оценивал этот кризис не как «Закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой цивилизации. Эта новая цивилизация должна объединить все человечество.
Пружиной культурного развития он считал, как и древние греки, врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значи-
мым критерием Пользы. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова есть совокупность всего сотворенного и признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. Из сочетания религиозных, правовых, этических культурных систем, созданных различными человеческими обществами, образуются культурные сверхсистемы. Культурная сверхсистема выражает одну ценность. По мнению П. Сорокина, именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. Сорокин, исходя из доминирующей ценности, делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный.
В идеациональном типе преобладают духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, Идее. Идеалистический тип представляется как некий промежуточный между идеациональным и чувственным. Мир этой культуры — как сверхчувственный, так и чувственный. Чувственный тип культуры предполагает преобладание эмпирически-чувственного восприятия. Действительность оценивается исключительно с утилитарной точки зрения. Все реальные ценности имеют относительный характер, человечество деградирует. К этому типу культуры П. Сорокин относит современное ему общество7. Поэтому современная культура обречена на «закат». Однако культура не погибнет, пока жив человек. Новая великая культура будет иде-ациональной. А агония современной культуры — это острая боль рождения новой. Учитывая это утверждение П. Сорокина, мы можем отнести его работы к оптимистическому направлению в культурологии.
Альфред Вебер (1868— 1958) —немецкий экономист и социолог, автор теории расчленения истории на три взаимосвязанных процесса: социальный, цивилизаци-онный и культурный. В отличие от О. Шценглера и Данилевского Вебер не считал цивилизацию последней стадией любой культуры. Он рассматривал их как два самостоятельных аспекта истории. Под цивилизацион-ным процессом он понимал развитие науки и техники, а под культурным — искусство, философию, религию.
7 Более подробно три типа сверхсистем П. Сорокина будут рассмотрены в разделе «Типология культуры».
Третий значимый аспект бытия — это собственно социальная сфера жизни. Развитие этих процессов у одного и того же народа может быть различным. Экономическое благосостояние далеко не всегда означает высокий духовный и эстетический уровень. Социальный и цивилизационный процессы часто идут в ущерб культурному (например, в США). Напротив, XIX в. в России был «золотым веком» русской культуры при общей научно-технической отсталости, Германия в XVIII — XIX вв. на фоне хозяйственной бедности обогатила мировую культуру классической философией и величайшими образцами художественного творчества. Специфический облик каждого народа Вебер определял прежде всего культурным процессом, т. к. социальный и цивилизационный являются более похожими у народов, интернациональными. Движущей силой культуры является духовно-интеллектуальная элита.
Толкотт Парсонс (1902—1979)— американский социолог. Является одним из создателей структурно-функционального направления в социологии. Он также создал свою теорию культуры. Он разделяет действия людей по достижению материального и духовного развития на две системы: социальную и собственно культурную. Социальная определяется более низким уровнем (первичным) и движима в первую очередь необходимостью биологического самосохранения в условияхопределенной общественной среды. Для этого в обществе существуют социальные институты: экономические, политические, правовые, система верований, индустрия отдыха. Культурная система более высокого уровня. Она лишена биологической обусловленности. Культурная система по отношению к социальной является направляющей и регулирующей. При ее функционировании характерны символичность (язык и система других символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых ценностей), волюн-таристичность (определенная независимость действий человека от диктата окружающей среды. Таким образом, по Парсонсу, важнейшим регулятором общества является культура с ее нормативностью и символичностью.
Макс Вебер (1864— 1920), брат А. Вебера, — немецкий философ, социолог и историк, Эмиль Дюркгейм О о
(1858— 1917) — французский социолог, также относятся к социологической школе. Они рассматривали культуру главным образом в связи с функциями религии. Именно они показали связь религии с другими формами общественного сознания. Им принадлежит заслуга в осознании религии как важнейшего фактора социокультурной интеграции. Так, М. Вебер стал создателем новой науки — социологии религии, которую П. Сорокин отождествлял с социологией культуры. Определяющую роль в мировой истории Вебер отдавал духовно -религиозным факторам. С культурологической точки зрения самыми известными стали две работы М. Вебе-ра — «Протестантская этика и дух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий». Сложившиеся у народов религиозно-этические нормы, считает Вебер, непосредственно влияют на экономическую жизнь их стран. Например, пуританская специфика повлияла на успехи раннего капитализма в англосаксонских странах Севера Европ<
|