Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гл. 2 Основные культурологические концепции, школы и направления↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гл. 2 Основные культурологические концепции, школы и направления Можно выделить 4 школы в культурологии, хотя при известной детализации их можно выделить и больше: — общественно-историческая; — натуралистическая; — социологическая; — структурно-символическая. Отдельно выделяется игровая концепция культуры. Необходимо отметить, что представители одной школы могут придерживаться различных направлений и концепций в культурологии или, наоборот, сходную концепцию рассматривают ученые, отнесенные нами к разным школам. Они отталкиваются от одинаковой концептуальной позиции, но применяют различные методы, характерные для тех наук, которыми они занимаются. Таким образом, концепция в культурологии представляет определение той основы, с которой начинается формирование культуры человеческого общества, а культурологическая школа изучает становление культуры с помощью методов, соответствующих определенным отраслям знания. Натуралистическая школа Эта школа пытается объяснить сущность культуры и ее развитие через психобиологическую природу человека, преувеличивает биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов. Основными представителями ее являются австрийский невропатолог, психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, швейцарский психолог Карл Густав Юнг, австрийский зоолог Конрад Лоренц, немецкие ученые Гинбергер, Карл фон Фраш. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. Зигмунд Фрейд (1856 — 1939)— основоположник психоанализа и нового научного направления, получившего название «фрейдизм». Это научное направление стремится применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Фрейд и его последователи рассматривают культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран». Фрейд наиболее глубоко проработал взгляды Фридри ха Ницше (1844 — 1900) на культуру и человека. И Ницше, и Фрейд являются представителями пессимистического взгляда на культуру. По мнению Ницше, XVIII и XIX века прошли для духовной жизни Европы под знаком упадка и создали такую форму мышления, как нигилизм. Его сущность заключается в обесценивании высших идеалов из-за господства рационализма, морали стадного человека и стремления к социальному равенству. Ницше нельзя определенно отнести к натуралистической школе. Центральное место в культурологической концепции Ницше занимает жизнь, основу которой образует воля. Понять волю можно только с помощью искусства. Ницше отрицает полезность науки для развития культуры. Он различает два линии в искусстве, повлиявшие на развитие европейской культуры: линию природного стихийного дионисийского начала и линию аполлоническую — критическую и рациональную, где господствует тезис «все — в меру». Трагическое мировосприятие, основанное на борьбе аполлонического и дионисийского начал, позволило древним грекам добиться огромных успехов. Но теоретический разум уничтожил истоки процветания древнегреческой культуры. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он природное существо, а культура создана для подавления и порабощения его природных сил. На основании этого Ницше провозглашает свою новую теорию сверхчеловека, могучая воля которого есть единственный критерий добра и зла. Воля к власти и создание сверхчеловека — конечный смысл жизни и культуры. Сверхчеловек освобожден от общественного влияния и морали стада, он несет ответственность только перед самим собой, для него нравственность и христианская религия — цепи, сбросив которые он станет по-настоящему свободным, осознает красоту своего бытия, достигнет единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса. Беда западной культуры заключается в победе аполлонического начала, и ее спасет через возрождение искусства победа дионисийского начала. Ницше отводит искусству роль противоядия нигилизму. Подобно Руссо, Ницше против цивилизации, за возврат к природе, но не против культуры, а во имя ее спасения. Здесь кажущееся противоречие между этим выводом и утверждением, что культура поработила все природные силы человека. У Ницше впервые вырисовываются контуры различия культуры как способа реализации всей полноты человеческого духа и цивилизации как формы его угасания. Фрейд, развивая взгляды Ницше на западную культуру, подчеркивает, что в условиях западной культуры человек имеет неустойчивую психику, т. к. страдает от противоречий между витальными потребностями и выработанными обществом нормами культуры. Эти
нормы, табу, навязывают человеку невропатическое поведение. Чтобы избежать этого, человек вынужден перемещать свою биологическую энергию из витальных потребностей в искусство, науку, политику. Стихийные влечения Фрейд обозначил термином «либидо» и объявил их главной направляющей силой человеческого поведения. А так как человек ищет выхода также в искусстве, науке, политике и др., неудовлетворенность человеческих влечений является двигателем культуры. Бессознательное, открытое Фрейдом в человеке и названное им «Оно», активно вмешивается в человеческую жизнь. Наше «Я», руководствуясь принципом реальности, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». Использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры Фрейд назвал «сублимацией» (отлат. «sublimo» — возвышаю). Точка зрения Ницше и Фрейда была подхвачена и развита представителями самых разных направлений философии и культурологии. В США и Канаде последователи Фрейда создали особую школу культурного психоанализа, наиболее известным представителем которой является Эрих Фромм (1900— 1980). Он попытался привнести в психоанализ Фрейда концепцию отчуждения человека, что приближает его к марксизму. Благодаря включению личности в культуру, она приобретает определенные социальные черты, и это обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества. Развивает ницшеанскую философию, а следовательно, взгляды на культуру, направление экзистенциализма (философии существования). Это направление также резко критикует европейскую культуру. Представители этого направления Мартин Хайдеггер (1886 — 1976), по мнению которого главная беда западной культуры заключается в подчинении человека предметам, мнению общества, т. е. продуктам цивилизации, порождающей диктатуру безликости, а также французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905— 1980), считавший, что любая культура ведет к разрушению человеческой свободы, а следовательно, его достоинства. Свобода человека всегда противостоит обществу, культуре, всей цивилизации. Крупнейший последователь Фрейда, швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 — 1961), критикуя фрейдовский «пансексуализм», пишет, что бессознательное представляет собой необозримый резервуар нашего «я», который связывает сознание со сферой инстинктивной жизни. Основная работа Юнга, разрабатывающая проблемы культуры, — «Архетип и символ». Он считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Коллективное бессознательное передается по наследству и состоит из ассоциаций и образов, имеющих историческую природу. В отличие от сознания в бессознательном человек непосредственно встречается с прошлым и будущим. И из древнейших, и из грядущих времен в бессознательном формируются вневременные схемы, по которым выстраиваются образы и чувства живущих и ранее живших людей. Эти схемы Юнг условно назвал архетипами культуры — психические структуры коллективного бессознательного или общечеловеческие первообразы (образ матери-земли, злого духа, вечно испытывающего человека). В этих архетипах заключаются коллективный исторический опыт, изначальные представления о мире, выражающиеся в мифологии, верованиях, сновидениях, магии, алхимии, произведениях литературы и искусства. Сама история человечества хранится в бессознательном, утверждает Юнг. Когда же люди утрачивают связь с архитипической символикой, тогда наступает кризис культуры, т. е. кризис отношения сознания к бессознательному. Сопротивляясь отдалению от природы, человек прибегает к магии, заклинаниям, чтобы восстановить утраченную гармонию с органическим миром. Для Юнга жизнь народа подвластна психологическому закону. Социально-политический кризис западноевропейских стран Юнг пытался объяснить вторжением архетипов в жизнь общества. Следствиями этого вторжения, по его мнению, являются и фашизм, и коммунизм, т. к. и тот, и другой используют символику _._ (свастика, звезда), поклонение вождям, массовые ше-и£ ствия. Юнг трактует понятие «либидо» как психичес-
кую энергию вообще. Юнговские понятия «коллектив- ного бессознательного» и «архетипов», так же как гегелевский мировой разум, гумбольдтская национальная душа, объясняют своеобразие культуры и исторических судеб отдельных народов. Бессознательным обусловлена и духовная культура, творчество. Творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа. То есть архаический прообраз переводится на язык современности. К. Юнга, несомненно, можно отнести к пессимистам во взгляде на культуру. Коллективное безумие современности, чем Юнг считал и фашизм, и коммунизм, — закономерное следствие европейской культуры, ее прогресса в овладении миром с помощью науки и техники. Продолжили объяснение бессознательного Р. Барт, а также Ж. Лакан, чей структурный психоанализ выделяет в психике слои реального, воображаемого и символического. Другие ученые-биологи пошли еще дальше в поисках истоков культуры. Если Фрейд и Юнг искали их в психике человека, то австрийский зоолог Конрад Ло ренц (1903—1989), голландский ученый Н. Тинберген (р. 1907), немец Карл фон Фриш (1886 — 1982) выводили истоки культуры из инстинктов на примере поведения животных. Они являются создателями новой науки — этоХогйи, изучающей поведение, нравы животных в естественных условиях. Наблюдения за животными они перенесли на человека и отождествили инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (необходимость строительства убежищ-гнезд, нор и т. д., коллективность быта). Так появилась теория «инстинктивных основ человеческой культуры». По Лоренцу, культурные ритуалы и нормы поведения человека появились в результате естественного отбора. Истоки разрушительных проявлений человеческой культуры (склонность к насилию, революции, эгоизм, ксенофобии в виде расизма и национализма) этологи видят в унаследованных от животного царства инстинктах (борьба за существование, борьба за самку, инстинкт своей территории). К натуралистической школе примыкает английский _. этнограф и социолог польского происхождения Бро - UU нислав Каспер Малиновский (1884— 1942). Он основал «функциональное направление» в этнографии, обосновав свою теорию в книге «Научная теория культуры». По его мнению, в культуре не может быть ничего лишнего, случайного, все имеет функциональное оправдание, даже на первый взгляд негативные явления (внебрачные половые связи). Занимаясь исследованием примитивных племен Новой Гвинеи и Меланезии, он пришел к выводу, что культура первоначально зародилась как ответ на элементарные биологические потребности человека в еде, жилище, одежде, создании потомства. Тем самым человек преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Кроме того, культура, по Малиновскому, — это совокупность ответов на основные и производные потребности. В соответствии с этим культура есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные задачи. Одна из главных задач культуры, по Малиновскому, — закрепление, развитие и передача потомкам помимо первичных — физиологических и психологических — потребностей также и вторичных потребностей (собственно духовных). Малиновский назвал их «социальными императивами», составляющими в совокупности общественный опыт. Основным условием существования человеческой цивилизации он считал равновесие форм организации общественной жизни, гармонию социальных институтов. В целом понимание культуры как единого саморегулирующегося организма, предложенное Малиновским, находится на стыке натуралистической школы в культурологии и социологической. Мы отнесли его к натуралистической школе потому, что он в качестве одной из первооснов культуры выдвигает биологические потребности. Социологическая школа Представители этой школы видят истоки культуры в общественной природе и организации человечества. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Эта школа сформировалась несколько позже двух предыдущих. Идеи ее основных представителей базировались на эволюционистской концепции развитии 6 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989. С. 36. Непосредственными представителями социологической школы являются англо-американский поэт То мас Стернз Элиот, немецкий экономист и социолог Альфред Вебер, американский социолог Толкотт Пар-сонс, русско-американский социолог и историк культуры Питирим Сорокин. Концепции отдельных представителей этой школы часто пересекаются и дополняются выводами ученых других культурологических школ. Томас Стернз Элиот (1888— 1965), англо-американский поэт, посвятил свои сочинения определению культуры. Его самая известная книга: «Заметки к определению культуры» (1948). Под культурой он понимал образ жизни данного народа, живущего в одном месте. Культура проявляется в социальной системе, в привычках и обычаях народа, религии, характерных искусствах. Но это еще не сама культура, по мнению Элиота. Он пишет: «...культура есть нечто большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований». Элиот, так же как и многие другие исследователи культуры, констатировал общий упадок европейской культуры к середине XX в. По его мнению, в результате всеобщей стандартизации и утилитарного подхода к жизни культура утратила нравственные и интеллектуальные богатства. Он выступает против «массификации» культуры и призывает к поддержке культурной элиты. Только так можно сохранить созидательную энергию человечества. Элиот считал, что только духовная элита в отличие от непросвещенной массы способна на культурное созидание. Причем элита не принадлежит к определенному классу, она постоянно пополняется из «низов» общества. Но само существование элиты предполагает принадлежность к привилегированному слою общества, а уже в него вливается творческая энергия представителей других слоев. Питирим Александрович Сорокин (1889— 1968) является примером подобного обогащения духовной элиты из социальных низов. Необычайно интересна его биография. Америка и Европа считают его американским выдающимся ученым. В нашей стране его принято называть русско-американским социологом и историком культуры. Он был выдворен из нашей страны в 1922 г. печально знаменитым «философским пароходом» и добился выдающихся успехов в научной деятельности в США. Питирим Сорокин вышел из беднейших слоев коми-зырянского народа, освоил грамоту лишь в 14 лет, был крестьянином, вступил в партию эсеров и вскоре стал одним из ее лидеров, одно время был секретарем Керенского в его бытность главой правительства. Прошел путь от крестьянина до профессора Петроградского университета. Отнесясь к октябрьскому перевороту отрицательно, он долго время скрывался в лесах, т. к. был обвинен большевиками в покушении на Ленина. Затем написал открытое письмо о своем разрыве с эсерами, вернулся в 1919 г. в Петроград и организовал первый в стране социологический факультет в университете, став его деканом. После выдворения из страны и короткой работы в Берлине и Чехословакии он, переехав в США, создали возглавил в Гарвардском университете социологический факультет и стал всемирно признанным авторитетом в области социологии и культурологии. Сорокин предложил своеобразную концепцию культуры. Он подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с культурным развитием. Его труды — «Динамика общества и культуры», «Общество, культура и личность», «Власть и нравственность», «Человек. Цивилизация. Общество». В методологическом плане концепция Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби, рассматривая историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, где едины ценности, нормы и значения. Однако в отличие от них он допускал наличие прогресса в общественном развитии. Он также диагностирует состояние западной культуры как кризисное: «Солнце западной культуры закатилось. Громадный вихрь накрыл собой все человечество». Однако он оценивал этот кризис не как «Закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой цивилизации. Эта новая цивилизация должна объединить все человечество. Пружиной культурного развития он считал, как и древние греки, врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значи- мым критерием Пользы. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова есть совокупность всего сотворенного и признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. Из сочетания религиозных, правовых, этических культурных систем, созданных различными человеческими обществами, образуются культурные сверхсистемы. Культурная сверхсистема выражает одну ценность. По мнению П. Сорокина, именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. Сорокин, исходя из доминирующей ценности, делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный. В идеациональном типе преобладают духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, Идее. Идеалистический тип представляется как некий промежуточный между идеациональным и чувственным. Мир этой культуры — как сверхчувственный, так и чувственный. Чувственный тип культуры предполагает преобладание эмпирически-чувственного восприятия. Действительность оценивается исключительно с утилитарной точки зрения. Все реальные ценности имеют относительный характер, человечество деградирует. К этому типу культуры П. Сорокин относит современное ему общество7. Поэтому современная культура обречена на «закат». Однако культура не погибнет, пока жив человек. Новая великая культура будет иде-ациональной. А агония современной культуры — это острая боль рождения новой. Учитывая это утверждение П. Сорокина, мы можем отнести его работы к оптимистическому направлению в культурологии. Альфред Вебер (1868— 1958) —немецкий экономист и социолог, автор теории расчленения истории на три взаимосвязанных процесса: социальный, цивилизаци-онный и культурный. В отличие от О. Шценглера и Данилевского Вебер не считал цивилизацию последней стадией любой культуры. Он рассматривал их как два самостоятельных аспекта истории. Под цивилизацион-ным процессом он понимал развитие науки и техники, а под культурным — искусство, философию, религию. 7 Более подробно три типа сверхсистем П. Сорокина будут рассмотрены в разделе «Типология культуры».
Третий значимый аспект бытия — это собственно социальная сфера жизни. Развитие этих процессов у одного и того же народа может быть различным. Экономическое благосостояние далеко не всегда означает высокий духовный и эстетический уровень. Социальный и цивилизационный процессы часто идут в ущерб культурному (например, в США). Напротив, XIX в. в России был «золотым веком» русской культуры при общей научно-технической отсталости, Германия в XVIII — XIX вв. на фоне хозяйственной бедности обогатила мировую культуру классической философией и величайшими образцами художественного творчества. Специфический облик каждого народа Вебер определял прежде всего культурным процессом, т. к. социальный и цивилизационный являются более похожими у народов, интернациональными. Движущей силой культуры является духовно-интеллектуальная элита. Толкотт Парсонс (1902—1979)— американский социолог. Является одним из создателей структурно-функционального направления в социологии. Он также создал свою теорию культуры. Он разделяет действия людей по достижению материального и духовного развития на две системы: социальную и собственно культурную. Социальная определяется более низким уровнем (первичным) и движима в первую очередь необходимостью биологического самосохранения в условияхопределенной общественной среды. Для этого в обществе существуют социальные институты: экономические, политические, правовые, система верований, индустрия отдыха. Культурная система более высокого уровня. Она лишена биологической обусловленности. Культурная система по отношению к социальной является направляющей и регулирующей. При ее функционировании характерны символичность (язык и система других символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых ценностей), волюн-таристичность (определенная независимость действий человека от диктата окружающей среды. Таким образом, по Парсонсу, важнейшим регулятором общества является культура с ее нормативностью и символичностью. Макс Вебер (1864— 1920), брат А. Вебера, — немецкий философ, социолог и историк, Эмиль Дюркгейм О о (1858— 1917) — французский социолог, также относятся к социологической школе. Они рассматривали культуру главным образом в связи с функциями религии. Именно они показали связь религии с другими формами общественного сознания. Им принадлежит заслуга в осознании религии как важнейшего фактора социокультурной интеграции. Так, М. Вебер стал создателем новой науки — социологии религии, которую П. Сорокин отождествлял с социологией культуры. Определяющую роль в мировой истории Вебер отдавал духовно -религиозным факторам. С культурологической точки зрения самыми известными стали две работы М. Вебе-ра — «Протестантская этика и дух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий». Сложившиеся у народов религиозно-этические нормы, считает Вебер, непосредственно влияют на экономическую жизнь их стран. Например, пуританская специфика повлияла на успехи раннего капитализма в англосаксонских странах Севера Европы и США, а католицизм романского юга Европы и Латинской Америки обусловил относительную отсталость их экономики. Ведь протестантская этика, по Веберу, особенно в ее пуританской разновидности, предъявляла к верующим, прежде всего, довольно «мирские» требования: трудолюбие, бережливость, честность, деловитость, расчет-ливостьи скромность в поведении и потреблении. Эти качества, по мнению М. Вебера, и способствовали формированию «духа» капитализма. Именно рационализм, прагматический расчет, отказ от «идеалистического» понимания жизни характеризовал экономическую и духовную жизнь Западной Европы и Северной Америки в отличие от других регионов мира. М. Вебер доказал взаимообусловленность религии и экономики и на примере других мировых конфессий — индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма и др. Э. Дюркгейм считал государство умом, а религию — коллективной душой общества. Он искал истоки религии в самом факте формирования социальной среды, а не в преклонении перед природными силами. Тем самым он подчеркивал, что человек — существо двойственное: с одной стороны, биологическое, а с другой — социальное. Религия, по Дюркгейму, — это совокупность символов, на основе которых происходят обще- ственная интеграция, зарождение культуры и передача из поколения в поколение ее ценностей. В своей наиболее известной работе «Элементарные формы религиозной жизни» он показывает всеобъемлющее влияние религии на формирование человеческих общностей на примере австралийских тотемических культур. Основную социальную функцию религии французский социолог видел в пробуждении человеческой солидарности и выдвижении идеалов, ценностей и норм, стимулирующих общественное развитие. Таким образом, религия становится основным культурообра-зующим фактором. Концепция игровой культуры Особое место в культурологии занимает концепция игровой культуры. Западноевропейских ученых, основателей этой концепции, вряд ли можно отнести к какой-либо из названных культурологических школ. В_то же время по своему значению в развитии культурологической мысли данная концепция занимает не мень- шее место, чем культурологическая школа. Теоретики концепции игровой культуры создают различные игровые модели в поисках альтернатив позднебуржу-азной культуре. Начало таким поискам положили: Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе, Йохан Хейзинга (1872 — 1945), голландский ученый, выдвинул тезис об игровом характере культуры в противовес тезису о трудовом характере культуры. То есть культура человеческого общества начала развиваться не тогда, когда человек научился трудиться, а тогда, когда он стал играть. Игра старше труда. Игра предшествует культуре, игра творит культуру. Его знаменитая работа носит название: «Homo ludens» («Человек играющий»)8. Человек играющий выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности, как и человек созидающий (Homo faber). Игра издревле заполняет жизнь человека. Поэтому игра в концепции Хейзинги— культурно-историческая универсалия. Культ представлял собой священную игру. Музыка и танец родились из игры. Поэзия ожила благодаря игровым формам. Право выделилось из обычаев социальной игры. Улаживание споров с помощью оружия также имело игровые формы, т. к. соблюдались правила и условности боя. Хейзинга писал, что культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре. С XVIII столетия происходит, по мнению Й. Хейзинги, вытеснение игры. К XIX в. игра сходит на нет, и духом общества завладевает трезвое, прозаическое понятие пользы. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре и идолом. А это говорит об увядании культуры. Таким образом, Хейзинга является представителем пессимистического взгляда на развитие культуры. Он считает, что позднебуржуазная культура теряет игровую традицию, в результате чего происходит разрушение культуры, все далее уходящей от своих истоков. То, что в современном мире осталось от игровой деятельности человека, представляет суррогат игры. Таким суррогатом игры Хейзинга считает спорт. Причем он отличает его от спортивных игр Античности, где состязания облагораживали дух человеческого сообщества, являя собой единение физического и ду- 8 Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992.
ховного совершенства. Современный спорт превратился в научно-технически организованный азарт. Осталась только физическая сторона. К тому же в современных спортивных играх больше зрителей, нежели участников, а по мнению Хейзинги, культурная игра должна быть общедоступной. То же самое он говорит и об искусстве. Масса людей потребляет искусство, но не считает его необходимой частью своей жизни и тем более не творит его сама. Поэтому искусство утратило духовное напряжение культурной игры. Суррогат игровой деятельности современной жизни Хейзинга видит в банальных развлечениях, жажде грубых сенсаций, тяге к массовым зрелищам, которые в отличие от древних насыщены грубостью и жестокостью. Для определения суррогата игровой деятельности Хейзинга вводит понятие «пуелиризм». В основе этого понятия — путаница игры и серьезного, соединение наивности и неоправданной ребячливости. Современный человек несерьезно относится к работе, долгу, самой жизни, а игровую деятельность воспринимает излишне серьезно. Так, политические речи ведущих лидеров современности Хейзинга называет злым озорничанием. Поэтому упадок культуры Хейзинга видит в ее пуелиризации, причем роковую роль в этом явлении сыграло вступление полуграмотной массы в духовное общение. Также, считает Хейзинга, культурный распад определяется давящей ролью авторитарных массовых государств. Таким образом, ученый не считает развитие цивилизации гибельным для культуры (как у О. Шпенглера, А. Вебера и др.). Он проводит знак равенства между культурой и цивилизацией, считая, что термин «культура» используется немецкими философами и культурологами, а термин «цивилизация» — франко- и англоязычными учеными. На самом же деле эти два понятия являются синонимами. Характеризуя понятие культуры, он выдвигает три принципа: равновесие духовных и материальных ценностей; наличие общего идеала или некоего стремления; определенное отношение к природе (чаще всего как господство человека над природой). Возможность преобразования культуры Хейзинга видит в необходимости возрождения первозданной игровой природы в культурном сознании человечества. Игровая альтернатива духовному кризису современности определяется такими понятиями, как закон, порядок, порядочность, честь, благородство, бескорыстие, душевное равновесие, гармония, коллективность. Но не всякая игра может быть культурообразующим фактором. Подлинная культура требует «благородной игры», она пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость, красота и изящество. Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955), испанский философ, создатель учения рационализма, также разрабатывал тему игры в своих концепциях. Он тоже говорит об упадке современной культуры и видит этот упадок в кризисе личности в условиях «массового общества». Истинная культура, по мнению Ортеги, противостоит массовой культуре, противостоит науке, т. к. идеи науки составляют знания, а идеи культуры — это сама жизнь человека. Жизнь человека не подвластна разуму, в ней много интуитивного и иррационального. Индивидуальная жизнь автономна и не подчинена обществу. Общественные действия, в которые вовлечен современный человек, составляют псевдожизнь. Она характерна для периода массового общества и его культуры. Человек этого общества зависит от коллектива, стремится «быть как все». Этот массовый человек создан техникой и цивилизацией. Свои идеи Ортега коротко выразил в книге «Дегуманизация искусства», также разрабатывал их в «Медитации о Дон-Кихоте» и «Теме нашего времени». Путь спасения культуры ученый видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты. Поэтому Ортегу-и-Гассета называют теоретиком элиты. Элита — особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры в отличие от народа, или массы, являющейся «косной материей исторического процесса». Жизнь элиты сосредоточена в сфере игровой деятельности, которая противопоставляется обыденности и утилитаризму массового бытия. Причем игра может иметь и трагический, и спортивно-праздничный оттенки. Трагический — у последователей героя Сервантеса, избранников, не берущих в расчет необходимость и сопротивляющихся привычному и общепринятому; спортивно-праздничный — у представителей и создателей нового искусст-
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.013 с.) |