Оценка функционального состояния занимающихся физической культурой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка функционального состояния занимающихся физической культурой



Оценка функционального состояния занимающихся физической культурой

 

Понятие о функциональном состоянии и физической нагрузке, основные характеристики нагрузки

В.И. Медведев предложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности».

Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

– состояния нормальной жизнедеятельности;

– патологические состояния;

– пограничные состояния.

 

Физическая подготовленность — процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Функциональная подготовленность — результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.

Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Доза нагрузки это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.

Дозировать нагрузку значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н.Платонов, 1987).

Соревновательная нагрузка – это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели – частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся.

Интенсивность физических нагрузок. Классификация интенсивности нагрузок

Классификация интенсивности нагрузок

Зона Интенсивность ЧСС
интенсивности нагрузки (уд/мин)
I Низкая До 130
II Средняя 131-150
III Большая 151-180
IV Высокая 180 и выше
V Максимальная Надкритическая
    мощность

 

ЧСС - как показатель реакции организма на физическую нагрузку

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Обычно ЧСС измеряется сразу после выполнения упражнения или во время остановки и подсчитывается в течение 10 секунд, после чего полученную сумму умножают на 6 и определяют ЧСС за 1 минуту. Если задание длительное, то для контроля за поддержанием интенсивности нагрузки ЧСС подсчитывается несколько раз.

 


 

При оценке ЧСС необходимо учитывать самочувствие и возраст учащихся.

Средняя ЧСС в состоянии покоя


Внешние признаки утомления

Признаки Небольшое утомление Значительное утомление Резкое утомление
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая Резкая
Дыхание Учащенное Учащенное, поверхностное Очень учащенное дыхание
Движения Бодрое выполнение упражнения Неуверенное выполнение упражнения Проявление нескординированных движений и действий
Общий вид, ощущения Обычный Усталое выражение лица, небольшая сутулость Изможденное выражение лица, сильная сутулость, апатия, учащенное сердцебиение, головная боль, тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внимание Четкое, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при смене вида упражнения Замедленное, неправильное выполнение команд
Пульс (уд/мин) 110-150 160-180 180-200 и выше

Учитель физической культуры контролирует нагрузку на уроке по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.


Наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Так при передвижении на лыжах на занятиях лыжной подготовкой в условиях уроков ФК или пришкольной секции ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на уроке.

На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показатель может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен снижаться до 110-120 уд/мин. Помимо этого, всегда следует сопоставлять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью [Артеменко, М.В. Основы техники и обучение способам передвижения на лыжах / М.В. Артеменко, В.К. Кузнецов: -М.: МГАФК, 2010. — 154 c.].


На уроках ФК необходимо придерживаться следующих рекомендаций (по ФГОС):

1. Обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

2.Планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);

3. Обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120–130 уд./мин., с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140–150 уд./мин.

В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока. Решающим условием обеспечения оптимального оздоровительного эффекта при использовании физических упражнений является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Уровень

«отлично»: 0-2,8

«хорошо»: 3-6

«удовл.»:6-8

«плохо»:свыше8.

Р2 за первые 15 сек. 1-ой мин. восстановления Р3 за последние 15 сек. 1-ой мин. восстановления
1 63 108 84 5,9 хорошо
2 72 112 68 4,6 хорошо
3 60 100 68 3,8 хорошо
4 68 100 72 3,4 хорошо
5 58 96 68 3,6 хорошо
6 63 112 72 5,1 хорошо
7 66 100 76 4,7 хорошо

 

Вывод: Результаты пробы дают возможность определить резервные функциональные возможности сердца. При этом учитывается исходный уровень частоты сердечных сокращений, которая свидетельствует об экономности работы сердца в состоянии покоя. Частота пульса сразу после нагрузки – дает характеристику адаптационной способности сердца к физической нагрузке, а его частота в конце первой минуты – о скорости восстановительных процессов сердечно-сосудистой системы после нагрузки.

Оценка реакции организма на дозированную нагрузку в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется по показателям ЧСС (пульс), артериального давления, дыхания, жизненной емкости легких (спирометрия), мышечной силы, массы тела, а также по результатам в контрольных упражнениях (тестах).

Важным показателем является быстрота восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки.

Если частоту пульса, зафиксированную в первые 10 с. после нагрузки, принять за 100%, то хорошей реакцией восстановления считается снижение пульса через 1 мин на 20%, через 3 мин – на 30%, через 5 мин – на 50%, а через 10 мин – на 70– 75% от этого наивысшего пульса.

 

Основной целью урока физической культуры, а также оздоровительной тренировки  является увеличение работоспособности сердца и системы  кровообращения. Поскольку сердце – самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается.

Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.

По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца.

Средние показатели пульса в покое у обучающихся школьного возраста:

Возраст, лет

Величина ЧСС, уд/мин

Максимальная Индикаторная 20-29 195 170 30-39 185 160 40-49 175 150 50-59 165 145 > 60 155 130

В.И. Медведев предложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности».

Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

– состояния нормальной жизнедеятельности;

– патологические состояния;

– пограничные состояния.

 

Физическая подготовленность — процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Функциональная подготовленность — результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

По субъективным ощущениям.

В современном мире прослеживается тенденция к деселерации, выражается в утоньчении скелета (больше астеников), уменьшение мышечной массы (силы), уменьшение роста, уменьшении внешних гендерных различий. Прослеживается рост скоростных качеств и гибкости.

 


Зоны интенсивности Преимущественное энергообеспечение (субстраты) Соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения, % Потребление кислорода, в% от МПК Пограничная скорость передвижения или мощность работы ЧСС во время работы Концентрация лактата во время работы, ммоль/л Вовлечение мышечных волокон Эффективное время работы
1. Аэробная восстановительная     Жиры (50% и более), гликоген, глюкоза крови 100:0   40-70   Аэробного порога   140±10   2-2,5   ММВ   Исходя из задач тренировки    
2.Аэробная развивающая Гликоген, жиры, глюкоза крови 95:5     60-90     Анаэробного порога     170±10     2,5-4 (до 4,5)     ММВ, БМВ.     До 3–4 ч    
3.Смешанная аэробно-анаэробная (а, б)" Гликоген, жиры, глюкоза 90:10 85:15 80-90 85-100 Соответственно МПК 180±10 4-6,5 6,5-10 ММВ, БМВ, ММВ, БМВ", БМВд ' 0,5-2 ч 10–30 мин
4.Анаэробная гликотическая (а, б, в)** Гликоген 70:30 40:60 20:80 95-100 85-95 75-90 Свыше 180 8-15 10-18 14-20 (до 25) ММВ, БМВ, БМВ, 5–10 мин* 2–5 мин* До 2 мин*
5.Анаэробная алактатная Креатин-фосфат, АТФ, гликоген 5:95 Минимальное Максимальная Не информативна Не информативна ММВ, БМВ, БМВд До 10-15* с

Внешние признаки утомления

Признаки Небольшое утомление Значительное утомление Резкое утомление
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая Резкая
Дыхание Учащенное Учащенное, поверхностное Очень учащенное дыхание
Движения Бодрое выполнение упражнения Неуверенное выполнение упражнения Проявление нескординированных движений и действий
Общий вид, ощущения Обычный Усталое выражение лица, небольшая сутулость Изможденное выражение лица, сильная сутулость, апатия, учащенное сердцебиение, головная боль, тошнота, рвота
  Мимика   Спокойная   Напряженная   Искаженная
    Внимание   Четкое, безошибочное выполнение указаний   Неточность в выполнении команд, ошибки при смене вида упражнения   Замедленное, неправильное выполнение команд
Пульс (уд/мин) 110-150 160-180 180-200 и выше

 


 

Индекс Руфье

(Р2-70)+(Р3-Р1)

10

 


6-8

 «плохо»: свыше 8.

Р2 за первые 15 сек. 1-ой мин. восстановления Р3 за последние 15 сек. 1-ой мин.восстановления                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________


 


Рис.1. Пульсограмма

Анализ и выводы:

Интенсивность нагрузки, подбор учебного материала соответствует/ не соответствует физическому состоянию детей данного возраста.

Пульсограмма (рис.1.) (кривая распределения интенсивности нагрузки) имеет традиционный /нетрадиционный вид для физически подготовленных учениковдостигается довольно высокий уровень нагрузки уже к концу подготовительной части урока (за счет интенсивной разминки); затем нагрузка несколько снижается (с целью создания оптимального состояния организма учащегося перед предстоящей основной тренировочной работой); вторично увеличивается к концу основной части занятия (за счет работы над развитием физических качеств); а затем быстро снижается в заключительной части урока. Обычно получается так называемый седлообразный характер кривой распределения физической нагрузки.

На графике видно, как с начала занятия идет постепенное увеличение нагрузки (до ____ уд/мин) за счет_______________________________________________упражнений. Так как проводились _________________________________________упражнения на месте без предметов / с предметами, интенсивность нагрузки снизилась / увеличилась до _____ уд/мин. Далее, в основной части, идет постепенное повышение / снижение ЧСС за счет выполнения __________________________ упражнений до _____ уд/мин. При выполнении ______________________________________________________________до _____ уд/мин. При выполнении ___________________________________________________, где большое значение играет ____________________ (эмоциональный или указать другие факторы) фактор, интенсивность нагрузки достигает максимальных величин до ______ уд/мин.

В заключительной части урока идет равномерное плавное снижение ЧСС до ____ уд/мин за счет снижения нагрузки. К концу занятия пульс воспитанника составлял _______уд/мин. Через 10 мин. После окончания урока пульс составил____ уд/мин. Учитывая темпы падения ЧСС, можно сделать вывод__: что организм школьника ______восстановился до исходного состояния, это является показателем его_____________,или__________________________________________________________

 Пульсометрию проводил _____________________ _____________________

 

Вопросы и задания к теме

Определите интенсивность нагрузки и охарактеризуйте зону интенсивности в каждом случае по следующим внешним признакам и ЧСС:

1. Илья, 8 лет: небольшое покраснение кожи, большая потливость, учащенное дыхание, неуверенное выполнение упражнения, мимика напряженная, ошибки при смене вида упражнения, пульс 150.

2. Максим, 14 лет: значительное покраснение кожи, поверхностное, учащенное дыхание, небольшая потливость, неуверенное выполнение упражнения, сутулость, усталое выражение лица, мимика напряженная, ошибки при смене вида упражнения, пульс 180.

3. Алмаз, 10 лет: небольшое покраснение кожи, учащенное дыхание, напряженное выражение лица, четкое и безошибочное выполнение упражнений, пульс 125.

4. Степан, 12 лет: побледнение кожи, резкая потливость, учащенное дыхание, нескоординированные движения, сильная сутулость, апатия, искаженная мимика, неправильное выполнение команд, пульс 196.

5. Андрей, 16 лет: небольшое покраснение кожи, учащенное дыхание, четкое, безошибочное выполнение указаний и упражнений, пульс 162.

6. Ринат, 16 лет: небольшое покраснение кожи, большая потливость, учащенное дыхание, неуверенное выполнение упражнения, мимика напряженная, ошибки при смене вида упражнения, пульс 129.

 


Тест PWC 170 (физическая работоспособность)

С ущность теста PWC 170 (от английского Phisicsl Working Capacity - "физическая работоспособность") заключается в определении мощности стандартной нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 170 ударов в минуту.

Наряду с тестом PWC 170 проводятся также идентичные тесты с коррекцией на возрастное снижение возможностей кардиореспираторной системы. Искомая величина физической работоспособности, при изменяющейся с возрастом ЧСС, определяется по формуле что и PWC 170, но с учетом возрастных ограничений предельно допустимых значений ЧСС:

PWC 170 = W1+(W2-W1) (170-ЧСС1) \ (ЧСС2-ЧСС1).....(1)

Эти значения ЧСС можно рассчитать по формулам:

[220 - возраст]............(2)

[220 - возраст] х 0,87.....(3)

или определить по данным следующей таблицы:

Возраст, лет

Величина ЧСС, уд/мин

Максимальная Индикаторная 20-29 195 170 30-39 185 160 40-49 175 150 50-59 165 145 > 60 155 130

Методика проведения теста PWC 170 имеет много модификаций. Для самостоятельного применения лучше всего использовать его степэргометрический вариант (существуют также велоэргометрический, беговой и другие варианты теста). При этом испытуемому предлагается выполнить две нагрузки умеренной интенсивности: восхождение на ступеньки разной высоты - от 20 до 50 см. Каждая нагрузка выполняется по 5 минут с определенной частотой восхождений на ступеньку (например, 30 раз в минуту) с 3-минутным интервалом отдыха и без предварительной разминки.

У испытуемого, в состоянии относительного покоя и в положении сидя, определяется для контроля исходная ЧСС, затем он в течение 5-ти минут выполняет первую нагрузку. В последние 30 секунд работы с помощью электрокардиографа, или за 10-15 секунд сразу после нагрузки, пальпаторно подсчитывается ЧСС1. После отдыха выполняется вторая, более высокая, нагрузка, и аналогичным путем подсчитывается ЧСС2. Величины ЧСС должны определяться как можно точнее.

Показатель работоспособности расчитывается по той же формуле (1):

PWC 170 = W1+(W2-W1) (170-ЧСС1) \ (ЧСС2-ЧСС1)

Мощность первой (W1) и второй (W2) нагрузки при восхождении на ступеньки определяется по формуле:

W = PHT X 1.3,

где W - мощность работы, кг.м/мин;

P - масса испытуемого, кг;

H - высота ступеньки, м;

T - число подъемов (восхождений на ступеньку) в минуту;

1.3 - расчетный коэффициент.

Полученные абсолютные значения физической работоспособности (в кгм/мин) не учитывают особенностей физического развития людей. Известно, что уровень физической работоспособности зависит не только от тренированности, но и от таких факторов, как пол, возраст, размеры тела, наследственность, состояние здоровья и т. д. Поэтому для того. чтобы можно было сравнивать уровень физической работоспособности у людей не только различного возраста и пола, но и с различной массой тела, расчитывают относительные величины PWC AF на 1 кг массы тела (в кгм/мин кг). Для этого полученное по формуле (1) абсолютное значение показателя физической работоспособности необходимо разделить на значение показателя веса тела (в кг).

 

Оценка физической работоспособности у людей различного возраста и пола (обобщенные данные)

Мужчины

Баллы

Физическая работоспособность (в кгм/мин Х кг) в зависимости от возраста (лет)

20-29 30-39 40-49 50-59 60 и более 5 > 16.6 > 15.8 > 15.0 > 14.1 > 13.6 4 15.6 - 16.5 14.8 - 13.5 14.1 - 14.9 13.3 - 14.0 12.9 - 13.5 3 14.2 - 15.2 13.4 - 12.6 12.6 - 14.0 11.9 - 13.2 10.2 - 12.8 2 13.3 - 14.1 12.5 - 11.3 11.7 - 12.5 10.9 - 11.8 9.1 - 10.1 1 < 13.2 < 12.4 < 11.6 < 10.8 < 9.0

 

Женщины

Баллы

Физическая работоспособность (в кгм/мин Х кг) в зависимости от возраста (лет)

20-29 30-39 40-49 50-59 60 и более 5 > 13.4 > 12.7 > 12.1 > 11.2 > 10.2 4 12.4 - 13.3 11.8 - 12.6 11.2 - 12.0 10.4 - 11.1 9.3 - 10.1 3 11.1 - 1.9 10.8 - 11.7 9.8 - 11.1 8.6 - 10.3 7.5 - 9.2 2 10.0 - 11.0 9.5 - 10.6 8.7 - 9.7 7.5 - 8.5 6.4 - 7.4 1 < 9.9 < 9.4 < 8.6 < 7.4 < 6.3

Оценка функционального состояния занимающихся физической культурой

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.072 с.)