Как метод тренинговой исследовательской работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как метод тренинговой исследовательской работы



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

М.М. Елфимова

Балинтовская группа

Как метод тренинговой исследовательской работы

Учебно-методическое пособие

Оренбург 2019

УДК

ББК

 

 

Автор-составитель:

М.М. Елфимова

 

Рецензенты:   Цариценцева О.П., канд. психол. наук, доцент;
  Самсоненко Л.С., канд. психол. наук, доцент.

 

 

Ч 60   Балинтовская группа как метод тренинговой исследовательской работы: учебно-методическое пособие / М.М. Елфимова; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Экспресс-печать». – Оренбург, 2019. – 75 с.

ISBN

 

Решение практических задач социальной практики должно опираться на понимание и применение основных психологических закономерностей личностно-профессионального развития человека. Данный курс знакомит слушателей программы с основной идеей, методологическими основаниями, принципах, и методическими аспектами технологии балинтовской группы. На сегодняшний день данный вариант групповой супервизии является одним из эффективных методов работы с «профессиональным выгоранием».

Пособие содержит учебно-методические материалы для студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (дисциплина «Балинтовские группы педагогов-психологов») очной и заочной формы обучения. Задания разработаны таким образом, чтобы обеспечить глубокое понимание методологических основ собственной профессиональной деятельности на основе идей и принципов балинтовской технологии, а также обеспечивают возможность проектировать на основе этого понимания психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного и социального пространства.

 

ISBN

 

УДК

ББК

 

© ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2019.

 

М.М. Елфимова

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА

КАК МЕТОД ТРЕНИНГОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие

Допущено Учебно-методическим советом

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 

 

отпечатано в типографии «Экспресс-печать»

ОГРНИП 310565817900152

Формат 60x84 1/8  Бумага офисная. Усл. печ. л. 5.

Тираж 500 экз. Заказ 127.

г. Оренбург. ул. Пролетарская, 30.

Тел. (3532) 25-20-02, (3532) 23-58-41

e-mail: express_press@mail.ru

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

Раздел I 7

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 7

Раздел II 18

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЫ.. 18

Раздел III 31

БАЛИНТОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. 31

Литература. 74

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Что происходит между людьми, включёнными во взаимодействие, как возникающее отношение оказывает влияние на обоих коммуникативных партнеров? Вопрос напрямую имеющий отношение к коммуникациям разного типа: «врач – пациент», «психолог – клиент», «учитель – учащийся», «учитель – родитель». Длительность такой коммуникации часто приводит к утрате чувствительности к осознаваемым и, что особенно важно, неосознаваемым эмоциональным реакциям в процессе общения с Другим. В связи с этим, потребность в анализе и улучшении этих отношений, особенно в случае коммуникативных проблем, не требует дополнительного обоснования. Привлечение для психологического сопровождения специалистов (педагогов-психологов, учителей, воспитателей и др.) балинтовской супервизии как формы работы, направленной на анализ конкретных случаев из социальной и образовательной практики, исследованием воздействия возникающих отношений на профессиональную коммуникацию, ставят перед психологом задачу отстраивания понимания методологии, принципов, технологии проведения балинтовской супервизии. Подводит к необходимости уточнения, каким образом необходимо структурировать работу балинтовского ведущего, чтобы за представленной докладчиком историей участники группы увидели сложную «ткань переживаний», обнаружили своего рода «точку входа в историю», оказались вовлечёнными в эмпатическое расследование.

В результате освоения дисциплины «Балинтовские группы педагогов-психологов» обучающийся должен:

Владеть:

– общей стратегией применения технологии балинтовской группы в работе педагога-психолога, ориентированной на решение проблем межличностных отношений в профессиональной коммуникации;

– основными техниками ведения балинтовской группы, приемами работы с целью организации эффективных взаимодействий;

– навыками рефлексии индивидуального опыта групповой работы балинтовской группы.

Уметь:

– проявлять сопряженность собственных профессиональных интересов с потребностями образовательного учреждения и общества;

– определять задачи работы балинтовской группы, организовывать и проводить балинтовскую группу;

– проводить оценку (рефлексию) эффективности и совершенствования работы балинтовской группы.

Знать:

– о методологических основаниях балинтовской технологии, закономерностях и феноменах групповой работы, основных этапах и приёмах проведения балинтовской группы;

– этические нормы и принципы организации и проведения балинтовской супервизии.

Структура предлагаемого учебно-методического пособия соответствует программе курса «Балинтовские группы педагогов-психологов» и представлена следующими разделами:

- Введение;

- Раздел I. «Балинтовская группа: теоретико-методологические основания»;

- Раздел II. «Методические аспекты ведения балинтовской группы»;

- Раздел III. «Балинтовское движение как альтернатива в решении профессиональных задач»;

- Литература.

Все задания, предлагаемые в пособии, дифференцированы и представлены четырьмя типами:

• аналитическое задание – предполагает обращение к теоретическим выкладкам, ход интерпретации которых студент сопровождает собственными комментариями, проводит обобщение, или уточняет собственное понимание через предлагаемую цепочку вопросов;

• проектное задание – это задание, ориентировано на решение практической проблемы, по форме и содержанию приближено к «реальной» ситуации, подразумевает осуществление студентом поисковой деятельности и формирование, таким образом, навыков самостоятельного планирования видения применения возможных способов действия, средств и приемов;

• проектно-аналитическое задание – сложный вопрос, проблема, требующая исследования ситуации и варианта её разрешения, и для которого студенту необходимо первоначально выделить основания, сформулировать принципы работы, составления план действий; предполагает формирование навыков самостоятельного планирования и проведения консультативной, коррекционно-развивающей работы;

• практикум – предполагает расширение ранее полученных знаний с помощью выполнения студентами определенных алгоритмов действий (диагностических, консультативных), ориентировано на формирование навыков обработки и интерпретации полученных результатов.

Выполнение каждого задания предваряется указанием:

• цели выполнения предлагаемого задания;

• описания содержания работы;

• материалы к работе.

Приведённые в учебно-методическом пособии задания могут использоваться как на лекционных, так и практических занятиях по курсу, а также предложены студентам в рамках самостоятельной работы.

Раздел I

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА:

Раздел II

Раздел III

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Балинтовские группы – эффективный инструмент профессионального развития врачей [7]

В.А. Винокур (доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова (Санкт-Петербург), президент Балинтовской Ассоциации, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации IBF)

 

Балинтовские группы, названные так по имени известного венгерского, впоследствии – английского, психоаналитика Майкла Балинта (Michael Balint, 1896–1970),возникли из семинаров для врачей, которые он проводил в Лондоне с 1950–х гг., с самого начала ориентируя свою работу не только на повышение эффективности работы врачей, прежде всего за счет улучшения их коммуникации с пациентами, но и на сохранение психического и физического здоровья самих врачей. «Наиболее часто применяемое в медицинской практике лекарство – сам врач. …Это предполагает, что, как и в случае применения любого другого лекарства, необходимо тщательно взвесить показания к назначению такого лечебного «средства», как врач, его дозы, ограничения в применении, наиболее удобные способы приема и даже возможные побочные эффекты» (M.Balint, 1957). За последние годы идеи М.Балинта, cтруктурирующие работу группы, получили существенное развитие, но некоторые принципиальные положения, связанные с технологией проведения балинтовских групп, остаются неизменными. Например, это относится к тому, что в обсуждении представляемых в группе случаев из врачебной практики акцент делается не на клиническом анализе, поскольку, по определению, «Балинтовская группа не для решений», а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений врача с пациентом в рамках обсуждаемого случая, его реакциях на различные особенности этой ситуации. Последнее следует отнести к безусловным достоинствам балинтовской технологии, поскольку позволяет такой группе в своей работе успешно избегать борьбы, конфронтаций и многих других проблем, возникающих в группах, ориентированных на формальное решение. Например, балинтовская группа избегает развития такого хорошо известного в социальной психологии феномена, как «давление к среднему» (усреднения группового мнения в качестве решения после состоявшейся групповой дискуссии). Правило «Балинтовская группа – не для решений» предполагает не просто ограничение, а исключение советов в любом виде, какими бы мотивами они не объяснялись. Вполне естественно, что когда врачи испытывают трудности в решении определенной профессиональной проблемы, они обращаются к коллегам за советом, а тем, как и большинству людей, нравится чувствовать себя более компетентными и знающими, поэтому они охотно дают советы, нередко – с плохо скрытой критикой. Обратим внимание на то, что при обсуждении случая в группе ее участники принимают решения о том, как лучше, с их точки зрения, проводить лечение пациента, которого, кроме «заказчика», никто из них не видел, но при этом каждый всерьез считает, что понимает проблему лучше, чем тот врач, который провел с пациентом не один день. Поэтому они так легко впадают в опасность раздачи советов и рекомендаций, нередко считая себя просто компетентнее и мудрее, заодно получая возможность почувствовать свое превосходство и посостязаться с другими участниками группы за звание «самого умного». В этих случаях представляется абсолютно оправданной настороженность в отношении готовности некоторых врачей предлагать простые ответы на сложные вопросы медицинской практики. Вряд ли специалист может быть достаточно ответственным, когда предлагает решение априорно недостаточно ясной и поэтому нелегкой для решения ситуации взаимодействия с пациентом, которого он не знает. Этому хорошо соответствует замечание Карла Юнга: «Совет – это сомнительное лекарство, но, к счастью, не особенно опасное из-за его малой эффективности». Балинтовская группа помогает ее участникам ответить на вопрос, почему в общении с пациентами многие врачи часто игнорируют, вытесняют, подавляют в себе то, что они по разным причинам не в состоянии осознать в переживаниях, мотивах, ожиданиях, психологических защитах пациента, так же, как и своих собственных, связанных с разнообразными контрпереносами в отношении пациента. «Врач должен открыть в самом себе способность выслушивать у своих больных то, что им вряд ли всегда удается выразить словами, и поэтому он должен начинать с того, чтобы послушать такую речь у себя самого» (M. Balint, 1955). Это, по мнению Балинта, благоприятно влияет на формирование терапевтического сотрудничества между врачом и пациентом. Группа помогает врачу создать и свою внутреннюю коммуникацию, научая его четче определять характер своих ролей, особенно неформальных и нередко противоречащих конвенциональной роли врача (например, строгого Родителя), эмоциональных переживаний и связанных с ними психологических защит. Очень часто чувства, которые врач выражает в группе, соответствуют тем чувствам, которые ранее, во время консультации, ему выражал пациент. Это явилось продуктивным продолжением представления о том, что «…Ни один врач не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутренние сопротивления…» (З. Фрейд, 1910). Впоследствии Merton Gill дополнил это представление, отметив, что врач может отрицать, что он эмоционально негативно реагирует на пациента, но избежать такой неосознаваемой реакции ему не удастся. Поэтому врач, не осознающий сложной психологической и социальной природы ситуации профессионального взаимодействия, находится в тисках двойной иллюзии: о самом себе, как о «чистом экране», и о наивности своего пациента, который, по мнению врача, не замечает его эмоциональных реакций. Эта иллюзия не может не отражаться на эффективности коммуникации врача с пациентом, поэтому, чтобы понять чужие чувства и мотивы, врачу необходимо одновременно с их анализом лучше понять самого себя и увидеть нечто похожее в самом себе. Эта идея, реализующаяся в балинтовской группе, хорошо согласуется с тем, что более глубокое осознание человеком самого себя составляет основу любых корректных и доброжелательных отношений. Прогресс в процессе формирования таких отношений протекает циклично и к профессиональной деятельности врача это имеет прямое отношение:

• знания о себе активно помогают ему

• поддерживать уверенную, продуктивную и успешную профессиональную

• коммуникацию, а она в свою очередь

• является хорошим средством поддержания самооценки и уверенности в себе.

В системе подготовки врачей в европейских странах уже много лет акцент делается на изучении различных аспектов коммуникации с пациентами, компетентность в которой рассматривается как один из важнейших показателей профессионализма врачей. Проведенный опрос 1593 британских врачей (P. Shoenberg, 2005) показал, что самым важным в процессе обучения ими признано освоение навыков конструктивного взаимодействия с пациентами.

Группа успешно помогает врачу лучше понять своего пациента, который заслуживает небольшого пространства или «помещения» во внутреннем мире врача, в котором он стремится найти понимание и поддержку. Важнейшим аспектом в «идеологии» и, соответственно, технологии работы балинтовской группы является выражение эмпатии и поддержки друг другу, которые тесно связаны с атмосферой эмоциональной безопасности в процессе обсуждения представляемых случаев из практики участников. Процесс обсуждения в группе, который «запускается» свободно структурированным сообщением одного из участников группы с определенным запросом и который вызывает определенное эмоциональное вовлечение других участников, позволяет сделать более отчетливыми различные грани обсуждаемой ситуации нелегкого и напряженного, поскольку не во всем ясного взаимодействия в данных условиях у данного врача с данным пациентом в решении данной проблемы. Возникает новая картина этой коммуникации и новое представление о ее главных участниках, появляется новая мозаика, составленная из отдельных «камешков» (идей, ассоциаций и чувств участников группы). Можно использовать обратную аналогию и сравнить этот процесс с лучом света, проходящим сквозь стеклянную призму и распадающимся в результате на целую гамму цветов. Когда человек рассказывает нечто важное для себя не одному, пусть даже внимательному, слушателю, а сразу нескольким коллегам по работе, составляющим балинтовскую группу, отраженное от них «эхо» его собственных слов и переживаний становится для него «громче» и отчетливее, а значит, более осознанным и понятным. Технология работы балинтовских групп предполагает соблюдение вполне четких и ясных границ, но вместе с тем предполагает и достаточную степень гибкости внутри них. Именно гибкое использование богатого потенциала этой методики делает ее одним из самых эффективных инструментов супервизии врачей. В ней очень успешно осуществляется идея Чарльза Уорнера о том, что «…одно из прекраснейших свойств нашей жизни – в том, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом самому себе». Во многих странах балинтовские группы стали активно использоваться в учебном процессе на различных этапах последипломного обучения психотерапевтов. Например, в США, Великобритании, Германии и др. странах балинтовские группы являются обязательной частью их подготовки в резидентуре (аналог клинической ординатуры в России). В СПбМАПО, в частности, на кафедре медицинской психологии, проведение балинтовских групп и обучение методике их ведения также стали одним из разделов программы всех учебных циклов усовершенствования врачей и клинических психологов. Включение этих групп в систему последипломной подготовки врачей-психотерапевтов в дальнейшем помогает им также значительно успешнее разрешать проблемы, связанные с хроническим профессиональным стрессом и «выгоранием». «Нелегко указать на кого-либо, кто стал бы несчастливым от того, что был невнимателен к происходящему в чужой душе. Но неизбежно будет несчастливым тот, кто не следит за движениями своей собственной души» (Марк Аврелий «Наедине с собой»). Как показывает многолетний мировой опыт, балинтовские группы позволяют успешно реализовать задачу, связанную с необходимостью превратить непрерывное профессиональное образование, в котором инициатором, исполнителем и проводником является преподаватель, наставник, супервизор при нередко очевидной пассивности самого слушателя, в непрерывное профессиональное развитие, в котором основное «действующее лицо» и исполнитель – сам врач. Это соответствует общемировой тенденции в подготовке и профессиональном усовершенствовании специалистов, работающих в здравоохранении и других помогающих профессиях.


 

Приложение 3

 

Совершенствование Балинтовской работы самой по себе*

А. Тренкель (доктор медицины, психиатр и психотерапевт FMH (Швейцария))

 

Теперь я хотел бы несколько более подробно обратиться к новой теме, к совершенствованию Балинтовской работы, причём я опять же особое внимание уделю традиционной Сильской неделе (обращаясь к её 20-летней истории). Речь будет идти о пути, на который мы там вступили, а также о последствиях и перспективах, открывшихся на таком пути.

Как уже было сказано во введении, в своё время Михаэль Балинт наделилил нас инструментом, с которым его коллеги обращались уже много лет, так что вначале нам пришлось навёрстывать упущенное время. С непрерывающейся помощью самого Балинта мы, по-видимому, довольно быстро овладели необходимым инструментарием. Но после смерти Балинта вначале у нас не оказалось достаточно сил для управления доверенным нам Балинтовским судном, чтобы достаточно надёжно держать правильный курс, не прибегая к искушения держаться поближе к какой-нибудь открытой для нас гавани. И только когда мы смогли почувствовать себя более уверенней, мы отважились приняться за серьёзную Балинтовскую работу, продолжая её там, где она была оставлена Балинтом. При этом каждый из команды руководителей ставил свои собственные акценты, хотя естественно никто из нас не предавал основную тему, открытый интерес к конкретным и специфическим отношениям между врачом и пациентом, как и не пытался заместить реальные отношения какими-либо конструкциями теоретического плана. Продолжить работу, не завершенную Балинтом, на наш взгляд означает, развивать и дальше его подход, который он созидал в своей последней исследовательской группе, а именно, прекратить наделять практических врачей адаптивными формами психотерапевтических методов (предварительно обкатанных в мастерской психиатра или психоаналитика). Как известно, все прежние попытки Балинта адаптировать уже имеющиеся техники так, чтобы их можно было безо всяких проблем включать в консультационную работу врачей-непсихиатров, оказались неудовлетворительными, почему и пришли к решению, сделать единственным рабочим психотерапевтическим средством феномены межличностных отношений, наблюдающиеся на встречах врача и пациента. Практически это означает, что как в группе, так и в кабинете приёма больных необходимо стараться сохранять открытую, свободную установку, которая бы «настраивалась» на любую информацию, получаемую от пациента, а ко всему этому одновременно необходимо пытаться повнимательнее воспринимать то, что возникает в самом лечащем враче, то есть мысли, ассоциации, чувства, ощущения, образы и фантазии. Необходимо пытаться, как можно больше отойти от привычной игры в вопросы и ответы, обращая вместо этого внимание на полную картину разворачивающихся взаимоотношений, и не только в вербальной области, но и в других психических измерениях, которые Балинт назвал «другим уровнем».

У меня нет никаких сомнений в том, что этот «другой уровень» межличностных взаимоотношений всегда существует там, где люди встречаются друг с другом, и что этот уровень сказывается всегда, даже если мы не обращаем на него внимания. С самого начала, находясь в лечебном кабинете, мы неизбежно находимся в поле другого уровня, так что никому не удастся ни ввести этот уровень во взаимоотношения врача и пациента, ни исключить. У нас существует только выбор, более или менее его воспринимать, и более или менее умело с ним обходиться, при чём это относится к любой медицинской специальности.

Если мы серьёзно отнесёмся к такому подходу, то тогда современный тренинг в форме Балинт-групп будет в основном направлен на то, чтобы осознаннее использовать свои собственные переживания в работе с пациентом для его лучшего понимания и для нахождения более адекватного ответа на его запрос. Искомая Балинтом «психотерапевтическая техника» для врачей-практиков оказывается тогда делом индивидуальным, и овладеть ею врач может только в Балинт-группе. Балинтовское разведение методов, «центрированных на пациенте» и традиционных методов, «центрированных на болезни», оказывается более значительным, чем думали раньше. Новая ориентация состоит не в простом смещении интереса на другой предмет, а, прежде всего в изменениях, происходящих в самом враче. Говоря другими словами: как только мы перестанем направлять всё наше внимание на «объекты», которые известны как болезни, а заинтересуемся миром переживаний пациента, то в тот же самый момент в игру вступят другие возможности познания, и совсем не те, которыми обладает не участвующий наблюдатель. Когда пациент начинает рассматриваться не только в качестве носителя болезни, врач перестаёт быть исключительно носителем знаний. Ему придётся сделать свою собственную личность профессиональным органом восприятия и научиться обращаться с ним соответствующим образом.

Это довольно значительная перестройка установок, возможная для врача-терапевта при участии в Балинт-группе. Речь идёт не о приобретении дополнительных знаний или овладении чёткой техникой ведения беседы, не о новом учении о болезнях, и не об общих правилах обращения с пациентом. Перестройка касается расширения и обострения возможностей врача, связанных с более надёжным использованием своих собственных антенн отношений, чтобы в результате этого научиться лучше обращаться с пациентом в возникающем поле межличностных отношений. Чем лучше такое удаётся, тем больше открывается специфическое пространство восприятия, которое позволяет открыться новому непривычному видению.

Это поле познания мы называем сегодня перспективой взаимоотношений и подразумеваем под ним межличностное, интерсубъективное «междуцарствие», которое переживается в форме разнообразных взаимодействий и которое может быть понято рационально лишь в отдельных своих аспектах. На мой взгляд, было бы слишком близоруким, рассматривать все происходящие в этом «междуцарствии» взаимодействия исключительно как «психические», или приравнивать нашу центрированную на пациенте установку профессиональному психологическому интересу. В психической области тоже можно отличать как центрированный на пациенте способ рассмотрения явлений, так и центрированный на болезни (напр. психиатрическая нозология, психоаналитическое учение о болезнях и т. д.), да и кто стал бы сомневаться, что в нашем теле могут переживаться значительные явления межличностных взаимоотношений.

Может показаться странным, и, тем не менее, работа с учётом перспективы межличностных взаимоотношений может приоткрывать специфические возможности для переживаний в теле. Michel Sapir в своё время опубликовал книгу, называющуюся «Soignant – Soigné: le corps à corps», в которой показал возможности понимания складывающихся взаимоотношений посредством телесной сферы, обращаясь специально к области общей терапии. Подход Sapir может помочь научить воспринимать взаимоотношения в качестве оригинального инструмента познания, а также позволяет нам критичнее относиться к обобщающим теоретическим выводам, и при необходимости ставить их под вопрос.

Перспектива взаимоотношений помогает немного размыть прежние ригидные, закоснелые, заученные представления, чтобы использовать их свободнее в работе с конкретным пациентом. Таким образом, мы приходим к своеобразному типу «целостности», которая возникает не в результате суммирования всем имеющихся знаний, а посредством обращения внимания на то, что Балинт назвал «другой уровень», а я пытаюсь сегодня представить как уровень межличностных переживаний. Включая соответствующие данные, все врачи (в том числе и специалисты) могут «целостно» работать в рамках своей специальности, не ставя под вопрос (или теряя) свою прежнюю профессиональную идентичность. Когда мы придерживаемся новой установки, становится ясно, что намного больше бед и страданий проявляется на языке тела, чем в незамаскированных психических проявлениях. Новым подходом существенно мешает овладеть традиционный образ человека, редуцированный до естественнонаучного объекта, и соответствующее понимание тела. Однако к счастью практику не нужно ждать пока традиционные науки о людях будут реформированы в соответствии с новейшими знаниями. Он может в любой момент начать более критично относиться к господствующим в медицине представлениям, и возможно ему даже удастся заметить, что практические знания в определённых важных областях отнюдь не всегда уступают сложившимся теоретическим концепциям. Таким образом, Балинт-группа приводит к определённому «ретушированию» профессиональной компетентности и самопознания практика. А ещё она позволяет существенно изменить широко распространённый образ ученика, навсегда и безнадёжно во всём уступающем учителю. Когда мы сможем воспринимать больного в его фактически-индивидуальном своеобразии, тогда изменится и образ врача. Мы знаем, что Балинт-группам в том виде, в котором они в течение двух десятилетий существуют и развиваются в Engadin, откуда Балинт-группы распространяются по всему миру, кое-где уже удалось существенно улучшить практику лечения. И как мы полагаем, Балинт-группы ещё далеко не утратили своей могучей силы.

 


 

Приложение 4

Таблица 1

 

Ролевые позиции

Доминирующая позиция со стороны специалиста 3, 10
Зависимая позиция со стороны специалиста 4, 7, 9, 13, 14
Равноправная позиция с обеих сторон 5

Характер контакта

Конструктивный контакт 6
Деструктивный контакт (сложность контакта, конфликт) 1, 2, 7, 8, 11, 12, 15

 

 

Параметры взаимоотношений

Балл за признак

Ролевые позиции

Доминирующая позиция со стороны специалиста Рдоминир

 

Зависимая позиция со стороны специалиста Рзависим

 

Равноправная позиция с обеих сторон Рравноправ

 

Характер контакта

Конструктивный контакт Рконструктивн

 

Деструктивный контакт (сложность контакта, конфликт) Рдеструктивн

 

Приложение 5

Приложение 6

Этапный процесс анализа случая в балинтовской группе ( фрагмент ) [8]

 

В.А. Винокур (доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова (Санкт-Петербург), президент Балинтовской Ассоциации, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации IBF)

 

<...> Работа балинтовской группы строится из нескольких следующих друг за другом этапов (или фаз). Целесообразно соблюдать их последовательность, поскольку они тесно связаны между собою, помня в то же время, что иногда порядок этих этапов может меняться и отдельные этапы в анализе конкретной истории и связанной с нею конкретной ситуацией анализа в конкретной группе могут проходиться не один раз. Б этом смысле представляется очень подходящей идея, предложенная Николо Макиавелли: «Ничто не верно само по себе, но все может быть верно, смотря по обстоятельствам», и дополненная впоследствии Дж. Лакофф (2004): «Вопрос не в том, существует ли реальность, а в том, существует ли единственно правильный во всех случаях способ ее описания».

Этап 1. Представление случая. Это занимает обычно несколько минут (по опыту работы – не более 10, но, как правило, меньше), в течение которых один из участников группы рассказывает историю своего взаимодействия с «нелегким» для него пациентом. Это происходит для него и для всех участников спонтанно, без предварительной подготовки, без представления записей, какой-либо профессиональной документации и т. д. Во время рассказа его не перебивают и ничего не уточняют. Форма рассказа и способ представления информации этим участником абсолютно свободны, группа выслушивает его внимательно и терпеливо, что уже само по себе снижает уровень его эмоционального напряжения и подкрепляет в нем ощущение эмпатии. После представления самой истории этот участник задает группе вопрос, являющийся, по сути, заказом на супервизию и направляющим ее в определенное русло. Этот вопрос обычно также задается в свободной форме и обычно направлен на прояснение в зоне «слепого пятна», связанного с анализируемой коммуникацией этого врача с этим пациентом, но этот вопрос, естественно, не может касаться решений представленного случая или личной психотерапии самого врача. В нашей работе в балинтовских группах мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда этот участник после представления своей истории не может (либо затрудняется) четко сформулировать свой запрос группе, чтобы сфокусировать направление супервизии, поскольку она, как и психотерапия, подчиняется правилу «Объем и глубина работы – по запросу». Если это случается, то также становится предметом внимания и анализа в группе, поскольку может означать «зеркальный» процесс и отражает то, что запрос пациента остался этому врачу в процессе работы также не вполне ясным. Достаточно часто прояснение того, что, возможно, хотел получить пациент в этой коммуникации, чего он мог ожидать от врача и как он это выражал, является достаточно важным элементом запроса на супервизию в балинтовской группе.

Этап 2. Вопросы к докладчику. Этот этап не обязателен, он факультативен, и его включение также отражает особенности контекста анализа данной истории. Достаточно часто мы в своих балинтовских группах этот этап пропускаем не только без всякого ущерба для глубины анализа представленной истории, но и с позитивным эффектом сохранения корректности балинтовской супервизии. Если этот этап тем не менее проводится, то в ходе него участники группы задают докладчику немногочисленные вопросы, направленные на получение дополнительной информации, некоторых упущенных в рассказе фактов, которые могут быть важными, например когда докладчик не упомянул возраст пациента, его профессию, семейное положение, продолжительность проводимой с ним психотерапии. Задаваемые вопросы не касаются клинической части представленной истории и обоснования диагноза и проводимой терапии. Вопросы типа «Каким образом этот пациент вынуждает тебя чувствовать такое огорчение (или раздражение...)?» на этом этапе докладчику не задаются, и их вообще можно перевести в высказывание на последующем этапе анализа, поскольку за вопросами в группе так или иначе стоят определенные представления и интерпретации. Как и у пациента в психотерапии, у докладчика в группе есть право оставить задаваемые ему вопросы без ответа. Количество вопросов регулируется и ограничивается ведущим и обычно не превышает 4-5. Об опасности неограниченного количества вопросов в балинтовской группе и ухода в своеобразную игру «вопрос – ответ» уже достаточно сказано выше. Обязанности задавать вопросы в балинтовской группе нет.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.051 с.)