Как метод тренинговой исследовательской работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как метод тренинговой исследовательской работы



Учебно-методическое пособие

Допущено Учебно-методическим советом

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 

 

отпечатано в типографии «Экспресс-печать»

ОГРНИП 310565817900152

Формат 60x84 1/8  Бумага офисная. Усл. печ. л. 5.

Тираж 500 экз. Заказ 127.

г. Оренбург. ул. Пролетарская, 30.

Тел. (3532) 25-20-02, (3532) 23-58-41

e-mail: express_press@mail.ru

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

Раздел I 7

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 7

Раздел II 18

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЫ.. 18

Раздел III 31

БАЛИНТОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. 31

Литература. 74

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Что происходит между людьми, включёнными во взаимодействие, как возникающее отношение оказывает влияние на обоих коммуникативных партнеров? Вопрос напрямую имеющий отношение к коммуникациям разного типа: «врач – пациент», «психолог – клиент», «учитель – учащийся», «учитель – родитель». Длительность такой коммуникации часто приводит к утрате чувствительности к осознаваемым и, что особенно важно, неосознаваемым эмоциональным реакциям в процессе общения с Другим. В связи с этим, потребность в анализе и улучшении этих отношений, особенно в случае коммуникативных проблем, не требует дополнительного обоснования. Привлечение для психологического сопровождения специалистов (педагогов-психологов, учителей, воспитателей и др.) балинтовской супервизии как формы работы, направленной на анализ конкретных случаев из социальной и образовательной практики, исследованием воздействия возникающих отношений на профессиональную коммуникацию, ставят перед психологом задачу отстраивания понимания методологии, принципов, технологии проведения балинтовской супервизии. Подводит к необходимости уточнения, каким образом необходимо структурировать работу балинтовского ведущего, чтобы за представленной докладчиком историей участники группы увидели сложную «ткань переживаний», обнаружили своего рода «точку входа в историю», оказались вовлечёнными в эмпатическое расследование.

В результате освоения дисциплины «Балинтовские группы педагогов-психологов» обучающийся должен:

Владеть:

– общей стратегией применения технологии балинтовской группы в работе педагога-психолога, ориентированной на решение проблем межличностных отношений в профессиональной коммуникации;

– основными техниками ведения балинтовской группы, приемами работы с целью организации эффективных взаимодействий;

– навыками рефлексии индивидуального опыта групповой работы балинтовской группы.

Уметь:

– проявлять сопряженность собственных профессиональных интересов с потребностями образовательного учреждения и общества;

– определять задачи работы балинтовской группы, организовывать и проводить балинтовскую группу;

– проводить оценку (рефлексию) эффективности и совершенствования работы балинтовской группы.

Знать:

– о методологических основаниях балинтовской технологии, закономерностях и феноменах групповой работы, основных этапах и приёмах проведения балинтовской группы;

– этические нормы и принципы организации и проведения балинтовской супервизии.

Структура предлагаемого учебно-методического пособия соответствует программе курса «Балинтовские группы педагогов-психологов» и представлена следующими разделами:

- Введение;

- Раздел I. «Балинтовская группа: теоретико-методологические основания»;

- Раздел II. «Методические аспекты ведения балинтовской группы»;

- Раздел III. «Балинтовское движение как альтернатива в решении профессиональных задач»;

- Литература.

Все задания, предлагаемые в пособии, дифференцированы и представлены четырьмя типами:

• аналитическое задание – предполагает обращение к теоретическим выкладкам, ход интерпретации которых студент сопровождает собственными комментариями, проводит обобщение, или уточняет собственное понимание через предлагаемую цепочку вопросов;

• проектное задание – это задание, ориентировано на решение практической проблемы, по форме и содержанию приближено к «реальной» ситуации, подразумевает осуществление студентом поисковой деятельности и формирование, таким образом, навыков самостоятельного планирования видения применения возможных способов действия, средств и приемов;

• проектно-аналитическое задание – сложный вопрос, проблема, требующая исследования ситуации и варианта её разрешения, и для которого студенту необходимо первоначально выделить основания, сформулировать принципы работы, составления план действий; предполагает формирование навыков самостоятельного планирования и проведения консультативной, коррекционно-развивающей работы;

• практикум – предполагает расширение ранее полученных знаний с помощью выполнения студентами определенных алгоритмов действий (диагностических, консультативных), ориентировано на формирование навыков обработки и интерпретации полученных результатов.

Выполнение каждого задания предваряется указанием:

• цели выполнения предлагаемого задания;

• описания содержания работы;

• материалы к работе.

Приведённые в учебно-методическом пособии задания могут использоваться как на лекционных, так и практических занятиях по курсу, а также предложены студентам в рамках самостоятельной работы.

Раздел I

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.008 с.)