Система управления ОТ на предприятии, ее задачи и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления ОТ на предприятии, ее задачи и функции



Управление ОТ - это подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) является составной частью управления предприятием, которые на основе комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью создания здоровых, безопасных и высокопродуктивных условий труда. 

Субъектом СУОТ на предприятии является руководитель (гл. инженер), а в цехах, на производственных участках – мастер цеха или руководитель подразделения.

Объектом СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, участках и предприятии в целом.

Основные задачи СУОТ:

· обучение работников безопасным методам труда;

· обеспечение безопасных технологических процессов, производственного оборудования;

· нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

· обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

· организация лечебно-профилактического обслуживания;

· профессиональный подбор работников по отдельным специальностям (подбор работников по состоянию здоровья);

· усовершенствование нормативной базы по вопросам ОТ.

Решение этих задач и управление ОТ обеспечивается за счет выполнения следующих функций:

· организация и координация работ в области ОТ предусматривает формирование органов управления ОТ, установление обязанностей, принятие и реализацию решений;

· прогнозирование, планирование и финансирование работ подразумевает прогнозный анализ условий труда в связи с интенсификацией производства и реализацию основных направлений по ОТ, установление потребности в инженерно-технических средствах безопасности и санитарно-бытовом обслуживании рабочих мест. Планирование работы по ОТ подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.

· учет и анализ показателей состояния условий и безопасности труда предполагает анализ материалов,касающихся результатов всех видов контроля за состоянием ОТ. В результате учета и анализа вносятся дополнения и уточнения в текущий, оперативный и перспективный план работы по ОТ. Эта функция предполагает ежемесячный расчет показателей техники безопасности:

Коэффициент безопасности Кб  характеризует выполнение работниками норм и правил ОТ. Он определяется отношением числа работающих на момент проверки без нарушений правил ТБ ко всем работающим.

Коэффициент технической безопасности Кт.б. определяется отношением числа технически исправных и соответствующих требованиям безопасности труда единиц оборудования к общему количеству единиц оборудования, установленного в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ Квпр определяется отношением фактически выполненных работ по ОТ к запланированным на данный месяц.

Коэффициент охраны труда Кот определяется как среднее арифметическое предыдущих трех показателей.

· контроль за выполнением норм и правил по ОТ направлен на проверку состояния условий труда, на выявление отклонений от норм и требований законодательства по ОТ. Контроль должны осуществлять как государственные, так и профсоюзные инспекции. Существуют следующие виды контроля:

оперативный контроль со стороны руководителей работ подразделений предприятия, проводится согласно утвержденным инструкциям в запланированные сроки;

общественный контроль осуществляется общественными инспекторами по ОТ;

административно-общественный контроль проводится в трех уровнях. На первом уровне начальник участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяют состояние ОТ на участке. На втором уровне – начальник участка, цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, электрик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние ОТ в соответствии с утвержденным графиком проверок.

На третьем уровне ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком проверок) комиссия во главе с главным инженером проверяет состояние ОТ на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы ОТ предприятия, глава комиссии по вопросам ОТ, представитель профкома, руководитель медицинской службы ОТ предприятия, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (механик, электрик, технолог). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале контроля третьей ступени и рассматриваются на заседании. По результатам заседания издается приказ о ликвидации нарушений, выявленных при проверке.

· стимулирование работ по выполнению ОТ (ст. 25 раздел 4 закона «Об ОТ») предполагает поощрение работников за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором, соглашением. Для предприятия при расчете размера страхового взноса Фондом социального страхования от несчастных случаев, при условии достижения надлежащего состояния ОТ и снижения уровня или отсутствия травматизма и профессиональной заболеваемости могут быть установлены скидки к размеру страхового взноса.

Финансирование ОТ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, согласно ст. 28 Закона ДНР "Об ОТ", осуществляется в рамках республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств государственного республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством ДНР.

Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

1) средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства ДНР о труде и законодательства ДНР об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Советом Министров ДНР;

2) добровольных взносов организаций и физических лиц.

Согласно действующему законодательству, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,5 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 1,0 % суммы эксплуатационных расходов.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местном бюджетах и составляют не менее 0,2 % от фонда оплаты труда.

В отраслях экономики, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством ДНР.

Работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

За активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда работодателем по отношению к работникам могут применяться любые поощрения. Виды поощрений определяются коллективным договором.

При расчете фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размера страхового взноса для каждого предприятия, при условии достижения им надлежащего уровня состояния охраны труда и при отсутствии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости или снижении их уровня вследствие осуществления работодателем соответствующих профилактических мероприятий, могут быть установлены скидки к его (страхового взноса) размеру или могут быть установлены надбавка к нему при высоком уровне травматизма и профессиональной заболеваемости и ненадлежащем состоянии охраны труда на предприятии.

Расчет размера страхового взноса с применением скидок и надбавок для предприятий, предусмотренных в настоящей статье, производится в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.

За счет средств Фондов ОТ могут осуществляться следующие мероприятия:

· аттестация рабочих мест;

· разработка, изготовление и установка средств коллективной защиты, средств противопожарной защиты, приборов и устройств безопасности;

· обучение по вопросам ОТ;

· обеспечение средствами индивидуальной защиты;

· внедрение автоматического и дистанционного управления оборудованием, технологическими процессами;

· приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения и др. излучений на рабочих местах в соответствии с требованиями нормативных актов.

· разработка, изготовление и монтаж вентиляционных систем;

· реконструкция системы освещения, отопления, кондиционирования.

· на медицинский осмотр работников.

 

Служба ОТ на предприятии

В соответствии с Законом ДНР "Об ОТ", для организации работы по ОТ и осуществления контроля за соблюдением законодательства ДНР об ОТ работодатель, в установленном законодательством порядке, создает службу ОТ, вводит в штат должности руководителей и специалистов по ОТ или возлагает соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает постороннего специалисты на договорных началах, имеющего соответствующую подготовку и обучение (ст. 19).

Органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Главе и Совмин ДНР, органы местного самоуправления создают службу ОТ или вводят в штат должность специалиста по ОТ в пределах установленной численности работников.

Основной задачей службы ОТ является выполнение правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда.

Структура и численность службы ОТ устанавливаются работодателем в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью в порядке и численностью, установленных «Типовым положением о службе охраны труда», утвержденным Приказом ГК Гортехнадзора ДНР от 2.08.2015 г. № 3554.

В соответствии с данным положением на предприятии, в организации, учреждении субъект хозяйствования создает Службу ОТ и вводит должности:

при численности работников от 50 до 200 человек не менее одного специалиста по ОТ;

при численности работников от 201 до 500 человек руководителя службы ОТ и не менее одного специалиста по ОТ;

при численности работников 501 человек и более заместителя первого руководителя предприятия, организации, учреждения по ОТ и не менее двух специалистов по ОТ.

Обычно при количестве работающих на предприятии более 500 человек численность службы ОТ рассчитывается по формуле:

где: М - численность службы ОТ предприятия;

Rср - среднесписочная численность работающих на предприятии;

Ф – эффективный годовой фонд рабочего времени специалиста службы ОТ, равный 1820 час/год;

Кв - коэффициент учитывающий наличие вредных и опасных условий труда на предприятии и 

где:  Rв – количество работающих во вредных условиях или с вредными веществами;

Rо – количество работающих на работах повышенной опасности.

Служба ОТ подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы ОТ по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно- технических служб.

Специалисты службы ОТ имеют право:

· выдавать руководителям структурных подразделений и предприятия в целом обязательные для исполнения предписания, касающиеся устранения выявленных недочетов в области ОТ;

· беспрепятственно в любое время прекращать работу любого структурного подразделения или всего предприятия в целом в случае угрозы жизни или здоровью работников;

· проверять состояние безопасности, гигиены труда на объектах производства;

· отстранять от работы лиц, не прошедших медосмотра или инструктажа по технике безопасности;

· привлекать к ответственности нарушителей норм и правил ОТ.

Предписания специалиста службы ОТ может упразднить только работодатель. Ликвидация службы ОТ допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.

Одной из основных функций службы ОТ на предприятии является организация обучения по вопросам ОТ и проведение инструктажей. Основным нормативным актом по этим вопросам является ГНАОТ 0.00.-4.12-99 «Типовое положение об обучении по вопросам ОТ». Согласно этому положению, ответственность за обучение возложена на работодателя. Допуск к работе без обучения и последующей проверки знаний по ОТ не выдается.

 

Обучение по вопросам ОТ

Обучение по вопросам ОТ проводится в соответствии с законом ДНР «Об ОТ» (ст. 22 часть 2.6; ст. 23 часть 1в; ст. 25 и 26) и «Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда», утвержденным Приказом ГК Гортехнадзора ДНР от 29.05.2015 г. № 227.

Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном отборе, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по ОТ.

Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически, один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам ОТ при участии профсоюзов.

Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по ОТ.

Для проверки знаний по ОТ приказом работодателя создается комиссия, в которую входят представители службы ОТ, юридической, технологической служб и профсоюза предприятия. Перед проверкой знаний работников по вопросам ОТ на предприятии организовываются занятия: лекции, семинары и консультации. В результате получения удовлетворительной оценки работник получает удостоверение о прохождении обучения, при неудовлетворительной - он в течение месяца обязан пройти повторное обучение и проверку знаний. Повторная неудовлетворительная оценка является поводом для отказа в принятии на работу.

Обучение и проверка знаний по вопросам ОТ должностных лиц и специалистов проводится до начала выполнения ими своих обязанностей, а также периодически, один раз в три года.

Помимо обязательного обучения, предусмотренного для ряда должностей (электросварщики, горные рабочие, металлурги, высотники и т.д.), все работники предприятия должны проходить инструктаж. По характеру и времени проведения инструктажи делятся на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится с работниками других предприятий прибывших в командировку, с учениками и студентами проходящими практику, с прибывшими на экскурсию по предприятию, со всеми поступающими на временную или постоянную работу независимо от образования, должности и стажа работы.

Первичный  инструктаж проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте, проводит мастер. Первичный инструктаж проводится с новыми вновь принятыми работниками, переведенными из другого цеха работниками этого же предприятия, работником, который будет выполнять новую для него работу.

Повторный инструктаж проводится через десять дней после вводного. Эти 10 дней являются стажировкой для принятого работника. Во время стажировки он работает под непосредственным руководством опытного работника. Далее ежеквартально плановые (1 раз в 3 месяца) для работ с повышенной опасностью и 1 раз в 6 месяцев для других работ мастер обязан проводить инструктаж по специальности и вести журнал учета инструктажей. Также ежеквартально начальник цеха проводит контроль знаний по ТБ и результаты контроля вносит в журнал.

Внеплановый инструктаж проводится при: введении в действие новых или пересмотренных нормативов по ОТ, замене технологического процесса или замене (модернизации) оборудования, нарушении работниками нормативов по ОТ, выявлении в момент контроля незнания правил ТБ, и перерыве в работе более 30 дней для работников работающих в опасных условиях труда, и 60 дней – для других видов работ.

Целевой инструктаж проводится с работниками при выполнении разовых работ, работ, не предусмотренных трудовым соглашением (например, установить на крыше заводы праздничную атрибутику и др.), и при ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.

Проведение любого вида инструктажа регистрируется в соответствующем журнале. При неудовлетворительном качестве знаний, выявленном при проверке, работник проходит повторный инструктаж.

 

Комиссия по вопросам ОТ

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам ОТ (ст. 21 Закона ДНР «Об ОТ»; «Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия» утверждено Приказом ГК Гортехнадзора ДНР от 28.08.2015 г.№ 358). Комиссия по вопросам ОТ является постоянно действующим консультирующим органом трудового коллектива. Решение о целесообразности создания такой комиссии, ее численность и состав определяется общим решением трудового коллектива предприятия. В состав комиссии в равных долях входят представители работодателя и трудового коллектива.

Порядок создания комиссии по вопросам ОТ, обязанности и права комиссии определены в типовом положении о комиссии по вопросам ОТ.

 Основными задачами комиссии являются:

· защита законных прав и интересов работников в области ОТ;

· подготовка рекомендаций собственнику по вопросам производственного травматизма, условий труда, профзаболеваний и т.д.;

· составление соглашений при решении практических вопросов в области ОТ, предупреждение конфликтов между собственниками и членами трудового коллектива;

· выработка предложений по включению в коллективный договор вопросов по ОТ и использованию фондов ОТ на предприятии.

 Комиссия по вопросам ОТ имеет право:

· обращаться к работодателю с предложениями по урегулированию отношений в сфере ОТ;

· создавать рабочие группы из числа членов комиссии для выработки соглашений при решении практических вопросов в сфере ОТ, с привлечением в эти группы на договорной основе инспекторов и экспертов по ОТ;

· получать от отдельных работников и служб предприятия необходимую информацию о деятельности предприятия;

· устанавливать степень вины потерпевшего при производственном несчастном случае и принимать решение о размере единовременного пособия;

· осуществлять контроль за выполнением требований законодательства по ОТ, за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, за состоянием санитарии в рабочих помещениях;

· иметь свободный доступ на все участки производства.

Комиссию возглавляет председатель, который избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. На заседании Комиссии избирается заместитель председателя и секретарь Комиссии.

Не допускается избирать председателем Комиссии работодателя.

На должность секретаря может быть избран работник службы охраны труда.

Члены комиссии исполняют свои обязанности на общественных началах. При выполнении определенных проверок члены комиссии освобождаются от исполнения своих производственных обязанностей с сохранением среднего заработка.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе планов, разрабатываемых на определенный период (квартал, полугодие, год) и утверждаются председателем Комиссии.

Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.04 с.)