Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 3. Практические приемы работы во время терапии нарушений сенсорной интеграции ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
После проведения диагностики процесса сенсорной интеграции ребенка, специалист выстраивает индивидуальную программу терапии нарушений, которая соотвествует потребностям ребенка. Для построения программы специалист руководствуется общими приинципами терапии, а также учитывая закономерности развития восприятия ребенка. Универсальных программ, которые применимы для разных детей не существует, как не существует одинаковых по развитию и активности детей.
Общие закономерности развития можно увидеть в следующей таблице:
Следуя этой закономерности необходимо планировать программу и каждую встречу с ребенком по следующим направлениям: 1. Помощь ребенку в удовлетворении его сенсорного поиска и голода; 2. Помощь ребенку в ориентации в «новом» теле после того, как потребность в определенных ощущениях снижается. Ребенку нужна поддержка в том, чтобы заново научиться понимать свое тело и учитсья им пользоваться в тех навыках, которые ребенок уже умел делать. В процессе закрепления навыков ребенок сможет освоить новый уровень их выполнения; 3. Помощь ребенку в освоении совершенно новых для него навыков, используя метод «двух шагов»: ребенок выполняет какой-либо навык настолько, насколько он это умеет, следующий небольшой шаг в этом навыке ребенок выполняет с поддержкой взрослого до тех пор, пока он не освоит его полностью. Обучение новым навыкам происходит через освоение его маленькими шагами; 4. Закрепление новых возможностей ребенка в обучающей деятельности: тренировка усидчивости и концентрации внимания, умение наблюдать за действиями другого человека, умение копировать за ним, а также эффективно вступать в коммуникацию, развивая речь.
Практические приемы для терапии сенсорного поиска и голода:
Практические приемы для регулирования сенсорной защиты:
Практические приемы для терапии нарушений праксиса:
Данные рекомендации носят общий характер и помогают специалисту выбрать правильное направление для терапии нарушений сенсорной интеграции у ребенка. После проведения диагностики специалист планирует и подготавливает каждую сессию индивидуально. Важно придерживаться общего плана занятий, чтобы помочь ребенку эффективно преодолевать свои трудности.
Пример практической работы.
Ваня, 1 год 7 мес, по результатам диагностики АДОС был выявлен высокий риск расстройства аутического спектра. Ваня демонстрирует низкую усидчивость во время всех игр и рутин, играет исключительно в маленькие машинки, крутит у них колески, раскидывает игрушки, которые ему попадаются в руки, сопротивляется попыткам усадить его поиграть подольше. У него очень краткосрочный визуальный контакт, Ваня с трудом может копировать действия другого человека. Он кушает только определенную еду, и она должна быть пюрированной. Он не любит сидеть долго, а если садится, то в позиции W-положение. Также Ваня не терпит положение лежа на спине, из-за этого у него большие трудности, чтобы заснуть. Маме нужно долго носить его на руках и сильно раскачивать, чтобы Ваня мог заснуть, при этом ему необходимо сосать соску. Мама рассказывает, что Ване очень нравится, когда папа с ним играет – он его интенсивно подбрасывает, прижимает к себе, кувыркает, валяется с ним на полу кубарем, а когда они гуляют вместе, тот качает его сильно на качели. Ваня при этом много смеется, смотрит долго и внимательно папе в глаза, просит продолжить эти игры постоянно. На прогулках с мамой Ване не так интересно, она пытается гулять с ним на детских площадках, уговаривает его забираться по лесенке, скатиться по горке, лазать по гимнастическим сооружениям, как это делают его сверстники. Но Ваня совсем не любит это делать. Перед лесенкой он стоит как вкопанный, держится крепко руками за перила, и если мама его подталкивает, начинает громко кричать. То же самое происходит, если мама посадит его сама на горку и предложит с нее скатиться. Кроме как быстро бегать, Ваня еще ничему не научился. При этом ему совсем не интересно это делать вместо со своими сверстниками, их он избегает. Он бегает с детьми постарше и взрослыми. Мама пришла к главным вопросом – как учить Ваню обычным навыкам? Как научить его повторять свои действия, научить разговаривать, самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться?
В результате диагностики нарушений сенсорной интеграции у ребенка были выявлены следующие особенности развития: 1 направление – выявлен общий пониженный мышечный тонус, трудности с удержанием постурального контроля, в результате которого развивается патологическая форма сидя (W-образное сидение). Общий уровень физического развития также задерживается, ребенок освоил только прямохождение и бег. 2 направление - ребенок демонстрирует формы сенсорной защиты: тактильная и зрительная гиперчувствительность; а также формы сенсорного поиска: проприоцептивная и вестибулярная гипочувствительность. 3 направление – ребенок демонстрирует трудности с пересечением средней линии своего тела как в крупно-моторных, так и в мелко-моторных играх, что приводит к малому репертуару игровых действий. Также ребенку сложно удерживать взгляд на движущихся предметах в центральном поле зрения, двигать плавно глазами, а также пересекать глазами среднюю линию. 4 направление – уровень сформированности праксиса у ребенка достаточно низкий, игровой репертуар бедный (демонстирирует 2-3 действия с любым предметом), любые препятствия обходит стороной 5 направление – адаптационные навыки и навыки справляться со стрессовыми ситуациями на стадии формирования, ребенку реагирует криком на изменения в ходе игры, рутины, а также ему сложно адаптироваться к новым помещениям и людям 6 направление – базовые навыки обучения сформированы фрагментарно, ребенок усваивает больше простых неспецифических действий с предметами, с трудом может наблюдать за другим человеком, копировать его действия, поддерживать эффективную коммуникацию.
Для терапевтических встреч специалистом были выбраны 5 любимых игровых материалов Вани. Это были машинки, мыльные пузыри, мячики разных размеров и веса, деревянный паззл и бутылка, куда бросаются шарики-прыгунки. Также специалист готовил для сессии тяжелый жилет, качель-платформу, гамак, тяжелые мешочки с крупой, жвачку для рук, которая не липнет. В игровом помещении находится горка, огромные мешки с поролоном.
На встречах со специалистом Ваня с удовольствием играл в те игры, которые ему были знакомы. Специалист мог активно менять место, куда Ваня мог сесть и собирать паззлы, перебирать машинки. Начало сессии обычно проходило с того, что Ваня стремился попасть в игровую, где он мог играть и ему не запрещали ничего. Но для этого надо было перебраться через огромную подушку, которая переграждала вход. Ваня сначала был растерян, пытался протиснуться рядом с подушкой, но это не помогло. Он сердился, кричал, стучал по подушке руками. Когда он успокаивался, он позволял маме, которая была все это время рядом с ним, помочь ему преодолеть это препятствие. Мама вначале сама двигала ногами Вани, чтобы помочь ему забраться на подушку, руками он цеплялся сам, а с другой стороны подушки Ваню подхватывал специалист, который помогал ему правильно спускаться вниз: развернуть все тело, поставить одну ногу на пол, потом другую. С каждым разом Ваня все быстрее и быстрее начинал это действие, не расстраивался, когда видел подушку, а в какой-то момент полностью самостоятельно начал перелезать через подушку и получать от этого настоящее удовольствие.
По такому же принципу специалист организовывал для Вани все первые встречи: большое количество препятствий, которые ему необходимо преодолевать, чтобы получить желанные игрушки: · пролезть под горкой, забраться на горку (3 ступеньки), забраться на подоконник · пройти по узкой поверхности, протиснуться между мешками, перелезать через два и три мешка подряд · забраться на свободно висячую качель, чтобы сидя на ней играть · выбираться из гамака самостоятельно и планировать свои действия так, чтобы не удариться головой о пол и др. Во время всех этих упражнений Ваня носил тяжелый жилет (25% от его веса). Утяжелитель позволил ему гораздо дольше оставать сидеть во время игры с другим человеком, не срываться и не убегать, сидеть правильно ножками вперед, а также удерживаться сидя и стоя на качели. Жилет помогает Ване удерживать равновесие, понимать середину своего тела, относительно которой ему нужно много переворачиваться и крутиться.
Раскачивание на качели тоже нравится Ване, он с большим удовольствием залезает на качель и радуется любому раскачиванию – чем сильнее, тем лучше. Но чем сильнее качается качель, тем сложнее Ване удержать равновесие и он качается на ней лежа на животе. Это удобная поза для того, чтобы развивать у Вани способность пользоваться центральным зрением. Для этого мама предлагает Ване поймать интересный предмет из ее рук, когда он подлетает к ней на качели. Одновременно это упражнение развивает праксис: необходимо запланировать и реализовать план действий по захвату игрушки в движении. Специалист использует разные качели, что создать для Вани максимальный вестибулярный опыт, насытить его потребность в стимуляции вестибулярного аппарата. Иногда Ваня предпочитает вместо качели приложить к уху мини вибромассажер, особенно, когда он спокойно сидит и играет. От глубокой вибрации вестибулярный аппарат получает также много стимуляции, как и во время раскачивания, только не надо для этого куда-то перемещаться.
Специалист не ограничивает физическую активность Вани на встречах. Он помогает с помощью тяжелых предметов, организованной деятельности и дополнительных приспособлений, как утяжелители, карточки, эластичные бинты, тейпы, веревочки сделать обычные действия Вани более эффективными и информативными для его мозга. Во время такой интенсивной деятельности у него появляются новые способности, возможности учиться новому, и в этот момент специалист предлагает Ване игры, которые вызывают у обычного малыша восторг: игры на взаимодействие, мелко-моторные игры, требующие усидчивости и концентрации внимания, игры, требующие копирования, а также игры с неструктурированным материалом, как фасоль, песок, тесто.
Каждая из этих игр требует высокого уровня организации своих психических функций и контроля над своим телом, чтобы оно было послушным и высокофункциональным «инструментом». Как только у ребенка освобождается его мозг от ресурсо-затратных компенсаторных механизмов, регулирующих дисбаланс восприятия ощущений, ребенок начинает быстрее и эффективнее обучаться. Это становится особенно заметно, когда ему после несколько встреч становится легче сидеть и играть одной игрушкой не 1 минуту, а 10, потому что его не тревожат вестибулярная и проприоцептивная система, не будоражит тактильная система, не обманывает зрительная система, тело лучше слушается, появляется горадо больший репертуар игровых действий и способность понимать происходящее дает более качественный контроль за всем вокруг происходящим.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.02 с.) |