Направление «Наличие сенсорного поиска и сенсорной защиты в поведении ребенка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление «Наличие сенсорного поиска и сенсорной защиты в поведении ребенка»



Часто в поведении ребенка присутствуют «странные» формы поведения, которые не являются типичными для поведения обычного ребенка: постоянные прыжки, потряхивания руками, кружения, необычные наклоны головы и рассматривание предметов под нестандартным углом зрения, пищевые предпочтения, желание все жевать и кушать несъедобные предметы, крики и вокализации, похожие на чаек или дельфинов, раскачивания, игры, в которых ребенок врезается в других людей, падает, заползает постоянно на небезопасную высоту, стремится к постоянному телесному контакту, постоянно держит мелкие предметы в руках. А также такое поведение, когда ребенок настойчиво избегает физического контакта, старается спрятаться в шкаф, коробки, раздевается, или напротив, не позволяет себе расчесывать волосы, надевать перчатки, носки и обувь. Этот список далеко не полный, и его может дополнить каждый специалист, который работает с детьми с нарушением чувствительности. Данное поведение может свидетельствовать о наличии у ребенка либо сенсорного поиска, либо сенсорной защиты.

Сенсорный поиск – это такое поведение, когда ребенок

постоянно ищет какие-либо ощущения, тратит на это почти все свои силы, часто зацикливаясь на этом, трудно переключается на что-то другое.

 

Суть сенсорного поиска заключается в том, чтобы получить те ощущения, которые помогают найти внутренний баланс ощущений, получить столько сенсорного опыта, чтобы «насытить» ими нервную систему. В таком случае специалисты говорят о наличии пониженной чувствительности в определенной области (гипочувствительность). В зависимости от того, в какой области есть гипочувствительность, те ощущения ребенок постоянно ищет. Самая большая трудность в том, что такая пониженная чувствительность мешает обычному функционированию ребенка, заставляя его отодвинуть обычную игровую деятельность и сосредоточиться на восстановлении обычной чувствительности.

 

Если ребенок постоянно быстро бегает, любит много кружиться и качаться, чересчур интенсивно прыгает, уместно предположить наличие у ребенка вестибулярную гипочувствительность. Все его действия сосредоточены на получение интенсивной стимуляции вестибулярной системы.

Если ребенок залезает активно на подоконники, мебель, ходит по помещению, не замечая игрушек на полу, врезается в стены, людей, неусидчив во время занятий, постоянно жует несъедобные вещи, раскачивается сидя, трогает себя постоянно, хлопает дверьми, кусается вместо того, чтобы легко поцеловать маму – это будет подтверждать гипотезу пониженной проприоцептивной чувствительности. Также проприоцептивная гипочувствительность может провоцировать трудности с засыпанием, усидчивостью во время спокойных игр и ежедневных жизненных ситуаций.

                                 

Если ребенок неопрятно ест и его рот постоянно грязный во время еды, не реагирует адекватно на боль, не замечает прикосновений – это признаки пониженной тактильной чувствительности.

Если ребенку сложно понимать свои внутренние ощущения, как голод, усталость, болезненное состояние, потребность пойти в туалет – имеет место предполагать о пониженной соматической чувствительности.

 

В случаях, если ребенок плохо концентрируется на книгах, затрудняется различать цвета, малоподвижен или предпочитает только крупно-моторные игры, избегая мелко-моторную деятельность, демонстрирует плохую координацию в использовании рук – вероятно, у ребенка есть зрительная гипочувствительность.

Если ребенок демонстрирует трудности с понимаем речи, но при этом реагирует на жесты и картинки, плохо повторяет звуки и слова, не танцует спонтанно, плохо слышишь ритм, выборочно реагирует на звуки, – это может быть подтверждать гипотезу о слуховой гипочувствительности.

Главной задачей во время диагностики является выяснить у родителей с помощью интервью, есть у ребенка подобные поведенческие особенности. Во время свободной деятельности можно часто наблюдать яркие признаки сенсорного поиска, для этого нет необходимости создавать дополнительные условия и пробы, достаточно наблюдать за естественной активностью ребенка и провести интервью с мамой.

Результат для диагностики: определить, есть ли у ребенка особенности поведения, характерные для сенсорного поиска.

 

Сенсорная защита – это такое поведение, когда ребенок настойчиво избегает каких-либо ощущений, так как он

с трудом может их выдерживать.

 

Ребенок избегает тех предметов и событий, которые доставляют ему неприятные и очень интенсивные ощущения, его нервная система перегружается при этом, и ребенок стремится уменьшить интенсивность этих стимулов. В данном случае поведение сенсорной защиты спровоцировано гиперчувствительностью ребенка. Также, как и пониженная чувствительность, гиперчувствительность является тем фактором, который будет определять ведущие формы поведение ребенка, затормаживая развитие базовых навыков обучения.

Признаки вестибулярной повышенной чувствительности – постоянное ношение мелких предметов в руках, протест против внезапного перемещения на руках, протест против положения на спине, или на животе, трудности вытерпеть качание на качелях, руках.

Признаки проприоцептивной гиперчувствительности – ребенок малоподвижен, чувствителен к крепким прикосновениям, сопротивляется передвижениям, воспринимает болезненно физическую нагрузку.

Признаки тактильной гиперчувствительности – ребенок ведет себя беспокойно, избегает спонтанного физического контакта, сопротивляется интенсивному общению, прячется в шкафу или в другом темном месте, предпочитает определенную одежду, избегает закатанных рукавов, штанин, не любит трогать тесто для лепки, жвачку для рук, с трудом осваивает мелко-моторные игры, его руки похожи на тряпочки, с трудом кушает смешанную еду, предпочитая пюрированную еду.

 

Признаками соматической гиперчувствительности будут плохой аппетит и быстрая насыщаемость, быстрая утомляемость, легкая возбудимость, трудности с регуляцией своего возбуждения и других потребностей. Ребенок может демонстрировать резкую реакцию на собственный голод, будто он наступил у него внезапно и очень сильным, либо он не понимает, когда уже устал и продолжает много двигаться, а затем сильно и долго капризничает, потому так перевозбудился, что без сторонней помощи не может справиться со своим состоянием.

 

Яркими признаками зрительной гиперчувствительностью являются такие формы поведения, которые часто демонстрируют дети с расстройством аутистического спектра: трудности смотреть в глаза другому человеку, странные движения руками и пальцами перед глазами, разглядывание предметов под необычным углом, зацикливание на узорах, повторяющихся полосках, неотрывное рассматривание ярких источников света.

 

Признаками слуховой гиперчувствительности являются такие формы поведения, как трудности с понимаем речи, выделением отдельных звуков из общего фона, трудности с концентрацией на определенном звуковом сигнале.

 

Главной задачей во время диагностики является выяснить у родителей с помощью интервью, есть у ребенка подобные поведенческие особенности. Во время свободной деятельности можно часто наблюдать яркие признаки сенсорной защиты, для этого нет необходимости создавать дополнительные условия и пробы, достаточно наблюдать за естественной активностью ребенка и провести интервью с мамой.

Результат для диагностики: определить, есть ли у ребенка особенности поведения, характерные для сенсорной защиты.

 

3 направление диагностики проверить наличие у ребенка тех рефлексов, которые уже давно должны быть интегрированы, а также проверить у ребенка способность пересекать среднюю линию тела руками, ногами и глазами. Интеграцию рефлексов обычно проверяют у детей старше трех лет, поэтому для детей до трех лет важно проверить только понимание у ребенка своей средней линии и умения ее проверять.

 

Данный раздел требует уже целенаправленных практических проб от специалиста, для того, чтобы проверить те навыки, которых ребенок спонтанно не продемонстрирует.

 

Проба 1. Возьмите яркую игрушку на руку, которая интересна ребенку. Расположите ее сначала в боковом поле зрения ребенка, слева или справа. Ведите игрушкой так, как это обычно делает доктор, проверяющий зрение у ребенка – к центру, переведите игрушку на другую сторону, затем сделайте медленный плавный круг. Задача специалиста в этот момент следить за тем, как ребенок двигает своими глазными яблоками – не теряет ли он игрушку, нет ли ситуации, что его глаза словно запаздывают и он словно заново ее ищет глазами и фиксирует ее? Следите за тем, не теряет ли ребенок цель, когда надо следить за ней во время пересечения ею средней линии тела? Если специалист увидел у ребенка все выше описанные трудности, это важно записать и уделить этому во время терапии нарушений отдельное внимание.

 

Проба 2. Играйте с ребенком так, чтобы ему приходилось тянуться за предметами не прямо перед собой, а пересекая свою среднюю линию. Например, ему нужен шарик, чтобы его кинуть в бутылку, и он тянется к нему правой рукой. Держите мячик (сидя напротив ребенка) тоже в своей правой руке. Наблюдайте за ребенком, способен ли он спонтанно пересекать среднюю линию, или ему это дается сложно, разворачивает ли он тело к предмету, или он просто избегает ситуации.

 

Проба 3. Предложите ребенку покачаться на качели-платформе с твердым основанием. Наблюдайте, как он забирается на нее: у ребенка, у которого хорошо сформировано предствление о собственном теле и есть навык пересечения средней линии будет легко переворачиваться, искать себе удобное положение. Если у ребенка это плохо получается, это важно записать и в дальнейшем запланировать для направления терапии нарушений сенсорной интеграции. Подвесьте качель на 1 точку крепления. Раскачивайте качель тихонько, чтобы ребенок получал удовольствие. Предложите ему посмотреть на маму, которая находится в этот момент в другой части помещения. Маме можно дать в руки мыльные пузыри, которая она будет пускать в удовольствие ребенка. Наблюдайте за тем, как ребенок реагирует на приближение к пузырям, стремится ли он достронуться до них руками, или ему хватает того, что они летят ему в лицо. Наблюдайте, может ли он опереться лежа на одну руку и другой лопать пузыри, или он сразу вытягивает обе. Положительным результатом для этого направления будет та ситуация, если ребенок использует одну руку, а второй опирается в это время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.021 с.)