Психологические синдромы: их возникновение, диагностика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические синдромы: их возникновение, диагностика.



В ходе развития у детей нередко складываются те или иные психологические синдромы. Их устойчивость обеспечивается замыканием положительной обратной связи: психологические особенности ребенка поддерживаются реакцией окружающих на проявление этих же особенностей.

Правильная диагностика психологического синдрома требует учета факторов, относящихся к трем взаимосвязанным сферам:

- психологических особенностей ребенка (выявляемых с помощью психологического обследования);

- особенностей функционирования ребенка (выявляемых посредством наблюдения и беседы с родителями и/или педагогом);

- особенностей реакции окружающих на поведенческие проявления ребенка (выявляемых в беседе с родителями и/или педагогом и посредством наблюдения за их общением с ребенком).

Наиболее распространенные психологические симптомы и синдромы, порождающие симптомокомплексы, с которыми сталкиваются психологи в консультативной и психокоррекционной практике (Венгер А.Л.).

 

Психологические синдромы

Психологические синдромы, описанные в настоящем разделе, выделены на основе анализа клинического материала, собранного в ходе консультативной и психокоррекционной работы. Проанализированы материалы более 1200 индивидуальных психологических обследований детей в возрасте от 3 до 18 лет, проведенных в рамках психологической консультации для родителей НИИ ОПП АПН СССР (1985 - 1989 гг.), лаборатории кросскультурных психологических проблем Международного центра по развитию учебного потенциала (Иерусалим, Израиль; 1990 - 1996 гг.) и Всеизраильского психологического центра "Кешер" (1996 - 1998 гг.). Всего нами выделено 15 психологических синдромов. 14 из них образуют естественные пары, где первый вариант типичен для дошкольного и младшего школьного возрастов, второй - для подросткового и юношеского.

- Хроническая неуспешность и тотальный регресс. Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная психологическая особенность - постоянное состояние острой тревоги, приводящее к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям функционирования ребенка. Реакция социального окружения - постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

В подростковом возрасте совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома - тотального регресса. Среди психологических особенностей центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Функционирование характеризуется отказом от участия в какой-либо деятельности и от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение "отворачивается" от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

-   Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция. Уход от деятельности формируется у детей с высокой потребностью во внимании к себе и с несколько повышенным (значительно менее, чем при хронической неуспешности) уровнем тревожности. Стремление привлечь к себе внимание, приходя в противоречие с тревожными опасениями, приводит к внутреннему конфликту. Он разрешается благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования, которое и составляет основную психологическую особенность при этом синдроме. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок "отключается" от внешней деятельности, что является основной характеристикой его функционирования и обусловливает название синдрома. По сути, позиция ребенка с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Реакция социального окружения, пытающегося "вернуть" ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

В подростковом возрасте тенденция к уходу от деятельности порождает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Оно составляет центральную психологическую особенность складывающегося синдрома психологической инкапсуляции. Важной психологической особенностью остается также гипертрофированное защитное фантазирование. Основной особенностью функционирования становится отсутствие содержательного общения со сверстниками. Социальное окружение воспринимает подростка как "странного", поддерживая тем самым его специфическое самосознание.

  Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм. Ребенок с негативным самопредъявлением использует нарушение социальных норм как средство привлечь к себе внимание окружающих, что составляет главную особенность его функционирования. Это следствие очень высокой потребности во внимании к себе (демонстративности) и невозможности найти другие способы ее удовлетворения. Позиция младшего школьника с негативными самопредъявлением - это позиция "ужасного ребенка", которого окружающие замечают только постольку, поскольку он их раздражает и возмущает (она и становится центральной психологической особенностью ребенка с негативным самопредъявлением). Взрослые своим поведением поддерживают это представление, то есть реакция социального окружения замыкает положительную обратную связь.

В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением складывается самосознание нигилиста, чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Отсюда и название синдрома - демонстративный нигилизм, - отражающее как психологические особенности, так и особенности функционирования подростка. Реакция социального окружения, не замечающего ничего, кроме эпатажных проявлений "нигилиста", способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.

 - Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность. Психологический синдром позитивного самопредъявления по своей структуре весьма близок к синдрому негативного самопредъявления с тем отличием, что привлечение к себе внимания достигается не нарушением норм, а их подчеркнутым соблюдением. Эти синдромы часто сочетаются (например, в семейной ситуации реализуется негативное самопредъявление, а в школьной - позитивное). Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением характерна позиция "образцового ученика".

В подростковом возрасте на основе позитивного самопредъявления складывается психологический синдром гиперсоциальности, характеризуемый самосознанием "образцового члена общества" и внешне высоко конформным поведением. Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма.

-  Социальная дезориентация и отверженность. Основной психологической особенностью детей с социальной дезориентацией является пониженная чувствительность к социальным нормам, приводящая к отсутствию их иерархизации. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, грубая агрессия, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность функционирования этих детей. При социальной дезориентации позиция школьника не дифференцирована, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше "запутывает" ребенка, усиливая его дезориентированность.

К подростковому возрасту у ребенка складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Его важнейшей психологической особенностью становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом, что дало нам основания назвать этот синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его функционирования. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.

-  Семейная и групповая изоляция. Синдром семейной изоляции складывается у детей, воспитывающихся в семье, чьи социокультурные ориентации существенно отличаются от ориентаций окружающих (в этом специфика межличностной ситуации их развития). Социальные контакты этих детей сужены. Основные психологические особенности - инфантильность и низкий уровень самостоятельности. Позиция школьника формируется замедленно. Эти особенности поддерживаются гиперопекой со стороны родителей.

В подростковом возрасте, который обычно начинается с запозданием, многим детям с семейной изоляцией удается найти группу сверстников со сходными социокультурными ориентациями. В этих случаях складывается психологический синдром групповой изоляции. Самосознание подростков с групповой изоляцией характеризуется особо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группы остальному обществу. Как семейная, так и групповая изоляция крайне неблагоприятны в случаях, когда ориентации семьи или группы антисоциальны.

-  Интеллектуализм и сужение сферы деятельности. Основная психологическая особенность детей с интеллектуализмом - это опережающее развитие абстрактно-логического мышления при отставании в развитии образной и эмоциональной сфер. Соответственно, в функционировании ребенка преобладают учебно-познавательные занятия; общение сужено. В позиции представлена учебная направленность, но слабо выражена социальная составляющая. Взрослые, поощряя ребенка как хорошего ученика, фиксируют синдром интеллектуализма.

В подростковом возрасте фиксированность на учебе сохраняется. Как правило, выделяется определенная сфера увлечений, в которые погружается подросток (например, компьютеры). Общение со сверстниками затруднено из-за несформированности коммуникативных средств. Это часто порождает серьезную психологическую нагрузку, так как у подростка потребность в общении со сверстниками чрезвычайно высока. Складывается психологический синдром сужения сферы деятельности, при котором подросток осознает себя, в первую очередь, учеником. Остальные аспекты самосознания остаются недостаточно сформированы.

- Вербализм. При этом синдроме, в отличие от интеллектуализма, умственное развитие ребенка ограничено чисто вербальной сферой. Развитие интеллекта отстает от возрастных норм. Синдром складывается в результате неверных педагогических установок взрослых, стремящихся вырастить из ребенка "вундеркинда" и при этом считающих уровень развития речи единственным показателем умственного развития. Вербализм нередко складывается уже в среднем или даже младшем дошкольном возрасте и может сохраняться вплоть до взрослого возраста. Он приводит к выраженной инфантильности, недоразвитию основных форм детской деятельности (предметной, игровой, учебной), нарушениям общения со сверстниками.

  Сравнительная характеристика разных психологических синдромов.

Синдромный подход в психологии, как и в медицине, основан не на какой-либо универсальной формальной классификации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этого, выявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многим параметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу.

Анализ показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в социально организованную структуру, в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома, воплощаются в особенностях позиции ребенка.

Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в самосознании подростков. Вследствие этого, психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

Одно из существенных различий между психологическими синдромами связано с характером прогноза. С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благоприятным прогнозом, невротизирующие и психопатизирующие синдромы.

Невротизация ярко выражена при хронической неуспешности и психологической инкапсуляции. В меньшей мере невротизирующими являются семейная изоляция, интеллектуализм и сужение сферы деятельности. Психопатизирующими являются такие синдромы как тотальный регресс, отверженность и вербализм. Как показали наши наблюдения, негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм, несмотря на яркие внешние проявления, не приводят ни к существенным нарушениям в развитии личности ребенка, ни к невротизации. Они в большей мере создают трудности для взрослых, воспитывающих ребенка, чем для него самого. Такой синдром как уход от деятельности, хотя и препятствует полной реализации возможностей ребенка, однако не ведет ни к невротизации, ни к психопатизации. Подобным действием не обладают также позитивное самопредъявление и гиперсоциальность, однако они могут нарушать общение со сверстниками (что обычно и служит причиной обращения за консультацией при этих синдромах). С медицинской стороны групповая изоляция также имеет благоприятный прогноз. Однако ее социальный прогноз, как уже указывалось, принципиально зависит от ориентаций группы, к которой принадлежит ребенок.

У одного и того же ребенка возможно сочетание двух или более синдромов. Наиболее распространены сочетания позитивного самопредъявления с негативным или с уходом от деятельности; демонстративного нигилизма - с гиперсоциальностью или групповой изоляцией; семейной изоляции - с интеллектуализмом; вербализма - с социальной дезориентацией или отверженностью.

                                                                    

Среди психологических синдромов к наиболее серьезным последствиям приводят тотальный регресс, отверженность, социальная дезориентация и вербализм. Они обладают ярко выраженным психопатизирующим действием.

Несколько менее опасны последствия хронической неуспешности. Этот невротизирующий психологический синдром очень широко распространен в младшем школьном возрасте. Наряду с этим, имеются психологические синдромы, часто сопровождающиеся очень яркими внешними проявлениями (негативное самопредъявление, демонстративный нигилизм), но имеющие в большинстве случаев благоприятный прогноз.

Преодоление и профилактика неблагоприятных психологических синдромов требуют перестройки системы отношений с ребенком. В некоторых случаях необходима также дополнительная профессиональная психокоррекционная работа.

В зависимости от характера синдрома, в одних случаях предпочтительна индивидуальная работа, в других - групповая. Для коррекции синдромов подросткового и юношеского возрастов, как правило, наиболее эффективна групповая психотерапия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.013 с.)