Лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).



Подростковый возраст (от 12  до 15 лет). Содержание ведущей деятельности подросткового возраста представлено построением системы социальных отношений с другими людьми. Функционирование подростка отличается сознательным выбором деятельности, в которой он готов участвовать, и своей функции в ней. Психологической инстанцией, предоставляющей такую возможность, служит самосознание, отражающее положение подростка в обществе. Подростковый кризис, в отличие от других возрастных кризисов, может растягиваться на весь соответствующий период. Более того, многие негативные проявления подросткового кризиса могут продолжаться и на протяжении последующего возрастного периода, в юношеском возрасте.

Степень свободы и независимости ребенка в подростковом возрасте резко возрастает, причем это свобода, завоеванная ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Вместе с тем, негативные проявления подростка - негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство - воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному возрастному периоду. Это и говорит о том, что "взятая с бою" подростковая свобода представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот период.

Ориентирующую роль в функционировании подростка начинает играть новое интегративное психологическое образование: самосознание. В отличие от позиции младшего школьника, самосознание отражает не частную функцию ребенка, а его общее положение в системе социальных отношений. Оно служит основанием, позволяющим самостоятельно и сознательно (хотя и не всегда разумно) выбирать деятельность, в которой подросток готов участвовать, и свою функцию в ней.

Вопрос о ведущей деятельности юношеского возраста требует дополнительных исследований. Имеющиеся работы позволяют предположить, что ее содержание составляет процесс личностного самоопределения, однако мы затрудняемся указать конкретные функции участников этой деятельности и соответствующие им виды функционирования.

Личностное самоопределение проявляется в разных сферах жизни (профессиональной, социальной, межличностной). При этом оно выступает в различных формах: в форме профессионального обучения, социальной активности, построения дружеских и романтических отношений и т.п.

Что касается психологических новообразований этого возрастного периода, то к ним можно отнести смысл жизни и психологическое будущее (М.Р. Гинзбург), которые определяют жизненную перспективу человека, а не только его участие в тех или иных наличных формах деятельности (для регуляции которого достаточно подросткового самосознания).

На этом этапе развития индивидуальное функционирование приобретает полноту, делающую его сомасштабным совместной деятельности. Следовательно, теперь можно с полным правом говорить о появлении индивидуальной деятельности. На этом завершается логический круг, и человек может выступить в качестве взрослого по отношению к собственному ребенку. Частично функции взрослого могли выполняться и в предшествующие возрастные периоды - по отношению к младшим детям, братьям и сестрам и т.п. Однако только по завершении юношеского периода человек становится способен выполнять эти функции в полном объеме.

 В подростковом возрасте – трудности в дифференцировке себя от других, в формировании собственной идентичности, пассивность жизненной позиции.

Примерно к 12 годам формируется абстрактно-логическое мышление.

 

Юношеский возраст.Ранняя юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), средняя юность (от 18 до 23 лет), старший юношеский возраст   охватывает годы с 23-24 лет до 28-29 лет (по Немову). Содержание ведущей деятельности юношеского возраста составляет процесс личностного самоопределения. Ориентирующую роль в ней играют такие психологические образования как смысл жизни и психологическое будущее, определяющие жизненную перспективу человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.003 с.)