Роль государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества (зарубежный опыт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества (зарубежный опыт)



 

 В зарубежных странах сложилось несколько моделей формирования и поддержки институтов гражданского общества. Прежде всего, модели моделей формирования и поддержки институтов гражданского общества имеют исторические особенности, то есть их характеристики специфичны для определенных стран в конкретный период времени. Постепенно эти модели меняются на другие, в том числе более современные и гибкие. В настоящее время модели общества классифицируются как по странам, которые входят в тот или иной регион (правовую семью), например, выделяют англосаксонскую (англо-американскую),  континентальную (европейскую или французскую), смешанную («гибридную»), иберийскую и др. Также существует разделение по критериям на основе стадий формирования гражданского общества в странах, что позволяет выделять: избирательные, посреднические и демократические гражданские общества, что отражено в зарубежных концепциях гражданского общества[51]. Большинство стран прошли стадии нескольких различных моделей гражданского общества.

Избирательная модель, например, характеризуется двумя особенностями: работа над общим благосостоянием и экономикой страны. Данная модель является наиболее эффективной, поскольку она соответствует современности.

Участие граждан в управлении конкретной территории на основе избирательного процесса олицетворяет демократические принципы, закрепленные в основных законах стран (конституциях).

Партии ‒ это группы, в которых люди отождествляют себя, активно присоединяются к процессам участия в политической жизни, вносят свой вклад в постановку целей и стратегий развития государства. Целью избирательного процесса является чтобы «каждый гражданин РФ, непосредственно обладающий активным избирательным правом, более инициативно проявлял свою гражданскую позицию»[52].

Широкомасштабное, и долгосрочное влияние партий на политическую систему и политическую культуру в целом, и их способность формировать демократические установки и обычаи граждан лично индивидуально являются функцией их жизнеспособности как групп гражданского общества.

Модель посредничества фокусируется на возможности решать проблемы гражданского общества, поддерживать общественные отношения и в целом участвовать в процессе взаимодействия. Такая модель обычно не способствует развитию политических движений, но является хорошей почвой для открытости и прозрачности в рамках взаимодействия государства и гражданского общества. Демократическая модель гражданского общества олицетворяет уровень политического участия общества в жизни страны. Задача этой модели ‒ повысить политическую волю, желание принимать решения и возможности влиять на процессы гражданами.

 Указанные модели олицетворяют собой определенные этапы формирования. Период от медиативной модели к демократической, а затем и к формированию электоральных моделей считается положительным направлением в развитии страны. Конечно, каждая модель создает ту или иную систему, которая будет влиять на формирование следующего этапа, поэтому гражданское общество обычно имеет смешанные черты. Именно поэтому иногда в гражданских обществах одной модели могут быть серьезные различия. Другими словами, гражданское общество разных стран может иметь некоторые отличия, но в то же время может считаться демократическим.

Все модели развития гражданского общества в мире основаны на человеческом взаимодействии: обмене опытом и мыслями, умением озвучивать права и обязанности, поддержке ценностей и принципов государственного и общественного развития[53]. Таким образом, гражданское общество становится движущей силой в повышении осведомленности граждан о своих правах и свободах, в их борьбе за права и в создании причин для минимизации их нарушений. То есть без гражданского общества эффективное существование государства как такового просто невозможно.

В США в последние десятилетия наряду с различными формами организации партнерства государства со штатами и бизнес-структурами активно развиваются формы общественного (социального) партнерства в управлении природопользованием и природоохраной путем создания различного рода негосударственных (неправительственных) и неприбыльных организаций и ассоциаций. В стране действуют сотни подобных общественных организаций, которые ориентируют свою деятельность на различные иерархические уровни управления ‒ международный, национальный, секторальный, региональный, муниципальный и др. Таким образом, Запад (в большей степени США) далеко ушел в развитии гражданского общества. В западных странах создано большое количество общественных организаций, которые играют важную роль в политической системе. Данные организации составляют основу гражданского общества.

Если рассматривать опыт США, то в преамбуле Национального плана действий «Открытое правительство» органы государственной власти должны быть прозрачными в своей деятельности.

Для этого им необходимо: предоставлять полные сведения о деятельности правительства и сделать их доступными для людей; по максимуму привлекать своих граждан к действиям по принятию решений, так как это делает правительство более эффективным и ответственным; «реализовывать высшие стандарты честности, потому что те, кто находятся во власти, должны служить людям, а не самим себе; расширять доступ к технологиям, потому что в существующем цифровом веке доступ к информации становится открытым для всех»[54].

Обращение к опыту конкретных стран в развитии гражданского общества, позволяет выделить специфику и особенности.

США всегда была символом развития демократии, а значит и гражданского общества. Модель гражданского общества США основана на том, что для процветания демократии необходимо сильное гражданское общество, независимое от государственного контроля или вмешательства правительства. С первых дней истории США организации гражданского общества играли ключевую роль в защите прав человека и продвижении человеческого прогресса. Гражданское общество является источником всеобъемлющих идей, продвигающих все институт государства и общества, начиная  от прозрачности деятельности различных института и заканчивая свободой слова и преодоления неравенства и спасения окружающей среды.

Гражданское общество в США включает широкий спектр организаций, которые позволяют людям реализовывать свои социальные, экономические и политические устремления, беспрепятственно организовывая себя в соответствии со своими интересами, потребностями и приоритетами. На сегодняшний день в американской системе гражданского общества действует более 1,5 миллионов общественных организаций[55]. В США подвержены идее, что общественные интересы лучше всего служат государственному и общественному развитию[56].

Нормативные акты США, влияющие на организацию гражданского общества, предназначены для поддержки и создания неправительственных организаций (НПО). Нормативные акты США разработаны специально для того, чтобы избежать давления на общественные организации. В частности ключевое значение имеют законы штатов о некоммерческих организациях, например, Единый закон о некоммерческих организациях штата Колорадо, закон о некоммерческих организациях Массачусетс[57].

Гражданское общество на основе модели США ‒ это совокупность социальных организаций, добровольно созданных гражданами для продвижения общих целей или интересов. Сюда входят независимые исследовательские организации государственной политики, правозащитные организации, организации, защищающие права человека и продвигающие демократию, гуманитарные организации, частные фонды и благотворительные фонды, общества, ассоциации и некоммерческие корпорации.

Общественные организации США часто разрабатывают и рассматривают новые подходы к социальным и экономическим проблемам, которые правительства не могут решить в одиночку. Многие НПО в США работают в сферах, не связанных с политикой. К ним относятся волонтерские организации, основанные на общей религиозной вере, профсоюзы, группы, которые помогают уязвимым людям, таким как бедные или инвалиды, и группы, которые стремятся расширить возможности развития молодежи или маргинализированных групп населения. Источники финансирования данных организаций включают пожертвования от частных лиц (американских или иностранных), коммерческих компаний, благотворительных фондов или грантов от федеральных, государственных или местных органов власти. Источники финансирования также могут включать финансирование от иностранного правительства. Законы США не запрещает иностранное финансирование НПО.

Контроль за деятельностью органов МСУ в англосаксонской системе носит не прямой, а косвенный характер. Контролирующие функции выполняет или суд или центральные органы.

Конституции штатов существенно различаются в связи с чем, достаточно спорно говорить о единой системе МСУ США. Графства служат для управления главным образом сельскими территориями. В муниципальных корпорациях проживает около двух третей всего населения страны. К такому типу МСУ также относятся муниципальные округа США. Так, например наибольшее количество графств в США имеется в штате Техас, где их насчитывается 254 графства.

В Великобритании институты гражданского общества имеют важное значение, их цель повысить роль в демократических процессах страны с точки зрения лоббирования и политического диалога, представляющего интересы граждан, развивать их способность предоставлять услуги и работать на благо различных слоев общества, чтобы способствовать сплоченности английского сообщества.

 Нормативно-правовое регулирование основано, например, на Законе Великобритании о благотворительных организациях[58].

 Так, например, в Великобритании значение имеет не только упор на национальное развития, но и взаимодействие с другими странами по развитию гражданского общества и гражданских инициатив, большую роль в котором имеет Британский совет[59]. Так, например, в рамках деятельности данной организации действует программа «Активные граждане», которая внедряется по всему миру, под эгидой Британского совета.

Программа «активные граждане» ‒ это глобальная сеть лидеров сообществ, которую развивает Британский совет и местные партнеры из гражданского общества в странах-участницах. Цель состоит в том, чтобы укрепить взаимопонимание и доверие между сообществами путем создания прочной глобальной сети лидеров сообществ, которые могут работать вместе для решения глобальных проблем XXI века[60].

Участники взаимодействуют в рамках понимания и решения глобальных проблем, межкультурной эффективности и расширяют свои международные связи. Каждый участник:

‒ развивает более сильное чувство собственной культуры и идентичности через взаимодействие с другими культурами;

‒ получает более глубокие знания и понимание того, как работает их местное сообщество и субъекты гражданского общества;

‒ принимает меры для улучшения развития гражданского общества с помощью устойчивых инициатив.

Программа «активные граждане» использует международные культурные связи для решения основных проблем, с которыми сталкиваются сообщества. К ним относятся проблемы, возникающие из-за различий в расе, религии или культуре, доступа к устойчивым источникам средств к существованию, загрязнения и защиты окружающей среды, возможностей для здоровья и образования, демократического участия, социальной изоляции и возможностей для женщин.

Программа «Активные граждане» предназначена для людей, которые являются социально ответственными, влиятельными и вовлеченными на уровне местного сообщества в проблемы конкретной территории и мира. Сюда могут входить работники молодежных, женских организаций, педагоги, специалисты по развитию сообществ, представители некоммерческого сектора и религиозные лидеры.

В странах не англосаксонской модели, например, континентальной и других,  гражданское общество строится на принципах роли государства и большого влияния опеки на институты гражданского общества. Таким образом, в таких моделях более жесткие административные связи взаимодействия государственных и местных органов власти. Но при этом местная власть является независимой.

Стоит обратиться к конкретным примерам. Например, Республика Франция. Особенностью публичной власти во Франции является сложность административно-территориального деления, а также принцип децентрализации в управлении[61]. Развитие гражданского общества происходит под влиянием опеки государства.

Организация гражданского общества во Франции специфична с точки зрения того, что субъекты являются участниками процесса развития страны.

Французские организации гражданского общества работают на принципах партнерства, уважая при этом независимость друг друга.

Диалог и взаимодействие всех участников процесса развития, а также поддержка и усиление местных субъектов направлено на требование устойчивого развития стран, что отражает во много модель европейских стран, или европейского союза (ЕС), еще данную модель называют континентальной.

История развития французского гражданского общества и большей части европейских стран восходит к средневековью. Французская монархия рано объединила нацию, объединив регионы через войны и браки, именно поэтому Франция была и остается, несмотря на два закона о децентрализации (1983 г. и 2003) централизованным государством, в то время как большинство европейских стран децентрализовано, где большая часть решения сфер общественного развития являются ответственностью местных органов власти.

Правительство Франции активно взаимодействует с институтами гражданского общества, так например, при создании открытого правительства, французское правительство использовало онлайн- и офлайн-консультации с общественностью для сбора идей от граждан и организаций. Некоторые из этих идей были преобразованы в реальные институты взаимодействия[62]. Во Франции активно развивается волонтерское движение, так анализ количество волонтеров во Франции показывает следующую динамику (рис.1.1.)

Рис.1.1. Динамика количества волонтеров во Франции в 1990-2017 гг. в млн. чел.[63]

 

 Таким образом, как видно из рис.1.1. количество волонтеров во Франции с 1990 г. увеличилось на 14,1 млн. чел.

Центральные и местные органы власти обеспечивают почти полное финансирование деятельности благотворительных организаций гражданского общества во Франции и частичное финансирование других организаций, в то время как государственный сектор регулирует деятельность организаций гражданского общества и гарантирует всеобщий доступ к предоставляемым услугам, а также равное отношение всем пользователям.

В настоящее время общественные организации являются динамично развивающимися организациями во Франции и высоко ценятся обществом и государством. Фонды менее популярны во Франции и давно дискредитированы, но они имеют неуклонный рост с 2003 года во Франции. В настоящее время весь сектор гражданского общества ориентирован на тесное сотрудничество с органами государственной власти,

Организации гражданского общества Франции продемонстрировали свою способность отвечать на новые потребности населения, и они доказали свою стойкость.

Термин или концепцию гражданского общества в Германии имеет долгую историю. Приверженность развития гражданского общества основана на социальной самоорганизации граждан. Гражданское общество рассматривается в тесной связи между способностью общества к самоорганизации и надежностью его демократической конституции.

В Германии почти каждый второй гражданин является членом одной из более чем 600 000 ассоциаций[64]. 95 процентов некоммерческих организаций являются ассоциациями, но количество фондов, кооперативов и других форм организации также увеличивается. Институты гражданского общества в Германии городского уровня более политичны, в сельских районах, которые более ориентированы на интеграцию.

Без гражданского участия не может быть гражданского общества. 72% организаций гражданского общества в Германии работают без оплаты, то есть на чисто добровольных началах.

Организации Германии вносят важный вклад в социальную интеграцию граждан. 24% некоммерческих организаций Германии разрабатывают специальные предложения для мигрантов или беженцев[65].

Ассоциации, фонды и другие некоммерческие организации Германии считают себя частью автономного гражданского общества. Две из трех (64 процента) некоммерческих организаций считают правильным и важным, чтобы их работа выполнялась и финансировалась обществом, а не государством. Почти треть (31%) считает, что их работа должна как минимум финансироваться государством[66].

28 марта 2020 года в Германии вступил в силу новый правовой регламент, согласно которому для ассоциаций и фондов должны быть обеспечены дееспособность и кворум. Государственная сеть по вовлечению граждан объединяет различных субъектов гражданского общества Германии, которые участвуют в продвижении добровольного участия. Институты гражданского общества Германии создают платформу для совместных действий на государственном уровне.

Финляндия является конституционной республикой, где парламент, президент республики и правительство являются высшими выборными органами. Население Финляндии составляет около 6 миллионов человек, при этом большинство населения проживает в южной части страны. Финляндия ‒ суверенная страна, расположенная в Северной Европе. Это северная страна, расположенная в Фенноскандии[67], в которую также входят соседние скандинавские страны. В этой связи, применяя к Финляндии модели государственного и муниципального управления некоторые исследователи, говорят, о так называемой скандинавской модели управления[68].

В Финляндии шесть региональных государственных административных органов. Административные органы несут ответственность за предоставление государственных услуг и юридических разрешений. Косвенно государственная администрация поддерживает МСУ в управлении обществом. Организации выполняют задачи или исполняют государственные полномочия, такие как проведение инспекций и выдача лицензий на охоту. То есть муниципальные органы обладают некоторыми функциями переданными государством.

В Финляндской Республике в 2018 г. существовало 4 000 сельских поселений, 3 124 их ассоциации и 890 муниципальных советов сельских поселений[69].

На сегодняшний день, МСУ в зарубежных странах нацелено на повышение эффективности деятельности и развития конкретной территории, конкретных граждан, повышения их уровня жизни. МСУ является тем самым кирпичиком благодаря которому та или иная территория развивается. В основе деятельности органов МСУ лежит целеполагание, основанное на качестве жизни населения конкретной муниципальной территории за счет эффективного управления во всех сферах общественного развития.

Для ЕС, современные кризисные явления могут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация с некоторыми муниципальными территориями, которые являются убыточными не будет способствовать росту инвестиций, в том числе иностранных.

Укрупнение муниципалитетов является одной из тенденций развития МСУ в странах ЕС, что например, можно отметить в отношении таких государств, как: Швеция[70], Дании[71], Бельгии[72].

 Франция обладает наибольшим количеством муниципальных образований 36682 коммуны[73].

Организации гражданского общества в странах ЕС являются важнейшими партнерами в области развития, поскольку они ближе всего к населению на местах и, следовательно, лучше всех знают их потребности. В ЕС существует политика наднационального регулирования, которая основана на приоритетах развития гражданского общества как соответствия системе устойчивого развития ЕС.

 Развитие гражданского общества в странах ЕС показывает, что временем роль института гражданского общества в сотрудничестве в целях развития выросла от партнеров-исполнителей до активных участников процессов принятия решений в странах-партнерах, которые все больше берут на себя ответственность за свое собственное развитие. Это привело нас к инновациям и улучшению диалога между гражданским обществом и государствами – странами участницами ЕС.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.038 с.)