Глава 1. Формирование и состояние гражданского общества в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Формирование и состояние гражданского общества в Российской Федерации



Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Формирование и состояние гражданского общества в Российской Федерации 6

1.1. Понятие, признаки и функции гражданского общества. 6

1.2. Особенности формирования гражданского общества в Российской Федерации 15

Глава 2. Государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества 27

2.1. Роль государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества (зарубежный опыт) 27

2.2. Развитие институтов гражданского общества в России: интересы и роль государства 40

Заключение. 53

Список использованной литературы.. 57

 

 


 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Роль институтов гражданского общества в демократическом развитии в последние годы возрастает, что выражается как в изменении и дополнении законодательства, так и расширении способов и возможностей участия граждан в решении конкретных проблем.

Гражданское общество представляет собой систему, состоящую из различных институтов. Чем больше различных субъектов, олицетворяющих гражданское общество, тем лучше, так как возникает большее количество связей, делающих общество устойчивее.

Институты гражданского общества необходимы как для обеспечения стабильности, так и противодействия негативным факторам, таким как: коррупция, нарушение законности, неэффективное управление и другое.  В России сформированы институциональные основы взаимодействия субъектов гражданского общества и органов государственной власти, что выражается в наличии органов общественного контроля, возможности участия населения в тех или иных политических процессах, обсуждениях.

Необходимость взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества связана с реализацией с одной стороны конституционных прав граждан, с другой с эффективностью деятельности власти и наличием баланса в обеспечении принципа законности.

Оценивая участие граждан, в делах государства можно отметить, что на законодательном уровне гражданам Российской Федерации, предоставлены достаточно широкие возможности, что подтверждается многообразием различных форм демократических институтов, однако, на практике эти возможности не осуществляются в полной мере, что позволяет говорить о недостаточном уровне развития взаимодействия.

При этом стоит учитывать, что Российская Федерация состоит из множества регионов, где уровень развития гражданского общества разный.

Обращение к совершенствованию государственной политики в сфере развития институтов гражданского общества обуславливается как возрастанием роли гражданского общества, на современном этапе развития, и изучением особенностей государственной политики, так и наличием различного рода проблем.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики в сфере развития институтов гражданского общества для выявления и формулирования основных проблем стимулирования государством социального, демократически ориентированного развития.

Задачи исследования:

‒ определить понятие, признаки и функции гражданского общества;

‒ изучить особенности формирования гражданского общества в Российской Федерации;

‒ определить задачи государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества (зарубежный опыт);

‒ проанализировать процесс развития институтов гражданского общества в России: интересы и роль государства.

Объектом исследования – является государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества.

Предметом исследования – являются общественные отношения, складывающиеся в области развития гражданского общества.

Теоретическая разработанность темы исследования. На сегодняшний день, проблема государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества является достаточно изученной темой исследования.

В рамках использованных работ стоит назвать труды, связанные с общей характеристикой гражданского общества, так и мер государственной политики, что отражено в работах: А.Б. Венгерова[1], Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснова[2], А.А.Консовского, Е.А.Лясецкой[3], И.Н. Костылевой[4], И.В.Тепляшина[5] и других.

 Несмотря кажущуюся на изученность темы исследования, многие аспекты нуждаются в новом осмыслении с точки зрения перспектив развития государственной политики в области развития гражданского общества.

Методами исследования послужили методы: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, нормативно-логический метод.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


1)

Заключение

 

Анализ эволюции понятия «институтов гражданского общества» показал, что данную категорию стоит рассматривать с точки зрения различных институтов гражданского общества, к наиболее раним которых относится МСУ. В структуре подходов к эволюции понятия «институтов гражданского общества» стоит выделять этапы развития данного понятия, в рамках теоретических подходов общемировой истории, складывающихся в философии и теории государства и права и отечественной доктрине. С точки зрения института защиты прав, то отправной точкой развития выступают 50-е-60-е гг. ХХ в.

Анализ различных моделей взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества показывает, что наиболее эффективные формы взаимодействия сложились в развитых европейских странах. Это связано еще и с тем, что в европейских странах существуют дополнительные механизмы регулирования.

Англосаксонская модель взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества основана на том, что органы не обладают конституционным статусом, имеют большую политическую самостоятельность, контроль осуществляется через судебную или налоговую систему. В континентальной модели представителем которой является Франция, правовой статус органов определен в нормативных актах, дуальная система управления на основе взаимодействия и сосуществования, надзор осуществляют государственные должностные лица. ТО есть в континтентальной системе большая опека государства над институтами гражданского общества, в том числе и в рамках финансирования.

Нормативно-правовая база имеет многоуровневое и многоотраслевое значение. Так, в рамках уровневого характера стоит различать международное и национальное нормативно-правовое регулирование.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления и институтов гражданского общества осуществляется на основе множества нормативно-правовых актов, начиная от Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ и заканчивая специальными нормативными актами, например, о НКО, общественной палате и др.

Анализ нормативно-правовой базы государственного регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества показал, что большинство нормативных актов имеют базовые основы, заложенные федеральным законодательством. Среди нормативных актов, стоит отметить законы, регулирующие деятельность Общественной палаты субъекта РФ, взаимодействия органов МСУ и институтов МСУ, общества в противодействии коррупции, государственной поддержке СО НКО. Кроме этого, на муниципальном уровне действует ряд программ по поддержке НКО.

Одной из форм развития гражданского общества является общественный контроль конституционно-правовой институт, отражающий необходимость взаимодействия власти и общества.

Общественный контроль как один из способов обеспечения взаимодействия, требует своего организационно-правового совершенствования для повышения эффективности его осуществления.

В современном состоянии Общественная палата стала новым явлением в политической и правовой культуре России. Изучение действующего законодательства в рассматриваемой сфере позволяет констатировать, что ОП – независимый общественный институт, деятельность которого направлена на укрепление позиций гражданского общества в целом. 

Одной из значимых проблем современного развития России является уровень развития гражданского общества, участия граждан в общественной жизни страны.

Общественный контроль как один из способов обеспечения взаимодействия, требует своего организационно-правового совершенствования для повышения эффективности его осуществления.

Оценивая участие граждан, в делах государства можно отметить, что на законодательном уровне гражданам Российской Федерации, предоставлены достаточно широкие возможности, что подтверждается многообразием различных форм демократических институтов, однако, на практике эти возможности не осуществляются в полной мере.

К числу существующих проблем стоит также отнести пассивность населения, нежелание и неумение участвовать в решении проблем своего места проживання является сегодня одной из серьезнейших проблем.

Главные факторы пассивности:

- недостаток у граждан правовых знаний;

- недоверие жителей к органам власти, неверие в возможность оказывать влияние па принимаемые решения;

- недостаток необходимых материально-финансовых ресурсов для взаимодействия. Это лишает воз­можности органы поддерживать в полной мере и развивать общественно полезные инициативы.

С другой стороны, стоит констатировать активность молодежи за последние годы, что во много выражается в протестных акциях, однако, многие из которых финансируются иностранными организациями с целью подрыва государственных и демократических основ России. При этом молодежь как субъект гражданского общества, не всегда понимает сущность происходящих событий и выходит на протесты просто из любопытства, а не в рамках гражданского участия.

Основная проблема это уровень этической культуры, а также низкий уровень пропаганды и агитации со стороны органов государственной власти в рамках молодежных движений.

Совершенствование привлечения населения к участию в решении вопросов возможно за счет повышения правовой грамотности населения и правовой культуры.

Список использованной литературы

 

 


[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / Венгеров А.Б.. — Москва: Дашков и К, 2019

[2] Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права М.: Норма, 2007.

[3] Консовский А.А., Лясецкая Е.А. Проблемы становления и развития гражданского общества в России // Символ науки: международный научный журнал. 2020 № 11. С. 64-68.

[4] Костылева И.Н. О развитии гражданского общества в России // В сборнике: Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. 2020. С. 397-400.

[5] Тепляшин И.В. Развитие институтов гражданского общества в контексте внесения поправок в конституцию России //В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения Сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 368-372.

[6] Костылева И.Н. О развитии гражданского общества в России // В сборнике: Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. 2020. С. 397.

[7] Тепляшин И.В. Развитие институтов гражданского общества в контексте внесения поправок в конституцию России //В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения Сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 371.

[8] Сидоров В.П. Понятие и определения гражданского общества //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2020. № 11. С. 99

[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права: ‒ Москва: Дашков и К, 2019. С. 44.

[10] Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права М.: Норма, 2007. С. 124.

[11]Who and what is 'civil society? // [Электронный ресурс]: https://www.weforum.org/agenda/2018/04/what-is-civil-society/

[12] Kligman G. Reclaiming the public: a reflection on recreating civil society in Romania // Eastern European Politics and Societies 1990. № 4(3). Р. 430.

[13] Schmitter P. On Civil Society and the Consolidation of Democracy: Ten Propositions, mimeograph, Stanford Department Of Political Science, July 1995. Р. 3.

[14] Магомедова Е.А., Кривушин А.В. Генезис понятия «гражданское общество»: проблемные аспекты // Дневник науки. 2020. № 12 (48). С. 56.

[15] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[16] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ 1995. № 21. ст. 1930.

[17] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

[18] Чиркин В.Е. Публичное управление. М., 2012. С. 98.

[19] Арутюнян Р.Э. Конституционно-правовой статус институтов общественного контроля при органах государственной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юр. наук. Пенза, 2011. С. 11

[20] Горнев Р.В. Некоторые аспекты участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 167.

[21] Митряев И.С. Понятие и формы общественного контроля //Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 94.

[22] Мельникова М.В. Общественный контроль за деятельностью органов государства как форма взаимодействия гражданского общества с государством // Вестник Самарской гуманитарной академии. Право. 2019. № 1. С. 11.

[23] Тепляшин И.В. Система ценностей при осуществлении общественного контроля: некоторые правовые аспекты // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 229.

[24] Гражданский кодекс РФ, часть 1 (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ  1994. № 32. ст. 3301.

[25] Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 26.11.2019) // СЗ РФ  1996. № 3. ст. 145.

[26] Большаков С.Н. Политический концепт сетевого управления. Очерк методологии. // [Электронный ресурс]: https://www.civisbook.ru/publ.html?id=857

 

[27]   Доронин М.С., Рубцова И.Н. Модель развития гражданского общества российской федерации в ситуации пандемии «COVID - 19» // В сборнике: Совершенствование правовой культуры как основа становления гражданского общества современности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 28.

[28] Кузнецова И.В. Взаимодействие структур государственного управления, местного самоуправления и населения в условиях пандемии // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 11 (88). С. 43.

[29] Институты гражданского общества // [Электронный ресурс]: http://kapital-rus.ru/articles/article/instituty_grazhdanskogo_obschestva_v_usloviyah_finansovogo_krizisa/

[30]. Эволюция взаимодействия НКО [Электронный ресурс]: http://www.unity_and_law.htm

[31] Дегальцева Е. А. Неполитические общественные формирования в государственной структуре дореволюционной России [Электронный ресурс]: http://www.zaimka.ru/04_2002/degaltseva_voluntary.

[32] Консовский А.А., Лясецкая Е.А. Проблемы становления и развития гражданского общества в России // Символ науки: международный научный журнал. 2020 № 11. С. 64.

 

[33] Приговор царской о кормлениях и о службах 1556 г. // [Электронный ресурс]: http://www.school.edu.ru/collections/collectionitem/11940

[34] Кольжанов И.В., Сидорова Е.И. История МСУ в России //В сборнике: Полиция России: от истоков к современности сборник статей (к 300-летию российской полиции). Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова. 2018. С. 76.

[35] Незнамова Е.А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее: монография / Е.Х. Незнамова. – М.: РАГС, 2009. С. 50.

[36] Степанова Л. Г. История государственного управления в России: учебное пособие / Л. Г. Степанова. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2015.

[37] Боровская М. А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления // Таганрог, 2014. С. 23.

[38] Малов Е.А. О Новокрещенской конторе / Е.А. Малов. – Казань: Тип. Императорского университета, 1878

[39] Кирилловых А.А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении / // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 2. С. 42.

[40] Российская газета 1993 – 25 декабря.

[41] Европейская хартия местного самоуправления // [Электронный ресурс]: https://www.coe.int/ru/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/treaty/openings/COE_ONLY?p_auth=22crFEAl

[42] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права /М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2013. С. 292.

[43] Конституция Российской Федерации // Российская газета 1993. 25 декабря

[44] Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020)  // СЗ РФ 1996. № 3. ст. 145.

[45] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ 2003. №  40. ст. 3822.

[46] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[47] Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // // СЗ РФ 2005. № 15. ст. 1277.

[48] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ 1995. №  21. ст. 1930.

[49] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[50] Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.

[51] Rosenblum N.L. Primus Inter Pares: Political Parties and Civil Society // [Электронный ресурс]: https://scholarship.kentlaw.iit.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=3200&context=cklawreview

[52] Нагорная М.С.. Рогозина О.А. Модели избирательных систем и специфика их практического воплощения в современной России // Управление в современных системах 2017. № 2. С. 58.

[53] См.: Морозова И.А. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества: проблемы и перспективы развития // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2020. № 2 (33). С. 44.

[54] Иванов В. Открытая закрытость. Американские спецслужбы получили новый Совет. // Независимое военной обозрение [Электронный ресурс]: http://nvo.ng.ru/realty/2016-05-13/5_sovet.html 

[55] Роганов С.А. Теоретические аспекты общественного контроля в зарубежных странах // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020 № 1 (10). С. 116.

[56] Мишина, H. В. Государственное право зарубежных стран: курс лекций / Н. В. Мишина, В. А. Михалев, В. А. Куракин, Д. Е. Волкова. – Киев: Юринком Интер, 2012. С. 127.

[57] Non-profit organizations // [Электронный ресурс]:https://www.law.cornell.edu/wex/non-profit_organizations

[58] Charities Act 2011 // [Электронный ресурс]: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2011/25/contents/enacted

 

[59] British Council // [Электронный ресурс]: https://www.britishcouncil.org/society/governance-civil-society

[60] Active Citizens //[Электронный ресурс]:https://www.britishcouncil.org/society/governance-civil-society/active-citizens

[61] Большаков С.Н., Григорьев А.Н. Трансформация системы территориального управления во Франции: роль и функции местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление 2015. № 1. С. 29.

[62] How France worked with civil society to create its Action Plan // [Электронный ресурс]: https://joinup.ec.europa.eu/collection/egovernment/document/how-france-worked-civil-society-create-its-action-plan

[63] France – 3 Surveys LES/ISL/JHCNP for 1990, 1993 and 1996; INSEE 2002; DREES-BVA for 2010; CRA/BVA 2017; French Civil Society: Historical Background, Present position and Major issues [Электронный ресурс]: //https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01956757/document

[64] Von wegen vereins­sterben: deutsche zivilgesell­schaft so gross wie nie zuvor//[Электронный ресурс]: https://www.stifterverband.org/pressemitteilungen/2017_06_29_ziviz-survey_deutsche_zivilgesellschaft

[65] Von wegen vereins­sterben: deutsche zivilgesell­schaft so gross wie nie zuvor//[Электронный ресурс]: https://www.stifterverband.org/pressemitteilungen/2017_06_29_ziviz-survey_deutsche_zivilgesellschaft

[66] Там же

[67] Примечание: Фенноска́ндия ‒ физико-географическая страна на северо-западе Европы общей площадью около 1,88 млн км². Выделена финским геологом Вильгельмом Рамзаем в 1898 году

[68] Богомолов А.В., Щукин И.А. Опыт Финляндии в построении местного уровня власти // Вестник Академии. 2013. № 2. С. 116.

[69] Statistics Finland 2017. Municipal election 2017, election map service. URL: http://pxnet2.stat.fi /explorer/kunnallisvaalit_2017/ohje_en.shtml

[70] Примечание: В Швеции, с 1952 по 1977 год численность коммун сократилась с 1037 до 279

[71] Примечание: В Дании 1365 малых коммун были объединены в 275, при этом средняя численность коммуны составила около 18000 жителей

[72] Примечание: В Бельгии в результате реформ количество коммун сократилось с 2669 до 589

[73] Бодрова И.И. Европейский опыт усовершенствования административно-территориального устройства. // [Электронный ресурс]: http://cau.in.ua/?p=481

[74] Макаренко А.С. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как основа формирования гражданского общества // ГМУ в 21 в.: теория, методология, практика. 2014. № 12. С. 113.

[75] Никулина Ю.В. Государство и гражданское общество: модели взаимодействия //
В сборнике: Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России. Сборник научных статей и докладов IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Д.Л. Цыбакова. 2020. С. 37.

[76] Минюст признал фонд Навального иностранным агентом // [Электронный ресурс]: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/10/09/813236-agentom

[77] Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством // Под редакцией Л. И. Якобсона – М.: Вершина, 2008. С. 223.

[78] Там же. С. 223.

[79] Разрушительное законотворчество // [Электронный ресурс]: https://www.hrw.org/ru/report/2013/04/24/256440

[80] Доклад о состоянии гражданского общества в РФ за 2017 г // [Электронный ресурс]: https://www.oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017.pdf

[81] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

[82] Как меняется Конституция: гибкая власть, сильное гражданское общество // [Электронный ресурс]: http://rk.karelia.ru/politics/law/kak-menyaetsya-konstitutsiya-gibkaya-vlast-silnoe-grazhdanskoe-obshhestvo/

[83] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

[84] Горнев Р.В. некоторые аспекты участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 167.

[85] Доклад о состоянии гражданского общества в РФ за 2017 г // [Электронный ресурс]: https://www.oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017.pdf

[86] Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе РФ» // Парламентская газета. – 2004. – 31 июля. – № 140-141.

 

[87] Евстафьева Ю.Г. Роль общественной палаты в достижении юридического консенсуса // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 2. С. 141.

[88] Какителашвили М.М., Непомнящий В.А. Взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 1. С. 15.

[89] Сырцова П.С. Эволюция личных и политических прав человека в цифровую эпоху //Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 5 (39). С. 217.

[90] Шабанова М.А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1) //Социологические исследования. 2020. № 11. С. 16.

[91] Concept and Definition of Civil Society Sustainability // [Электронный ресурс]:https://www.csis.org/analysis/concept-and-definition-civil-society-sustainability

[u1]добавлено

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Формирование и состояние гражданского общества в Российской Федерации 6

1.1. Понятие, признаки и функции гражданского общества. 6

1.2. Особенности формирования гражданского общества в Российской Федерации 15

Глава 2. Государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества 27

2.1. Роль государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества (зарубежный опыт) 27

2.2. Развитие институтов гражданского общества в России: интересы и роль государства 40

Заключение. 53

Список использованной литературы.. 57

 

 


 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Роль институтов гражданского общества в демократическом развитии в последние годы возрастает, что выражается как в изменении и дополнении законодательства, так и расширении способов и возможностей участия граждан в решении конкретных проблем.

Гражданское общество представляет собой систему, состоящую из различных институтов. Чем больше различных субъектов, олицетворяющих гражданское общество, тем лучше, так как возникает большее количество связей, делающих общество устойчивее.

Институты гражданского общества необходимы как для обеспечения стабильности, так и противодействия негативным факторам, таким как: коррупция, нарушение законности, неэффективное управление и другое.  В России сформированы институциональные основы взаимодействия субъектов гражданского общества и органов государственной власти, что выражается в наличии органов общественного контроля, возможности участия населения в тех или иных политических процессах, обсуждениях.

Необходимость взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества связана с реализацией с одной стороны конституционных прав граждан, с другой с эффективностью деятельности власти и наличием баланса в обеспечении принципа законности.

Оценивая участие граждан, в делах государства можно отметить, что на законодательном уровне гражданам Российской Федерации, предоставлены достаточно широкие возможности, что подтверждается многообразием различных форм демократических институтов, однако, на практике эти возможности не осуществляются в полной мере, что позволяет говорить о недостаточном уровне развития взаимодействия.

При этом стоит учитывать, что Российская Федерация состоит из множества регионов, где уровень развития гражданского общества разный.

Обращение к совершенствованию государственной политики в сфере развития институтов гражданского общества обуславливается как возрастанием роли гражданского общества, на современном этапе развития, и изучением особенностей государственной политики, так и наличием различного рода проблем.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики в сфере развития институтов гражданского общества для выявления и формулирования основных проблем стимулирования государством социального, демократически ориентированного развития.

Задачи исследования:

‒ определить понятие, признаки и функции гражданского общества;

‒ изучить особенности формирования гражданского общества в Российской Федерации;

‒ определить задачи государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества (зарубежный опыт);

‒ проанализировать процесс развития институтов гражданского общества в России: интересы и роль государства.

Объектом исследования – является государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества.

Предметом исследования – являются общественные отношения, складывающиеся в области развития гражданского общества.

Теоретическая разработанность темы исследования. На сегодняшний день, проблема государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества является достаточно изученной темой исследования.

В рамках использованных работ стоит назвать труды, связанные с общей характеристикой гражданского общества, так и мер государственной политики, что отражено в работах: А.Б. Венгерова[1], Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснова[2], А.А.Консовского, Е.А.Лясецкой[3], И.Н. Костылевой[4], И.В.Тепляшина[5] и других.

 Несмотря кажущуюся на изученность темы исследования, многие аспекты нуждаются в новом осмыслении с точки зрения перспектив развития государственной политики в области развития гражданского общества.

Методами исследования послужили методы: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, нормативно-логический метод.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


1)

Глава 1. Формирование и состояние гражданского общества в Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.097 с.)