Программа коррекционной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа коррекционной работы



Программа коррекционной работы

Пояснительная записка

 Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Обучающийся расстройствами аутистического спектра – это обучающийся, имеющий специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением. Наличие таких нарушений должно быть подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Стойкий и всеобъемлющий характер нарушений при РАС приводит к тому, что даже те учащиеся, который успешно освоили начальный этап обучения в общеобразовательной школе, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке и создании специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с РАС определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с РАС, региональной специфики и возможностей образовательной организации.

ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с РАС. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.

ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел ПКР

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с РАС для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Цель определяет (указывает) результат работы, ее не рекомендуется подменять направлениями работы или процессом ее реализации.

Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское).

При составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:

· определение особых образовательных потребностей, связанных с организацией образовательного процесса, направленного на преодоление патологических форм аутистической защиты у учащихся с РАС и развитие активных форм взаимодействия с людьми и с окружающей средой;

· разработка и использование специфичных для учащихся с РАС эффективных методов, методик, приемов и способов подачи учебного материала, необходимых для успешного освоения образовательной программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

· обеспечение психологической устойчивости учащихся с РАС; преодоление трудностей в развитии их эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации;

· реализация системы профессиональной ориентации и содействие в профессиональном самоопределении учащегося с РАС;

· организация и обеспечение согласованной работы команды учителей и специалистов, непосредственно участвующих в сопровождении учащихся с РАС, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;

· оказание родителям (законным представителям) консультативной и организационной помощи по вопросам решения проблем в развитии; воспитании, социальной адаптации учащегося с РАС; вопросам реализации АООП ООО; привлечение родителей (законных представителей) учащегося с РАС к совместной работе с учителями и специалистами.

Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом категорий обучаемых школьников.

В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с РАС:

· принцип системности обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с РАС, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;

· принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.);

· принцип гуманизации, который определяет, что образование детей с РАС направлено на личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

· принцип педагогической инверсии, который выражается в постоянной готовности к изменению педагогической стратегии и тактики. Этот принцип также отражает изменчивость и нелинейность развития школьника с РАС;

· принцип преемственности – программа коррекционной работы, разработанная для учащихся с РАС основной школы, должна учитывать достижения учащимся результатов коррекционной работы на этапе начальной школы

· принцип сотрудничества с семьей обеспечивает участие родителей (законных представителей) и членов семьи учащегося с РАС в коррекционно-развивающей работе, направленной на его успешную интеграцию в общество.

Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным АООП ООО для учащихся с РАС.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с РАС.

Основными результатами коррекционной работы являются:

· расширение познавательной активности, преодолении стереотипных и ограниченных интересов и развитии активных форм взаимодействия с окружающим миром;

· преодолении узости и фрагментарности в представлениях о себе и об окружающем мире;

· развитие способности использовать знания, полученные в ходе усвоения программного материала по учебной программе, для самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни;

· накопление и присвоение позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми;

· развитие общения со сверстниками, побуждение желания участвовать в совместной деятельности с другими учащимися;

· формирование и развитие умения организовать успешное взаимодействие с окружающими людьми, опираясь на понимание социальных отношений;

· развитие социального поведения;

· овладение методами эмоционального самоконтроля.

    Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.

Достижения обучающихся с РАС рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

        Оценивание результатов коррекционной работы в образовательной организации проводят учителя-предметники и все специалисты, сопровождающие учащегося с РАС.

        Результаты оценивания результатов коррекционной работы являются основанием для внутреннего мониторинга эффективности организации обучения учащегося с РАС на основе оценивания динамики его психического и социального развития, достижения образовательных результатов по учебным предметам.

Учителя-предметники и все специалисты, работающие с обучающимся с РАС, осуществляют диагностические мероприятия по оцениванию результатов коррекционной работы в начале и конце учебного года, определяют динамику освоения учащимися с РАС адаптированной основной образовательной программы. При наличии отрицательной динамики или при отсутствии положительной динамики, диагностические мероприятия могут проводиться дополнительно, по мере необходимости.

Работа по оценке результатов коррекционной работы проводится регулярно, оформляется в виде пакета документации. В пакет документации могут входить: технологические карты с анализом успеваемости и сформированности учебных навыков по всем учебным предметам; карты динамического наблюдения, заполняемые специалистами, проводящими коррекционно-развивающие занятия; портфолио учащегося, включающее продукты образовательной деятельности учащихся с РАС; журналы наблюдений, заполняемые тьюторами на групповых занятиях и на уроках в классе, на перемене, внеурочной деятельности и др.

Спорные вопросы, касающиеся успеваемости школьников с РАС, их поведения, динамики продвижения в рамках освоения программы коррекционной работы (как положительной, так и отрицательной) выносятся на обсуждение психолого-педагогического консилиума организации, методических объединений и ПМПК.

        Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с РАС адаптированной основной образовательной программы основного общего образования

Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:

· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

· определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление сильных сторон учащегося с РАС и специфических трудностей в овладении содержанием образования;

· контроль динамики развития познавательной и речевой сферы учащихся с РАС, уровня сформированности высших психических функций;

· изучение личностных особенностей, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня адаптивных возможностей, сформированности навыков социального поведения и коммуникации учащегося с РАС;

· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащегося;

· мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования;

· анализ результатов диагностики с целью разработки, уточнения и изменения индивидуального образовательного маршрута, учебного плана, программы коррекционной работы.

        При проведении диагностической работы с учащимися с РАС необходимо учитывать результаты диагностики, которая проводилась при реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (АООП НОО обучающихся с РАС). Следует учесть, что для оценки особенностей развития специалисту чаще всего необходим определенный период, включающий время для установления контакта с аутичным учащимся. При проведении направленного диагностического обследования кроме использования тестовых методик, дополнительно необходимо также учитывать данные внетестовой диагностики. Для оценки состояния высших психических функций, навыков функционирования, оценивания психологического функционирования детей с РАС обязательно используются методы наблюдения, клинической беседы, оценка продуктов деятельности и т.д. Также важно использовать данные, полученные различными специалистами, непосредственно контактирующими с учащимся, учителями и родителями. При необходимости и с учетом соблюдения принципов защиты персональной информации могут использоваться данные медицинской документации.

            

 

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:

· разработка и реализация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащегося с РАС, включающую в себя разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;

· выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС;

· организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер учащихся с РАС;

· формирование и развитие эффективных способов регуляции поведения и эмоциональных состояний, помощь в познании собственного «Я»;

· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; обучение ролевым и социотипическим формам поведения в различных ситуациях;

· развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

· развитие жизненных компетенций, навыков организации самостоятельной повседневной жизни в соответствии с возрастом;

· совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

· социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

В рамках представленных разделов в ПКР могут включаться следующие направления работы:

● помощь в овладении учебными действиями самостоятельной постановки учебных целей, действий контроля и оценивания собственной деятельности, развитии инициативы в организации учебного сотрудничества;

● формирование и развитие умения использовать персональные вспомогательные средства для организации учебной деятельности (визуальные подсказки, схемы, персональные справочники и др.); 

● обучение использованию приобретенных академических навыков в повседневной жизни;

● развитие и усложнение представлений об окружающих людях, приобретение опыта дружбы со сверстниками, получение опыта избирательных отношений с окружающими людьми;

● помощь в осмыслении личного опыта и его использования для развития и построения картины окружающего мира, понимания социальных отношений, преодоление социальной наивности;

● помощь в овладении базовыми навыками самоконтроля и саморегуляции, умении преодолевать страхи (в том числе страх новизны и неожиданных изменений) социально приемлемыми способами;

● обучение умению самостоятельно выстраивать личное расписание и следовать ему;

● помощь в адекватном овладении коммуникативными навыками, развитии и усложнении полученных навыков общения и взаимодействия;

● помощь в преодолении кризисных явлений подросткового возраста;

● развитие умения опираться на значимые личные воспоминания в жизни, умения строить жизненные планы; 

● развитие умения организовать свое свободное время и досуг.

 

Консультативная работа предусматривает:

· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с РАС, единых для всех участников образовательного процесса;

· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;

· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с РАС;

· консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с РАС профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

· Проведение бесед, лекций, семинаров и консультаций и др. с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного, эмоционально-волевого и социального развития обучающихся с РАС;

· Разработка методических материалов и рекомендаций, направленных на создание условий для полноценного личностного и познавательного развития обучающихся с РАС в образовательной организации.

 

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

· информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

· организация дистанционной информационной поддержки родителей (законных представителей) учащихся с РАС по вопросам обучения и воспитания, успешности реализации АООП ООО, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося на основе применения информационно-компьютерных технологий;

· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с РАС;

· проведение тематических выступлений, практических занятий для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей обучающихся с РАС;

· распространение опыта успешной работы учителей и специалистов образовательной организации по организации обучения учащихся с РАС.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основной школе происходит дальнейшее социально-личностное развитие учащихся с РАС, на основе которого не только продолжается развитие их самосознания, саморегуляции и самооценки, но и формируется новый тип отношений с взрослыми и сверстниками, основанный на усвоении подростком морально-этических норм. В зависимости от индивидуальных психофизических особенностей школьники с РАС демонстрируют различные по сформированности первоначальные представления о себе и об окружающих людях, им характерны трудности в получении и присвоении социального опыта, в вычленении, усвоении и переносе в практику общения морально-этических правил, регулирующих социальные отношения с взрослыми и детьми.

Даже для детей с РАС, успешно закончивших начальную школу, характерна задержка развития сотрудничества с учителем, что выражается в том, что они склонны к точному исполнению и воспроизведению образцов и буквальному выполнению требований учителя, а также в недостаточной гибкости таких отношений.

В силу того, что ребенок с РАС ограничен в возможностях формировать глубокие дружеские связи, которые свойственны типично развивающимся подросткам, также задерживается формирование сотрудничества со сверстниками.

Специфическими для подростков с РАС являются трудности коммуникации, связанные с его «захваченностью» собственными аффективными переживаниями, его негибкость и «монологичность», отсутствие спонтанности в поддержании диалога. Еще одной трудностью, затрудняющей развитие социального взаимодействия у подростков с РАС, является крайне низкая стрессоустойчивость, а также трудности в понимании контекста и скрытого смысла речевого высказывания собеседника, специфическая «социальная наивность» и недостаточное понимание правил социальных отношений в среде сверстников. Все это, зачастую, может привести к изоляции подростка с РАС в школьном коллективе, либо приводит к ситуациям возникновения негативно окрашенных отношений, случаям манипулирования подростком с РАС и делает необходимым введение специального курса, направленного на преодоление этих дефицитов.

Негативное влияние на развитие коммуникации и социального взаимодействия у подростков с РАС оказывают трудности восприятия и оценки ими эмоционального состояния другого человека, собеседника.

У учащихся с РАС отмечается наличие выраженных трудностей в области установления и поддержания социально приемлемых форм коммуникации с взрослыми и со сверстниками. Аутичным детям и подросткам не только трудно начать общение с другим, особенно незнакомым, человеком, но и трудно поддерживать такой контакт и даже завершать его. Значительные затруднения вызывают также недостаточность понимания «негласных» правил поддержания диалога, трудности в установлении приемлемой дистанции в межличностном общении, плохая ориентировка в установлении обратной связи от партнера по общению.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать заключение, что развитие общения и коммуникативного поведения является как необходимым условием для общего развития учащихся с РАС, так и обладает огромными возможностями для поддержки освоения ими адаптированной основной образовательной программы. Программа реализуется во внеурочное время.

Цель реализации  коррекционного курса: развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях образовательной организации.

Содержание курса

Одной из наиболее важных задач эффективной организации обучения школьников с РАС в основной школе является социализация. При этом важно учитывать, что социализация - это двусторонний процесс, включающий усвоение социального опыта и активное воспроизведение индивидуумом системы социальных связей, благодаря которым происходит становление личности, развитие самосознания.

Именно поэтому коррекционная работа по развитию коммуникативного поведения у учащихся с РАС должна включать не только развитие коммуникативных навыков и социального поведения на основе учебного общения с взрослыми и со сверстниками, но и развитие самосознания и самоконтроля самого учащегося.

Развитие коммуникативных навыков также является важной учебной областью для учащихся с аутизмом, а также важным компонентом любого плана вмешательства для изменения проблемного поведения.

Кроме направленных занятий по развитию коммуникативного поведения и обучению учащихся с РАС пониманию социальных ситуаций в специально-организованной среде, важно предусмотреть возможность переноса полученных навыков в естественное общение учащегося с РАС с различными взрослыми и со сверстниками. Поэтому данная коррекционная программа должна быть включена в комплексную систему коррекционно-развивающего сопровождения школьника с РАС, поддерживаться всеми участниками образовательного процесса (педагогическим коллективом, родителями (законными представителями) учащегося с аутизмом, обычно развивающимися сверстниками).

Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» состоит из трех блоков:

1. “Эмоции и чувства”

2. “Я и другие”

3. “Социальные и коммуникативные навыки”.

 

Программа предназначена для обучающихся с РАС школьного возраста.

В зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, а также дефицитов и сильных сторон учащегося с РАС, выявленных в ходе диагностических обследований специалистов, возможно использование речевого материала и развивающих упражнений различной сложности. Также, в зависимости от актуальных задач развития коммуникативного поведения у конкретного учащегося проведение занятий может быть как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 мин (всего 68 акад. часов в год).

Количество участников от 1 до 10-12 человек.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» (5 КЛАСС)

Личностные результаты:

· умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

· ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях;

· накопление опыта социального поведения;

· освоенность основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в школе;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества;

· готовность вести диалог с другими людьми;

· готовность и способность к дальнейшему обучению в школе;

· участвует в общественной жизни в пределах возрастных компетенций и психологических особенностей и сформированности жизненной компетенции обучающихся с РАС.

· умеют соблюдать социальные правила поведения в ситуации фрустрации;

· умеют понимать и заявлять о своих трудностях, оценивать свои собственные силы и при необходимости попросить о помощи;

· умеют принимать и оказывать помощь;

· умеют понимать собственное эмоциональное состояние (усталости, чувства радости, печали, страха, гнева и др.) и при необходимости сообщать об этом социально приемлемым способом;

· умеют справиться со своими негативными эмоциями, знать и использовать способы преодоления своих эмоциональных состояний, в том числе простые приемы саморегуляции;

· развитие критического мышления и умений противостоять манипуляциям, вовлечению в асоциальные группы подростков

· умение использовать имеющиеся социально-бытовые навыки с учетом конкретной ситуации.

 

Метапредметные результаты:

· умеют использовать полученные знания для безопасного взаимодействия с окружающей средой и для развития и усложнения картины мира;

· умеют осмысливать и оценивать свой жизненный опыт и использовать его в организации собственного поведения;

· умеют переносить полученные знания в новую ситуацию;

· умеют правильно определять свою социальную роль в общении;

· знают и умеют применять на практике правила личной безопасности;

· осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

· умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

· учитывают позиции и мнения других
людей, партнера по общению или деятельности, в том числе, в учебной деятельности;

· умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определяют основную и второстепенную информацию.

· умеют использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации для организации адекватного социального поведения в семье, в школе, в обществе;

· умеют применять общепринятые правила социального взаимодействия с учетом конкретных обстоятельств ситуации общения;

· умеют правильно определять пространственную и психологическую дистанцию в общении;

· умеют управлять своим эмоциональным состоянием в процессе социального взаимодействия;

· умеют строить свое поведение, опираясь на необходимые знания и представления о других людях;

· умеют соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

· умеют учитывать выражение лица, интонации, жесты собеседника в организации своего поведения;

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» (5 КЛАСС)

Содержание занятий

ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» (5 КЛАСС).

Диагностические мероприятия при реализации коррекционного курса включают в себя стартовую диагностику (входное оценивание), текущую и промежуточную диагностику.

При оценивании его достижения учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов можно ориентироваться на сформированность у школьника с РАС следующих способностей:  

- децентрации, то есть способности учитывать в своей деятельности действия партнера, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, понимать относительность собственного мнения;

- инициативности, то есть способности получать недостающую информацию с помощью вопросов, готовности предложить партнеру план общих действий;

- способности интеллектуализировать конфликт, умение разрешать конфликт, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнера.

Для любого ребенка с РАС развитие данных способностей вызывает значительные трудности и не всегда в полной мере достижимо в школьном возрасте. Тем не менее, у большинства детей возможно формирование базовых навыков учебного сотрудничества.

    Для оценивания результатов обучения по программе «Развитие коммуникации» заполняется карта динамического наблюдения.

Протокол наблюдения для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков (уровни низкий, средний, высокий) представлен в Приложении 1.

Приложение 1

Пояснительная записка

Коррекционный курс «Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия» реализуется в рамках программы коррекционной работы. Необходимость введения данного курса обусловлена прогнозируемыми трудностями процессов адаптации школьника с РАС к новым усложняющимся учебным задачам на уровне основного общего образования, особенностями достижения школьниками с РАС предметных, метапредметных результатов и особенности формирования универсальных учебных действий у данной группы учащихся. Основой формирования содержания данного курса являются данные о результатах овладения школьником с РАС адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования, результаты итоговой диагностики, в том числе, независимой итоговой диагностики, и результаты стартовой психолого-педагогической диагностики.

Планируемые результаты реализации коррекционного курса

Результаты реализации коррекционного курса позволят сформировать /развить у обучающихся с РАС необходимые умения (которые соотносятся с достижением необходимого уровня метапредметных результатов освоения АООП) с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Это такие умения как:

- развитие владения навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

- развитие владения изучающим видом чтения;

- развитие умения письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно;

- развитие умения выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;

- развитие умения подробно и сжато передавать устно, а также в письменной форме, содержание исходного текста, преимущественно предметной направленности;

- развитие умения представлять содержание научно-учебного текста, текста задачи в виде таблицы, схемы;

-развитие умения создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт;

 -развитие умения редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

 - развитие владения различными видами аудирования: выборочным, детальным научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

 - развитие умения передавать содержание текста, в том числе, с изменением лица рассказчика;

- развитие умения давать эмоциональную оценку событиям, поступкам героев художественных произведений;

- развитие умения устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;

- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

- развивать умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

-развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) о ценностях и нормах, определяющих поведение человека, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека и личным социальным опытом, делать выводы;

- развивать умение устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимоотношения государства и гражданина);

- развивать умение определять и объяснять, аргументировать с опорой личный социальный опыт свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам.

Содержание коррекционного курса

Содержание коррекционного курса максимально индивидуализировано (в соответствие с выделенными дефицитами) В работе также необходимо опираться на сильные стороны, специфические интересы обучающихся с РАС.

Основой тематического планирования коррекционного курса являются рабочие программы педагогов по учебным предметам образовательных областей. При составлении индивидуальной/подгрупповой программы курса рекомендуется обратить особое внимание на такие предметы как русский язык, литература, обществознание, история, поскольку при изучении этих предметов специфическая дефицитарность обучающегося с РАС, их особый когнитивный профиль может проявиться в максимальной степени.

Организационные требования к реализации коррекционного курса

Индивидуальные /подгрупповые коррекционно-развивающие занятия планируются и проводятся специалистами школьной службы психолого-педагогического сопровождения на основе принципов междисциплинарного взаимодействия. Важным является привлечение к планированию содержания и реализации данного курса педагогов-предметников. Распределение часов курса между педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом, учителем-предметником, имеющим соответствующие дополнительные профессиональные компетенции, рекомендуется проводить на основе обсуждения результатов комплексной диагностики на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

При реализации содержания данного курса важным является соблюдение основных принципов и приемов адаптации учебных заданий. Это такие приемы как:

· упрощение инструкции к заданию (разбивка сложной инструкции на несколько простых, переформулирование инструкции, использование визуальных подсказок и пиктограмм);

· индивидуализация стимульных материалов (опора на интересы ребенка, использование значимых для ребенка тем и персонажей);

· дополнительная визуализация (цветовое выделение ключевых слов в текстовой задаче; использование заданий, снабженных визуальной инструкцией; чтение текстов с подробными иллюстрациями);

· минимизация двойных требо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.16 с.)