Записки по истории отечества. Тетрадь 2. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Записки по истории отечества. Тетрадь 2.



ЗАПИСКИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА. ТЕТРАДЬ 2.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Герард-Фридрих Миллер и Михаил Васильевич Ломоносов

Норманисты и антинорманисты

Л

Етописный рассказ о призвании на Русь варягов послужил основой для появления норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Начало ей было положено в трудах немецких ученых Г. Байера, Г. Миллера и А. Шлецера, работавших в 18 веке в России. Сторонниками этой теории были также В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, Н.М.Карамзин. По их мнению, «варяги из племени русского» - выходцы из Скандинавии. Противники норманнской теории (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский) считали, что рассказ летописи - легенда.

В вопросе о создании древнерусского государства вот уже больше двухсот лет сторонники антинорманизма воюют с норманистами. Антинорманизм возник с «подачи» выпускника Марбургского университета в Германии (!) Михайло Васильевича Ломоносова. Если его позицию можно как-то объяснить засильем немцев в его жизни, в Петербургской Академии наук, в которой основной состав профессуры были приглашённые немцы (за период от основания Академии в 1725г. и до 1741г. в ней было 50 академиков, около 40 из них немцы (1). Дома Ломоносова ждала жена Елизавета-Христина, тоже немка. Видимо, германская кровь у первых русских князей была для него уже перебором.

В советское время война с нацисткой Германией не оставляла Рюрику, Игорю и Олегу шансов на германское происхождение. Но что мешает современным русским историкам взглянуть на проблему возникновения государства шире и под другим углом?

Город Ладога на месте впадения речки Ладоги в Волхов, с 1703г. деревня Старая Ладога. Первая столица русского государства.

Я не историк по образованию и в этом, несомненно, минус, но, может быть, и плюс - не принадлежу ни к одному научному лагерю. Может быть, это позволит мне взглянуть на вопрос «со стороны».

(1) Это не было каким-то уникальным явлением. В Прусской Академии наук в начале 18 века французов было больше, чем немцев.

ГЛАВА 1. ЛАДОГА.

С

Кандинавское название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (древне-сканд инавское Aldeigja, Aldeigjuborg).

Название Ладога носят река, озеро и город. При этом, до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»).

Согласно Повести Временных Лет (ПВЛ), годом начала русской государственности был 862 год - год призвания варяга (скандинава) Рюрика союзом четырёх племён - словен (ильменских), кривичей, чуди и веси.

Памятник князю Рюрику и Вещему Олегу в Ладоге.

И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

Тем, кто интересуется историей, это сообщение летописца Нестора известно. Но надо учесть, что летопись была составлена в начале 12 века, спустя более, чем 200 лет после описанных событий. Причём, бесписьменных лет, как всё обстояло на самом деле - неизвестно. Есть мнение, которое я разделяю, что центров возникновения русской государственности было два. Первый, тот, о котором говорит летопись, и второй – южнорусский, Киев.


Ачну с первого, летописного. На северо-западных землях современной России поселились два славянских племени из Центральной Европы, ареала так называемой археологической пшеворской культуры, кривичи и словене (ильменские), самые ранние поселения относят к 5 веку. Эта волна переселенцев не была единственной.

Зафиксировано ещё несколько волн, причём с самых западных регионов расселения славянских племён, с территории современной Германии. Это подтверждает и западнобалтский антропологический тип у кривичей и словен, и схожесть псковского и новгородского диалектов с западно-славянскими языками и, наконец, топонимика. Географические двойники, Ильменское озеро и Ilmenau, современная, уже германизированная форма притока Эльбы в районе Гамбурга. Нынешний залив Seidersee в древности назывался Ильмер.

Коренным населением Приладожья были восточно-финские племена чудь и весь, и что важно, - об этом почти не пишут российские авторы, – в районе Ладоги скандинавы поселились раньше славян. Согласитесь, что это как-то меняет историческую картину. Я бы сказал, она представляется совсем другой. На самом деле, и славяне, и скандинавы были пришлыми в этих местах. Разница между ними была только в том, что славяне пришли посуху, а скандинавы приплыли. И, наверное, решающее различие – в количестве - славян было много больше.

Русские историки, пишущие о событиях тех времён, совсем не упоминают о том, что кроме варяжских дружин на Руси были и скандинавы-ремесленники, о том, что скандинавы поселялись на этих землях с семьями, жёнами, детьми, всем хозяйством. Это была полноценная колонизация малонаселённых мест. Российские историки много пишут о восточно-финских племенах, которых встретили славяне, пришедшие на Русскую равнину, меньше - о балтах, хотя их было много больше и они занимали бо̀льшую территорию, чем «мурома, меря, веся» и тому подобные финские племена.

Даже на земле моих предков - в Рязанской губернии - жили восточнобалтские племена так называемой «мощинской культуры». Наверное, это инерция исторических традиций 19 века: В. О. Ключевкий про балтов почти не писал. Но вот про скандинавов - не про воинские отряды, а о мирных поселенцах – как не писали в 19 веке, так не пишут и сейчас. А они стали таким же этническим компонентом при формировании древнерусской народности, как балты и финны. Наверное, если взять их вклад в культуру и ремёсла, то он был более зна̀чимым.

В начале 14 века в Новгороде и Пскове побывал рыцарь Гильбер де Ланноа (Guillebert de Lannoy, 1386–1462), дипломат бургундских герцогов, и оставил интересные воспоминания о быте и внешности русских. Отметил причёски в двух городах: в Новгороде мужчины и женщины отпускают очень длинные волосы: «у женщин две косы, которые они носят за головой, у мужчин одна коса». Во Пскове русские «отпускают волосы длинные и беспорядочно лежащие на плечах». Это совсем не похоже на причёски новгородцев из фильма режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», да и вообще на прически «в кружок» («под горшок»), которые, как мы считаем, были традиционными на Руси.

До открытия «пути из варяг в греки» скандинавы плавали на восток по Волге. И на Волжских берегах основали среди местного финского люда свои поселения. Их сейчас найдено и раскопано более семи. Самыми крупными из найденных являются Сарское и Тимирёвское, которые территориально находятся в нынешней Ярославской области. Они были основаны на землях племени меря. Археологи фиксируют присутствие скандинавов в тех местах с 8 века, а славян только с середины 10. То есть «волжский путь» существовал задолго до прихода славян.

Очевидно, что в 9 веке возникли какие-то проблемы с «волжским путём»: либо волжские булгары чинили препятствия, либо хазары увеличили пошлины. Это сейчас не важно, но возникшие трудности заставили скандинавов искать другие пути для торговли с Востоком. И такой путь был найден.

Путь «из варяг в греки», как его потом назвали.

Этот путь был короче «волжского», но осложнён тем, что не весь маршрут можно было преодолеть по воде. Суда между реками Ловать и Двина, а также Двина и Днепр надо было переводить по суше. На древнерусском языке эту операцию назвали «волоком». Суда перекатывали по земле, подкладывая под днища брёвна. Это была физически тяжелая и долгая работа. А в нижнем течении Днепра были пороги, которые опять же требовали большой работы и времени.

А начиналось предприятие, которое потом назвали государственностью, я думаю, проще и практичней. Серьёзные люди - купцы-скандинавы и славянские племенные вожди – как то сели и договорились не воевать, а вести общий бизнес. Соответственно, «ударили по рукам» и подписали договор, где указали цель договора, предмет договора, права и обязанности сторон.

На системе договоров Новгородская республика, наследница Ладоги, существовала до 15 века. Республика приглашала князей для выполнения оговоренных задач и прерывала с ними договорные отношения после выполнения этих задач. Или - досрочно, если «приглашённые князья» не выполняли своих обязательств или пытались вмешиваться во внутренние дела республики. Так бывало много раз, даже князя Александра Невского выгоняли один или два раза.

Первое древнерусское государство по своей сути было «внешнеторговой компанией» со всеми присущими ей чертами. В том числе ротацией кадров управляющих центральным офисом и филиалов по городам вдоль торгового пути. Власть в княжестве передавалась не от отца к сыну, а по старшинству в роду Рюрика. Когда умирал старший в роду - управляющий центральным офисом, на его место передвигался следующий по старшинству, освобождая своё место для следующего. И так по всей цепочке. Контрольный пакет акций был в руках семьи Рюрика. Практически все войны в будущем русском княжестве велись за обладание центральным офисом. Уверен, что главная цель создания государственности на Севере – это создание структуры для международной торговли, и это не должно никого ни ущемлять, ни обижать.

Когда люди веками живут в привычном укладе родоплеменных отношений, то очень веская причина может вызвать большие изменения в их жизненном укладе. Как правило, это была агрессия внешнего врага, требующая срочной мобилизации общества, создания аппарата управления и принуждения, которому должно подчиняться всё общество, выдвижение вождей-лидеров. Потом, если удаётся отбить внешнюю угрозу, лидеры не хотят распускать свою дружину и лишаться своих полномочий, избыточных в мирное время. Такое бывало в мировой истории. Что-то похожее было с Юлием Цезарем. Или, что бывало чаще, племена покорял внешний враг, и они вливались в уже существующую государственную структуру. Чаще всего, с ущемлением своих прав. Словом, государство не является идеальной формой организации общества, но только ответом на какие-то угрозы или результатом реализации этой угрозы.

Нашим предкам повезло в том, что они имели мирную причину для создания государства. Скандинавы в нём торговали и воевали, охраняя торговые пути и расширяя «кормовую базу» для извлечения прибыли, а славянская племенная верхушка, готовила товар для торговли и, как прежде, занималась внутренними вопросами.

Причём, наиболее важные вопросы решались на вече, голосами всех мужчин. Вече было дрѐвней, ещё догосударственной формой управления. При князьях роль вече не стала меньше. Вече объявляло войну и заключало мир, вело переговоры с противником. Так, белгородское вече в 997 г. вело переговоры с печенегами, а в 1097 г. муромское и рязанское вече заключили договор с князем Мстиславом. Вече назначало чрезвычайные налоги для обороны города. Главной функцией вече в 11 – 12 веках был выбор князей. Часто вече не принимало князя, которому по старшинству полагалось княжить в городе, а то и изгоняло неугодного. В 1023 г. киевляне не приняли к себе князя Мстислава Владимировича, в 1068 г. киевское вече изгнало Изяслава Ярославовича и возвело на престол полоцкого князя Всесла̀ва Брячисла́вича. Русская история того периода полна подобными событиями.

Какая разница, какого племени был князь, военный специалист, приглашённый для выполнения оговоренной договором задачи? Почему варяжская кровь князя должна унижать потомков тех людей, которые выходили на вече? Тем более, что и князья эти через несколько поколений стали славянами.


 

Усской землёй» в узком смысле этого термина в летописях называли только земли вокруг Киева, Чернигова и Переяславля. И никогда русской землёй не называли Смоленск, Псков или Новгород. Об этом писал знаменитый советский археолог, доктор исторических наук Б.А.Рыбаков в книге «Киевская Русь и русские княжества». Ниже я приведу фрагмент из статьи российского историка и популяризатора истории К.В.Рыжова «Русь и Русская земля» на эту же тему.

Почему я начинаю с этого понятия? Мне кажется убедительным мнение некоторых наших историков о том, что русы и варяги являлись разными племенами (народами). Об этом есть фрагменты в ПВЛ:

«Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым».

Или: «В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, – и нанял печенегов, и заложников у них взял, – и пошёл на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя».

Или: «Поляном же жившим особе по горам сим, бе путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево, и того озера внидеть устье в море Варяжьское. И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море, в не же втечет Днепр река. Днепр бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полдне, а Двина ис того же леса потечет, а идеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское. Ис того же леса потече Волга на всток, и втечеть семьюдесят жерел в море Хвалисьское. Темже и из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и в Хвалисы, и на всток доити в жребий Симов, а по Двине в Варяги, из Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр втечеть в Понетьское море жерелом, еже море словеть Руское, по нему же учил святый Оньдрей, брат Петров, якоже реша».

Казалось бы, достаточно, чтобы понять разницу между варягами и русами, но большинство, подавляющее большинство историков не делают между ними разницы, считая одним народом. В ПВЛ действительно больше мест, где варягов называют русью. И самое главное место – о призвании варягов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси». Как же это совместить? Думаю дело в самом документе, в ПВЛ. ПВЛ - документ, в котором при желании можно найти цитату на любой вкус. Известно, что она составлена из большого числа источников, письменных и устных, и что тексты корректировались ещё в древности в угоду тому или иному князю. История всегда была наукой политической. Лично для меня то, что одно море на севере называлось Варяжским, а на юге Руским – железобетонный аргумент того, что варяги и русы были разными племенами. Политтехнологи 12-13 веков это место в летописи проглядели.

То, что русы и варяги были разными племенами, - очень важно. Это делает официальную версию ранней русской истории несостоятельной и упрощенной. Для подтверждения своей правоты продолжу приводить сведения о различии варягов и русов.

Так, ранние восточные источники, проанализированные академиком Г. Б. Поляком, локализуют русов именно на юго-востоке Европы.

Далее, «Баварский географ» (описание городов и областей к северу от Дуная - список народов и племён, преимущественно славянского происхождения, населявших в 9 веке области восточнее Франкского государства) - локализует русов между хазарами с одной стороны и полянами и древлянами – с другой (Caziri – хазары, Forsderen liudi – по Й.Херрманну - искажённое древневерхненемецкое Foristari liudy, т.е. «лесные жители» – древляне, Fresiti – соответствует древневерхненемецкому Freisassen – «свободные жители» – поляне), что полностью соответствует территории волынцевской культуры.

Ранние византийские источники («Житие Георгия Амастридского» и т.д.) помещают русов в Причерноморье (О русах и Русском каганате 9 века).

В «Анонимной записке» – арабском историко - географическом памятнике начала 9 века, описывающем степной пояс Евразии, - народы этого региона перечисляются и описываются в определённой последовательности (отражающей, видимо, путь путешественника): гузы, киргизы, карлуки, кимаки, печенеги, хазары, буртасы, булгары, мадьяры, славяне, русы, которыми правит каган, Сарир, аланы. Как видим русы с каганом во главе чётко помещены источником на юго-востоке Европы.

Еще один аргумент, от меня лично, касается причёсок. Скандинавы (варяги, викинги), как все германцы, носили длинные волосы. У германцев длинные волосы были признаком свободного человека. А русы голову выбривали, оставляя клок волос на темени. Эту причёску носили в древности многие племена, «народы моря», индоевропейские племена, разрушившие государство хеттов в Анатолии. Потомками одного из этих племен, осевших на Армянском нагорье, являются армяне. Изображение воинов «народов моря» можно видеть на египетских рисунках 13 века до н.э., высеченных в камне. Мужчины изображены с выбритыми головами и чубом. Египтяне дали этим племенам название «народов моря» потому, что они атаковали Египет с моря.

Подобная причёска сохранилась и в Индии у представителей высшей касты браминов. Они отличались от других - незнатных людей - кучей признаков. В том числе, для них было характерным ношение причёски шикха, которая могла быть любой длины. Только человек с шикхой имел право участвовать в жертвоприношениях – главном элементе индийской религии.

Шикха.

Лев Диакон, византийский историк, лично видевший киевского князя Святослава Игоревича, свидетельствует, что «голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода»

Князь Святослав по описанию Льва Диакона.

Удивительное дело, но и запорожские казаки, спустя многие века, носили эту же прическу.

Мне кажется, что прическа такого типа не могла возникнуть на холодном и сыром Севере, а вот на юге среди скотоводов - вполне. Даже оселедец, я думаю, был функционален – помогал отмахиваться от мух и слепней.

Откуда же на юго-востоке взялось германоязычное племя русов? О том, что они германцы, пишут все средневековые авторы, включая арабов и персов. Византийский император Константин Багрянородный привёл в своем сочинении «De imperio administrando», написанном около 943 года, названия днепровских порогов на двух языках: на русском и славянском. И русские названия большинство лингвистов считают германскими.

Русы, как полагают некоторые российские историки, являются потомками германского племени ругов, пришедшие в Северное Причерноморье с готами. Про это я писал в первой тетради. В Северном Причерноморье, на Тамани, руги обжились и вступили в тесные взаимоотношения с местными племенами, известными историкам по именам синдов и меотов. Советский и российский лингвист - славист О. Н. Трубачёв считает эти племена потомками индоариев («О синдах и их языке», «Индоарика»). Результатом их культурной ассимиляции с индоариями стало новое племенное имя «русы» и мода на причёски, которые носили арийские племена с глубокой древности.

В 961 году в Киеве побывал католический миссионер Адальберт, впоследствии ставший епископом Магдебургским. Он приехал в Киев по просьбе княгини Ольги с целью крестить её подданных, но натолкнувшись на крайне враждебное отношение князя Святослава, был вынужден вернуться в Германию. В своем отчёте о поездке миссионер назвал княгиню Ольгу «королевой ругов». Невозможно поверить в то, что немец не смог бы отличить ругов - племя из Северной Германии - от шведов или датчан.

На снимке лодка «однодревка-долбенка», на которых плавали наши предки. Как помним по первой тетради, славяне сформировались в глубине Европейского континента далеко от морей, они не были мореходами. На таком плавсредстве хорошо плавать по рекам, но не по морю.

В 852 году русы, по данным историка Л. Н. Гумилева, взяли Киев, племенной центр полян. Об этом говорит и наша ПВЛ: «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля».

Поляне, как и русы, были потомками населения готской державы, принадлежали к племенам так называемой «черняховской археологической культуры», поэтому имели в культуре много общего. И не только в культуре. Вот, что писала о полянах в «Антропологическом сборнике» (том 3, 1961 год) М.С.Великанова – «незначительная уплощенность лица и грацильность отличает их от славянского типа. Поляне антропологически очень сходны с населением черняховской культуры. На этой территории намечается определённая преемственность: племена степной полосы эпохи бронзы - скифы лесостепной полосы – носители черняховской культуры – поляне. Таким образом. Славянское население этой территории антропологически преемственно до прихода славян и этот антропологический тип выражен в славянском населении полян».

Мы видим, что накануне призвания варягов на севере, на юге уже имелось государство. Более того, по примеру самого мощного в регионе Хазарского каганата, оно называло себя Русским каганатом. В 839 году к королю франков Людовику Благочестивому в составе посольства от византийского императора Феофила были послы к нему от Русского кагана. Вот что рассказывает об этом средневековый документ, Берти́нские анна́лы (лат инское Annales Bertiniani, анналы Пруденция) – «С ними [послами] он [Феофил, император Константинопольский] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой - либо опасности».

Все эти фрагменты из первоисточников, думаю, доказывают, что:

во-первых, русы жили на юге;

во-вторых, русы и варяги - разные племена;

в-третьих, русы были германоязычны;

Мне кажется более логичным то, что Аскольд и Дир были русами. Русский каганат на момент появления варягов был сильно ослаблен войной с Хазарией, выплачивал победителям дань, а в Киеве даже стоял хазарский военный отряд. Наверное, варяги были охотно приняты киевлянами, как освободители от хазарского гнёта. Личная судьба Аскольда и Дира в этом контексте значения не имеет. А Киев, благодаря своему географическому положению, стал стольным городом нового объединения, центральным офисом внешнеторговой корпорации. Очевидно, что русы были более культурным и более авторитетным народом, чем пришлые варяги, поэтому те с удовольствием сменили свои косматые прически на оселедцы.  Стать русом было престижнее. За ними подтянулась и славянская знать. При этом в Киевском княжеском  дворце или сразу говорили по-славянски, или вскоре стали переходить на славянский язык. Первое и второе летописное поколение варягов Рюрик, Олег, Игорь, Ольга - носят скандинавские, германские имена, третье, Святослав, - уже славянское.

«После того, как Олег в 882 году захватил полянский Киев и провозгласил его «мати градом Руским», всё полянское и пришлое население в окрестностях новой столицы стало именоваться русью» (http://proza.ru/2009/12/23/206). «И беша у него варязи и словени, и прочии прозвашася русью», - пишет летописец. Вслед за тем он сообщает о том, как Олег распределяет и накладывает дани на соседние племена. Дани, таким образом, собирались «для руси» и везлись «в Русь», так что понятие это именно тогда должно было войти в обиход соседних племен. Под «Русью» должна была пониматься та область, в пользу которой шла дань – прежде всего Киев, а потом, возможно, и его пригороды – Чернигов и Переяславль. Уже в первых договорах Олега и Игоря с греками эти города упоминаются в качестве главных получателей дани, купцы из них пользовались особыми льготами перед другими купцами. Это понятие известно уже автору «Повести временных лет», который, сообщая о покорении в 984 году радимичей, говорит, что они «платят дань Руси, повозу везут и до сего дни». (Константин Рыжов «Русь и Русская земля в узком смысле»).


Ервые русские князья, даже носившие славянские имена, никакого понятии об отечестве не имели. Для иллюстрации этого хочу привести фрагмент из ПВЛ о князе Святославе, так симпатичном многим российским историкам, а фактически типичном викинге – «В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, – отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу».

Торговля стимулировала развитие ремесел — в 10-12 веках активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще славянских племён под предводительством сначала новгородского, а затем киевского князей. Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь её торговые партнеры, прежде всего, конечно, Византия. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» нам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и вступила на новый исторический путь.

Но перед принятием христианства князь Владимир реформировал язычество, пытаясь найти среди многочисленного пантеона своих славянских, балтских и финских подданных, включая русов и варягов, божества, способные их объединить. Выбор пал на Перуна, у германцев был Тор со схожими «функциями», а у балтов почти полный тёзка «Перкунас». Восьмилетний период реформированного язычества себя не оправдал.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 году. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включённых в государственный пантеон. Главным был Перун, бог грома и молнии, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

А пока, крестившись, князь Владимир получил в жёны принцессу Анну, сестру (или племянницу) Василия Второго из Македонской династии (армянского происхождения), крёстным сыном которого стал, а также его политическую поддержку. За год до этого, в 987 году, французский король Гуго Капет сватался к Византийскому императору, чтобы получить руку принцессы Анны. Но ему было отказано.

 

 

Памятник Крещение Руси (988 – 989 годы) (скульптор Салават Шербаков) установлен в 2016 году на Боровицкой площади в Москве. Великий князь Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна. Обращены на юг.

Русь крестилась от Византии, это было самым логичным и правильным решением на тот период. Византия, а правильнее Восточно-Римская империя, в то время была самым могущественным, культурным и богатым государством всей Европы и Ближнего Востока. А христианство еще не разделилось на восточную и западную церкви, что случилось в 1054 году.

Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в 10 — первой половине 11 веков. После этого международные торговые коммуникации постепенно смещаются, лишь связи с Царьградом остаются ещё какое-то время интенсивными. В 12 веке падает роль скандинавов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь.

Новгород в то время ориентируется всё больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ганзейскими городами), что было намного выгоднее. А затем Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утрачивали актуальность. Здесь надо отметить один момент, который почти не учитывается российскими историками – негативные последствия разгрома Хазарского каганата. Пишут только о славной победе князя Святослава над «ненавистными хазарами» и совсем упускают то, что Хазария была фактически бастионом на пути кочевых племен из Азии. Великая Степь, бывшая Арьян Вайшью и Великая Скифия, выдавливала в Европу волны кочевых мадьяр и тюрок. Действительно, хазары использовали в своих целях кочевых печенегов, но после крушения Хазарского каганата приток кочевников контролировать уже никто не мог. И это самым пагубным образом отражалось на торговле по Днепру.

В 1204 году рыцари Четвёртого крестового похода вместо защиты гроба Господня от иноверцев штурмом взяли Константинополь – столицу Византии (читай – Восточно - Римской империи). Византия более, чем на полвека прекратила своё существование, а центр мировой торговли окончательно переместился в Италию, в Венецианскую республику. Собственно говоря, именно Венецианская республика организовала и оплатила захват Константинополя - при моральной поддержке Папы Римского Иннокентия Третьего (1161 – 1216 годы).

Осада Константинополя крестоносцами (1204 год). Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера. 1470-е годы.

Варяжские и русские наёмники Византийского императора были главными защитниками города, но удержать врага не смогли. Только длина крепостных стен города превышала 20 км. Греки - горожане в обороне своего города участвовали вяло, императора Алексея Пятого не любили, а когда он бежал из города, прихватив казну, то вообще впали в полное уныние. Население Константинополя было в то время, по разным оценкам, от 250 тысяч до 500 тысяч человек. Крестоносцев - около 30 тысяч! Но они взяли город и три дня убивали и грабили горожан. Выжгли целые городские районы. Таким образом, главный торговый партнёр Руси был уничтожен.

Ринятие христианства означало для древней Руси вхождение в круг христианских стран. Большие возможности давали особенности христианства как духовной основы цивилизации, общие для Европы, Византии и Руси. Русь была одним из европейских государств, а через правящую династию Рюриковичей входила также и в круг скандинавских стран.

Немало шведских и норвежских конунгов (князей) жило при Киевском дворе по пути в Миклагард или, пересиживая невзгоды у себя на родине, - в Киеве, у своей киевской родни. Очень характерна и интересна история дочери последнего короля англосаксонской Англии Гарольда Второго Гиты. Где она нашла себе вторую родину?

Ги́та Уэ́ссекская (англ. Gytha of Wessex; около 1053 — 10 марта 1098 или 1107) - принцесса английская, дочь последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II и Эдиты Лебединой Шеи, первая жена великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. После гибели своего отца в битве при Гастингсе Гита бежала во Фландрию, затем, согласно Саксону Грамматику, вместе с двумя братьями поселилась у своего дяди Свена Эстридсена, короля Дании. В период между 1073 и 1075 годами вышла замуж за Владимира Мономаха, в то время - князя смоленского. Гита - мать Мстислава Великого, который в западных источниках, вслед за дедом, носил имя Гаральд (Харальд).

Династические браки заключались также и с западноевропейскими монархами. Наиболее известными из них являются браки дочерей князя Ярослава Мудрого: Анны с французским королём Генрихом Первым и Елизаветы с норвежским королём Гаральдом. Даже в 13 веке, несмотря на церковный раскол, с представителями Запада заключалось в пять раз больше браков, чем со знатью Византии.

Запустение Киевской Руси

Под давлением этих трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси, Поднепровья. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население её исчезает куда-то. Самым выразительным указанием на это служит один эпизод из истории княжеских усобиц. В 1157 г. умер сидевший в Киеве Мономахович, великий князь Юрий Долгорукий; место его на великокняжеском столе занял старший из черниговских князей Изяслав Давидович. Этот Изяслав по очереди старшинства должен был уступить черниговский стол с областью своему младшему родичу двоюродному брату Святославу Ольговичу, княжившему в Новгороде Северском. Но Изяслав отдал Святославу не всю Черниговскую область, а только старший город Чернигов с семью другими городами. В 1159 г. Изяслав собрался в поход на недругов своих, князей галицкого Ярослава и волынского Мстислава, и звал Святослава к себе на помощь, но Святослав отказался. Тогда старший брат послал ему такую угрозу: «Смотри, брат! Когда, Бог даст, управлюсь в Галиче, тогда уж не пеняй на меня, как поползешь ты из Чернигова обратно к Новгороду Северскому». На эту угрозу Святослав отвечал такими многознаменательными словами: «Господи, ты видишь моё смирение, сколько я поступался своим, не хотя лить крови христианской, губить своей отчины; взял я город Чернигов с семью другими городами, да и то пустыми: живут в них псари да половцы». Значит, в этих городах остались княжеские дворовые люди да мирные половцы, перешедшие на Русь. К нашему удивлению, в числе этих семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем и один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. Указание на это находим в истории денежного обращения в XII в. Изучая Русскую Правду, мы уже увидели, что вес менового знака, серебряной гривны кун, при Ярославе и Мономахе содержавшей в себе около полуфунта сер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.004 с.)