Повесть Временных Лет (ПВЛ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повесть Временных Лет (ПВЛ).



«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.

Памятник князю Рюрику и Вещему Олегу в Ладоге.

И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

Тем, кто интересуется историей, это сообщение летописца Нестора известно. Но надо учесть, что летопись была составлена в начале 12 века, спустя более, чем 200 лет после описанных событий. Причём, бесписьменных лет, как всё обстояло на самом деле - неизвестно. Есть мнение, которое я разделяю, что центров возникновения русской государственности было два. Первый, тот, о котором говорит летопись, и второй – южнорусский, Киев.


ГЛАВА 2. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Н

Ачну с первого, летописного. На северо-западных землях современной России поселились два славянских племени из Центральной Европы, ареала так называемой археологической пшеворской культуры, кривичи и словене (ильменские), самые ранние поселения относят к 5 веку. Эта волна переселенцев не была единственной.

Зафиксировано ещё несколько волн, причём с самых западных регионов расселения славянских племён, с территории современной Германии. Это подтверждает и западнобалтский антропологический тип у кривичей и словен, и схожесть псковского и новгородского диалектов с западно-славянскими языками и, наконец, топонимика. Географические двойники, Ильменское озеро и Ilmenau, современная, уже германизированная форма притока Эльбы в районе Гамбурга. Нынешний залив Seidersee в древности назывался Ильмер.

Коренным населением Приладожья были восточно-финские племена чудь и весь, и что важно, - об этом почти не пишут российские авторы, – в районе Ладоги скандинавы поселились раньше славян. Согласитесь, что это как-то меняет историческую картину. Я бы сказал, она представляется совсем другой. На самом деле, и славяне, и скандинавы были пришлыми в этих местах. Разница между ними была только в том, что славяне пришли посуху, а скандинавы приплыли. И, наверное, решающее различие – в количестве - славян было много больше.

Русские историки, пишущие о событиях тех времён, совсем не упоминают о том, что кроме варяжских дружин на Руси были и скандинавы-ремесленники, о том, что скандинавы поселялись на этих землях с семьями, жёнами, детьми, всем хозяйством. Это была полноценная колонизация малонаселённых мест. Российские историки много пишут о восточно-финских племенах, которых встретили славяне, пришедшие на Русскую равнину, меньше - о балтах, хотя их было много больше и они занимали бо̀льшую территорию, чем «мурома, меря, веся» и тому подобные финские племена.

Даже на земле моих предков - в Рязанской губернии - жили восточнобалтские племена так называемой «мощинской культуры». Наверное, это инерция исторических традиций 19 века: В. О. Ключевкий про балтов почти не писал. Но вот про скандинавов - не про воинские отряды, а о мирных поселенцах – как не писали в 19 веке, так не пишут и сейчас. А они стали таким же этническим компонентом при формировании древнерусской народности, как балты и финны. Наверное, если взять их вклад в культуру и ремёсла, то он был более зна̀чимым.

В начале 14 века в Новгороде и Пскове побывал рыцарь Гильбер де Ланноа (Guillebert de Lannoy, 1386–1462), дипломат бургундских герцогов, и оставил интересные воспоминания о быте и внешности русских. Отметил причёски в двух городах: в Новгороде мужчины и женщины отпускают очень длинные волосы: «у женщин две косы, которые они носят за головой, у мужчин одна коса». Во Пскове русские «отпускают волосы длинные и беспорядочно лежащие на плечах». Это совсем не похоже на причёски новгородцев из фильма режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», да и вообще на прически «в кружок» («под горшок»), которые, как мы считаем, были традиционными на Руси.

До открытия «пути из варяг в греки» скандинавы плавали на восток по Волге. И на Волжских берегах основали среди местного финского люда свои поселения. Их сейчас найдено и раскопано более семи. Самыми крупными из найденных являются Сарское и Тимирёвское, которые территориально находятся в нынешней Ярославской области. Они были основаны на землях племени меря. Археологи фиксируют присутствие скандинавов в тех местах с 8 века, а славян только с середины 10. То есть «волжский путь» существовал задолго до прихода славян.

Очевидно, что в 9 веке возникли какие-то проблемы с «волжским путём»: либо волжские булгары чинили препятствия, либо хазары увеличили пошлины. Это сейчас не важно, но возникшие трудности заставили скандинавов искать другие пути для торговли с Востоком. И такой путь был найден.

Путь «из варяг в греки», как его потом назвали.

Этот путь был короче «волжского», но осложнён тем, что не весь маршрут можно было преодолеть по воде. Суда между реками Ловать и Двина, а также Двина и Днепр надо было переводить по суше. На древнерусском языке эту операцию назвали «волоком». Суда перекатывали по земле, подкладывая под днища брёвна. Это была физически тяжелая и долгая работа. А в нижнем течении Днепра были пороги, которые опять же требовали большой работы и времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.006 с.)