Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога как конфликтогенСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не только учащиеся, но и учителя находятся под влиянием возрастных кризисов. Учёные выделяют несколько этапов профессиональной деятельности учителя. 1. Начало профессиональной деятельности. Основные особенности данного возраста (возможные причины возникающих конфликтов): - отсутствие опыта и реализма; - отсутствие чёткой границы между требованиями, предъявляемыми к себе, к миру и собственными возможностями. Общение молодых учителей с учениками носит более партнёрский, доверительный характер. Молодые специалисты искренне и внимательно относятся к проблемам ребят, а ученикам легче говорить о том, что их волнует. Начинающий учитель более раскрыт для участия в жизни детей, хотя оно может вылиться и в отрицательное воздействие ведь он не всегда имеет достаточно мудрости и такта. 2. Этап профессиональной зрелости. (28-50 или этап “коррекции”) Кризисный период приходится на 30-33 года, “успокоение” (стабильный период) 33-40 лет, “кризис середины жизни” (40-45 лет или 37-43), стабильный период (43-50 лет). 3. Этап завершения профессиональной деятельности как правило соответствует возрастной категории людей после 50-ти и старше. Проблема здоровья является центральной для большинства людей этого возраста, несмотря на то, что многие из них достигают высокого уровня мастерства, виртуозности в работе. Рассмотрим возможные стратегии выхода из профессиональных кризисов педагога.
5.1. Кризис адаптации к профессии Стратегия преодоления: принципиальные моменты в осознании следующие: любит ли он детей такими какие они есть, может ли он с ними общаться, понимать их, доверять, верить в их успехи. Работа на этом этапе связана с расширением представлений об учениках, с корректировкой и развитием стиля деятельности учителя. Со своим консультантом, наставником разрабатывается программа самообразовательной деятельности. Учитель, находящийся в состоянии кризиса, разочарован в учениках, но чаще - в себе самом, не удовлетворен собой, не уверен в себе, не видит у себя позитивных достижений. В этом случае большую роль приобретает работа всего коллектива школы, признание коллег, их помощь, поддержка, утверждение в успехе. Консультант или наставник может помочь молодому учителю определить иерархию целей, приобщить к опыту, научить видеть в первых успехах источник радости. Молодому учителю необходимо узнать, что его профессиональные проблемы, были всегда актуальны и для других учителей в начале их карьеры. Важным моментом в преодолении кризиса адаптации является и организация профессионального общения с другими учителями, недавно пришедшими в профессию.
5.2. Кризис рутинной работы Стратегия преодоления: необходимо создать ситуацию способствующую осознанию учителем неисчерпаемости своего профессионального развития. Учителю необходимо осознать, что выработанный стиль его профессиональной деятельности имеет свои ограничения, которые не позволяют решать некоторые педагогические проблемы привычным способом, важно увидеть многомерность своей профессиональной деятельности, возможности своего профессионального роста. Реализация поставленной задачи может осуществляться разными путями: -внутри школы можно поставить задачи по совершенствованию внеурочной системы работы с учениками, по составлению индивидуальных программ для учеников, по разработке дифференцированного подхода к сотрудничеству с родителями учеников, по созданию и развитию социально-педагогической службы в школе. Реализация этих задач будет требовать от учителя включения в непрерывное образование; -можно командировать учителя в другие школы или в другой город для ознакомления с передовым опытом педагогической деятельности; -можно направить активность учителя на консультирование и сотрудничество с молодым коллегой, что послужит открытию в себе новых возможностей и развития навыков взаимодействия с молодыми коллегами; -можно предложить учителю включение содержания обыденной жизни в содержание образования, например, экскурсии, турпоходы и др, что позволит обратиться к новым источникам педагогического и культурного содержания. Эффективность стратегий непрерывного образования будет лишь в том случае, если учитель сам сделает свой выбор, предпочитая ту или иную из них.
5.3. Кризис учителя с большим стажем Социально-профессиональный кризис учителя Стратегия преодоления: необходимо осознать, что ты живешь в постоянно меняющемся мире, что внутренней стабильности уже не будет. Это - внутренняя работа и чтобы проделать ее и понять, самому определить позитивные и негативные тенденции в изменяющейся социально-образовательной ситуации человеку следует обратиться к данным социологии экономики. Это позволит учителю не только увидеть позитивные моменты в общественных отношениях, но и осознать свои творческие возможности, опираясь на разработанные совместно с другими учителями критерии оценки педагогической деятельности, ее результативности, изменить некоторые стороны стиля профессиональной деятельности, по другому посмотреть на ученика, на родителей, на коллег. Стратегия: наряду со сложившимися стереотипами, умением скрывать свои проблемы, учитель со стажем имеет сложившуюся систему самообновления. Такой учитель может доверять только авторитетным для него людям, ведь и сам он выступает как авторитет для других. Стимулирование преодоления кризисов его развития требует высокого уровня психологической и педагогической грамотности от инициатора. В этой ситуации практически невозможно непосредственное воздействие - учитель сам определяет задачи и пути их самореализации. Однако косвенным образом можно помочь учителю, предложив, например, описать опыт других учителей, увидеть его позитивные и негативные стороны. Как человек, имеющий собственные стереотипы, такой учитель может и не соотнести этот опыт со своей деятельностью. Однако в том случае, если он будет анализировать опыт человека, вызывающего у учителя с большим стажем работы подлинное уважение и доверие, то результат не замедлит себя ждать. Учитель начнет использовать выделенные позитивные моменты в своей практике, изменять себя и свои отношения. Возможны неожиданные для учителя задания, например, организация проблемного семинара для старшеклассников, касающегося проблем наркомании, профессионального трудоустройства молодежи, современной моды и др. Подобные задания будут стимулировать расширение его ценностных представлений. Компетентность учеников может помочь учителю по-новому взглянуть на ребят, не потеряв веру в себя и в свои силы. Не менее значимой представляется организация и контроль за самообразовательной деятельностью учителя, которая строится на принципах свободы выбора. Это могут быть различные области знаний. Важно, чтобы самообразование не носило формальный характер и служило личностному и профессиональному развитию педагога. Итак: Человек переживает в своем развитии кризисные периоды. Они обусловлены объективными и субъективными закономерностями его самореализации в различных сферах жизнедеятельности; Преодоление кризисов развития связано с переосмыслением человеком своей жизненной концепции, с обнаружением в себе новых возможностей самореализации, с самообновлением; Учитель в течение своей профессиональной деятельности может переживать возрастные, семейные, событийно-биографические, личностные и профессиональные кризисы, которые отражаются на его взаимоотношениях с учениками и на отношении к себе; Преодоление кризисов связано с переоценкой человеком важнейших жизненных ориентиров, с принятием действительности как таковой, с обнаружением в себе новых возможностей самореализации; В зависимости от типа кризиса профессионального развития можно выделить специфические стратегии его преодоления. Необходимо вооружить учителя диагностикой, позволяющей учителю разобраться в своих состояниях и помогающей наметить “план самообновления”; Для сохранения своего духовного здоровья учитель должен иметь возможности развивать себя; свои способности и энергию использовать не только для решения личных, но и социально значимых проблем; в нормально напряженных ситуациях находить больше радостей, чем огорчений. Если учитель уверен в своей работе, если его достаточно признают, и он чувствует поддержку и внимание, то у него будут предпосылки для дальнейшего профессионального развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.007 с.) |