Выработка  внутренних  средств  ролевой  децентрации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выработка  внутренних  средств  ролевой  децентрации.



1.Выполнить упражнение «Книга»

2.Выполнить упражнение «Дерево»

 3.Выполнить упражнение «Мария Ивановна»

Упражнение «Книга»

Процедура. Представить себя книгой, лежащей на столе (либо любым предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Сконструировать в сознании внутреннее «самочувствие» книги — ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и расположенные в ней предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно, потолок и т. п. Выполнять упражнение 3-4 минуты. Почувствовать, как спадает внутреннее напряжение и происходит переход в «мир иных измерений», можно сказать, в видимый «параллельный мир» с реальным существованием предметов по своим законам. Восприятие «иных миров» и внутреннее «включение» в один из них дает возможность понимать множественность, многогранность любой жизненной и профессиональной ситуации, временно «выключаться» из собственных травмирующих обстоятельств и относиться к ним как к сравнительно реальным, одним из многих форм жизни.

Упражнение «Дерево»

Задача. Выработка внутренних средств ролевой децентрации (выполняется индивидуально).

Процедура. По дороге домой, в транспорте, представить себя деревом (каким нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение «Мария Ивановна»

Процедура. Представить себе свой неприятный разговор, например, с заведующим кафедрой. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается. Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере вести себя, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к Марии Ивановне, к сложившейся ситуации, вы увидите в ней много позитивного, то, чего не замечали раньше.

 

Резюме

Разумеется, содержание практикума не дает готовый рецепт поведения для всех контекстов конфликтогенных ситуациях, а конструктивный алгоритм поведения, расширяющий их возможности в дополнение к способам, уже имеющимся в их опыте. Собственно, основная задача этого практикума- расширение репертуара поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающее автономное, осознанное принятие решений, с помощью рефлексивной позиции, предполагающей в т.ч. децентрацию.

Анализ собственных конфликтных ситуации; определение стратегии, стилей, копингов собственного поведения в конфликте, с анализом преимуществ и недостатков каждого из способов реагирования; исследование смысловых рассогласований как конфликтогена,  рефлексия переживаний, вызванных смысловыми рассогласованиями; анализ педагогических конфликтов; отработка технологии разрешения конфликтов по переводу эмоционального содержания конфликтной ситуации на объективированный уровень; освоение метода картографии конфликта- несомненно, способствуют развитию конфликтологической компетентности будущих педагогов.

Самоисследование социальной эмпатии, устойчивости к конфликтам, стратегии дискуссионного поведения, социально-коммуникативной компетенции позволяет усилить рефлексивную позицию, предполагаемую практикумом.

 

 

Вопросы для самопроверки

1.Как составляется Карта конфликта?

2.Какие стили разрешения конфликта Вам известны? Назовите преимущества и ограничения каждого из них.

3.Какие основания для классификации конфликтов в организации Вы знаете?

4. Каков алгоритм анализа конфликта?

5.Перечислите технологии эффективного и конструктивного общения в конфликте.

6.Обоснуйте важность децентрации при анализе конфликтной ситуации.

7. Как именно выраженное эмоциональное выгорание педагога может влиять на характер взаимодействия с коллегами и учащимися?

8. Развенчайте мифы об идеальном учителе. Чем именно они могут препятствовать конструктивности взаимодействия учитель-ученик?

9.Каким образом приемы активного слушания способны уменьшить напряженность в разговоре?

10. В чем ресурсность «Я-высказывания» в отличии от «Ты-высказывания»?

11. Перечислите признаки конструктивной критики.

12.Какие конструктивные средства при переговорах Вам известны?
                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данном учебном пособии конфликтологическая  компетентность педагогов  рассматривается как  важнейший компонент их профессиональной компетентности.

 Развитая конфликтологическая  компетентность позволяет управлять конфликтами в образовательном поле. 

Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения задач обучения, воспитания, развития.

Структура конфликтологической компетентности педагогов в данном пособии представлена через акмеологическую модель, включающую в себя следующие блоки:

 1) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность - аксиологический компонент;

 2) содержательный блок (знания) - информационный компонент;

 3) операциональный блок (умения) - операциональный компонент.

Раскрыты общие положения конфликтологии, рассмотрены: особенности педагогических конфликтов и управления ими с учетом  возрастных особенностей учащихся; обозначены специфиологическте конфликтогены (возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога, профессиональные деформации педагогов).

Разработанный практикум, позволяет развить необходимые конфликтологические навыки.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.007 с.)