Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.



Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних.

Внешние факторы, провоцирующие «выгорание» таковы: — хроническая напряженная психоэмоциональная  деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точ­нее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействи­ем на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно восприни­мать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуаль­ную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

Ограничимся иллюстрацией, касающейся  педагогической де­ятельности. По данным обследования 7300 учителей общеобра­зовательных школ, 56,8% опрошенных подчеркивают, что они испытывают постоянные и значительные интеллектуальные пере­грузки, еще 24% считают интеллектуальные нагрузки умерен­ными, но постоянными.   Практически все педагоги указывают на то, что их работа связана с психоэмоциональными перегруз­ками, причем 32% отмечают постоянный характер оных. Кроме того, 18,4% педагогов усматривают в ней значительные физи­ческие нагрузки. (Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразо­вательных школ. Автореф. канд. дисс., СПб. 1996);

— дестабилизирующая организация деятельности.                                                 Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо струк­турированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бю­рократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана професси­ональная деятельность, например, учащихся в классе, пациен­тов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения — клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотно­шения обеих сторон,          .

— повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Представители массовых профессий обычно работают в ре­жиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего это ка­сается медиков, педагогов, воспитателей, блюстителей общест­венного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осу­ществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслу­шиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, со­чувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергети­ческие разряды партнеров.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответствен­ность за благополучие вверенных деловых партнеров — заказчи­ков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Плата высока — нервное перенапряжение.

Взять школьного учителя. За день проведения уроков само­отдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы.практически не. восстанав­ливаются. По данным упомянутого выше, обследования 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4%-случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют, нарушения деятельности желудоч­но-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Соб­ственно невротические расстройства выявились в 60—70% слу­чаев.                   

Указанная картина здоровья учительства обусловлена, веро­ятно, многими социальными, экономическими, жилищно-бы­товыми факторами. Немалая роль здесь, конечно, и психичес­кого напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение — вот цена ответственности, которую платит учитель.

Но есть еще  и оборотная сторона при­веденной удручающей статистики. Возникают вопросы; кто же учит и воспитывает наших детей?; может ли человек, обреме­ненный такими страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение? Не мудрено, что, в целях экономии своих энерго­ресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание.

Любой профессионал в сфере межличностных отношений на­ходится под постоянным прессингом особых социальных ин­ститутов, призванных побуждать к ответственности за исполняе­мые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя и т.д.

— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—под­чиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега». Нер­возная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а дру­гих — искать способы экономии cвоиx психических ресурсов.

Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держать­ся от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы;

— психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

У врачей это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей — дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. У руководителя или ко­мандира — подчиненные с акцентированными характерами, нев­розами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслужи­вающего персонала — капризные и грубые клиенты. Если вы работаете с людьми, то почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «попортит вам нервы» или «дове­дет до белого каления». Невольно вы начинаете упреждать подобные случаи и прибегаете к экономии эмоциональных ресур­сов,

убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание...». В зависимости от статистики своих наблюдений, вы добавляете, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнрав­ственных. Механизм психологической зашиты найден, но эмо­циональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нор­мального партнера по деловому общению. На этой почве возни­кают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.

Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выго­рание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.006 с.)