Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I . Аксиологический и информационный компонент конфликтологической компетентности педагога
Цели и задачи раздела: Дать общее представление о составляющих конфликтологической компетентности педагога как компонента профессиональной компетентности. Раскрыть общие положения конфликтологии, рассмотреть: особенности педагогических конфликтов и управления ими с учетом возрастных особенностей учащихся; обозначить специфиологическте конфликтогены (возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога, профессиональные деформации педагогов). Рекомендации по самостоятельному изучению раздела: Внимательно изучить теоретические материалы, (без знаний которых невозможно качественно выполнить задания практикума), освоить операциональный компонент конфликтологической компетентности педагога; обратить особое внимание на новые термины, при необходимости уточнить их значение в специальных справочниках; рекомендуется попытаться увидеть описываемые явления, примеры конфликтов и способы их управления в обыденной жизни, то, как они представлены в литературе, кино, живописи.
Глава 1. Конфликтологическая компетентность педагогов как компонент профессиональной компетентности Структура конфликтологической компетентности педагогов может быть представлена через акмеологическую модель, синтезирующую знания о том, что должно быть сформировано. Модель включает в себя следующие блоки: 1) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность - аксиологический компонент; 2) содержательный блок (знания) - информационный компонент; 3) операциональный блок (умения) - операциональный компонент. Конфликтологическая компетентность педагогов является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном поле. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения задач обучения, воспитания, развития. С информационным компонентом при дистанционном образовании, в отличии от операциональнного затруднений не возникает. Если в условиях очного и заочного образования операциональный компонент конфликтологической компетентности представлен тренингами развития как коммуникативной, так и конфликтологической компетентности, то в дистанционной системе подготовки студентов возникает проблема: как содержательно обеспечить и операциональный компонент в структуре конфликтологической компетентности будущих педагогов.
Учитывая, то, что для развития и совершенствования конфликтологической компетентности у студентов необходимо: - в интеллектуальной сфере: формирование познавательных умений (увидеть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта); внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций; теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления; - в мотивационной сфере: воспитание позитивного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у студентов стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения; - в эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих; формирование у студентов необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмоциональных состояний; - в волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях; - в сфере саморегуляции: развитие у студентов способности совершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с целями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развитие навыков регуляции своих психических состояний; формирование умений уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навыков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации; - в предметно-практической сфере: развитие способности выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эффективных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов (накопление банка вероятных педагогических задач по управлению конфликтными ситуациями).
Глава 2. Общие положения конфликтологии Феномен конфликта Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Однако современная психология в логике Чикера В.А. позволяет рассматривать конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций (21). Именно поэтому, понимая неизбежность конфликтов, необходимость их регулирования, движущую силу, а также то, что их легче предупредить, чем «лечить», многие организации делают заказы на тренинг разрешения конфликтов. Эта программа тренинга является одной из наиболее востребованных, а ее построение базируется на изложенных ниже теоретических основах. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». В таком понимании это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии. Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной и организационной психологии, психотерапии, педагогике и политологии. Конфликт может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. А. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления. По мнению Дж. Фон Неймана и О. Моргенштейна, конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий (12). К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты. С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.
По теории социального конфликта Л. Козера конфликт - это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также делает упор на позитивной функции конфликтов - поддержании динамического равновесия социальной системы. По его мнению, если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению (12). В сущности, конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает так называемая теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон. В отечественной социальной психологии рассматривают социальные, межличностные и межгрупповые конфликты и, чаще всего, придерживаются следующего определения конфликта: конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями (2,7, 8). Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную.
Причины конфликтов в организациях: · Недостаточная согласованность и противоречивость целей групп и работников. · Устарелость структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей.
· Ограниченность ресурсов. · Недостаточный уровень профессиональной подготовки. · Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам. Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. · Различия в манере поведения и жизненном опыте. · Неопределенность перспектив роста. · Неблагоприятные физические условия.. · Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. · Психологический феномен.
Классификации конфликтов В литературе имеются различные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть их источник, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д. (8). Некоторые из представленных ниже классификаций конфликтов могут служить базовым материалом для тренинга разрешения конфликтов при работе по переводу эмоционального содержания конфликтной ситуации на объективированный уровень. По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70-80% всех конфликтов. По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно. По У. Ф. Линкольну, положительное воздействие конфликта (это необходимо четко осознать участникам тренинга при формировании позитивного отношения к любым жизненным событиям и ситуациям) часто проявляется в следующем (8): • конфликт ускоряет процесс самосознания; • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей; · конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы, и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы; • конфликт приводит к объединению единомышленников; • он способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты; • конфликт способствует расстановке приоритетов; • он играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
• благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении; • конфликт приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами; • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими. Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем: • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон; • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность; • конфликт препятствует быстрому осуществлению перемен; • он приводит к потере поддержки; • конфликт ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться; • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию; • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу; • конфликт вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему; • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций; • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению; • он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы. По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами вторые - субъективными, личностными. Объективный конфликт чаше разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно. М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности- ложности или реальности (8): • «подлинный» конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно; • «случайный, или условный» конфликт - зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами; • «смещенный» конфликт - явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного; • «неверно приписанный» конфликт - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем; • «латентный» конфликт - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами; • «ложный» конфликт - конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований. По типу социальной формализации конфликты подразделяются на официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными». По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы: развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом; способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц. В психолого-педагогической науке существуют различные подходы к типологизации педагогических ситуаций. Например, К.Л. Лебедева различает конфликтные педагогические ситуации по времени: постоянные и временные (дискретные, одноразовые); по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; по сфере психологического протекания: деловые и неформальные. М.О. Новодворская рассматривает три типа конфликтов: деловые, личностные на деловой основе и межличностные; каждый из которых классифицируется также по источнику, факторам возникновения (объективные и субъективные); по типу структуры разрешения, влиянию на коллектив и его отдельных членов (конструктивные и деструктивные); по форме выражения (скрытые, открытые). Классификация конфликтов: По значению для организации: · деструктивные (разрушительные); · конструктивные (созидательные). • По объему социального взаимодействия выделяются конфликты межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные. Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу (1). Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это и есть, считает автор, источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.). Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы. Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах. Межличностный конфликт - это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин - с профессиональной деятельностью (2). Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др. Внутриличностный конфликт - это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека. Безусловно, максимальная психологическая сложность внутренних конфликтов не позволяет глубинно прорабатывать их в тренинге поведенческой направленности, программа которого по регулированию конфликтов представлена ниже. Динамика конфликта Динамика конфликта как сложного социального явления в логике Л.Г. Здравомыслова находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта (12). Основными этапами конфликта являются: 1. возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и являются предпосылкой конфликта; 2. осознание конфликтной ситуации хотя бы один из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. 3. начало открытого конфликтного взаимодействия. На этом этапе один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознаёт, что данные действия направлены против него, и в свою очередь предпринимает активные ответные действия; 4. развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. 5. разрешение конфликта. В зависимости от содержания разрешение конфликта может быть достигнуто методами: педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и.т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и.т.п.) Основными фазами конфликта являются: 1. начальная фаза; 2. фаза подъёма; 3. пик конфликта; 4. фаза спада. Таким образом, процесс развития конфликта в себя включает: конфликтную ситуацию, инцидент, эскалацию конфликта, кульминацию, разрешение конфликта, переговоры и послеконфликтную стадию. Цена конфликта для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин: · из затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность; · из ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны; · из потери, связанной с ухудшением общей ситуации. Цена выхода из конфликта - это разность между утратами, с которыми сопряжен этот выход из конфликта, и приобретениями, которые дает этот выход. Сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же прекратить его.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.058 с.) |