Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение композиции в дизайне и архитектуре в 60–80 гг. ХХ векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема обучения композиции у архитекторов и промышленных художников вновь стала актуальной в начале 60-годов ХХ века. В 1945 году были воссозданы два высших учебных заведения Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) в Москве и Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной в Ленинграде. Училища воссозданы для подготовки кадров, необходимых для декорирования вновь строящихся после войны зданий. На первом этапе обучения в основном развивались навыки копирования старинных образцов. Но уже в конце 50-х годов встал вопрос о методике подготовки промышленных художников для новой стилистики. И в начале 60-х годов были созданы первые методические материалы для обучения композиции в дизайнерских ВУЗах. Была издана книга «Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной». В данной книге сформулированы основные принципы подготовки дизайнеров, и, в частности, достаточно много страниц посвящено дизайнерской пропедевтике и сформулирована основная концепция обучения дизайну: «Основной задачей теоретической и практической части пропедевтического курса — развитие абстрактного образного мышления, освоение технических средств практической деятельности, изучение теории восприятия по разделам формообразования и формирования пространства. Особенно важно развить у студентов творческую способность к синтезу, способность целостного виденья мира, реализующегося в конкретно-чувственной форме. Без этого невозможно проектирование».[27] В 1961 году в ЛВХПУ началось преподавание курса «Основы композиции», который включал в себя несколько заданий на плоскости и в объеме. В 1973 году возник новый курс, составленный доцентом Н. Н. Фонтоном. В курсе «Основы композиции» появился значительная вводно-лекционная часть: предмет композиции, средства художественной выразительности, категории творчества художника-конструктора, история дизайна, дизайнерские школы. Преподавание курса предусматривало изучение тематик от композиционной организации плоскости до объемно-пространственных структур, геометрической и структурной комбинаторики на основе модульных элементов. В дальнейшем программ совершенствовалась, и курс основ композиции был продлен на весь период обучения. Основной упор был сделан на клаузуры по формообразованию, сопровождающие все проектные задания, которые представляют собой целенаправленный комплекс знаний, последовательно обеспечиваемых теоретически, методически и практически. На Урале была создана одна из главных высших школ по обучению дизайну. До последнего времени основная подготовка дизайнеров велась в Екатеринбургском (Свердловском) архитектурном институте. Некоторым итогом этой достаточно длительной работы стала книга «Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте», изданная в 1989 г. в ВНИИТЭ. Естественно, что в основе дизайнерской подготовки лежали идеи БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа, но, тем не менее, они имели свою специфику. Авторы книги Н. П. Чуваргина и И. В. Щепкин так формулируют концепцию обучения композиции в Свердловском архитектурном институте: «Содержание композиционной подготовки определяет комплекс зданий и умений, необходимых дизайнеру как фундамент для овладения деятельностью. Основу его составляют принципы и закономерности построения объемно-пространственной композиции, изучения видов композиции и свойств форм (геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, светотень, свет) средства выявления формы и пространства, (ритм, тектоника, пропорции, масштаб и масштабность, контраст — нюанс, симметрия — асимметрия, статика — динамика)… Графическое моделирование рассматривается как средство объектов окружающего мира и средство художественно-конструкторского творчества. С его помощью можно исчерпывающе выразить свойства и качества объектов — размеры, конструкцию, отношения с предметной или природной средой, гармонию форм, пропорцию, статичность или динамичность построения легкость или тяжеловесность предмета». [28] Сенежская школа дизайна Работа в области изучения пропедевтики велась не только в стенах советских ВУЗов, но и в других довольно интересных структурах. Одной из структур, где велась своеобразная и плодотворная работа над проектной деятельностью, была Сенежская студия по дизайну, которую основали Карл Кантор и Евгений Розенблюм, а руководил процессом Марк Коник. Методика преподавания велась на основе курса «Основы композиции и колористики». «Здесь „весь ход проектирования строился как целенаправленная серия упражнений на формообразование и колористику“, а проектная реальность была как бы зашифрована в пропедевтической и дешифровалась лишь на последнем этапе, когда элементы композиции и их связи получали свои объективные имена. Пропедевтика становилась способом и средством пластической рефлексии как внутри проектирования, так над ним. Рефлексии, достигающей уровня основных вопрошаний о мире, хаосе и порядке в нем, отражающей „понимание и умение его автора найти свое место художника и системой“»[29], — так описывает происходящее на Сенежских семинарах известный культуролог Олег Генисаретский. Многолетний руководитель Сенежских семинаров по дизайну Марк Коник так формулировал концепцию студии: «Цель курса — формирование структур проектного сознания, привитие навыков работы с первичными средствами проектирования. Задача курса — выработать умение организовать ограниченную плоскость, рельеф или пространство любыми элементами и их сочетаниями, формируя в результате различные, ясно характерные композиционные образы, с условием соответствия поставленной задаче. Объект — условно ограниченная «чистая» плоскость или пространство (нулевая ситуация), существующая композиционная тема (ее трансформация), неупорядоченная хаотическая ситуация. Действие — выполнение упражнений по организации плоскости, рельефа или пространства, оперирование графическими или объемными элементами. Материал — любой, наиболее выражающий замысел, по усмотрению автора». Работа Сенежских семинаров по дизайну основывалась на пропедевтике как основе развития композиционного мышления. Методика предусматривала, кроме работы над конкретными проектными заданиями, параллельное изучение основ композиции уже под углом художественного проектирования. Тематика исследований была следующая: 1. Первичные графические элементы 2. Негативное и позитивное пространство или силуэт и поле 3. Взаимоотношение двух элементов 4. Организация подобных элементов. Связи подобий 5. Акценты в рядах подобных элементов 6. Контрасты 7. Доминанта 8. Центр 9. Симметрия — асимметрия 10. Ритм — движение — направление 11. Композиционные состояния 12. Членение плоскости или пространства 13. Простые отношения 14. Сложные (иррациональные) отношения 15. Экспрессивные» [30] В основе обучения в Сенежской студии, где сам процесс овладения новыми компетенциями шел два месяца, лежала специфическая обучающая система. Художники, приезжающие на семинары, имели уже достаточный опыт в работе над дизайн-проектами. Поэтому и обучение строилось на взаимодействии пропедевтических упражнений и работой над проектом. В основе лежало несколько позиций: «1. Из проектной ситуации вычленяется частная композиционная или колористическая задача, затем в форме упражнений «проигрываются» варианты ее решения. Найденные результаты «возвращаются» в проект, трансформируя его проектное содержание. 2.Описанная схема имеет столь частый ритм, что весь ход проектирования рассматривается как цельно направленная серия упражнений на формообразование и колористику. Проектная реальность в этом случае как бы зашифрована и дешифруется на последнем этапе, когда все элементы общей композиции и их связи получают свои «объективные» имена.»[31] При всех положительных аспектах в преподавании и осмыслении композиции в проектной деятельности, в силу специфических условиях советской действительности, деятельность Сенежской студии носила умозрительный, отвлечённо-теоретический характер, не связанная напрямую с живым производством и новейшими тенденциями производственного дизайна, хотя и внесла свой вклад в саму пропедевтическую методику. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные особенности преподавания композиции в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в 60-80 г. ХХ века. 2. Назовите основные особенности преподавания композиции в Свердловском архитектурном институте в 60-80 г. ХХ века. 3. Назовите основные принципы преподавания композиции в Сенежской студии. 4. В чем принципиальное отличие изучения композиционных приемов в Сенежской студии от преподавания композиции в других архитектурных и дизайнерских ВУЗах?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.009 с.) |