Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые тенденции в обучении композиции архитекторов и промышленных художников в ХХ веке. Баухауз и вхутемас

Поиск

Значительное влияние на развитие творческих связей архитекторов и художников-дизайнеров с живой практикой промышленного производства оказало создание и функционирование художественно-технической школы «БАУХАУЗ». В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре Вальтером Гропиусом(1883–1969 гг.) немецким архитектором и теоретиком архитектуры, учеником Петра Беренса, был основан «Баухауз» (буквально «строительный дом») — первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа Баухауз (Государственный Баухауз) была образована 25 апреля 1919 года в результате объединения двух учебных заведений: Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван дер ВельдеСаксонско-Веймарской школыприкладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектораВальтера Гропиуса. Гропиус стал создавать педагогический коллектив и методическую структуру, пригласив в Веймар швейцарского художника ЙоханнесаИттена, художника из США Лионеля Фейнингера, скульптора Герхарда Маркса (класс керамики), архитектора Адольфа Мейера (1881–1929), художников П. Клее, В. Кандинского, ЛаслоМохой-Надя и Л. Шрейера. Преподавателей, работавших в Баухаузе, и студентов в эпоху постимперской Германии объединяли революционные взгляды как на социальные структуры, так и на новаторские подходы в искусстве. Вальтер Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура и дизайн должна быть строго функциональными, экономичными и ориентированными на технологиимассового промышленного производства. В Баухаузе выпускались одноимённый журнал («Bauhaus») и серия Баухауз-книг (Bauhausbücher).

Когда власти Веймара в 1925 году перестали выделять субсидии для школы, заведение прекратило свое существование в Веймаре и было переведено вгород Дессау. По проекту Гропиуса для школы было выстроено новое здание, в котором Баухауз находился до 1931 года.

Баухауз к тому времени стал методическим центром международных архитектурно-дизайнерских процессов. В школу влились новые преподавательские силы: венгерский архитектор Марсель Брейер, Йозеф Альберс (1888–1976) и Герберт Байер. В Дессау были изданы серьезные методические труды, например, «Дневник педагогических набросков» П. Клее, «Новые формы» П. Мондриана, «Живопись, фотография, кино» Мохой-Надя.

Директором школы с1919по 1928годы был Вальтер Гропиус, затем его сменилХаннес Мейер. В 1930году должность директор занялЛюдвигМис ванн дер Роэ. Был создан замечательный коллектив преподавателей, состоявший из ведущих архитекторов и художников-авангардистов, в частности, И. Иттен,Л. Мохой-Надь,П. Клее,В. Кандинский,Л. Фейнингер, О. Шлеммер,Г. Маркс,Ю. Шмидт и Г. Штёльцль.

В1933 году к власти в Германии пришли национал-социалисты. Баухауз был закрыт, т. к. нацисты, начиная с 1920-х годов, выступали против Баухауза, считая его рассадникомкоммунизма. После ухода Мейера в школе Баухауз начался следующий этап развития. По рекомендации Вальтера Гропиуса новым директором был назначен Людвиг Мис ванн дер Роэ (1886-1969).

Мисван дер Роэ выдвинул новую концепцию Баухауза, реформируя всю систему преподавания и основывая ее на архитектурном курсе. Он считал, что единственной возможностью реализовать цель «искусства строительства» оставалась архитектура. Мис разделяет весь процесс обучения на шесть семестров, а учебный процесс разбивается на пять основных направлений: строительство, дизайн интерьера, текстиль, фотография и изобразительное искусство.

Пропедевтический курс, который вел Йозеф Альбер, тоже подвергся изменению: он перестал быть обязательным. А развитие мастерских было прервано вовсе, отменив само понятие «подмастерье». Зато в учебную программу был введен рисунок, предназначавшийся для архитекторов с целью развития их образного мышления.

Политическая обстановка страны, сложившаяся в 1932 году, усилила позиции национал-социалистов, что не замедлило отразиться на школе Баухауза, которую упрекали в реформаторском настрое и «культурном большевизме», особенно проявившемся во времена директорства Мейера. По решению властей Дессау школу закрыли 1932 г.

После своей эмиграции в США, в 1938 г., Мис ванн дер Роэ организовал подобные архитектурные курсы в институте Армора (ныне — Технологический институт) в Чикаго. Но его репутация маститого архитектора-строителя во много раз превзошла репутацию педагога.

Школа Баухауз просуществовала всего 14 лет. За этот период в ней прошли обучение более 1000 студентов. В последующие десятилетия после закрытия школы, когда художники и архитекторы уехали из Германии (или были высланы нацистским режимом), идеи и стиль Баухауза распространились на искусство и архитектуру западной Европы, Соединенных Штатов, Канады и Израиля (наиболее явно — в Уайт-Сити Тель-Авива). Так, Тель-Авив был включен в список всемирного наследия ООН прежде всего по причине многообразия архитектуры в стиле Баухауз. С 1933 года в городе было построено около четырех тысяч зданий.

Начиная с 1932 г., Гропиус постоянно выступал на конференциях, посвященных Баухаузу как в Германии, так и за ее пределами. Таким образом, он стремился освободить Баухауз как от географических, так и от временных рамок.

Баухауз объединял функции учебного заведения и производственных мастерских. Организаторы учебного заведения предполагали, что школа должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Поэтому именно методика Баухауза и идеи пропедевтики как основы композиционного мышления у студентов наиболее полно была воплощены у различных преподавателей. Огромный теоретический и педагогический вклад основателя и лидера Баухауза Вальтера Гроппиуса нельзя переоценить. Концепция Баухауза наиболее ярко проявлена в следующей цитате В. Гроппиуса: «Баухауз устремлен к собиранию в единство всех художественных творений, к воссозданию всех творческих дисциплин в новую архитектуру… Конечной, хотя и далекой целью Баухауза является единое художественное произведение — большое строение, — в котором исчезают границы между монументальным и декоративным искусством».[12] Одним из главных достижений Баухауза была выработка языка формообразования, «диалекта», как много позже напишет Марк Коник, руководитель сенежского семинара дизайнеров.

Композиционная, пропедевтическая теория и практика в Баухаузе была связана с работой конкретных преподавателей: И. Иттена, Л. Моголь-Надя, П. Клее, В. Кандинского, Й. Альберса. Каждый из них внес свой вклад в общую систему теории композиции и пропедевтики, при этом каждый из них развивал и дополнял методическую и теоретическую концепцию школы. Необходимо несколько подробнее остановиться на особенностях индивидуальных курсов преподавания композиции в Баухаузе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.01 с.)