Основные архитектурно-конструктивные элементы реставрируемых зданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные архитектурно-конструктивные элементы реставрируемых зданий



Архитектурные сооружения, особенно здания, при всем разнообразии, как правило, включают в себя одинаковые части: фундамент, стены, крышу, помещения и другие конструктивные и функциональные элементы.

Фундамент — элемент сооружения, расположенный ниже поверхности земли, через который осуществляется передача нагрузки от всего сооружения на грунт (основание). Долговечность здания определяется прочностью основных несущих конструкций — фундамента, стен, перекрытий.

Стены и опоры. Стены — одна из главных частей здания. Они служат как вертикальные ограждения помещений, защищая их от внешних температурных, атмосферных воздействий, и одновременно являются опорами, которые поддерживают крышу, междуэтажные перекрытия, лестницы и другие части сооружения.

Кроме стен подобную нагрузку воспринимают и отдельно стоящие опоры: колонны, столбы, пилоны.

Перегородки — это внутренние стены, сравнительно легкие по массе, более тонкие, чем стены наружные. Их назначение — разделять отдельные помещения внутри здания в пределах данного этажа. Перегородки кроме своего веса никакой посторонней нагрузки не несут, а потому опорами быть не могут.

Общие условия, которыми должны удовлетворять стены: долговечность, прочность, устойчивость, незначительная толщина, теплозащита. Стены должны сопротивляться передаче тепла зимой изнутри наружу, летом — наоборот. Кроме того, стены должны быть невозгораемыми и по возможности несгораемыми.

Различают два вида стен: наружные или фасадные и внутренние или несущие. Внутренние стены всегда тоньше, и опираются они на фундамент не такой глубокий, как наружные. Назначение внутренних поперечных стен — связывать противоположные наружные стены и воспринимать нагрузки от конструкций, ветра, от масс мебели и пр.

Сторону стены, обращенную наружу и представляющую собой лицо или поле стены, обычно называют фасадом. Различают главный фасад, если стена лицом обращена на улицу, площадь или набережную, боковые и дворовые фасады.

Наружные стены имеют оконные и дверные проемы, которые располагают горизонтальными рядами по этажам и заполняют оконными и дверными блоками. Во внутренних стенах делают, как правило, только дверные проемы. Участок стены между двумя смежными проемами, а также между крайним проемом в этаже и боковым ограждением стены, называется простенком. Стена лишенная проемов, называется глухой стеной. При расчете кубатуры здания высота наружной стены определяется как расстояние от уровня прилегающей к зданию отмостки до чердачного перекрытия.

Основным и наиболее распространенным для сооружения каменных стен материалом является кирпич керамический или силикатный.

Деревянные стены по своим конструктивным решениям чрезвычайно разнообразны: бревенчатые, брусковые, каркасные и др. Самым старым видом деревянного строительства считают рубленое бревенчатое. Для рубленых стен применяют древесину в виде бревен, брусов, досок. Рубленые дома иногда облицовывают тесом, оштукатуривают по драни, обмазывают глиной и обкладывают кирпичом на ребро (1/4 кирпича) или плашмя (1/2 кирпича).

В зависимости от качеств стенового материала определяют и главные размеры стены: толщину (зависит от климатических условий) и предельно возможную высоту.

Наиболее слабым местом стены в конструктивном и теплозащитном отношении являются проемы для окон и дверей. В конструктивном смысле сложны также сопряжения стен в углах и места соединения их отдельных элементов (кирпичи, бревна). Поэтому для возведения стен требуются кроме основных еще и вспомогательные материалы — растворы, клей, гвозди, болты, схватки и другие крепления. К числу вспомогательных материалов относятся также материалы и изделия, применяемые для покрытия поверхности стен.

Иногда для усиления связи декоративных слоев (или окраски) с поверхностью стены прибегают к искусственным средствам, например, делают поверхность стены шероховатой, дерево перед оштукатуриванием покрывают дранью или стальной сеткой. Для этой же цели швы между камнями кладки оставляют снаружи частично незаполненными раствором (кладка «впустошовку»). Реже поверхности стен нацарапывают или насекают.

Наиболее легкими природными стеновыми материалами считают дерево, туфы, ракушечник.

Стены из искусственных камней независимо от их размеров кладут в основном по тем же правилам, что и из кирпича: перевязка швов, соблюдение отвесного (или горизонтального) положения отдельных элементов (углы, проемы, сопряжения) должны точно соблюдаться. Кладку каменной стены выполняют последовательно горизонтальными рядами, уложенными на растворе, образуя между камнями горизонтальные и вертикальные промежутки — швы, заполненные раствором.

Вертикальные швы в соседних рядах по вертикали не должны совпадать между собой ни внутри, ни снаружи стены, образуя тем самым перевязку в кладке. Самый простой способ перевязки — чередование коротких сторон камней или кирпичей (тычки) с длинными (ложки).

Перекрытия разделяют здание по высоте на этажи. Кроме междуэтажных на первом этаже устанавливают надподвальное перекрытие, а на самом верхнем — чердачное. В каждом перекрытии имеется опорная часть, т.е. основа его конструкции, термоизоляция, звукоизоляция, полы и потолки.

Различают перекрытия балочные, безбалочные (сводчатые) и смешанные. Наиболее распространены балочные перекрытия, опорной частью для которых служат балки, уложенные параллельно на определенном расстоянии друг от друга. Балки бывают деревянные, железобетонные или стальные.

В безбалочном перекрытии железобетонная плита непосредственно, без помощи балок, опирается на капитель колонны.

Своды получили распространение в средние века и широко применялись до начала XIX в. для перекрытия помещений и простенков. Характерный признак подобных конструкций — криво-линейность очертаний сводов и арок.

Лестницы. Наиболее распространенным средством сообщения между этажами в зданиях всех видов служат лестницы. Реже применяются наклонные поверхности (пандусы), заменяющие лестничные ходы.

Различают лестницы: внутренние — главные (основные) и запасные; наружные — входные, пожарные и крыльцо. Каждая лестница состоит из ряда ступеней, которые составляют марш. Два смежных марша разделяют лестничной площадкой. Марши редко идут один за другим в одном направлении, но, минуя площадку, заворачивают вправо или влево под углом 180°, а иногда 90°.

Лестницы бывают деревянные, каменные, стальные, бетонные, железобетонные. В конструкции лестницы различают такие элементы, как: косоуры, ступени, площадки, перила — ограждения с боковой стороны.

В деревянных лестницах опорой для ступеней служат толстые боковые пластины или тетивы. Каждая тетива имеет обычно выдолбленные гнезда, в которые закладывают деревянные ступени. Деревянные ступени могут также прикрепляться к деревянным тетивам. Ступени каменных и бетонных лестниц опираются на стальные (или железобетонные) косоуры, поставленные наклонно. Для удобства хождения по лестнице имеет значение высота ступени или подступенок. Ступень иногда имеет небольшой свес в виде закругленного валика.

Иногда лестницы устраивают с одним наружным косоуром. Тогда ступени, опираясь одними концами на косоур, противоположными концами укладывают на выступы стены или заделывают в борозды стены. Каменные и бетонные ступени и площадки обладают большим достоинством — они мало истираются в процессе эксплуатации.

Лестницы при спуске в подвальные помещения и для сообщения с чердаком могут иметь менее широкий марш и более крутой уклон. Часто эти лестницы располагаются отдельно от главной и даже вне здания, но примыкая к нему.

Крыльцо — небольшая наружная лестница с площадкой — делается перед входной дверью, чтобы избежать устройства внутреннего короткого марша.

Архитектурному оформлению и художественной отделке лестниц, особенно в зданиях, имеющих общественное значение, уделяется большое внимание. Ступени, балясины, поручни изготовляют из различных материалов особо прочных на изнашивание: камня, металла, дерева.

Полы в жилых зданиях в основном делают дощатые и паркетные как наиболее прочные и легко поддающиеся декоративной обработке. Для предохранения от действия воды древесину полов сверху окрашивают водостойкими составами, лучше всего масляной краской.

Паркетные полы не окрашивают масляной краской и не моют, а натирают мастикой с воском. Внешний, декоративный вид дощатых полов обусловливают: отсутствие щелей в швах, стыках досок; горизонтальное положение; гладкая поверхность; окраска. Первые два условия достигаются применением сухих, чисто остроганных досок. Для предупреждения коробления доски берут возможно малой ширины — 8—12 см, так называемые половые рейки. При образовании щелей полы через первые один-два года сплачивают и только после этого окрашивают масляной краской, в первый же год только покрывают олифой.

Паркетные полы по конструкции и качеству лучше дощатых, более прочны и долговечны, так как отдельные паркетины (планки) употребляются сухими (от 8 до 10 % влажности), а потому не коробятся, плотно соприкасаются одна с другой, тверды и мало-истираемы. Комбинируя размеры планок, можно укладывать полы чрезвычайно разнообразные по рисунку. Обычно паркетные полы вдоль стен обрамляют специальной полосой (фриз), а внутри фризовой рамки размещают рисунок в виде чередующихся рядов ромбовидной, прямоугольной или квадратной планки. Реже применяют паркетную инкрустацию в виде сложных рисунков одного или разных тонов естественной расцветки дерева.

Для каменных полов используют, как правило, гранит, базальт, диабаз, мрамор, а также менее декоративные и не столь прочные камни — известняки и песчаники. К этому же типу относятся и полы террацо-бетонные или мозаичные, т. е. изготовленные из мраморной или гранитной крошки с цементным раствором, а также полы из керамических плиток (метлахские).

Крыши. Завершением архитектурного объекта является крыша, защищающая его от дождя и снега. Кровля из водоотталкивающего материала препятствует прониканию разрушительной влаги в здание.

Правда, в настоящее время эти природные материалы заменяют искусственными. Сначала появились маленькие керамические плиты и фасонные камни — черепица, потом материалы, покрывающие большие поверхности.

К ним относятся угловой элемент плинтуса жесть, просмоленный картон или пленки. В каждом случае необходимо предотвратить проникание дождевой воды в стыки. От качества кровельного покрытия зависит срок службы здания.

В Европе, где выпадает большое количество осадков, в прошлом преобладали крыши с крутыми скатами. Деревянная стропильная ферма несла кровельное покрытие и имела уклон. Там, где снег, представляющий чрезмерную статическую нагрузку, должен скатываться, устраивали очень крутую крышу. Если снег использовали как дополнительную теплоизоляцию, уклон крыши делали менее крутым, однако в этом случае необходимо было усиление несущей конструкции.

И только в областях, где осадков почти не бывает, например в Египте, почти не использовали крыши с крутыми скатами. Там преобладала оформленная, как терраса, плоская крыша.

В зависимости от кровельного материала, функциональных задач и ландшафтных условий возникло многообразие форм крыш. Самой простой в сооружении и потому самой распространенной, без сомнения, является двухскатная крыша. Кроме того, дома с такими крышами можно без проблем выстроить в ряд фронтон к фронтону, и между ними не возникнут так называемые снежные мешки.

Особенно хорошо зарекомендовала себя на протяжении веков для отдельно стоящих домов вальмовая (четырехскатная) крыша во всех вариантах.

В качестве наиболее оригинальных форм крутых крыш на общественно важных постройках используют купола и башенные шлемы.

Чем сложнее и богаче формами крыша, чем больше ребер и желобков возникает при соединении отдельных архитектурных объектов, тем больше опасность проникания воды в помещение. Подобные проблемы возникают при устройстве изоляции надстроек на крышах, пронизывающих кровлю. Дымовые трубы, слуховые окна, дома с фронтонами поперек конька, коньки и башенки обогащают архитектурную картину, однако в этом случае крышу нужно часто ремонтировать. Вообще, крышу следует обновлять немного чаще, чем другие части архитектурного сооружения.

Крыши средневековых зданий в основном были крутыми и их редко пробивали окнами. Впоследствии крыши начали украшать мансардами с фронтонами поперек конька и со слуховыми окнами.

В зданиях прошлых веков основание крыши подчеркивали карнизами, фризами, венцами зубцов, а также миниатюрными галереями. Коньки также украшали решетками или особыми кирпичами. В период Ренессанса внешний вид крыш обогащали балюстрадами с вазами и скульптурами, а начиная с XVII в. применяли ломанные поверхности — мансардные крыши.

Вследствие появления нового типа уплотнителей и водонепроницаемых материалов повсеместно, независимо от климатической зоны, стала распространяться плоская крыша — характерный признак современной архитектуры. В XX в. в результате использования большепролетных конструкций стропильных ферм и сетчатых конструкций над большими залами появились совершенно новые и весьма эффективные формы крыш.

Архитектурные формы и стили

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство — искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, — имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ЯЧСМИТЬБЮ.». Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть — стилобат — служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера — колонна — один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера — антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя — база — опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст — ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь — горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя — придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат — наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб — отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней — карниз или капитель. Пилон — мощный столб квадратного или прямоугольного сечения обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть — базу, и верхнюю — капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Колонна — декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра, имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада — это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, — капитель.

Дорический ордер. Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер. Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер. Характерное отличие коринфского ордера — утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз — гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров — воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам — Византии, Италии, Испании, Франции.

Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре. Церковь возводилась на протяжении века.

Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль. Архитектурные сооружения романского периода (XI—XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Готика. В XII—XV вв. новый архитектурный стиль получил название — готика. Характерная особенность готического стиля — стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент. В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Ренессанс (XV—XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450—1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам.

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Барокко (XVI—XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco — причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу — вихрю, движению, симметрии — «каменной симфонии». Асимметричный орнамент этого периода — орнамент из раковин и завитков — дал название другому стилю — рококо.

Классицизм (XVIII—XIX вв.) — направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек. Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу.

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю — конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.059 с.)