Предмет строительной реставрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет строительной реставрации



Предмет строительной реставрации

Виды реставрационных работ

Реставрационные работы чрезвычайно обширны и разнообразны. Выбор реставрационного решения зависит от целого ряда факторов: архитектуры самого памятника, степени его искажения, стиля, эпохи, инженерно-технической сохранности, климатических условий, места сооружения в городской застройке или в природном окружении.

Исторические аспекты общественной ценности памятников архитектуры требуют предельно возможного сохранения их первозданное™, органичности и минимального вмешательства в их структуру и «ткань». Реставрация, базируясь на глубоком изучении архивных изобразительных материалов, обследовании памятника в натуре, ставит целью максимально сохранить, выявить и, если возможно, восстановить все в историческом, конструктивном и художественном отношении, обеспечить долголетнее существование сооружения.

Помимо сохранения и выявления исторических и художественно-инженерных качеств архитектурного сооружения, принятия мер, обеспечивающих его долговечность, необходимо решать задачи организации окружающей памятник среды. Подземные инженерные коммуникации, транспортные потоки, загрязнение воздушного и водных бассейнов существенным образом влияют на сохранность памятника. Таким образом, реставрация — это сложный процесс, где на базе научного исследования, изучения исторических данных, разработки проектных инженерно-технологических решений обосновывается сохранение архитектурного памятника, обеспечивается возможность его включения в современную жизнь, определяется его судьба в будущем.

Рассмотрим основные виды восстановительных реставрационных работ.

Консервация. Основной целью консервации является сохранение архитектурного здания или сооружения в дошедшем до нашего времени виде с позднейшими историческими напластованиями. Консервация сооружения оставляет неприкосновенной его подлинность и не грозит уничтожением каких-либо элементов, ценность которых пока еще не ясна, но может быть выявлена в будущем. Основные этапы консервации: расчистка, укрепление конструкций и материалов сооружения, укрытие его от разрушающих воздействий. Консервация может быть постоянной и временной. В среднем случае – это предварительная работа перед проведением радикальной реставрации.

В районах с суровыми климатическими условиями консервация стен сооружения, как правило, осложняется. Обычно требуется устройство защитных покрытий по периметру разрушенных стен.

Фрагментарная реставрация может быть охарактеризована как частичное расширение консервационного метода, ставящее своей целью более полное выявление скрытых особенностей его архитектуры, конструкций. Она может сводиться только к раскрытию одного фрагмента, например, к освобождению его от искажающих наслоений. К такого рода реставрации относится удаление поздних, не представляющих ценности обновлений, позволяющее восстановить целостную композицию здания или интерьера и выявить скрытые части архитектурно-художественного убранства. Реставрация использует материалы, близкие по свойствам к первоначальным, хотя для исправления мелких повреждений, соединения и укрепления материалов и конструкций широко применяют современные клеи, пропитки, крепежные элементы и т. п.

Целостная реставрация ставит своей целью максимально полное раскрытие древних особенностей сооружения. Работы в этом случае носят наиболее сложный характер, включая в себя элементы консервации, фрагментарной реставрации, а также и воссоздание утраченных частей.

Воссоздание своей целью ставит полное восстановление разрушенного сооружения. Оно допустимо при наличии архивных архитектурных проектных решений, а также решений с привлечением научно-обоснованных аналогий, близких по стилистическим признакам. Этот вид реставрации особенно широко стал использоваться в послевоенном Ленинграде, где в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) фашистской Германией целенаправленно были уничтожены уникальные памятники мирового значения.

Реконструкция — коренное переустройство, переделка, направленная на устранение морального и физического износа здания в целом или отдельных конструктивных элементов и систем. При реконструкции выполняют частичную или полную перепланировку помещений, повышают уровень инженерного благоустройства, в ряде случаев изменяют назначение здания. Составной частью реконструкции является модернизация — приведение в соответствие с современными требованиями эксплуатационных качеств и инженерного оборудования здания. Мероприятия по модернизации направлены на снижение морального износа здания.

Реставрационный ремонт — комплекс строительно-технологических мероприятий по устранению физического износа и восстановлению декоративно-художественного облика сооружения. В практике непрофессионального строительного производства возникли вульгарные названия «косметический ремонт», «евроремонт», что совершенно неприменимо в реставрационных работах. Снижение внимания к реставрационным ремонтам наносит памятникам архитектуры невосполнимый ущерб. При каждом ремонте, особенно если нет должного контроля, неизбежны элементы модернизации, реконструкции, а часто просто искажения по вкусу исполнителя. На практике разные виды реставрационно-восстановительных работ взаимосвязаны, и задача специалистов сводится к нахождению и обоснованию границ их допустимости.

Архитектурные формы и стили

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство — искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, — имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ЯЧСМИТЬБЮ.». Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть — стилобат — служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера — колонна — один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера — антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя — база — опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст — ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь — горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя — придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат — наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб — отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней — карниз или капитель. Пилон — мощный столб квадратного или прямоугольного сечения обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть — базу, и верхнюю — капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Колонна — декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра, имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада — это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, — капитель.

Дорический ордер. Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер. Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер. Характерное отличие коринфского ордера — утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз — гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров — воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам — Византии, Италии, Испании, Франции.

Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре. Церковь возводилась на протяжении века.

Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль. Архитектурные сооружения романского периода (XI—XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Готика. В XII—XV вв. новый архитектурный стиль получил название — готика. Характерная особенность готического стиля — стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент. В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Ренессанс (XV—XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450—1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам.

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Барокко (XVI—XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco — причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу — вихрю, движению, симметрии — «каменной симфонии». Асимметричный орнамент этого периода — орнамент из раковин и завитков — дал название другому стилю — рококо.

Классицизм (XVIII—XIX вв.) — направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек. Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу.

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю — конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов.

Облицовочные работы

Наружные облицовочные работы включают облицовку цоколя, поля стены, дверных и оконных проемов, наружных лестниц, крылец, площадок, колонн, пилястр, а также установку карнизов, элементов ограждения, ступеней, бортового камня, парапетов набережных и т. п. Облицовку природным камнем выполняют по рабочим чертежам. Конструкция облицовки вертикальных поверхностей должна исключать проникание влаги через соединения камня.

Растворы, применяемые для заполнения зазора между облицовываемой плоскостью и облицовочными элементами, не должны содержать растворимых солей, образующих высолы на поверхности облицовки. Для этой цели следует использовать растворы на пуццолановом портландцементе и промытом песке с добавкой пластификатора (мылонафта, петролатума и др.). Водоцементное отношение раствора не должно превышать 0,4—0,5.

Стальные детали облицовываемых конструкций, как и стальные крепления элементов облицовки, необходимо защищать от коррозии. Правильность и надежность крепления элементов облицовки проверяют в процессе производства работ. Плиты и детали наружной облицовки, кроме облицовки на относе, устанавливают на цементном растворе, элементы облицовки из белого мрамора — на растворе из белого портландцемента. Чтобы увеличить прочность сцепления элементов облицовки с раствором, тыльные стороны их тщательно очищают и промывают. Во избежание смещения камня пазухи между плитами и облицовываемой поверхностью заполняют раствором слоями в несколько приемов. При этом первую заливку делают пластичным раствором на высоту 10 см. Заливку не доводят па 5 см до верхнего ряда.

Для защиты облицовки от коррозии и образования высолов верхним граням выступающих гранитных элементов (пояскам, карнизам) придают уклон наружу, обеспечивающий сток воды, на нижних гранях делают капельники.

В горизонтальных рядах камни устанавливают от краев к середине, т. е. к центральному камню (замку). Каждый ряд начинают с установки угловых камней, через которые натягивают контрольный шнур для проверки горизонтальности швов. Горизонтальность установки первого ряда облицовки проверяют нивелиром, правильность положения последующих рядов — шнуром, уровнем и отвесом, отметки горизонтальных швов — по реперам, правильность положения каждого шва — стальной мерной лентой. Элементы облицовки устанавливает звено из трех камнетесов-гранитчиков 3, 4 и 5-го разрядов. При значительных объемах облицовочных работ необходимо организовать мастерскую, оборудованную камнеобрабатывающими станками для распиловки и доработки получаемых с заводов камней (исправления по размерам, устранения повреждений). Элементы наружной и внутренней облицовки соединяют между собой и со стеной металлическими штырями, кляммерами, скобами, закрепами, которые необходимо защищать от коррозии. С этой целью стальные элементы предварительно покрывают слоем цинка или алюминия. Изгибать закрепы после нанесения антикоррозионного слоя запрещается. В ответственных сооружениях используют крепеж из нержавеющей стали, цветных металлов и сплавов (медь, бронза, латунь).

Перед облицовкой точно определяют соответствие длины камней (с учетом толщины швов) длине облицовываемого цоколя. Отклонение поверхности постели фундамента от плоскости не должно превышать 10 мм. Выступающие неровности срубают, а впадины заполняют раствором.

Массивный цоколь выполняют из штучного камня в перевязку с кладкой стены, применяя колотый камень, тесаные плиты, кордонный камень.

Облицованный цоколь бывает простым — из одной плиты или составным — с кордонным камнем над плитой. Облицовывают цоколь плитами толщиной 20—100 мм одновременно с кладкой или по Готовой стене. Кордону цоколя придают профиль, обеспечивающий быстрый водосброс. Для облицовки цоколя применяют плиты, угловые и кордонные камни.

Простой цоколь здания может быть выступающим за плоскость стены, расположенным в самой плоскости стены и западающим за нее. В каждом случае плиты будут иметь разную толщину, для выступающего – не менее 60 мм.

При облицовке цоколя известняком внутренняя поверхность камня предохраняется от влаги изоляционными прокладками или обмазывается жидким тестом из гидрофобного цемента слоем 10-15 мм. В случае использования гранитных плит с тыльной стороны камня водонепроницаемыми растворами промазываются только швы. После наружной конопатки или промазки швов заполняют раствором пазухи между облицовкой и стеной фундамента.

Цоколь облицовывают следующим образом. Шнуром, протянутым на высоте первого устанавливаемого ряда, намечают наружную поверхность облицовки. Для увеличения сцепления облицовки со стеной плоскость стены промывают водой. Размечают и сверлят отверстия в стене пневматической или электрической сверлильной машиной. Глубина отверстий в стене не менее 100 мм, диаметр зависит от величины загнутого конца, но должен составлять не менее трех диаметров крюка. Плиты цоколя устанавливают по готовой стене на крюках, закрепленных в гнездах деревянными пробками (впоследствии удаляемыми) или стальными клиньями, которые забивают ударами молотка. Вертикальное положение плит облицовки регулируют деревянными клиньями. Составной цоколь выполняют из плит толщиной 40— 100 мм, которые крепят крюками по два на каждый элемент. Если высота плит превышает 1000 мм, то в вертикальные швы для усиления связи со стеной и удобства монтажа камней устанавливают комбинированные крюки со штырями или простые по одному на каждый камень. Смежные элементы кордонного камня цоколя в вертикальных швах соединяют штырями, заливая их раствором после окончательной установки. Кордонный камень связывают крюками (по 2 шт. на камень) со стеной и двумя штырями с плитой облицовки цоколя.

Когда стену выше цоколя не облицовывают, камни кордона крепят к стене комбинированными крюками, расположенными в вертикальных швах. Скобы для соединений облицовки цоколя в углах могут быть изготовлены из круглой или полосовой стали. Под скобы в верхней горизонтальной грани облицовки выбирают борозды.

Облицовка поля стены. Для облицовки гладких участков наружных стен применяют плиты из гранита, доломита, базальта, известняка, белого мрамора, травертина, туфа.

Многоэтажные здания облицовывают ярусами на высоту этажа. Каждый ярус устанавливают на разгрузочный опорный ряд, который в свою очередь установлен на конструктивные элементы облицовываемой стены и отделен от нижележащего яруса компенсационным швом шириной 5—10 мм в зависимости от фактуры лицевой поверхности облицовки. Облицовку стен начинают с установки угловых камней на цоколь или угловых камней очередного опорного ряда на перекрытие, тщательно проверяя горизонтальность первого ряда нивелиром. Последующие ряды облицовки контролируют с помощью шнура, уровня и отвеса. Ровность плит с полированной и шлифованной фактурой проверяют контрольной линейкой. Для регулирования толщины шва камень устанавливают на деревянные клинья, узкие поперечные свинцовые прокладки или узкие полоски стекла, по которым раствор выравнивают линейкой. Облицовка поля стены по готовой кладке предусматривает закладку в горизонтальные ряды кладки специальных петель. Через петли заводят вертикальные пруты, к которым крепят крюки.

Готовую стену облицовывают следующим способом: – проверяют вертикальность стены отвесом по плоской части через 2—3 м, а также в точках перелома фасада на всю высоту здания или поэтажно; – промывают плоскость стены сильной струей воды из шланга; – намечают по шнуру положение горизонтальных швов облицовки краской или устанавливают рейки-порядовки; – намечают горизонтальным шнуром наружную поверхность облицовки на высоте ее первого ряда; – проверяют соответствие размеров и формы плит рабочим чертежам; – сверлят и бурят в стене отверстия для крепления плит в соответствии с размерами закреп; – очищают и промывают место установки и плиты, обильно смачивают водой камень, если он пористый; – укладывают раствор в соответствии с проектной толщиной шва, ставят в нужное положение деревянные клинья или свинцовые прокладки; – устанавливают плиту в проектное положение, закрепляют крюками на стальных клиньях или деревянных пробках; -снимают выдавленный из шва раствор, очищают швы на глубину 15—-20 мм, чтобы впоследствии хорошо расшить их; -конопатят вертикальные швы после установки всего ряда.

Подготовка поверхности под оштукатуривание

Основание под штукатурку должно прочно сцепляться со шту катурным раствором. Поверхности, предназначенные под ошту; катуривание, насекают, очищают, смачивают водой, при необ ходимости срубают наплывы на поверхности, выбирают швы. В всех случаях с поверхностей удаляют загрязнения, особенно мае ляные, смоляные.

Стены из бутового камня подготавливают следующим образом; Швы кладки, если они заполнены раствором заподлицо, выбирают на глубину не менее 15 мм, а поверхности очищают стальным щетками. Лучше при кладке не заполнять швы на эту глубину, вставлять в них кусочки проволоки с интервалом 10—15 см или деревянные пробки и в них забивать гвозди. По проволоке и гвоздям делают проволочное сплетение, на котором хорошо удерживается штукатурный намет. Новые кирпичные стены, сложенные впустошовку, обметают метлой или веником. Если швы заполнены раствором, их выбирают на глубину не менее 15 мм.

Старые кирпичные стены готовят в такой последовательности: выбирают швы, очищают поверхность стальными щетками или пескоструйным аппаратом или насекают. Шлакобетонные поверхности, новые и старые, так же насекают. Для лучшего сцепления со штукатурным слоем в шлакобетонной поверхности просверливают отверстия, в них устанавливают пробки и по гвоздям, вбитым в пробки, устраивают проволочное сплетение.

При подготовке поверхностей их очищают стальными щетками, а также затирочными машинками, на которых вместо зати-рочного диска крепят щетки. Насекают поверхности вручную топором, бучардой, зубчаткой, зубилом, нанося ими на поверхности штрихи — полоски или ямки глубиной от 3 до 5 мм. Бучарда имеет на торцах 16—26 зубчиков пирамидальной формы или нарезку в виде прямых лезвий. Зубило имеет ровное длинное лезвие. Зубчатка, троянка, скарпель, шпунт — разновидности зубила с зубчиками на лезвии. Шпунт — круглый стержень, конец которого обработан на четыре грани, как у гвоздя. Им удобно выбирать швы или скалывать куски затвердевшего раствора при обработке штукатурки.

При подготовке поверхностей надо соблюдать правила техники безопасности. Все инструменты должны быть крепко насажены

на прочные ручки без заусенцев. Работу следует вести в рукавицах я защитных очках. Механизированный инструмент должен быть проверен на токопроводимость.

Карнизы, пояски, колонны, пилястры часто обрамляют сеткой, а затем оштукатуривают любыми растворами под разные фактуры, но без обработки нанесенной штукатурки ударными инструментами. Устраивают это так. Прежде всего ставят несущий каркас, к нему приваривают или привязывают проволокой распределительный каркас, по которому натягивают сетку, часто прикрепляя ее. Натягивать сетку надо как можно туже, так как слабо натянутая сетка вибрирует, и нанесенный на нее раствор будет отваливаться. Перед оштукатуриванием известково-гипсо-выми растворами сетку закрашивают масляными красками или цементным молоком. Это предохраняет ее от ржавления и разрушения.

На деревянные поверхности для создания шероховатости набивают дрань. Чтобы поверхности не коробились, доски раскалывают и в расколы забивают клинья. Для уменьшения звуко- и теплопроводности деревянных поверхностей перед набивкой драни их закрывают рогожей, войлоком. Перед набивкой дрань сортируют на простильную (толщиной не менее 3 мм), узкую и выходную, более ровную и толстую (толщиной не более 5 мм); ширина драни от 15 до 20 мм; более широкая дрань коробится.

Прежде всего на поверхность слегка прибивают простильную дрань. Набив ею целый ряд по длине стены, приступают к набивке выходной драни. Ту и другую дрань прибивают под углом 45° к полу так, что образуются клетки. Между драницами простильного и выходного ряда оставляют расстояние 45 мм, образуя тем самым клетки или ячейки 45 х 45 мм в свету. Выходную дрань прибивают штукатурными гвоздями через две простильные драницы в третью. По ходу работы слегка вбитые в простильную дрань гвозди вынимают и употребляют в дело. Драницы стыкуют концами, а не накладывают одну на другую. Концы драни обязательно прибивают. Набивка штучной драни — трудоемкая операция. Лучше применять драночные щиты, которые собирают и скрепляют гвоздями на верстаке для укладки драни.

Иногда вместо драни набивают сетку, ячейки которой должны быть не крупнее 40 х 40 мм. Сетку крепят гвоздями через 10 см, загибая их. Стыки разнородных поверхностей затягивают металлической сеткой, для того чтобы на штукатурке не появлялись трещины. Трещины образуются потому, что на разнородных поверхностях штукатурный раствор высыхает в разные сроки. Чтобы этого не было, стыки затягивают сеткой с ячейками 10 х 10 мм, нарезая ее полосками шириной по 10 см и прибивая по краям гвоздями через 10 см. Если сетки нет, можно применять проволочное плетение. Для этого забивают гвозди через 40—50 мм и их оплетают проволокой. Металлические балки, находящиеся между железобетонными плитами, также затягивают сеткой. Для этого к балкам приваривают арматуру в виде крупной сетки или же в виде отдельных прутков для крепления к ним полосок сетки. Края сетки должны перекрывать швы между плитами и балкой не менее 5 см. Нарезать и натягивать сетку следует в рукавицах.

Для того чтобы штукатурка была строго вертикальной и горизонтальной, поверхности перед оштукатуриванием провешивают и выравнивают по маркам и маякам. Маяки изготовляют из гипса или того же раствора, которым выполняют оштукатуривание, либо применяют деревянные или инвентарные металлические маяки. Для провешивания поверхностей используют отвес, уровень с правилом, водяной уровень. Стены удобнее всего провешивать отвесом.

Порядок провешивания следующий. В углу стены на расстоянии 300—400 мм от потолка вбивают гвоздь на толщину штукатурки. Опускают со шляпки этого гвоздя до пола отвес и вбивают внизу гвоздь 2 так, чтобы его шляпка почти касалась шнура. На стенах выше 3 м вбивают промежуточный гвоздь 3. Так же провешивают противоположный угол стены, вбивая гвозди 4, 5 и 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.068 с.)