Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм деятельности педагога по развитию умений смыслового чтения на занятии

Поиск

Приемы и инструменты организации деятельности обучающихся как условия достижения метапредметных результатов

Актуальные проблемы в работе учителя по развитию умений смыслового чтения.

Цель: педагоги овладеют умением проектировать и анализировать занятие с позиции формирования метапредметных умений.

Планируемый результат (продукт): модель требований к современному занятию.

Время на проведение: 4 часа

Содержание кейса к теме 3.4.

1. Статья «Требования к уроку, реализующему метапредметные результаты»

2. Видеоурок по смысловому чтению учителя лицея «Вектор» Тюкавкиной Л.Ю.

1. Видеоурок по смысловому чтению учителя лицея «Вектор» Литвинюк Н.В.

2. Конспект урока биологии

 

Смысловые блоки Содержание деятельности Рекомендации к проведению занятия
  Самосбор.  
3.3.1Требования к занятию, развивающему метапредметные умения 3.3.2 Алгоритм деятельности педагога по развитию умений смыслового чтения на занятии 3.3.3 Приемы и инструменты организации деятельности обучающихся как условия достижения метапредметных результатов Задание 1:  Определите действия педагога на каждом из этапов  современного урока (выполните поэтапно следующие действия):  А) Опишите алгоритм деятельности педагога на каждом этапе.  Б) Подберите приемы и инструменты организации деятельности на каждом этапе.  В) Опишите формируемые умения.
Этапы урока Алгоритм деятельности педагога
Мотивационно-целевой Задача: Организовать процесс выращивания целей обучающихся А) актуализация знаний Б) целеполагание 1. Ввести обучающихся в противоречие через проблемное задание. 2. Вывести на осознание обучающимися причины затруднений. 3. Помочь обучающимся зафиксировать свою проблему. 4.  Организовать переформулирование проблемы в цель. 5. Обсудить с обучающимися план действий по достижению цели. 6. Организовать прогнозирование обучающимися результата деятельности (что мне это даст для дальнейшего обучения или жизнедеятельности), осознание обучающимися значимости полученного знания, приобретенного умения. 7.Определить с обучающимися критерии успешности достижения цели.
Содержательно-процессу-альный Задача: Создать условия для освоения новых знаний и новых способов деятельности   А) изучение нового материала Б) применение знаний В)контроль 1. Организовать самостоятельное изучение нового материала или самостоятельный поиск решения проблемы: - предоставить обучающимся возможность использования различных источников информации; - обеспечить обучающихся инструментами познавательной деятельности. 2. Организовать обсуждение результатов деятельности обучающихся 3. Организовать контроль/ взаимоконтроль для определения уровня достижения цели занятия и фиксацию результата деятельности, достигнутого каждым обучающимся
Рефлексивно-оценочный этап Задача: Создать условия для определения причин своих успехов и неудач и обеспечить выход на новую цель деятельности   1. Обеспечить возможность установления соответствия/ несоответствия полученных результатов поставленной цели 2. Организовать работу по выявлению причин затруднений /достижений 3. Организовать рефлексию уровня освоения нового способа деятельности Организовать самооценку индивидуального вклада каждого в работу пары/микрогруппы
  Педагоги определяют алгоритм деятельности педагога по трем основным этапам. Деление на шесть этапов нецелесообразно, потому что в дальнейшем будут трудности с описанием инструментов деятельности.   Это задание выполняется поэтапно: 1. Алгоритм деятельности педагога. 2. Приемы и инструменты организации деятельности обучающихся: 3. Формируемые метапредметные умения В рабочей тетради второй, а также третий и четвертый раздел таблицы не заполнены. Полностью материал таблицы имеется в папке к теме №4 кейса №3. После каждого задания необходим подробный анализ приемов, пооперационного формирования умения.
Обсуждение результатов работы микрогрупп по разработке требований к уроку Коллективная экспертиза работы микрогрупп. Методика «SWOT -анализ»
Сильные стороны проекта Слабые стороны проекта
   

Результат работы группы: проект требований к уроку на определенном этапе с позиций развития  метапредметных умений.

После выступления каждой команды предлагается всем назвать сначала сильные стороны проекта, затем, по второму кругу, слабые стороны. Если не хватает времени спросить каждого, можно предложить высказаться некоторых. Высказывания должны быть краткими, конкретными.
Анализ занятия с позиций развития метапредметных умений и связанных с ними умений смыслового чтения. Задание 2: Посмотрите видеоурок и определите, какие умения смыслового чтения на нем развиваются, и какие способы для этого использует учитель. Используйте для этого материал для наблюдения.  
Этапы урока Способы учителя Формируемые умения
     
     
     
     
Для просмотра можно использовать запись видеоурока из кейса 3 к теме 4. Можно также предложить проект урока. При анализе предложите слушателям обратить внимание на источники и инструменты, которые использует учитель.
3.4.4.Актуальные проблемы в работе учителя по развитию умений смыслового чтения.  

Задание 3: Сформулируйте проблемы, с которыми Вы столкнулись в ходе работы по развитию умений смыслового чтения у учащихся. Определите для себя проблемные вопросы, на которые Вам необходимо разрешить в процессе самообразования или корпоративного обучения. Проранжируйте их.

1.

2.

3.

И т.д.

Определите их значимость и возможность достижения их решения:

  Очень важные Важные Не важные Затрудняюсь ответить
Трудно достижимые        
Легко достижимые        
Не достижимые        
Затрудняюсь ответить        

 

 

На данном этапе необходимо выявить проблемы на проблемы в собственной деятельности педагогов, помочь им определить направления своего самообразования, наметить вопросы, необходимые для дальнейшего обучения в рамках корпоративного обучения и адресного методического сопровождения педагогов.
Рефлексия Просмотрите рабочую тетрадь курса, оцените свои достижения по освоению способов формирования у учащихся умений смыслового чтения. Прием «Лестница успеха». Запишите последовательно шаги, которые позволили Вам добиться цели Участники корректируют свою позицию в контексте стратегий смыслового чтения. Необходимо подвести педагогов к анализу своей деятельности в ходе занятия и составить перечень шагов и их результативность

 

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.— (Стандарты второго поколения)

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост.Е. С. Савинов]  М.: Просвещение, 2011.  342 c.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.

6. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

7. Граник, Г. Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

8. Игорь Загашев, Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы «ИДЕАЛ», «Фишбон» и «Мозаика проблем», Режим доступа: http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm

9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.  М.: Просвещение, 1012. 47 с.

10. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова.  М.: Просвещение, 1012. 222 с.

11.   Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н.Сметанникова. — М.: 2011. – 128 с.

12. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителя общеобразовательных учреждений/ [Т.Г.Галактионова, Е.И.Казакова, М.И.Гринева и др.].  М.: Просвещение, 2011. 88 с.

13. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения учащихся основной школы средствами метапредметного курса «Стратегии смыслового чтения»// Методические рекомендации «Достижение метапредметных результатов через проектирование, разработку и реализацию междисциплинарных программ» / КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014- 150 с.

14.  Фисенко Т.И. Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события. Методическое пособие// КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014 – 84 с.

15. Фисенко Т.И. Как помочь ученику стать успешным. Методическое пособие «Подарите ребенку успех». КГБОУ ДПО ХКИРО, 2015 – 29 с.

16. Фисенко Т.И. Обучаем смысловому чтению. Методическое пособие// КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014- 140 с.

17. Фисенко Т.И. Способы формирования понятийного аппарата школьников как ключевого компонента познавательной деятельности: Учебно-методическое пособие для учителя для учителя / Автор - сост. Фисенко Т.И./ – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. – 60 с.

18. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35 aa1.html/.

 

Ссылки на Интернет-ресурсы

1. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах - http://www.kreativ-didaktika.ru/

2. Чепурыгина Н. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».- http:// u.calameo.com/read/000995024d44903df66f7

3. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-smyslovogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya#ixzz4F3w3EeNf

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.007 с.)