Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки»
№
| Раздел (тема)
| Основное содержание темы
| Дидактические
ресурсы
| Форма
проведения
занятия
| Продукт
(результат)
| Часы
| 1
| Смысловое чтение как технология успешного учения:
| Понятие «Смысловое чтение». Цели и ценности смыслового чтения. Признаки смыслового чтения. Составные элементы смыслового чтения. Пути развития навыков смыслового чтения.
| Кейс 3.1
Рабочая тетрадь модуля 3 Презентация
Статьи
| Анализ документов (ФГОС НОО, ООО)
| Таблица преемственности в развитии смыслового чтения от начальной школы до старшей школы.
| 4
| 2
| Стратегии смыслового чтения
| Виды чтения: ознакомительное, изучающее, критическое (оценочное) чтение. Способы чтения: аналитический, синтетический, критический. Стратегии оценки информации: техники критического чтения.
| Кейс 3.2
Рабочая тетрадь модуля 3 Презентация
Статьи
Видеоурок
| Практикум
| Логико-смысловая модель «Стратегии смыслового чтения»
| 4
| 3
| Техники преобразование и интерпретация информации
| Способы развития умения работать с понятием. Общая схема построения определения понятий. Логико-смысловые конструкторы интерпретации и представления информации
| Кейс 3.3
Рабочая тетрадь модуля 3
Презентация
Статьи
| Технологический тренинг
| Конструктор интерактивных приёмов с позиции развития смыслового чтения
| 4
| 4
| Требования к занятию, развивающему метапредметные умения
| Особенности проектирования и дидактического анализа занятия, реализующего задачи междисциплинарной программы «Смысловое чтение». Механизмы оценки уровня владения навыками смыслового чтения.
| Кейс.3.4 Рабочая тетрадь модуля 3
Презентация
Видеоурок
Статьи
Проект урока
| Разработческая мастерская
| Рекомендации к уроку, формирующему метапредметные умения
Проект занятия или его фрагмента.
| 4
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ МОДУЛЯ 3
Занятие 3.1. Смысловое чтение как технология успешного учения
Цель: слушательнаучится выделять содержание требований к смысловому чтению для основной школы и определять преемственность с начальной и старшей школой.
Планируемый результат (продукт): Сравнительная таблица преемственности в развитии метапредметных результатов от начальной школы до старшей школы.
Время на проведение: 4 часа
Содержание кейса к теме 3.1.
1. Электронные материалы по теме занятия «ФГОС ООО» и «ФГОС НОО»
2. Рабочая тетрадь. Фисенко Т.И. «Модуль 3»
3. Презентация Фисенко Т.И. «Смысловое чтение»
4. Электронная версия. Фисенко Т.И. Обучаем смысловому чтению. Методическое пособие// КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014- 140 с.
5. Междисциплинарная программа ФГОС ООО «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Смысловые
блоки
| Содержание деятельности
| Рекомендации
к проведению занятия
| Понятие «смысловое чтение» в документах ФГОС ОО.
| Вступительное слово модератора: ФГОС и стратегия смыслового чтения. В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом
Беседа по вопросам:
Что мы знаем о чтении?
Что значит уметь читать?
С какой целью люди читают?
Какие способности помогают человеку достичь основной цели чтения, т.е. извлечь смысл из читаемого текста?
Задание 1:
Запишите в скобках после выделенных слов названия печатных изданий, которые вы читаете, чтобы достичь той или иной цели. Читать, чтобы:
получать знания,
научиться что-то делать,
получать удовольствие.
Задание 2: Изучите определения понятия «смысловое чтение», представленное в следующих документах: ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО, выделенные в таблице 1. Назовите причину установленных различий.
На отдельном листе с помощью цветного кластера составьте схему понятия смыслового чтения.
| Во вступительном слове рекомендуется обозначить проблему, не характеризуя ее.
В беседе выявляется понимание проблем подготовке учителя-предметника к изменению своей деятельности в связи с появлением требований к метапредметным результатам. Неоднозначность ответов слушателей выведет их на необходимость уточнить понятие «смысловое чтение» и осуществить запрос целей своего обучения на данном занятии.
Далее предлагается начать работу с материалами рабочей тетради (стр. 5) и презентаций кейса 3.1.
Результаты своего понимания слушатели отразят в кластере.
| Состав умений смыслового чтения и преемственность в их развитии учащимися различных ступеней общего образования.
| Работа в рабочей тетради с материалами таблицы.
Задание №3: Используя содержание «Сравнительной таблицы метапредметных результатов ФГОС НОО и ФГОС ООО», представленной в рабочей тетради к данному занятию, установите преемственность в развитии умений смыслового чтения, выявив траектории развития умений и отразите это в кластер по следующим направлениям:
Как Вы думаете, где и когда Вам могут понадобиться результаты этой работы?
|
Необходимо организовать работу с материалами кейса 3.1 (стр. 6-10) по анализу сравнительной таблицы. Предложить учителям в парах обсудить возможные изменения подготовленного кластера в задании 2.
| Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на ступени основного общего образования.
| Работа в рабочей тетради
Задание 4: Познакомьтесь с содержанием пособия «Обучаем смысловому чтению» на предмет изучения программы и возможного использования ее как основы для разработки программы своего образовательного учреждения. Проанализируйте программу с помощью приема «ПМИ». Заполните таблицу в рабочей тетради.
Обсуждение результатов анализа.
Итоговое задание по занятию №1.
Достижение метапредметных результатов ФГОС ООО осуществляется не только через надпредметные курсы, но и через учебные курсы всех предметов. Основания для такой работы обозначены в примерных программах по учебным предметам.
Найдите в программе по вашему предмету перечень метапредметных результатов в основной школе, выберете из них умения смыслового чтения и расположите их в правой части таблицы 2 «Метапредметные результаты изучения предмета в основной школе» в соответствии с записями в левой части таблицы.
Сделайте вывод о полноте и характере умений смыслового чтения, зафиксированным в учебной программе, и выскажите свои суждения о возможных причинах выделения именно такого набора для данного предмета.
| В качестве раздаточного материала используйте электронную версию пособия «Обучаем смысловому чтению» ХК ИРО.
Прием «ПМИ» позволит в группах выделить плюсы, минусы и интересные возможности организации в школе междисциплинарного курса.
Обсудите результаты работы в группе, по ходу презентации групп зафиксируйте их на общегрупповом стенде (доске). Предложите сделать вывод о возможностях создания таких курсов, высказать свои пожелания.
| Рефлексия
| Прием «Бортовой журнал»
Что происходило сегодня на «борту нашего судна»? Составьте перечень своих шагов и перечень приобретенных знаний, умений.
| Необходимо подвести учителя к анализу своей деятельности в ходе занятия и составить перечень шагов и показатель их результативности
|
|